Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание: 1) закреплять умение детей делить слова на слоги; 2) учить вычленять в слове ударный слог; 3) закреплять ум
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Матюшинская Людмила Сергеевна

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группе

Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом"

 

Программное содержание:

1) закреплять умение детей делить слова на слоги;

2) учить вычленять в слове ударный слог;

3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

 

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.

 

Раздаточный материал: полоски  с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.

 

Ход НОД

1.Орг. момент.

(Звонит колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг-

Слева - друг, и справа - друг

Вместе за руки возьмёмся ,

И друг другу улыбнёмся.

-  Вот какие мы дружные и весёлые. Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.

- Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)

-  Присаживайтесь на свои места.

 

2. Вход в деятельность.

- Что ж за занятие у нас сегодня? (Начала грамоты.)

-  Как вы догадались?  (На столах лежат фишки и полоски - схемы для звукового анализа слов.)

-  К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)

- Какого они цвета?  (Красного, синего, зелёного.)

- Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.

- Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?

(Да! Рассказывают: красный - гласный звук, синий - твёрдый согласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)

- Мы даже покажем игру "Назови звук"! (Воспитатель показывает красную фишку - дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку - дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную  фишку - дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.

 

3. Основная часть.

- Ребята, а Машенька - то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)

 

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо,

Это слово вечное, ласковое — … (мама)

 

- Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она? (Красивая, добрая, нежная...)

- Я предлагаю сделать звуковой анализ слова - мама.

- Сколько звуков в слове - мама? (Четыре звука.)

- Сколько гласных в этом слове? (Два гласных звука.)

- Назовите их. (Гласные звуки - а, а.)

- Сколько слогов в слове - мама? (Два слога.)

- Как вы узнали, что в слове мама - 2 слога? (Два гласных звука.)

- Назовите первый слог. (Ма.)

- Какой второй слог? (Ма.)

- Слоги в слове мама одинаковые или разные? (Одинаковые.)

- Послушайте, одинаково ли они произносятся - маама? (Нет.)

- Какой слог произносится чуть протяжнее? (Первый слог "ма".)

- Произнесите это слово так же. (Дети произносят)

- Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно - мамаа.

- Правильно я сказала слово - мама? (Нет.)

- Верно, так не говорят. Правильно - маама.

- Слог, который произносится чуть протяжнее , который "заметнее" в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.

Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром...

Эй, невидимка - молоток.

Отметь его ударом!

И молоток - стучит, стучит,

И -  чётко речь моя звучит!

 

4. Динамическая пауза.

Воспитатель:  А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку.

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,
Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Ребята, садимся на свои места.

- Ребята, вы любите играть в прятки? (Да.)

- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.

- Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах.

- Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.

- Я предлагаю вам поиграть в игру "Поищи слово".

- Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слово на слоги: пе - сок.)

- Какое же слово спряталось? (Сок.)

 

Слова для игры:

  • Рыбак
  • Фасоль
  • Борис
  • Кулак
  • Пирог
  • Король.

 

5. Открытый выход из деятельности.

-  Ребята, вам понравилось сегодня занятие?

- Чем мы сегодня занимались?

- Кто к нам приходил в гости? (Кукла Маша.)

- А в слове Маша сколько слогов? (Два слога.)

- Позовите Машу. (Мааша.)

- Как же называется слог, который произносим более протяжно? (Ударный.)

- Какой же ударный слог в слове Маша? (Ма.)

- Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_mama.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группе

Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом"

Программное содержание:

1) закреплять умение детей делить слова на слоги;

2) учить вычленять в слове ударный слог;

3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.

Раздаточный материал: полоски  с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.

Ход НОД

1.Орг. момент.

(Звонит колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг-

Слева - друг, и справа - друг

Вместе за руки возьмёмся ,

И друг другу улыбнёмся.

-  Вот какие мы дружные и весёлые. Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.

- Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)

-  Присаживайтесь на свои места.

2. Вход в деятельность.

- Что ж за занятие у нас сегодня? (Начала грамоты.)

-  Как вы догадались?  (На столах лежат фишки и полоски - схемы для звукового анализа слов.)

-  К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)

- Какого они цвета?  (Красного, синего, зелёного.)

- Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.

- Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?

(Да! Рассказывают: красный - гласный звук, синий - твёрдый согласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)

- Мы даже покажем игру "Назови звук"! (Воспитатель показывает красную фишку - дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку - дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную  фишку - дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.

3. Основная часть.

- Ребята, а Машенька - то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо,

Это слово вечное, ласковое — … (мама)

- Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она? (Красивая, добрая, нежная...)

- Я предлагаю сделать звуковой анализ слова - мама.

- Сколько звуков в слове - мама? (Четыре звука.)

- Сколько гласных в этом слове? (Два гласных звука.)

- Назовите их. (Гласные звуки - а, а.)

- Сколько слогов в слове - мама? (Два слога.)

- Как вы узнали, что в слове мама - 2 слога? (Два гласных звука.)

- Назовите первый слог. (Ма.)

- Какой второй слог? (Ма.)

- Слоги в слове мама одинаковые или разные? (Одинаковые.)

- Послушайте, одинаково ли они произносятся - маама? (Нет.)

- Какой слог произносится чуть протяжнее? (Первый слог "ма".)

- Произнесите это слово так же. (Дети произносят)

- Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно - мамаа.

- Правильно я сказала слово - мама? (Нет.)

- Верно, так не говорят. Правильно - маама.

- Слог, который произносится чуть протяжнее , который "заметнее" в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.

Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром...

Эй, невидимка - молоток.

Отметь его ударом!

И молоток - стучит, стучит,

И -  чётко речь моя звучит!

4. Динамическая пауза.

Воспитатель:  А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку.

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,
Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Ребята, садимся на свои места.

- Ребята, вы любите играть в прятки? (Да.)

- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.

- Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах.

- Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.

- Я предлагаю вам поиграть в игру "Поищи слово".

- Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слово на слоги: пе - сок.)

- Какое же слово спряталось? (Сок.) 

Слова для игры:

  • Рыбак
  • Фасоль
  • Борис
  • Кулак
  • Пирог
  • Король.

5. Открытый выход из деятельности.

-  Ребята, вам понравилось сегодня занятие?

- Чем мы сегодня занимались?

- Кто к нам приходил в гости? (Кукла Маша.)

- А в слове Маша сколько слогов? (Два слога.)

- Позовите Машу. (Мааша.)

- Как же называется слог, который произносим более протяжно? (Ударный.)

- Какой же ударный слог в слове Маша? (Ма.)

- Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей делить слова на слоги

Научить детей делить слова на слоги  – очень важная задача для взрослых. Владение подобным навыком пригодится первокласснику в освоении школьной грамоты. Для детей, посещающих логопедическую груп...

Конспект занятия-ознакомления с правилами дорожного движения в I младшей группе "Знакомство с грузовой машиной" СОСТАВИЛА Новоселова Л.В. Программное содержание: 1. Познакомить детей с грузовой машиной. 2. Учить детей называть и показывать основные части

Конспект занятия-ознакомления с правилами дорожного движения в I младшей группе "Знакомство с грузовой машиной"СОСТАВИЛА Новоселова Л.В.Программное содержание:1.     Познакомить де...

Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»

Задачи: Образовательные:·         Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе на тему: «Деление слов на слоги» (Образовательная область «Речевое развитие»)

Тема: «Деление слов на слоги»Цель: формирование грамматических понятий (слог, слово, предложение).Задачи:Образовательные:1. Формирование грамматических понятий: слог, слово, предложение....