Проект "Речецветик" для детей с тяжелыми нарушениями речи
проект по логопедии по теме
В пректе отражен поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направленной на устранение речевой патологии. Содержит тематическое планирование, с использованием технологии моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechetsvetik.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 86»
ПРОЕКТ
Разработала:
Круглова Лариса Викторовна,
учитель - логопе
Проект
«Речецветик».
Проблема:
Увеличение в дошкольных учреждениях детей с тяжелой речевой патологией: общим недоразвитием речи 2 уровня (обусловленным как социально - педагогической запущенностью, так и органическими нарушениями – алалией, дизартрией, ринолалией), сопутствующей задержкой нервно – психического развития.
Идея:
Поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направленной на устранение речевой патологии.
По доминирующему методу: игровой.
По типу: коррекционно - развивающий
По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы в контакте с семьей, специалистами ДОУ.
По количеству участников: фронтальный.
Участники проекта: дети с общим недоразвитием речи 2 уровня; родители; педагогический коллектив: логопед, воспитатель, дефектолог.
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь 2011 - май 2012 г.
1 этап: Целеполагание.
Одной из самых актуальных проблем современной логопедии остается тяжелая форма детской речевой патологии, представляющая собой сложнейший комплекс языковых и неязыковых нарушений различной степени, как относительно элементарных, так и сложных психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. Это оказывает резко отрицательное воздействие не только на речевую коммуникацию развивающегося ребенка, но и на процесс его умственного развития и адаптацию в социуме. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно - логопедической работы достаточно актуальна. Для того чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с детьми оказалось достаточно зафиксированным, необходимо, чтобы оно была ориентирована на создание у детей с тяжелой речевой патологией тех «ключевых звеньев», которыми детерминируется развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются. К этим «звеньям» мы относим: а) развитие предикативной функции, б) овладение элементами грамматического строя, в) развитие связной речи. Основное внимание при этом уделяется семантической стороне речи, а не фонетической ее реализации, т. е. на первых этапах формирования речи мы допускаем неправильное произношение. Такая ориентировка опирается на закономерности развития речи в норме.
На наш взгляд, ребенок должен овладеть определенным кругом грамматических конструкций (синтаксических и морфологических), так как овладение всеми конструкциями сразу невозможно. Из конструкций, которыми располагает язык, должны быть отобраны: а) наиболее существенные в связи с работой по развитию предикативной функции речи; б) наиболее типичные для разговорной (диалогической) речи; в) наиболее часто в ней встречающиеся.
Основное внимание нужно уделить активизации слов речи, а для этого все те слова, которыми пользуется ребенок, и те слова, которыми он овладевает в процессе логопедической работы, полезно включать в те грамматические модели, которые у него сформировались. Эта работа, как показывают наблюдения, способствует активизации и словаря, и фразовой речи.
Метод наглядного моделирования является эффективным средством коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелой речевой патологией, поскольку мыслительные задачи у этих детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление и речь ребенка развивают с помощью специальных схем, алгоритмов, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Их легче объединять в «грамматические модели», которые должен усвоить ребенок. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, и способствует правильному восприятию окружающего мира, расширению запаса сведений, представлений, увеличению речевых возможностей. Работа по развитию связной речи детей с ОНР 2 уровня ведется по следующим направлениям: развитие понимания речи, формирование первых форм слов, двусоставного простого предложения, слоговой структуры слов, обогащение словарного запаса, а затем обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок и т. д. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, алгоритмы и схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления; развития всех компонентов речевой системы.
Цель: выявить возможности использования метода наглядного моделирования в коррекционно – логопедическом процессе для реализации комплекса воспитательных и образовательных задач и устранения общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать понимания речи (лексических значений, грамматических категорий);
- развивать психологическую базу речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций);
- обогащать словарь названиями предметов и признаков; содействовать усвоению подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений и т.п.
- способствовать формированию фразовой речи, практическому усвоению грамматических конструкций;
- развивать умения, необходимые для построения текста: умения вычленять и называть признаки объекта описания; умения перечислять признаки в определенной последовательности; умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст;
- формировать цельное представление о предметах, явлениях художественных произведений;
- способствовать умственному развитию детей, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления;
- Развивать коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
- использование метода наглядного моделирования будет способствовать формированию компонентов речевой системы: развитию фонематических процессов, грамматического строя, связной речи, обогащению словаря;
- интеграция деятельности сотрудников детского сада;
- эффективное взаимодействие с семьей;
- создание системы коррекционно – логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи с использованием моделирования;
- разработать тематическое планирование для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием наглядного моделирования;
- обогащение предметно – развивающей среды посредством авторских разработок дидактических игр и пособий с использованием наглядного моделирования
2 этап: Разработка проекта.
1. Выделение проблемы, определение цели проекта, его мотивации, прогнозирование результата.
2. Анализ существующего опыта и методической литературы по проблеме, создание условий для реализации проекта.
3. Планирование мероприятий с вовлечением детей, специалистов, родителей.
4. Мониторинг условий и результатов воспитания и развития ребенка.
5. Разработка системы коррекционных занятий с использованием предметного моделирования, предметно-схематических моделей, моделирование сказки или рассказа о природе.
6. Подведение итогов реализации проекта, разработка рекомендаций, консультаций для воспитателей и специалистов, родителей, определение перспектив дальнейшего развития.
3 этап: Реализация проекта.
(см. приложение)
Презентация проекта:
- распространение опыта работы на мастер - классе: «Наглядное моделирование - как метод коррекции и социализации детей дошкольного возраста с ОНР»
- открытое занятие «Дикие животные и их детеныши»;
Литература:
- Большева Т. В. «Учимся по сказке». Санкт- Петербург. « Детство-Пресс», 2001
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999.
- Венгер Л. А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
- Глинка Г.А. Учусь думать, правильно говорить, интересно рассказывать. М.; СП6., 2003.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2003.
- Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
- Климчук Н. И., Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.// Логопед. 2008. № 2.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СП6., 2001.
Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. СП6., 1998. - Логопед 2005, № 1
- Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М.,1996
- Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.- М.,1987
- Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Логопед | Воспитатель | Дефектолог | Взаимодействие с родителями |
Задачи Познакомить детей со знаковой символикой и внести ее в речевую деятельность; научить соотносить слово или выражение с изображением, наиболее подходящим по смыслу; развивать смысловую сторону речи, выделяя в предметах и объектах различные свойства и функции; познакомить с графической аналогией при составлении и зарисовке сказок; развивать способность к практическому и умственному моделированию, речевому планированию | Задачи Обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира; закреплять умения использовать модель в качестве плана при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, рассказывании сказок. | Задачи Развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление; использовать знаковую символику при пересказе, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формируя приемы работы с памятью; развивать у детей умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. | Задачи Повышать интерес родителей к коррекционно – логопедической работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений через консультации: «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказкой», «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию», «Использование фольклора в работе с детьми» |
Содержание деятельности Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием наглядного моделирования, схем, мнемотаблиц; Разработка системы занятий с применением данной технологии; Проведение консультаций для воспитателей, специалистов и родителей; Пополнение развивающей среды наглядными пособиями, схемами, алгоритмами. Консультирование и обучение педагогов по темам: «Использование наглядности для формирования связной речи», «Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми ОНР», «Использование символов в работе над звуками». | Содержание деятельности Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи; Заучивание стихотворений с помощью схем; Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, алгоритмами последовательности описания предметов и явлений; | Содержание деятельности Использование на фронтальных и индивидуальных занятиях приемов мнемотехники направленных на развитие памяти и мышления; организация проведение дидактических игр с использованием моделирования; Изготовление дидактических пособий и игр; | Содержание деятельности Применение данных рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам. |
Работа с детьми - Обучение детей пересказу методом моделирования сказок (выкладывание цепочки модели сказки) «Теремок», «Курочка ряба», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка». - Заучивание стихотворений «Весна», «Зимнее развлечение», «Хлеб» и т.д., пословиц и поговорок; - Обучение составлению рассказов по модели: «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Посуда» (по другим лексическим темам); - Работа с моделями слов – существительных, слов – глаголов, слов – прилагательных для составления простых предложений; - Игры с использованием наглядных моделей, алгоритмов, схем: «Где, чей домик?», «Найди отличия» | Работа с детьми - Заучивание стихов и потешек (с использованием картинок – символов): «Солнышко», «Птичка», - Рассказывание русских народных сказок по моделям: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок» и др. - Составление рассказов: «Как поссорились март и апрель», - Использование моделей в трудовой деятельности (алгоритм последовательности трудовых действий); - Приготовление салатов, печенья и др. по алгоритму; - Зарисовка наблюдений, опытов с помощью моделей; - Проведение режимных моментов; | Работа с детьми - Изображение животных, людей, предметов с помощью геометрических фигур: игры «Что в круге?», «На что похоже?» «Назови предмет», «Что это означает?» - Пересказ сказок: «Лиса и кувшин», «Четыре желания», «Про снежный колобок»; - Проведение игр на развитие памяти, мышления с опорой на схемы, модели: «Заполни квадрат»; - Логические цепочки «Бусы для новогодней елки», «Веселый поезд», «Огоньки» | Работа с детьми - Повторение стихотворений по знакомым моделям; - Зарисовка сказок с помощью схем, моделей; - Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; |
Тематическое планирование коррекционно – логопедической работы с использованием моделирования для детей, имеющих тяжелые нарушения речи
№ | Темы | Развития понимания речи | Развитие активной речи, совершенство-вание словаря, грамма-тически правильной и связной речи | Развитие слоговой структуры | Развитие слухового восприятия, фонематического слуха | Развитие дыхания, артику-ляционной моторики, голоса | Развитие мелкой и общей моторики | Модели, схемы, алгоритмы |
1. | Игрушки | «Поручение» №1,18; «Поиграем с игрушкой»; «Рассматривание предметных картинок» № 1, 20; «Найди другую» №1,; «Какая игрушка тебе нравится» № 1, 23; | «Один – много» № 1, 40; «Чего не стало?» №1, 40; Д/игра «Найди подходящую картинку» №2, 14; Д/игра «Чудесный мешочек» №2, 15; Игра «Что пропало?» №2, 17; Заучивание стихов А. Барто «Игрушки» №2, 20; «Выбери игрушку» №4, 147; | «Постучим, похлопаем, скажем правильно» №1, 37; Заучивание потешки «Би – би – би» №3, 26; | Игра «Что звучало?» №2, 17; «Где Звенит?» №6, 27; | Дыхат. упражн. «Ветерок» №2, 17; «Труба» №4, 132; | Игра с речевым сопровождением «Мы ногами топаем» №2, 15; Упражнение «Сложи мячик» № 2, 16; Подвижная игра «Лошадка», «Мячик» №5; | Рассказывание по модели «Игрушки» |
2. | Части тела | «Давай умоемся» №1, 20; «Покажи у себя» №2, 30; Выполнение словесных инструкций «Покажи, что назову» №2, 30, 32; | «Мой, моя, мои, мое» № 1, 41; Игра «Один – много» №2, 31; Д/игра «Что забыл нарисовать художник» №2, 32; Д/игра «Мама и сынок» №2, 33; | Заучивание потешки «Мы ручками похлопаем» №3, 30; | Игра «Слушай и выполняй» №2, 33; | «Подуем на плечо» №4, 132; | Игра с речевым сопровождением «Водичка, водичка» №2, 30; Пальчиковая гимнастика «Ладошки» №2, 30; Пальчиковая гимнастика «Маленькие ножки» №2, 33; | Алгоритм режимного момента «Умывание» |
3. | Овощи | «Узнай и назови овощи» №1, 23; «Чего не стало» № 1, 23; «Рассматривание картины «В огороде» № 1, 32; | «Какой, какая, какие, какое» №1, 41; Сказка «Репка» №1, 44; №2, 18; Д/игра «Чудесный мешочек» №2, 20; Д/игра «Два зайца» №2, 21; | Заучивание потешки «Ахи – ахи – ахи – ох!» №3, 26; | Игра «Солнышко – дождик» №2, 18; | «Потянем ниточки» №2, 21; | Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» №2, 19; «Варим щи» №2, 21; Складывание картинок из двух частей №2, 19; Координация речи с движением «Урожай» № 5; | Рассказывание по модели «Овощи» |
4. | Фрукты | «В саду»; «Чего не стало» № 1, 31; «Рассматривание картины «В саду» № 1, 31; | «Подбери картинку к предмету» №2, 22; Упражнение «Назови какой» №2, 23; «Вспомни, что положили в мешочек» №2, 23; Д/игра «Угадай фрукт по вкусу» №2, 24; «Один – много» №2, 24; «Большое – маленькое» №2, 24; | Выполнение детьми словесных инструкций №2, 24; | Дыхательное упражнение «Узнай фрукт» №6, 59; Упражнение «Лесенка» № 6; | Игра с речевым сопровождением «Яблочко» №2, 22; Складывание картинок из двух частей «Фрукты» №2, 22; Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» №2, 23; | Рассказывание по модели «Фрукты» | |
5. | Во саду ли, в огороде | «В саду и огороде» № 1, 32; «Выбери предметы желтого цвета» №2, 28; | Рассматривание картинок «Огород», «В саду» №2, 27; Д/игра «Овощ или фрукт» №2, 26; «В борщ или в компот» №2, 27; «Какой формы» №2, 27; | Дых.упр. «Ароматная груша» №2, 29; Игра «Пузырь» №2, 29; мимические упражнения «Кислый лимон» №2, 29; | Игра «Соберем урожай» №2, 28; Пальчиковая гимнастика «варим щи», «Компот» №2, 29; | |||
6. | Дерево (признаки осени) | «Куда села бабочка» №1, 33 | Рассматривание картинки «Осень» №2, 38; Д/игра «Волшебные часы» №2, 39; «Назови одним словом» №2, 41; «Беседа об осенней одежде людей» №2, 40; | Заучивание потешки «У леса на опушке» №3, 27; | «Найди свой листок» №2, 38; «Путешествие в осенний лес» (звуки природы) | Дыхат. гимнастика №2, 40; | Конструирование модели «Дерево» №2, 38; Пальчиковая гимнастика «Листья кленовые, листья дубовые» №2, 39; «Вот деревья, вот кусты» №2, 24; Коллективное складывание мозайки «Осень» №2, 40; | Рассматривание дерева по модели |
7. | Дома | Д/игра «Один – много» №2, 42; «Закрой окошко», «Кошкин дом» № 2, 43; «Низкий – высокий» №2, 44; «Найди свой домик» №2, 45; | Заучивание потешки «Дон – дон!» №3, 26; «Доскажи словечко» №3, 37; | Игра «Кот и мыши» №2, 43; | «Дует сильный ветерок» № 2, 42; «Приятный запах» №2, 44; «Дом маленький, дом большой» №4, 133; | Д/игра «Собери картинку» №2, 42; Пальчиковая гимнастика «Строим дом» №2, 42; «Дом» с муз. сопровождением Конструирование модели «Домик» №2, 42; | Заучивание стихотворения по модели «Дома мышка, дома зайка»; Рассказывание сказки по модели «Теремок» | |
8. | Одежда. Обувь | «Одежда. Обувь. Головные уборы» № 1, 25; «Чего не стало?» №1, 26; Различать названия действий, противоположных по значению» №4, 154; | «Назови ласково» Д/игра «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается» №2, 34; «Какую одежду я спрятала» №2, 34; «Надену дома, надену на улицу» №2, 35; Различение понятий «Одежда» и «Обувь» №2, 35; «На что наденем?» №2, 37; | Заучивание стихотворения «Наша Маша маленька» №5; | Игра «Да – нет» №2, 37; | Игра с речевым сопровождением «По дорожке Валя шла» №2, 35; «Мы платочки постираем» №2, 36; Игра «Матрешка» № 2, 37; | Рассказывание по модели «Одежда» «Обувь» | |
9. | Семья | «Рассматривание картинок из серии «Хорошо – плохо» № 1, 22; «Семья. Люди» № 1, 24; «Вот люди спят» №1, 24 | «Предложения – по картинкам» №1, 40; «Кто пришел и кто ушел?» №1, 42; «Кому»№ 1, 42; «Чем»; Сказка «Курочка ряба» №1, 44; «Кого нет дома», «Назови ласково» №2, 47; Пересказ «Олина кукла» №2, 49; | Заучивание потешки «Кукла, куколка, бай-бай!» №3, 31; | Игра «Помогаю маме» №2, 48; | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» №2, 46; | Рассказывание сказки «Курочка – Ряба» по модели | |
10. | Чайная посуда | «Посуда» №1, 26; | «Назови ласково»№1, Д/игра «Что можно пить из чашки?» №2, 50; Рассматривание картинки «Чайная посуда»; «Что я убрала», «Большое – маленькое» (с мячом), «найди пару» №2, 50; «Угостим куклу Катю чаем» №2, 52; «Раздай правильно» №4, 148; | Игра «Телеграф» | Игра «У белочки в гостях» №6, 176; | Дыхательное упражнение «Подуем на чай» №6, 182; | Пальчиковая гимнастика «Пирожок» № 2, 51; «Помощники» №5; Координация речи с движением «Посуда» № 5; Игра «Разбитая чашка» №6, 180; «А у меня есть чашка» с музыкальным сопровождением; | Рассказывание по модели «Посуда» |
11 | Зима. Зимняя одежда. | «Рассматривание картинок» из серии «Времена года» №1, 32; | Рассматривание картины «Зима» №2, 58; Д/игра «Выбери зимнюю картинку», «Одеваем Филю», «Забывчивый Филя» №2, 58; Пересказ текста с опорой на картинки №2, 61; | Заучивание рифмовки №2, 60; Заучивание стихотворения «Первый снег» №5; | «Смотри, не ошибись» №2, 58; | Дыхательное упражнение «Погреем ручки» №2, 58; «Покажем как холодно зимой» №2, 59; «Прокати снежный ком» №2, 60; | Пальчиковая гимнастика «Снежок» №5; Игра с движением: «Мы погреемся немножко» №2, 59; Игра с имитацией движений «Одеваемся на улицу» №2, 60; | Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Зима» |
Мебель | «Устроим кукле комнату» №1, 26; «Поручения» №2, 54; | «Кукла Катя переехала на новую квартиру» №2, 54; Д/игра «Большое – маленькое», «Что убрали» №2, 54; «Научите Хрюшу» №2, 57; | Слушание стихотворения «Много мебели» №2, 54; Упражнение «Будь внимательным» №6; | Пальчиковая гимнастика «Стол» №2, 55; «Много мебели в квартире» №5; Конструирование модели из счетных палочек «Стул» №2, | Рассматривание мебели по модели | |||
Зима. Зимние забавы | «Выбери картинку» №2, 63; | Д/игра «Один – много» №2, 62; «Что наденешь?» №2, 65; Знакомство со свойствами снега; №2, 64; Беседа по картине «Зимние забавы» №2, 65; | Заучивание стихотворения «Белый снег» №2, 63; | Игра с мячом «Да – нет» №2, 62; | Дыхательное упражнение «Белые снежинки», «Подуем на снежинки» №2, 63; «Погреем ручки» №2, 64: | Игра с имитацией движений «Зайки белые сидят» №2, 63; «Весело зимой» №2, 64; | Рассказывание по модели «Зима» | |
Новогодний праздник. Елка. | Упражнение «Подними флажок» №6, 267; | Д/игра «Что на елке? Что под елкой?» №2, 66; «Найди игрушку и достань», «Что висит на елке?» №2, 67; | Диалог «Елочка» №6, 273; | Упражнение «Где звенит колокольчик?» №6, 269; «Выполни поручение» №6, 272; | Дыхательное упражнение «Снежки» №6, 209; «Разноцветный снег» №6, 260; «Потушим огоньки на елке» | Игра с имитацией движений «Зайки белые сидят» №2, 63; Пальчиковая гимнастика «Елочка» №5; Подвижная игра «Снежная баба» №6, 261; | Модель пальчиковой гимнастики | |
Петушок с семьей. | Д/игра «Кто как кричит?» №2, 68; Отгадывание загадок №2, 69; Составление предложений по сюжетным картинкам №2, 70; | Заучивание потешки «Петушок с утра не спит…», «Куд – куда» №3, 28; | Игра: «Вышла курочка гулять» №2, 68; Складывание разрезной картинки «Яйцо» №2, 69; Игра с движением «Цыпленок» №2, 71; | Моделирование рассказа по сюжетным картинкам | ||||
Домашние птицы. | «Домашние птицы» №1, 30; | Д/игра «Собери семью» № 8; «Кто спрятался?» №2, 72; «Один – много» №2, 73; «Парные картинки» №2, 72; Инсценирование песенки»Жили у бабуси» №2, 74; «Найди маму» №6, 277; «Петушок» №6, 285; «Назови ласково» №6, 286; | Заучивание потешки «Цып – цып – цыплятки» №3, 28; «Наши уточки с утра» №3, 27 | «Кто спрятался за ширмой?» №2, 74; | Игра «На птичьем дворе» №2, 75 | П/игра: «Наседка с цыплятами» №2, 73; «Гуси – гуси» №2, 73; Пальчиковая гимнастика «Гуси» № 2, 74; П/игра «Домашние птицы» №5; Пальчиковая гимнастика «Уточка»№ 5; Пазлы | Модель «Птицы» | |
Кошка с котятами. | Д/игра «Покажи правильно» №2, 80; | Д/игра «Расскажи по картинке» №2, 81; Беседа по картине «Кошка с котятами» №2, 82; №6, 299; Д/игра «У кошки или у котенка?» №2, 82; Пересказ текста «Ежик и кот» №2, 83; | «Где кошка?» №2, 80; «Позовем кошку» №2, 83; Д/игра «Бывает – не бывает» № 2, 83; | «Кошка лакает молоко» №2, 81; | П/игра «Кот и мыши» №2, 80; Игра «Лови» №2, 81; Имитация движений «Серенькая кошечка» №2, 82; | Составление модели для рассказа «Ежик и кот» | ||
Собака со щенками. | Д/игра «Поиграем с собачкой» №2, 84; «Наоборот» (понимание антонимов) №2, 85; | Д/игра «У кого такие детки?» №2, 86; «Наоборот» №2, 86; «Прятки» №2, 87; Беседа по картине «Собака со щенятами» №2, 87; Отгадывание загадок; | Заучивание потешки «Две собачки очень строго» №3, 27; | Д/игра «Гав.Мяу» №2, 84; | «Пес Барбос» №2, 84; пальчиковая гимнастика «Собачка» №2, 86; | Модель «Животные» | ||
Домашние животные. | «Отгадай, кто это?» №1, 28; | Обобщающее понятие «Домашние животные» №1, 27; Д/игра «Молока кому?» №2, 88; «Как животные помогают людям?»№1, 28; №2, 89; «Чей домик?» №2, 89; Отгадывание загадок»; «Помоги дедушке накормить животных» №2, 91; «Кто что ест?» №1, 24, 27; «Кто что делает» №1, 28; «Живой уголок» № 8; | Заучивание потешки «Тили – тили» №3, 28; | «Кто спрятался в сарае?» №2, 88; | Пальчиковая гимнастика «Коза» №2, 88; «Коза – корова» №2, 89; Хороводная игра «Пастушок» №3, 33; | Модель «Животные» Пиктограмма «Семья» | ||
Дикие животные. Заяц. | Инсценирование сказки «Заюшкина Избушка» №2, 96, №6, 326; | «Доктор Айболит» №2, 95; «Расскажи про своего зайчика» №2, 95; Беседа по сказке №2, 96, №6 328; «Что сделал зайчик» №1, 42; | Заучивание потешки «1, 2, 3, 4, 5» №2, 93; Игра «Настоящее или игрушечное?» №2, 93; | Пальчиковая гимнастика «Зайки» №2, 92; Игра «Зайки белые сидят» №2, 63; | Модель «Животные» | |||
Дикие животные. | «Отгадай и назови» №2, 97; «Выбери картинку» №2, 98; | «Кто спрятался?» №2, 97; «От кого ушел колобок?» (по сказке) №2, 98; №1, 44; Пересказ сказки; «Кто где живет?» №2, 99; «Закончи фразу» №2, 99; «Кто живет в лесу?» №1, 29; | Игра «Лиса и гуси» №3, 32; | Отгадывание загадок №2, 99, №1, 29; | Пальцевый тренинг «Лиса» №2, 97; Имитация движений «Артисты» №2, 97; Подвижная игра «В лесу» №2, 100; «У медведя во бору» №2, 100; | Модель «Животные» | ||
Мамин праздник | «Где наша мама?» №1, 20; | |||||||
Продукты питания | Выполнение двухступенчатых инструкций. | «Назови правильно» №1, 28; «В суп или борщ» №2; «Что чем делают?» №2; | «Четвертое лишнее» №2; | Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» №2; Игра с речевым сопровождением «Яблочко» №2; | Модель «Большое – маленькое» | |||
Профессии в детском саду | «Кому что нужно?» №1, 22; Игра «Кого как зовут?» №2; «У кого какая работа» №2; «Угадай кто кем работает?» №2; | Дых упр. «Фокусники» № 2; «Горячий суп» №2; «Вкусный запах» №2; | Игра «Матрешка» № 2; |
Литература:
№ 1. Закревская О. В. Развивайся, малыш!. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
№ 2. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Логопедические занятия для детей с речевыми нарушениями. – М.: Книголюб, 2006.
№ 3. Агронович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.
№ 4. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление Общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2004.
№ 5. Нищева Н. В. Система Коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
№6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
№7. Большева Т. В. Учимся по сказке. Санкт- Петербург. « Детство-Пресс» , 2005.
№8. Нищева Н. В. Играйка – 2. - Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи
В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")
Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...