Программа дополнительного образования коррекции речи и движений детей 5 – 7 лет "Речецветик"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольно образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 77"
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Речецветик»
Пояснительная записка
В последние годы отмечается количество детей, имеющих правильно сформированную речь.
Формирование правильной речи – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Материал, который используется на занятиях кружковой работы, тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи. Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Сочетание речи и движений под музыку является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
В основу этих занятий положен метод фонетический ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В планировании логоритмических занятий я использовала принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (время года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий разнообразная: сказочный сюжет, воображаемая экскурсия или путешествие, фольклорные источники, сюжетные или дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз).
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом. Такое расположение даёт детям возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
На занятиях используется техника логоритмической гимнастики (по книге Т.В. Буденной «Логоритмическая гимнастика).
Последовательность ознакомления со звуками соответствует рекомендациям Г.А.Каше по проведению занятий в ДОУ компенсирующем виде
При выборе данного направления работы педагогический коллектив МДОУ № 77 исходил из:
· объективной потребности коррекции речи и движений у детей с нарушениями речи;
· социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
· реальных возможностей и условий дошкольного учреждения.
Цель программы – коррекция речи и движений в условиях детского сада у детей с незначительными нарушениями речи. Всестороннее развитие личности ребёнка.
Задачи программы:
· уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
· развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
· расширение лексического запаса;
· развитие слухового внимания и зрительной памяти;
· совершенствование общей и мелкой моторики рук;
· выработка чётких координированных движений во взаимосвязью с речью;
· развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Учебная программа рассчитана на 36 часов.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.
Продолжительность одного занятия 25 мин. Общее количество учебных занятий в год 36.
При изучении курса прослеживается тесная связь:
· физического движения с общим психическим развитием;
· точного (мелкого) движения развитием речемыслительных центров;
· целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом.
Распределение часов:
36 часов в год – 1 час в неделю:
· динамические упражнения – 10 часов;
· дыхательная гимнастика – 2 часа;
· музыкальное воспитание – 10 часов;
· пальчиковая гимнастика – 6 часов;
· массаж – 2 часа;
· мимические упражнения – 4 часа;
· подвижные игры – 2 часа.
Содержание программы
I. Музыкальное воспитание.
Для того, чтобы дети с нарушением речи и движений преодолели и справились со своими недостатками необходимо научить ребёнка основным движениям под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением. Обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах – тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.
Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Таким образом, сочетание речи и движений под музыку является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
II. Развитие речи.
Для развития чёткой, ясной дикции проводится работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием чистоговорок, скороговорок, потешек, артикуляционной гимнастики, мимической гимнастики, массажа, пальчиковой гимнастики.
III.Ознакомление с художественной литературой.
Воспитывать интерес к художественной литературе. Знакомство с литературными произведениями. Для того чтобы заинтересовать детей, педагог на занятиях использует художественное слово. Дети проговаривают, заучивают различные стихотворения, потешки, пословицы, поговорки, а также знакомятся, пересказывают сказки, рассказы.
IV.Ознакомление с окружающим.
Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями. Это способствует расширению кругозора и закреплению лексических тем, предложенных логопедом для логопедических занятий.
V.Изобразительная деятельноcть.
Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями к сказкам, стихам, рассказам. Педагог развивает у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, предметов народно прикладного искусства, а также творческие способности. При использовании на занятиях элементов изобразительной деятельности дети закрепляю технические приёмы и навыки различных способов изображения.
Основные требования к уровню подготовки детей
В результате изучения программы «Речецветик» дошкольник должен знать:
· гласные и согласные буквы;
· понятия звука и буквы;
· понятия «слога», «слова», «Предложения;
· понятия «песня», «танец», «марш»;
· основные танцевальные движения.
Кроме того, дошкольник должен уметь:
· правильно пользоваться артикуляционным аппаратом;
· различать и дифференцировать звуки;
· различать звуки на слух;
· соотносить движения с речью;
· соотносить движения с музыкой;
· пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
В конце года выявляем уровень индивидуальной подготовки детей старшего возраста по следующим параметрам:
· умение принять цель;
· умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
· сформированность чётких координированных движений во взаимосвязью с речью;
· творческий характер деятельность.
Низкий уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.
Средний уровень: самостоятельность, результат высокий, но без новизны, недостаточные умения.
Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества.
Учебно - тематический план работы в логопедической группе
Речецветик
Месяц | № п/п | Тема | Литература | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь
| 1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4. | Прогулка в осеннем лесу. | М.Ю. Картушина с. 7 | Учить детей делать массаж лица. Закреплять элементы пальчиковой гимнастики и умение выполнять дыхательное упражнение. Расширять знания о золотой осени. | Осенние листья; иллюстрации – птички, филин, Зайчик с барабаном, ёжик, малина; бубен. |
Колобок – колючий ёж. | М.Ю. Картушина с. 11 | Учить детей делать массаж биологически активных зон, выполнять логопедическую гимнастику. Закреплять умение выполнять дыхательное упражнения. Воспитывать интерес к творчеству В. Бианки, ск. «Колобок – колючий ёж. | Игрушки – бабушка, дедушка, заяц, волк, мишка, лисичка, лягушка, ёжик. | ||
Земляничка. | М.Ю. Картушина с.15 | Учить детей делать массаж тела, выполнять логопедическую гимнас- тику. Закреплять умение соотносить движения с текстом. Расширять знания об осеннем лесе. | Бутафорская ягода – земляника; игрушки – птичка, мышка, лягушка, ёжик, зонт; красные пла | ||
Мишкина малина.
|
М.Ю. Картушина с.19 |
Учить детей выполнять мимические упражнения. Закреплять умение выполнять динамические, дыхательные упражнения. Воспитывать интерес к творчеству В. Степанова «Мишкина малина» |
Осенние листья; игрушки – мишка с корзинкой ягод, лиса с лукошком, заяц с кузовком, ёжик с глиняным горшочком, крот с кружкой, ,утка с ведёрком; иллюстрация тучи. | ||
Октябрь
| Полная корзина | М.Ю. Картушина с. 23 | Учить делать массаж лица. Закреплять выполнение динамических и дыхательных упражнений. Развивать интерес к творчеству В Берестова «Корзинка». | Корзина с подснежниками, крапива, фиалка, ландыш, ромашка, земляника, грибок, гриб – боровик, рябина, кленовый лист; маска волка. | |
Осенняя ярмарка
| М.Ю. Картушина с. 27
| Учить детей делать массаж спины, упражнение на релаксацию. Закреплять умение выполнять мимические упражнения. Закреплять знания об осенних овощах и фруктах | Солнышко на палочке; муляжи – морковь, арбуз, помидор, подсолнух, огурец, капуста; маска мышки; мячик. | ||
Сундучок осени
| М.Ю. Картушина с. 31
| Учить детей делать массаж носа, гимнастику для глаз. Закреплять умение выполнять мимическую, логопедическую гимнастику. Расширять знания об осени. | Сундучок с осенними подарками – бочонок мёда, капуста, морковь, веточка с ягодами рябины, цветные платочки, яблоко, банан, гриб, орехи; игрушки – медведь, заяц, лиса, ёжик, волк, белка. | ||
Кто как готовится к зиме | М.Ю. Картушина С. 35 | Учить детей делать упражнение на релаксацию. Закреплять умение играть в пальчиковые, подвижные игры. Расширять знания о подготов- ке зверей к зиме. | Игрушки – лиса, медведь, белка, оса, бобр, валенки, чашка с блюдцем, рукавички, дрова, грибок, орешки; маска ёжика. | ||
Ноябрь
| 1.
2.
3.
4. | Почему медведь зимой спит?
Магазин игрушек.
Городок игрушек.
Поиграем в поезд.
|
М.Ю. Картушина с. 39 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Закреплять знания о поздней осени, о том, как звери готовятся к зиме. Расширять знания о медведе. | Игрушки – мишка, зайчик, ёжик, белка, кот с удочкой, лиса , курица, собака, рыбка; муляжи – овощей;; тканевые следы. |
М.Ю. Картушина с. 43 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять зна- ния о разнообразии игрушек.. | Игрушки – солдатика, машины, зайчик с бараба- ном, мишка, утята, матрёшка, кукла, мячик, паровоз; чемодан доктора, школьная доска. | |||
М.Ю. Картушина с. 48 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к игрушкам. | Игрушки – матрёшки, баран, Чебурашка, солдатики, кот, воздушный шар, петрушка, лошадка, обезьяна, кукла, мишка, волчок, часы, паровоз. Погремушки. | |||
М.Ю. Картушина с. 53 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять зна- ния о поездах. Воспитывать интерес к творчеству А. Краснобаева «Поиграем». | Игрушки – паровоз, кошка, слон, кукла, самолёт, Ванька – встанька, неваляшка – снеговик, кубики, погремушки. | |||
Декабрь
|
1.
2.
3.
4.
|
Снежная баба.
Два мороза.
Новоселье.
Новогодний поезд. |
М.Ю. Картушина с.56
М.Ю. Картушина . с. 60 |
Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания о зиме.
Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к ск. «Два мороза» |
\Снежинки на ниточках, неваляшка-снеговик, нарисованные снеговики с лицами, выражающими различные эмоции.. Игрушки – Мороз – Красный, Синий Нос, лиса, волк, зайчик, снегирь, белка, мишка, морковка, маска лисы, шапки Морозов – красного и синего носа.
|
М.Ю. Картушина с. 64 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Координировать слова с движениями. Развивать творческие способности детей. | Игрушки – сорока, мишка, дом, самолёт, слон, зайчик, кукла, петух, матрёшка, Петрушка, ёлочка; иллюстрации – кукла, мишка, Петрушка; бубен; деревянные ложки и треугольники для оркестра, погремушки. | |||
М.Ю. Картушина c.68 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания детей о новогодних праздниках. | Фланелеграф; картинки для фланелеграфа – паровоз с Дедом Морозом – машинистом, вагоны с ёлочкой, муз. инструментами и пассажирами: белкой, зайцем, кошкой, петухом, мишкой; бумажные ёлочки . | |||
Январь | 1.
2.
3.
3 .
4. | Зимняя царица.
Кошкин дом.
У кошки новоселье.
Мы – строители. | М.Ю. Картушина с.72 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес детей к зимней природе. | Иллюстрации деревьев – тополь, берёза, ёлка, дуб, орешник, рябина; бутафорские кисть рябины и веточка дуба с желудем; ёлочки на палочке. |
М.Ю. Картушина с. 77 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к худ. лит.ск. «Кошкин дом». | Игрушки – кошка, цыплята, петух, курочка, селезень, утка, корова, чёрный кот, домик; барабан, бубен. | |||
М.Ю. Картушина с. 81 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания детей о кошках. | Игрушки – кошка, мяч, лошадка, зайчик с барабаном, пчёлка, слон, козлик, мышка, воздушный шар. | |||
М.Ю. Картушина с. 88 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять зна- ния детей о строительных инструментах. | Игрушки – молоток, домик, зайчик, мишка, слон, кошка, пакет с игрушечным угощением, часы. | |||
Февраль | 1.
2.
3.
4. | Строим дом.
Кем быть?
Крокодил Гена идёт в армию.
Сказка о глупом мышонке. | М.Ю. Картушина с. 93 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять зна- ния детей о строительстве зданий. | Иллюстрации машин – экскаватор, самосвал; игрушки – молоток, пила, малярная кисть, домик, собака, утёнок, козлёнок, слонёнок, гусёнок, домик; обручи. |
М.Ю. Картушина с. 98 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания детей о профессиях. Воспитывать интерес к творчеству В. Маяковского «Кем быть?» | Иллюстрации – шофёр, дворник, охранник, сапожник, лётчик, гимнаст, врач, почтальон, строитель…; бубен; маска коршуна. | |||
М.Ю. Картушина с. 104 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания детей о военной технике.
| Крокодил Гена; письмо для Гены; иллюстрации – ружьё, вертолёт, танк, корабль, самолёт, барабан; 4 флажка – жёлтый, зелёный, красный, синий; барабан. | |||
М.Ю. Картушина с.109 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к творчеству С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». | Иллюстрации к сказке – мышонок, мышка-мама, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка; маски коршуна и курицы. | |||
Март | 1.
2.
3.
4. | Сказка об умном мышонке
Пироги пекла лиса.
Весёлые музыканты.
Кто где живёт. | М.Ю. Картушина с. 115 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к сказкам С. Маршака. | Иллюстрации к сказке; колокольчик, платок; маски кошки, мышонка, совы. |
М.Ю. Картушина с.122 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к стихотворениям В. Степанова «Пироги пекла лиса». | Игрушки – лиса, мышь, заяц, белка, синица, ёж, волк, пчела, утка, сова, медведь, пирожки для зверей. | |||
М.Ю. Картушина с. 127 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания о муз. инструментах. Учить ими пользоваться. | Детские муз инструменты; игрушки – медведь, козлик, лягушка, заяц, овечка, петух, поросёнок, птичка; карточки с изображением муз. инструментов. | |||
М.Ю. Картушина с. 132 |
Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания о животных и их повадках. |
Иллюстрации – пёс в конуре, дятел, долбящий дупло, медведь в берлоге, лиса в норе, сорока в гнезде, цыплёнок у курицы под крылом. | |||
Апрель | 1.
2.
3.
4. | Зайкин день.
На лесном перекрёстке
Будем космонавтами.
Птицы.
| М.Ю. Картушина с. 138 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Закреплять знания детей о распорядке дня и его пользе. | Игрушки – заяц, сорока, утёнок; игруш. кропвать с постельными принадлеж.; душ, ванна, зубная щётка, мыло; накрытый стол; игрушечная одежда; книга со сказками. |
М.Ю. Картушина с.144 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Закреплять знания правил дорожного движения. | Игрушки – сорока, лиса, мишка, заяц, лягушка, кот-милиционер, мышонок; детские машины, велосипед, самокат; бубен; 3 круга – красный, жёлтый, зелёный; колечки. | |||
М.Ю. Картушина с. 149 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять элементарные знания о космосе. | Иллюстрация звездолёта; игрушки – мишка, зайчик, мышка, матрёшка, лиса; звёзды на палочке; маска кота. | |||
М.Ю. Картушина c. 154 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Расширять знания о птицах. | Иллюстрации – скворец, петух, утка, синица, кукушка, воробей, сова, дятел; колокольчики, треугольники; маска кота; кружки из клеёнки (скворечники) – на 2-3 меньше количества детей. | |||
Май
| 1.
2.
3.
4. | Находчивый Бобр
В гостях у лягушат.
Приключения Квака.
Муха – Цокотуха.
| М.Ю. Картушина c.161
| Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к творчеству В. Степанова «Находчивый бобр». | Иллюстрации – ёжик, лиса, зайчик, сорока, бобр на плоту, медведь. |
М.Ю. Картушина c.167
М.Ю. Картушина c.172
| Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к творчеству М. Каминской «В гостях у лягушат» Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к творчеству М. Каминской «Приключение Квака». | Городок из кубиков; игрушки – лягушки; иллюстрации – рак, жаба, дрозд.
Игрушки – лягушонок, корова, пчела, цапля, собачка; маска цапли; колокольчик, бубен. | |||
М.Ю. Картушина c.177 | Закреплять выполнение логоритми- ческих упражнений. Воспитывать интерес к ск. «Муха – Цокотуха». | Иллюстрации к сказке; изображения ромашки, Лютика и гвоздики; иллюстрации – облачко смеётся, облако плачет. |
Программа дополнительного образования по коррекции речевого развития и движений в МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 77»
«Речецветик»
Диагностика
ФИО | Использование артикуляцион. аппарата | Различение и дифференциац. звуков
| Соотношение движения с речью | Соотношение движения с музыкой | Развитие мелкой моторики рук | Основные Танцевальн. движения | Развитие творческого воображ-я | |||||||||||||||||
| Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
5 | . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
7 | . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Список литературы:
1. А.Е. Белая, В.Н. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» М., 2000.
2. О.С. Боромыкова «Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением» СПб., 1999.
3. Т.В. Буденная «Логоритмическая гимнастика» СПб., 1999.
4. Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика» М., 1997.
5. . М.Ю. Картушина «Логопедические занятия в детском саду».
6. Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение» СПб., 1997.
7. Рекомендации Г.А. Каше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна
Актуальность. В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г...
Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"
"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей
Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы, которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...
Публикация в журнале "Музыкальная палитра" № 3 2013г. в разделе "Коррекционная страничка". Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР. «Весёлые разминки»
Коррекционно – развивающие игры на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением для детей с ФФНР.«Весёлые разминки» ...
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
Консультация для педагогов «Речь и движение детей раннего возраста»
laquo;Речь - это способность выразить свои мысли!»...
Консультация "Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений детей с ОВЗ"
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда....