План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Яптунай Ксения Львовна

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;

Задачи:

1.Образовательные: продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

2.Развивающие: Закрепить умение детей делить слова на слоги

3.Воспитательные: Продолжать воспитывать интерес к занятию.

Участники: Воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: картины - схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка.

Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_zvukovoy_analiz_slova.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;

Задачи:

1.Образовательные: продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

2.Развивающие: Закрепить умение детей делить слова на слоги

3.Воспитательные: Продолжать воспитывать интерес к занятию.

Участники: Воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: картины - схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка.

Раздаточный материал: полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки.

                                                       Ход занятия:  

п/п

Этап занятия

Содержание материала

1

Организационный этап:

В: Предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки.

 «Гласные и согласные».

– «Какие бывают согласные?» - «Твердые и мягкие».

– «Какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки?». – «Синей фишкой».

– «Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки?». – «Зеленой фишкой».

– «Какой фишкой обозначаем гласные звуки?». – «Красной фишкой».

 – «Какие бывают гласные звуки?». – «Ударные и безударные». – «Какой фишкой обозначаются ударные?» - «Черной фишкой».

2

Основной этап:

Игра «Назови пару».

Дети встают в круг. Бросает ребенку мяч и называет твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч назад и называет мягкую пару произнесенного звука.

Звуковой анализ слова мишка.

В: Обращаю внимание на количество клеточек под картиной и на полосках.

Д«Пять клеточек означают, что в слове мишка пять звуков».

Все работают на местах и самостоятельно делают звуковой анализ слова. Затем вызываю к доске того ребенка, кто первым выполнил задание.

Разбор слова:

 «Первый звук мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный. Мы знаем правило, что звуки «ж, ш» всегда твердые, у звуков «ж, ш» нет мягкой пары, четвертый твердый, пятый гласный».

Проведя звуковой анализ слова мишка, дети определяют ударный гласный звук «и», обозначают его черной фишкой. Читаю слово с перенесенным ударением

(мишкаа, дети отмечают, что так неправильно. Правильно –мишка)

В«Сколько слогов в слове мишка?».

Д«В слове мишка, два слога миш-ка».

В«Какое правило, мы знаем?».

Д«Сколько гласных звуков, столько и слогов».

Звуковой анализ слова мышка.

Дети самостоятельно на местах делают звуковой анализ слова. У доски слово разбирает следующий ребенок, он также определяет какой первый, второй, третий, четвертый, пятый. Дети также определяют ударный гласный звук, сколько слогов, отмечают, слова похожи по звучанию, отличаются двумя первыми звуками – «м, м», и вторыми – «ы, и»,

Игра «Назови слова».

Выставляю на доске синюю, красную, синюю, красную фишки и предлагает детям назвать слава по этой модели-схеме.

Как образец называет 2-3 слова данной звуковой структуры (рыба, нога, мама, рука, ваза, папа, каша).

Если ребенок называет слово неверно, воспитатель с указкой читает слово по модели и объясняет ребенку его ошибку. В конце игры определяется победитель.

3

Заключительный этап:

В: Молодцы ребята! Чем мы сегодня занимались? Какие мы разбирали слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

План - конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: "Викторина "От слова к звуку"

Цель занятия: закрепление пройденного материалаЗадачи:1. Образовательные: развивать слуховое внимание, упражнять в делении слов на слоги, соотносить схему слова с предметом;2. Развивающие: закре...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Д» Возрастная группа: подготовительная группа

Задачи: Воспитательные:продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.Развивающие:развивать зрительное и слуховое восприятие, ф...

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...

Открытое занятие в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Звуковой анализ слова «дом»»

Открытое занятие в старшей группе пообучению грамотеТема: «Звуковой анализ слова «дом»»...

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.Тема: "Звук Щ,буква Щ".

Цель:познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:1.Создать условия для закрепления правильного произношения звука Щ,определение места  звука в слове.2.Создать условия для знакомства с буквой Щ....