Картотека игр по обучению грамоте для воспитанников подготовительной к школе группы
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека
игр по обучению грамоте
для воспитанников подготовительной к школе группы
Подготовила: Иванова Марина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»
Игра 1. «Буквенный светофор»
Цель: упражнять ребенка в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Материал: не требуется.
Ход игры. Выбирается водящий («светофор» - мама), она называет любую букву.
Ребенок называет слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться).
Игра 2. «Магазин»
Цель: упражнять ребенка в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Мама ( «покупатель»), она задаёт букву, на которую ребёнок придумывает слова.
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Мама говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Ребёнок говорит слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
Игра 3. «Слова-друзья»
Цель: упражнять ребенка в делении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).
Ход игры. Ребёнок берёт на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего мама говорит, чтобы ребёнок нашёл себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
Игра 4. «Имена»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мяч.
Ход игры. Мама, бросая мяч ребёнку , предлагает ему назвать своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, мама говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».
Игра 5. «Какое слово хотел написать художник?»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры. Мама говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.
Игра 6. «Как зовут детей?»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: портреты или куклы мальчика и девочки. Карточки, в которых зашифрованы имена при помощи картинок так, что первый звук картинки составляет букву нового слова.
Ход игры. Мама говорит, что к нам на занятие пришли гости и показывает кукол или портреты. Мы с вами не знаем, как их зовут. А чтобы это узнать, необходимо определить первый звук в каждой картинке.
Игра 7. «Телевизор»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции анализа и сравнения.
Материал: макет телевизора, в который вставляются различные изображения (размером формата А5 с надписями, например, МАК). Внизу под телевизором кармашки, куда вставляются карточки с картинками; картинки, первый звук которых соответствует буквам в изображении телевизора и др.
Ход игры. Мама предлагает ребёнку посмотреть телевизор и прочесть слово (например, МАК). После этого ребёнок подходят к столу, берёт перевёрнутые картинки и самостоятельно определяют первый звук в слове. Затем мама предлагает вставить картинки, у которых первый звук соответствует букве в изображении на телевизоре.
Игра 8. «Помоги художнику, собери слова из картинок»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.
Материал: карточки со словами, где под каждой буквой кармашек, куда вставляются картинки, первый звук которых соответствует букве слова и др.
Ход игры. Мама говорит, что приходил художник и не смог прочесть ни одного слова, т.к. они состоят из букв, а он умеет читать только по картинкам. Помоги художнику, возьми по одной картинке и поставь её под той буквой, с которой начинается слово.
Игра 9. «Мамина сумка»
Цель: упражнять ребенка в назывании слов на заданный звук; развивать мыслительные операции, память.
Материал: не требуется.
Ход игры. Мама говорит, что она пришла из магазина и принесла продукты, в названии которых есть звуки [м] и [м"] или какие-либо другие. Ребёнок называет слова: масло, молоко, морковь, помидоры, сметана и др. В качестве подсказки можно использовать картинки.
Игра 10. «Четвёртый лишний»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: ряд картинок по 4 шт. в каждом, где только в трёх картинках первый звук слова совпадает. (Например, ЛЕВ, АИСТ, ЛИСТ, ЛЕЙКА).
Ход игры. Мама предлагает ребёнку посмотреть на ряд картинок, где в трёх картинках первый звук совпадает, а в четвёртой нет. Ребёнку необходимо определить лишнюю картинку.
Уронила в речку… (мячик).
Где обедал воробей
В зоопарке у… (зверей).
Шла коза по мостику
И виляла… (хвостиком).
Игра 11. «Клад»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: картинка с изображением драгоценностей.
Ход игры. Мама заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К.
Ребёнок ходит по квартире и ищет предметы на заданный звук, спрашивая у мамы:
— Этот предмет кукла?
— Нет.
— Ковёр?
— Да.
Ребёнок находят под ковром картинку с кладом.
Игра 12. «Лото»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове, подборе слов на заданную букву; развивать мыслительные операции, память.
Материал: мешок с пластмассовыми буквами; карточка по типу лото, где на делениях размещены картинки предметов, начальный звук которых соответствует буквам в мешке.
Ход игры. Мама предлагает ребёнку вытянуть по одной букве из мешка и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук на картинке соответствовал букве.
Игра 13. «Рассели животных по домикам»
Цель: упражнять ребенка в выделении первого звука в слове и соотнесении слова с определённым звуком с буквой; развивать мыслительные операции, память.
Материал: картинки с изображением животных, карточка по типу лото, где на её делениях изображены буквы.
Ход игры. Мама говорит, что животные просят, чтобы их заселили в домики, где изображены буквы. Потом предлагает ребёнку взять по одной картинке со стола и положить её на карточку лото так, чтобы первый звук животного на картинке соответствовал букве.
Игра 14. «Я купила в магазине»
Цель: упражнять ребенка в выделении последнего звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции анализа и синтеза, память.
Материал: микрофон.
Ход игры. Мама начинает игру с фразы «Я купила в магазине АВТОБУС». Ребёнок называют слова на последний звук предшествующего слова. «Я купил (а) в магазине СУХАРЬ» и т.д.
Игра15. «Кузовок»
Цель: упражнять ребенка в подборе слов на заданный звук.
Материал: корзинка, фишки.
Ход игры. Мама говорит, что у него есть кузовок, указывая на корзинку. В него можно класть те слова, в которых есть, например, звуки [к], [к"] и то, что растёт в лесу (можно задать другой звук и местонахождение).
«Я беру кузовок и кладу туда грибок». Ребёнок сам придумывает слова со звуком (подосиновик, боровик, клюква, земляника, черника, ежевика и др.). Мама поощряет его фишками.
Игра 16. «Азбука упала»
Цель: упражнять ребенка в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание.
Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.
Ход игры. Мама читает стихотворение:
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
И ударилась немножко.
Собери буквы и правильно их напиши.
Игра 17. «Буквы спрятались»
Цель: учить ребенка находить очертания букв; развивать зрительное представление о букве, память, внимание.
Материал: карточки с совмещённым начертанием букв; доска, мел.
Ход игры. Мама показывает ребёнку картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать на доске.
Игра 18. «Начерти в воздухе букву»
Цель: развивать у ребёнка зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.
Материал: не требуется.
Ход игры. Мама говорит: « Представь, что некоторые части вашего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давай это изобразим». Пишут буквы: указательным пальцем; кистью руки; ступнёй; носом; подбородком; локтем; ухом; можно задействовать и другие части тела.
Игра 19. «Зашифрованная буква»
Цель: развивать у ребёнка зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.
Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.
Ход игры. Ребёнку предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Он по команде мамы берёт маркер и выполняет алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.
Игра 20. «Угадай букву по описанию»
Цель: учить ребёнка угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.
Материал: не требуется.
Ход игры. Мама говорит ребёнку, что сейчас они будут отгадывать буквы по рассказу о них. Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепляет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...»
Мама предлагает ребёнку самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.
Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».
Игра 21. «Да-нет-ка с алфавитом»
Цель: учить ребёнка задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры. Мама показывает алфавит, загадывает букву. Ребёнок должен её отгадать, задавая вопросы маме по местонахождению буквы. Мама может отвечать только «да» или «нет». Например, ребёнок спрашивает: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?»
Игра 22. «Холодно-горячо»
Цель: учить ребёнка задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.
Материал: алфавит.
Ход игры. Ребёнок - сыщик, он пытается угадать букву, которую загадала мама путём задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Мама отвечает «холодно», если ребёнок ищет в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, ребёнок спрашивает: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.
Игра 23. «Магазин»
Цель: упражнять ребёнка в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: «деньги» (карточки с цифрами 1, 2, 3, 4), картинки с изображением различных предметов.
Ход игры. Ребёнку раздаются «деньги», где написаны цифры. Он приходит в магазин, берёт картинку с тем предметом, количество слогов которого соответствует цифре на «деньгах». Мама кассир. (Например, у ребёнка 3 рубля, он выбирает картинку с капустой, подходит к кассиру и говорит: «Ка-пус- та», деля при этом слово на слоги с помощью хлопков.)
Игра 24. «Рассели животных по домикам»
Цель: учить ребёнка находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.
Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4), картинки животных.
Ход игры. Мама показывает домики и говорит, что в них разное количество окон, т.е. слогов. Ребёнку необходимо взять картинку и заселить животных так, чтобы животные, в названиях которых один слог, заселились в домик с одним окошком (кот, ёж, рысь); у которых два слога — в домик с двумя окошками (ли-са, бел-ка) и т.д.
Игра 25. «Имена»
Цель: упражнять ребёнка в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Материал: четыре домика с разным количеством окошек в них (от 1 до 4).
Ход игры. Мама показывает ребёнку домики и говорит, что он должен в них заселиться.
В домик с одним окошком заселяются те , в имени которых один слог, с двумя слогами — в домик с двумя окнами и т.д.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2019/08/19/kartoteka-igr-po-obucheniyu-chteniyu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»
Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «...
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1. Закрепить навыки раз...
Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».
Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).
Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...
Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»
закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слов...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...