Проект "Речецветик" для детей с тяжелыми нарушениями речи
проект по логопедии по теме

Круглова Лариса Викторовна

В пректе отражен поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направленной на устранение речевой патологии. Содержит тематическое планирование, с использованием технологии моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechetsvetik.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 86»

ПРОЕКТ

Разработала:

Круглова Лариса Викторовна,

учитель - логопе


Проект

 «Речецветик».

Проблема:

Увеличение в дошкольных учреждениях детей с тяжелой речевой патологией:  общим недоразвитием речи 2 уровня (обусловленным как  социально - педагогической запущенностью, так и органическими нарушениями – алалией, дизартрией, ринолалией), сопутствующей задержкой нервно – психического развития.

Идея:

Поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направленной на устранение речевой патологии.

По доминирующему методу: игровой.

По типу: коррекционно - развивающий

По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы в контакте с семьей, специалистами ДОУ.

По количеству участников: фронтальный.

Участники проекта: дети с общим недоразвитием речи  2 уровня; родители; педагогический коллектив: логопед, воспитатель, дефектолог.

По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2011 -  май 2012 г.

1 этап: Целеполагание.

Одной из самых актуальных проблем современной логопедии остается тяжелая форма детской речевой патологии, представляющая собой сложнейший комплекс языковых и неязыковых нарушений различной степени, как относительно элементарных, так и сложных психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. Это оказывает резко отрицательное воздействие не только на речевую коммуникацию развивающегося ребенка, но и на процесс его умственного развития и адаптацию в социуме. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно - логопедической работы достаточно актуальна. Для того чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с детьми оказалось достаточно зафиксированным, необходимо, чтобы оно была ориентирована на создание у детей с тяжелой речевой патологией тех «ключевых звеньев», которыми детерминируется развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются. К этим «звеньям» мы относим: а) развитие предикативной функции, б) овладение элементами грамматического строя, в) развитие связной речи. Основное внимание при этом уделяется семантической стороне речи, а не фонетической ее реализации, т. е. на первых этапах формирования речи мы допускаем неправильное произношение. Такая ориентировка опирается на закономерности развития речи в норме.

На наш взгляд, ребенок должен овладеть определенным кругом грамматических конструкций (синтаксических и морфологических), так как овладение всеми конструкциями сразу невозможно. Из конструкций, которыми располагает язык, должны быть отобраны: а) наиболее существенные в связи с работой по развитию предикативной функции речи; б) наиболее типичные для разговорной (диалогической) речи; в) наиболее часто в ней встречающиеся.

Основное внимание нужно уделить активизации слов речи, а для этого все те слова, которыми пользуется ребенок, и те слова, которыми он овладевает в процессе логопедической работы, полезно включать в те грамматические модели, которые у него сформировались. Эта работа, как показывают наблюдения, способствует активизации и словаря, и фразовой речи.

Метод наглядного моделирования является  эффективным средством коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелой речевой патологией, поскольку мыслительные задачи у этих детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление и речь ребенка развивают с помощью специальных схем, алгоритмов,  моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Их легче объединять в «грамматические модели», которые должен усвоить ребенок. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, и способствует правильному восприятию окружающего мира, расширению запаса сведений, представлений, увеличению речевых возможностей. Работа по развитию связной речи детей с ОНР 2 уровня ведется по следующим направлениям: развитие понимания речи, формирование первых форм слов, двусоставного простого предложения, слоговой структуры слов,  обогащение словарного запаса, а затем обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок и т. д.  Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, алгоритмы и схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления; развития всех компонентов речевой системы.

Цель: выявить возможности использования метода наглядного моделирования в коррекционно – логопедическом процессе  для реализации комплекса воспитательных и образовательных задач и устранения общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- развивать понимания речи (лексических значений, грамматических категорий);

- развивать психологическую базу речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций);

- обогащать словарь названиями предметов и признаков; содействовать усвоению подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных  предложений и т.п.

- способствовать формированию фразовой речи, практическому усвоению грамматических конструкций;

- развивать  умения, необходимые для построения текста: умения вычленять и называть признаки объекта описания; умения перечислять признаки в определенной последовательности; умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст;

- формировать цельное представление о предметах, явлениях художественных произведений;

- способствовать умственному  развитию детей, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления;

- Развивать  коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

  • использование  метода наглядного моделирования будет способствовать формированию компонентов речевой системы:   развитию фонематических процессов, грамматического строя, связной речи, обогащению словаря;
  • интеграция деятельности сотрудников детского сада;
  • эффективное взаимодействие с семьей;
  • создание системы коррекционно – логопедической работы  с  детьми, имеющими тяжелые нарушения речи с использованием моделирования;
  • разработать тематическое планирование для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием наглядного моделирования;
  • обогащение предметно – развивающей среды посредством авторских разработок дидактических игр и пособий с использованием наглядного моделирования

2 этап: Разработка проекта.

1. Выделение проблемы, определение цели проекта, его мотивации, прогнозирование результата.

2. Анализ существующего опыта и методической литературы по проблеме, создание условий для реализации проекта.

3. Планирование мероприятий с вовлечением детей, специалистов, родителей.

4. Мониторинг условий и результатов воспитания и развития ребенка.

5. Разработка системы коррекционных занятий с использованием предметного моделирования, предметно-схематических моделей, моделирование сказки или рассказа о природе.

6. Подведение итогов реализации проекта, разработка рекомендаций, консультаций  для воспитателей и специалистов, родителей, определение перспектив дальнейшего развития.

3 этап: Реализация проекта.

(см. приложение)

Презентация проекта:

- распространение опыта работы на мастер - классе: «Наглядное моделирование - как метод коррекции и социализации детей дошкольного возраста с ОНР»

-  открытое занятие  «Дикие животные и их детеныши»;

Литература:

  1. Большева Т. В. «Учимся по сказке». Санкт- Петербург. « Детство-Пресс», 2001
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999.
  3. Венгер Л. А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 1989.
  4. Глинка Г.А. Учусь думать, правильно говорить, интересно рассказывать. М.; СП6., 2003.
  5. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2003.
  6. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – с.73.
  7. Климчук Н. И., Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.//  Логопед. 2008. № 2.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000
  9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СП6., 2001.
    Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. СП6., 1998.
  10. Логопед 2005, № 1
  11. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М.,1996
  12. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.- М.,1987
  13. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
  14. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Логопед

Воспитатель

Дефектолог

Взаимодействие с родителями

Задачи

Познакомить детей со знаковой символикой и внести ее в речевую деятельность; научить соотносить слово или выражение с изображением, наиболее подходящим по смыслу; развивать смысловую сторону речи, выделяя в предметах и объектах различные свойства и функции; познакомить с графической аналогией при составлении и зарисовке сказок; развивать способность к практическому и  умственному моделированию, речевому планированию

Задачи

Обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира;

закреплять умения  использовать модель в качестве плана при составлении   описательных рассказов, заучивании стихотворений, рассказывании сказок.

Задачи

Развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление; использовать знаковую символику при пересказе, что облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формируя приемы работы с памятью; развивать у детей умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Задачи

Повышать интерес родителей к коррекционно – логопедической работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений через консультации: «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказкой»,

«Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию», «Использование фольклора в работе с детьми»

Содержание деятельности

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием наглядного моделирования, схем, мнемотаблиц;

Разработка системы занятий с применением данной технологии;

Проведение консультаций для воспитателей, специалистов и родителей;

Пополнение развивающей среды наглядными пособиями, схемами, алгоритмами.

Консультирование и обучение педагогов по темам: «Использование наглядности для формирования связной речи», «Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми ОНР», «Использование символов в работе над звуками».

Содержание деятельности

Включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощью схем;

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, алгоритмами последовательности описания предметов и явлений;

Содержание деятельности

Использование на фронтальных и индивидуальных занятиях приемов мнемотехники направленных на развитие памяти и мышления; организация  проведение дидактических игр с использованием моделирования;

Изготовление дидактических пособий и игр;

Содержание деятельности

Применение данных рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам.

Работа с детьми

- Обучение детей пересказу методом моделирования сказок (выкладывание цепочки модели сказки) «Теремок», «Курочка ряба», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка».

- Заучивание стихотворений «Весна», «Зимнее развлечение», «Хлеб» и т.д., пословиц и поговорок;

- Обучение составлению рассказов по модели: «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Посуда» (по другим лексическим темам);

- Работа с моделями слов – существительных, слов – глаголов, слов – прилагательных для составления простых предложений;

- Игры с использованием наглядных моделей, алгоритмов, схем: «Где, чей домик?», «Найди отличия»

Работа с детьми

- Заучивание стихов и потешек (с использованием картинок – символов): «Солнышко», «Птичка»,

- Рассказывание русских народных сказок по моделям: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок» и др.

- Составление рассказов: «Как поссорились март и апрель»,

- Использование моделей в трудовой деятельности (алгоритм последовательности трудовых действий);

- Приготовление салатов, печенья и др. по алгоритму;

- Зарисовка наблюдений, опытов с помощью моделей;

- Проведение режимных моментов;

Работа с детьми

- Изображение животных, людей, предметов с помощью геометрических фигур: игры «Что в круге?», «На что похоже?»

«Назови предмет», «Что это означает?»

- Пересказ сказок: «Лиса и кувшин», «Четыре желания», «Про снежный колобок»;

- Проведение игр на развитие памяти, мышления с опорой на схемы, модели: «Заполни квадрат»;

- Логические цепочки «Бусы для новогодней елки», «Веселый поезд», «Огоньки»

Работа с детьми

- Повторение стихотворений по знакомым моделям;

- Зарисовка сказок с помощью схем, моделей;

- Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий;

Тематическое планирование коррекционно – логопедической работы с использованием моделирования для  детей, имеющих тяжелые нарушения речи

 

Темы

Развития понимания речи

Развитие активной речи, совершенство-вание словаря, грамма-тически правильной и связной речи

Развитие слоговой структуры

Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Развитие дыхания, артику-ляционной моторики, голоса

Развитие мелкой и общей моторики

Модели, схемы, алгоритмы

1.

Игрушки

«Поручение» №1,18; «Поиграем с игрушкой»; «Рассматривание предметных картинок» № 1, 20; «Найди другую» №1,;

«Какая игрушка тебе нравится» № 1, 23;

«Один – много» № 1, 40; «Чего не стало?» №1, 40;

Д/игра «Найди подходящую картинку» №2, 14; Д/игра «Чудесный мешочек» №2, 15; Игра «Что пропало?» №2, 17; Заучивание стихов А. Барто «Игрушки» №2, 20;

«Выбери игрушку» №4, 147;

«Постучим, похлопаем, скажем правильно» №1, 37; Заучивание потешки «Би – би – би» №3, 26;

Игра «Что звучало?» №2, 17; «Где Звенит?» №6, 27;

Дыхат. упражн. «Ветерок» №2, 17; «Труба» №4, 132;

Игра с речевым сопровождением «Мы ногами топаем» №2, 15;

Упражнение «Сложи мячик» № 2, 16; Подвижная игра «Лошадка», «Мячик» №5;

Рассказывание по модели «Игрушки»

2.

Части тела

«Давай умоемся» №1, 20;

«Покажи у себя» №2, 30;

Выполнение словесных инструкций «Покажи, что назову» №2, 30, 32;

«Мой, моя, мои, мое» № 1, 41;

Игра «Один – много» №2, 31;

Д/игра «Что забыл нарисовать художник» №2, 32; Д/игра «Мама и сынок» №2, 33;

Заучивание потешки «Мы ручками похлопаем» №3, 30;

Игра «Слушай и выполняй» №2, 33;

«Подуем на плечо» №4, 132;

Игра с речевым сопровождением «Водичка, водичка» №2, 30; Пальчиковая гимнастика «Ладошки» №2, 30; Пальчиковая гимнастика «Маленькие ножки» №2, 33;

Алгоритм режимного момента «Умывание»

3.

Овощи

«Узнай и назови овощи» №1, 23;

«Чего не стало» № 1, 23;

«Рассматривание картины «В огороде» № 1, 32;

«Какой, какая, какие, какое» №1, 41;

Сказка «Репка» №1, 44;  №2, 18;

Д/игра «Чудесный мешочек» №2, 20;  Д/игра «Два зайца» №2, 21;

Заучивание потешки «Ахи – ахи – ахи – ох!» №3, 26;

Игра «Солнышко – дождик» №2, 18;

«Потянем ниточки» №2, 21;

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» №2, 19;  «Варим щи» №2, 21; Складывание картинок из двух частей №2, 19;

Координация речи с движением «Урожай» № 5;

Рассказывание по модели «Овощи»

4.

Фрукты  

«В саду»;

«Чего не стало» № 1, 31;

«Рассматривание картины «В саду» № 1, 31;

«Подбери картинку к предмету» №2, 22;

Упражнение «Назови какой» №2, 23;

«Вспомни, что положили в мешочек» №2, 23;

Д/игра «Угадай фрукт по вкусу» №2, 24;  «Один – много» №2, 24;  «Большое – маленькое» №2, 24;

Выполнение детьми словесных инструкций №2, 24;

Дыхательное упражнение «Узнай фрукт» №6, 59; Упражнение «Лесенка»

№ 6;

Игра с речевым сопровождением «Яблочко» №2, 22; Складывание картинок из двух частей «Фрукты» №2, 22; Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» №2, 23;

Рассказывание по модели «Фрукты»

5.

Во саду ли, в огороде

«В саду и огороде» № 1, 32; «Выбери предметы желтого цвета» №2, 28;

Рассматривание картинок «Огород», «В саду» №2, 27; Д/игра «Овощ или фрукт» №2, 26; «В борщ или в компот» №2, 27; «Какой формы» №2, 27;

Дых.упр. «Ароматная груша» №2, 29; Игра «Пузырь» №2, 29; мимические упражнения «Кислый лимон» №2, 29;

Игра «Соберем урожай» №2, 28;  Пальчиковая гимнастика «варим щи», «Компот» №2, 29;

6.

Дерево

(признаки осени)

«Куда села бабочка» №1, 33

Рассматривание картинки «Осень» №2, 38;

Д/игра «Волшебные часы» №2, 39; «Назови одним словом» №2, 41;

«Беседа  об осенней одежде людей» №2, 40;

Заучивание потешки «У леса на опушке» №3, 27;

«Найди свой листок» №2, 38;

 «Путешествие в осенний лес» (звуки природы)

Дыхат. гимнастика   №2, 40;

Конструирование модели «Дерево» №2, 38;  Пальчиковая гимнастика «Листья кленовые, листья дубовые» №2, 39; «Вот деревья, вот кусты» №2, 24; Коллективное складывание мозайки «Осень» №2, 40;

Рассматривание дерева по модели

7.

Дома

Д/игра «Один – много» №2, 42; «Закрой окошко»,  «Кошкин дом» № 2, 43; «Низкий – высокий» №2, 44;  «Найди свой домик» №2, 45;

Заучивание потешки «Дон – дон!» №3, 26; «Доскажи словечко» №3, 37;

Игра «Кот и мыши» №2, 43;

«Дует сильный ветерок» № 2, 42; «Приятный запах» №2, 44; «Дом маленький, дом большой» №4, 133;

Д/игра «Собери картинку» №2, 42;  Пальчиковая гимнастика «Строим дом» №2, 42; «Дом» с муз. сопровождением Конструирование модели «Домик» №2, 42;

Заучивание стихотворения по модели «Дома мышка, дома зайка»; Рассказывание сказки по модели «Теремок»

8.

Одежда. Обувь

«Одежда. Обувь. Головные уборы» № 1, 25;

«Чего не стало?» №1, 26; Различать названия действий, противоположных по значению» №4, 154;

«Назови ласково»

Д/игра «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается» №2, 34; «Какую одежду я спрятала» №2, 34;  «Надену дома, надену на улицу» №2, 35; Различение понятий «Одежда» и «Обувь» №2, 35; «На что наденем?» №2, 37;

Заучивание стихотворения «Наша Маша маленька» №5;

Игра «Да – нет» №2, 37;

Игра с речевым сопровождением «По дорожке Валя шла» №2, 35; «Мы платочки постираем» №2, 36; Игра «Матрешка» № 2, 37;

Рассказывание по модели «Одежда» «Обувь»

9.

Семья

«Рассматривание картинок из серии «Хорошо – плохо» № 1, 22;

«Семья. Люди» № 1, 24;

«Вот люди спят» №1, 24

«Предложения – по картинкам» №1, 40;

«Кто пришел и кто ушел?» №1, 42;

«Кому»№ 1, 42; «Чем»;

Сказка «Курочка ряба» №1, 44; «Кого нет дома», «Назови ласково» №2, 47;

Пересказ «Олина кукла» №2, 49;

Заучивание потешки «Кукла, куколка, бай-бай!» №3, 31;

Игра «Помогаю маме» №2, 48;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» №2, 46;

Рассказывание сказки «Курочка – Ряба» по модели

10.

Чайная посуда

«Посуда» №1, 26;

«Назови ласково»№1,

Д/игра «Что можно пить из чашки?» №2, 50;

Рассматривание картинки «Чайная посуда»;  «Что я убрала», «Большое – маленькое» (с мячом), «найди пару» №2, 50; «Угостим куклу Катю чаем» №2, 52; «Раздай правильно» №4, 148;

Игра «Телеграф»

Игра «У белочки в гостях»  №6, 176;

Дыхательное упражнение «Подуем на чай» №6, 182;

Пальчиковая гимнастика «Пирожок» № 2, 51;  «Помощники» №5;  Координация речи с движением «Посуда» № 5; Игра «Разбитая чашка» №6, 180;

«А у меня есть чашка» с музыкальным сопровождением;  

Рассказывание по модели «Посуда»

11

Зима. Зимняя одежда.

«Рассматривание картинок» из серии «Времена года» №1, 32;

Рассматривание картины «Зима» №2, 58;

Д/игра «Выбери зимнюю картинку», «Одеваем Филю», «Забывчивый Филя» №2, 58;

Пересказ текста с опорой на картинки №2, 61;

Заучивание рифмовки №2, 60; Заучивание стихотворения «Первый снег» №5;

«Смотри, не ошибись» №2, 58;

Дыхательное упражнение «Погреем ручки» №2, 58; «Покажем как холодно зимой» №2, 59; «Прокати снежный ком» №2, 60;

Пальчиковая гимнастика «Снежок» №5;

Игра с движением: «Мы погреемся немножко» №2, 59;

Игра с имитацией движений «Одеваемся на улицу» №2, 60;

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Зима»

Мебель

«Устроим кукле комнату» №1, 26; «Поручения» №2, 54;  

«Кукла Катя переехала на новую квартиру» №2, 54;  Д/игра «Большое – маленькое», «Что убрали» №2, 54;  «Научите Хрюшу» №2, 57;

Слушание стихотворения «Много мебели» №2, 54; Упражнение «Будь внимательным» №6;

Пальчиковая гимнастика «Стол» №2, 55; «Много мебели в квартире» №5; Конструирование модели из счетных палочек «Стул» №2,

Рассматривание мебели по модели

Зима. Зимние забавы

«Выбери картинку» №2, 63;

Д/игра «Один – много» №2, 62; «Что наденешь?» №2, 65;  Знакомство со свойствами снега; №2, 64; Беседа по картине «Зимние забавы» №2, 65;

Заучивание стихотворения «Белый снег» №2, 63;

Игра с мячом «Да – нет» №2, 62;

Дыхательное упражнение «Белые снежинки», «Подуем на снежинки» №2, 63; «Погреем ручки» №2, 64:

Игра с имитацией движений «Зайки белые сидят» №2, 63; «Весело зимой» №2, 64;

Рассказывание по модели «Зима»

Новогодний праздник. Елка.

Упражнение «Подними флажок» №6, 267;

Д/игра «Что на елке? Что под елкой?» №2, 66; «Найди игрушку и достань», «Что висит на елке?» №2, 67;

Диалог «Елочка» №6, 273;

Упражнение «Где звенит колокольчик?» №6, 269; «Выполни поручение» №6, 272;

Дыхательное упражнение  «Снежки» №6, 209; «Разноцветный снег» №6, 260; «Потушим огоньки на елке»

Игра с имитацией движений «Зайки белые сидят» №2, 63; Пальчиковая гимнастика «Елочка» №5; Подвижная игра «Снежная баба» №6, 261;






Модель пальчиковой гимнастики

Петушок с семьей.

Д/игра «Кто как кричит?» №2, 68; Отгадывание загадок №2, 69; Составление предложений по сюжетным картинкам №2, 70;

Заучивание потешки «Петушок с  утра не спит…», «Куд – куда» №3, 28;

Игра: «Вышла курочка гулять» №2, 68; Складывание разрезной картинки «Яйцо» №2, 69; Игра с движением «Цыпленок» №2, 71;

Моделирование рассказа по сюжетным картинкам

Домашние птицы.

«Домашние птицы» №1, 30;

Д/игра «Собери семью» № 8; «Кто спрятался?» №2, 72; «Один – много» №2, 73; «Парные картинки» №2, 72;

Инсценирование песенки»Жили у бабуси» №2, 74; «Найди маму» №6, 277; «Петушок» №6, 285; «Назови ласково» №6, 286;

Заучивание потешки «Цып – цып – цыплятки» №3, 28; «Наши уточки с утра» №3, 27

«Кто спрятался за ширмой?»  №2, 74;

Игра «На птичьем дворе» №2, 75

П/игра: «Наседка с цыплятами» №2, 73;

«Гуси – гуси» №2, 73; Пальчиковая гимнастика «Гуси» № 2, 74; П/игра  «Домашние птицы» №5; Пальчиковая гимнастика «Уточка»№ 5; Пазлы

Модель «Птицы»

Кошка с котятами.

Д/игра «Покажи правильно» №2, 80;

Д/игра «Расскажи по картинке» №2, 81; Беседа по картине «Кошка с котятами» №2, 82; №6, 299;  Д/игра «У кошки или у котенка?» №2, 82; Пересказ текста «Ежик и кот» №2, 83;

«Где кошка?» №2, 80;  «Позовем кошку» №2, 83; Д/игра «Бывает – не бывает» № 2, 83;

«Кошка лакает молоко» №2, 81;

П/игра «Кот и мыши» №2, 80; Игра «Лови» №2, 81; Имитация движений «Серенькая кошечка» №2, 82;

Составление модели для рассказа «Ежик и кот»

Собака со щенками.

Д/игра «Поиграем с собачкой» №2, 84; «Наоборот» (понимание антонимов) №2, 85;

Д/игра «У кого такие детки?» №2, 86; «Наоборот» №2, 86; «Прятки» №2, 87; Беседа по картине «Собака со щенятами» №2, 87; Отгадывание загадок;

Заучивание потешки «Две собачки очень строго» №3, 27;

Д/игра «Гав.Мяу» №2, 84;

«Пес Барбос» №2, 84; пальчиковая гимнастика «Собачка» №2, 86;

Модель «Животные»

Домашние животные.

«Отгадай, кто это?» №1, 28;

Обобщающее понятие «Домашние животные» №1, 27;  Д/игра «Молока кому?» №2, 88; «Как животные помогают людям?»№1, 28;  №2, 89;  «Чей домик?» №2, 89;  Отгадывание загадок»; «Помоги дедушке накормить животных» №2, 91; «Кто что ест?» №1, 24, 27;  «Кто что делает» №1, 28; «Живой уголок» № 8;

Заучивание потешки «Тили – тили» №3, 28;

«Кто спрятался в сарае?» №2, 88;

Пальчиковая гимнастика «Коза» №2, 88; «Коза – корова» №2, 89; Хороводная игра «Пастушок» №3, 33;

Модель «Животные»

Пиктограмма «Семья»

Дикие животные. Заяц.

Инсценирование сказки «Заюшкина Избушка» №2, 96, №6, 326;

«Доктор Айболит» №2, 95; «Расскажи про своего зайчика» №2, 95; Беседа по сказке №2, 96, №6 328; «Что сделал зайчик» №1, 42;  

Заучивание потешки «1, 2, 3, 4, 5» №2, 93;  Игра «Настоящее или игрушечное?» №2, 93;

Пальчиковая гимнастика «Зайки» №2, 92; Игра «Зайки белые сидят» №2, 63;

Модель «Животные»

Дикие животные.

«Отгадай и назови» №2, 97; «Выбери картинку» №2, 98;

«Кто спрятался?» №2, 97; «От кого ушел колобок?» (по сказке) №2, 98; №1, 44; Пересказ сказки;  «Кто где живет?» №2, 99; «Закончи фразу» №2, 99; «Кто живет в лесу?» №1, 29;

Игра «Лиса и гуси» №3, 32;

Отгадывание загадок №2, 99, №1, 29;

Пальцевый тренинг «Лиса» №2, 97; Имитация движений «Артисты» №2, 97; Подвижная игра «В лесу» №2, 100; «У медведя во бору» №2, 100;

Модель «Животные»

Мамин праздник

«Где наша мама?» №1, 20;

Продукты питания

Выполнение двухступенчатых инструкций.

«Назови правильно» №1, 28; «В суп или борщ» №2; «Что чем делают?» №2;

«Четвертое лишнее» №2;

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» №2; Игра с речевым сопровождением «Яблочко» №2;

Модель «Большое – маленькое»

Профессии в детском саду

«Кому что нужно?» №1, 22; Игра «Кого как зовут?» №2;  «У кого какая работа» №2; «Угадай кто кем работает?» №2;

Дых упр. «Фокусники» № 2; «Горячий суп» №2; «Вкусный запах» №2;

Игра «Матрешка» № 2;


Литература:

№ 1. Закревская О. В. Развивайся, малыш!. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

№ 2. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Логопедические занятия для детей с речевыми нарушениями. – М.: Книголюб, 2006.

№ 3. Агронович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.

№ 4. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление Общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2004.

№ 5. Нищева Н. В. Система Коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

№6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.

№7. Большева Т. В. Учимся по сказке. Санкт- Петербург. « Детство-Пресс» , 2005.

№8. Нищева Н. В. Играйка – 2. - Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...