Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание: 1) закреплять умение детей делить слова на слоги; 2) учить вычленять в слове ударный слог; 3) закреплять ум
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом"
Программное содержание:
1) закреплять умение детей делить слова на слоги;
2) учить вычленять в слове ударный слог;
3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.
Ход НОД
1.Орг. момент.
(Звонит колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг-
Слева - друг, и справа - друг
Вместе за руки возьмёмся ,
И друг другу улыбнёмся.
- Вот какие мы дружные и весёлые. Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.
- Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)
- Присаживайтесь на свои места.
2. Вход в деятельность.
- Что ж за занятие у нас сегодня? (Начала грамоты.)
- Как вы догадались? (На столах лежат фишки и полоски - схемы для звукового анализа слов.)
- К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)
- Какого они цвета? (Красного, синего, зелёного.)
- Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.
- Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?
(Да! Рассказывают: красный - гласный звук, синий - твёрдый согласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)
- Мы даже покажем игру "Назови звук"! (Воспитатель показывает красную фишку - дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку - дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную фишку - дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.
3. Основная часть.
- Ребята, а Машенька - то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо,
Это слово вечное, ласковое — … (мама)
- Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она? (Красивая, добрая, нежная...)
- Я предлагаю сделать звуковой анализ слова - мама.
- Сколько звуков в слове - мама? (Четыре звука.)
- Сколько гласных в этом слове? (Два гласных звука.)
- Назовите их. (Гласные звуки - а, а.)
- Сколько слогов в слове - мама? (Два слога.)
- Как вы узнали, что в слове мама - 2 слога? (Два гласных звука.)
- Назовите первый слог. (Ма.)
- Какой второй слог? (Ма.)
- Слоги в слове мама одинаковые или разные? (Одинаковые.)
- Послушайте, одинаково ли они произносятся - маама? (Нет.)
- Какой слог произносится чуть протяжнее? (Первый слог "ма".)
- Произнесите это слово так же. (Дети произносят)
- Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно - мамаа.
- Правильно я сказала слово - мама? (Нет.)
- Верно, так не говорят. Правильно - маама.
- Слог, который произносится чуть протяжнее , который "заметнее" в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.
Есть даже стихотворение об ударении:
Ударный слог,
Ударный слог -
Он назван так недаром...
Эй, невидимка - молоток.
Отметь его ударом!
И молоток - стучит, стучит,
И - чётко речь моя звучит!
4. Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.
В группе нашей каждый день
Делаем зарядку.
Все присели,
Дружно встали,
Повертели головой,
Потянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись.
- Ребята, садимся на свои места.
- Ребята, вы любите играть в прятки? (Да.)
- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.
- Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах.
- Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.
- Я предлагаю вам поиграть в игру "Поищи слово".
- Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слово на слоги: пе - сок.)
- Какое же слово спряталось? (Сок.)
Слова для игры:
- Рыбак
- Фасоль
- Борис
- Кулак
- Пирог
- Король.
5. Открытый выход из деятельности.
- Ребята, вам понравилось сегодня занятие?
- Чем мы сегодня занимались?
- Кто к нам приходил в гости? (Кукла Маша.)
- А в слове Маша сколько слогов? (Два слога.)
- Позовите Машу. (Мааша.)
- Как же называется слог, который произносим более протяжно? (Ударный.)
- Какой же ударный слог в слове Маша? (Ма.)
- Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_mama.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом"
Программное содержание:
1) закреплять умение детей делить слова на слоги;
2) учить вычленять в слове ударный слог;
3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.
Ход НОД
1.Орг. момент.
(Звонит колокольчик)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг-
Слева - друг, и справа - друг
Вместе за руки возьмёмся ,
И друг другу улыбнёмся.
- Вот какие мы дружные и весёлые. Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.
- Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)
- Присаживайтесь на свои места.
2. Вход в деятельность.
- Что ж за занятие у нас сегодня? (Начала грамоты.)
- Как вы догадались? (На столах лежат фишки и полоски - схемы для звукового анализа слов.)
- К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)
- Какого они цвета? (Красного, синего, зелёного.)
- Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.
- Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?
(Да! Рассказывают: красный - гласный звук, синий - твёрдый согласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)
- Мы даже покажем игру "Назови звук"! (Воспитатель показывает красную фишку - дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку - дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную фишку - дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.
3. Основная часть.
- Ребята, а Машенька - то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)
Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо,
Это слово вечное, ласковое — … (мама)
- Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она? (Красивая, добрая, нежная...)
- Я предлагаю сделать звуковой анализ слова - мама.
- Сколько звуков в слове - мама? (Четыре звука.)
- Сколько гласных в этом слове? (Два гласных звука.)
- Назовите их. (Гласные звуки - а, а.)
- Сколько слогов в слове - мама? (Два слога.)
- Как вы узнали, что в слове мама - 2 слога? (Два гласных звука.)
- Назовите первый слог. (Ма.)
- Какой второй слог? (Ма.)
- Слоги в слове мама одинаковые или разные? (Одинаковые.)
- Послушайте, одинаково ли они произносятся - маама? (Нет.)
- Какой слог произносится чуть протяжнее? (Первый слог "ма".)
- Произнесите это слово так же. (Дети произносят)
- Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно - мамаа.
- Правильно я сказала слово - мама? (Нет.)
- Верно, так не говорят. Правильно - маама.
- Слог, который произносится чуть протяжнее , который "заметнее" в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.
Есть даже стихотворение об ударении:
Ударный слог,
Ударный слог -
Он назван так недаром...
Эй, невидимка - молоток.
Отметь его ударом!
И молоток - стучит, стучит,
И - чётко речь моя звучит!
4. Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.
В группе нашей каждый день
Делаем зарядку.
Все присели,
Дружно встали,
Повертели головой,
Потянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись.
- Ребята, садимся на свои места.
- Ребята, вы любите играть в прятки? (Да.)
- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.
- Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах.
- Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.
- Я предлагаю вам поиграть в игру "Поищи слово".
- Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слово на слоги: пе - сок.)
- Какое же слово спряталось? (Сок.)
Слова для игры:
- Рыбак
- Фасоль
- Борис
- Кулак
- Пирог
- Король.
5. Открытый выход из деятельности.
- Ребята, вам понравилось сегодня занятие?
- Чем мы сегодня занимались?
- Кто к нам приходил в гости? (Кукла Маша.)
- А в слове Маша сколько слогов? (Два слога.)
- Позовите Машу. (Мааша.)
- Как же называется слог, который произносим более протяжно? (Ударный.)
- Какой же ударный слог в слове Маша? (Ма.)
- Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей делить слова на слоги
Научить детей делить слова на слоги – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую груп...
Конспект занятия-ознакомления с правилами дорожного движения в I младшей группе "Знакомство с грузовой машиной" СОСТАВИЛА Новоселова Л.В. Программное содержание: 1. Познакомить детей с грузовой машиной. 2. Учить детей называть и показывать основные части
Конспект занятия-ознакомления с правилами дорожного движения в I младшей группе "Знакомство с грузовой машиной"СОСТАВИЛА Новоселова Л.В.Программное содержание:1. Познакомить де...
Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»
Задачи: Образовательные:· Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе на тему: «Деление слов на слоги» (Образовательная область «Речевое развитие»)
Тема: «Деление слов на слоги»Цель: формирование грамматических понятий (слог, слово, предложение).Задачи:Образовательные:1. Формирование грамматических понятий: слог, слово, предложение....