Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
- закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;
- учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слове;
- продолжать учить определять количество слогов в слове.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»
Цель: развитие интереса у детей 6 - 7 лет к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;
- учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
- закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слове;
- продолжать учить определять количество слогов в слове.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление;
- развивать фонематический слух, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, слушать взрослого и сверстников;
- воспитывать желание говорить красиво, правильно;
- формировать навык сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
Художественное слово (загадка), словесный (вопросы, объяснения), наглядный (картинки), игровой (д/и «поймай мяч», д/у «рассели зверей по домам», д/и «закончи слово», д/и «где спрятался звук», д/и «животные и их детеныши», д/и «кто придумает конец, тот и будет молодец», д/и «что то здесь не так»), наблюдение за работой детей, советы.
Материал:
Конверт с письмом; картинки с заданиями; картинки с изображением животных; фишки красного, синего цвета; магнитная доска; игрушка Сова; домики с одним, двумя и тремя окнами; мяч; схема для определения места звука в слове.
Раздаточный материал:
Фишки красного, синего цвета; схемы для определения места звука в слове; карандаши, раскраски.
Организационный момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Т.И. Когда я шла к вам в гости, встретила почтальона, он вручил мне письмо, а знаете ли вы от кого оно может быть (ответы детей). А вы хотели бы узнать, от кого оно? (Да), тогда отгадайте загадку:
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло -
Летит спать в дупло. (Сова)
Давайте его откроем и прочтём (воспитатель открывает письмо и читает его). Читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам тётушка Сова из лесной школы. Сегодня в нашей школе пройдут очень интересные уроки, и я вас приглашаю на один из них. Ещё я приготовила для вас сюрприз, что бы его получить, нужно старательно выполнять все мои задания».
Воспитатель: Хотите побывать в лесной школе? Закрывайте глаза, я скажу волшебные слова (дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова):
- Покружись, покружись в лесной школе окажись.
- Вот мы и в школе.
Воспитатель звенит в колокольчик и говорит:
- Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».
Основная часть:
Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки (проводится артикуляционная гимнастика):
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили, не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
1 Задание от тётушки Совы: Д/У «Поймай звук»
Когда услышите звук «В» в словах, будете хлопать в ладоши.
Слова: сова, лиса, лев, дерево, рябина, верба, лес, медведь, скворец, вагон.
(Молодцы, отлично справились с первым заданием).
Воспитатель: Готовы выполнять следующее задание?(Да) Слушайте внимательно:
«Приглашаю всех ребят
В школу маленьких совят.
Слово «Волк» вы разберите
И подарок получите!»
2. Задание от тётушки Совы: Разобрать слово ВОЛК на звуки.
Но перед тем, как мы начнём выполнять задание вспомним, какие бывают звуки? (Согласные, гласные).
- А какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие).
-Давайте мы с вами поиграем в игру. Я назову большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Воспитатель называет твёрдый согласный звук, а дети его пару – б – бь; м – мь; к – кь; с – сь; в – вь; з – зь; н – нь; л – ль; д – дь).
- Какими фишками мы обозначаем твёрдые согласные звуки? (Синими)
- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелёными)
- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (Красными)
Совместный разбор слова (воспитатель на доске, дети за столами).
Воспитатель:
- Какой первый звук гласный или согласный? Мягкий или твёрдый? (Ответы детей)
- Какой второй звук в слове ВОЛК? (звук О). Какой это звук? (звук О гласный, его можно пропеть, обозначаем его красной фишкой).
- Какой третий звук? (звук Л) Какой он? (это согласный звук, отмечаем синей фишкой).
- Какой четвёртый звук? (звук К) Какой он? (согласный, отмечаем синей фишкой).
- Сколько всего звуков в слове ВОЛК? (четыре)
- Сколько гласных звуков? (один) Назовите гласный звук (О).
- Сколько согласных звуков? (три) Назовите их (В, Л, К).
- Молодцы! И с этим заданием прекрасно справились.
3. Задание от тётушки Совы: Д/И: «Животные и их детёныши» (с мячом).
Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть животное, а вы возвращать мяч и называть детёныша.
- У тигра – тигрёнок
- У льва – львёнок
- У слона – слонёнок
- У лисы – лисёнок
- У медведя – медвежонок
- У зайца – зайчонок
- У кролика – крольчонок
- У коровы – телёнок
- У лошади – жеребёнок
- У свиньи – поросёнок
- У собаки – щенок.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. А сейчас послушайте следующее задание тётушки Совы.
4. Задание тётушки Совы: «Где спрятался звук?».
Воспитатель: Сова просит помочь найти, где спрятался звук «В» в словах.
Показывает картинку, называет изображённый на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают, место заданного звука в слове, закрывая фишкой один из трёх квадратов на карточке, в зависимости от того где находится звук: в начале, середине или конце слова.
Воспитатель звенит в колокольчик:
- Перемена, перемена можно прыгать, можно бегать.
- Предлагаю отправиться на весёлую гимнастику:
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево).
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте).
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте).
Ну, а нам пора садится,
Заниматься, не лениться. (Дети садятся).
5. Задание от тётушки Совы: «Расселить зверей по домам»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто живёт в этих домиках? (ответы детей)
В домике с одним окном, живут слова с одним слогом. В домике с двумя окнами, живут слова с двумя слогами. В домике с тремя окнами, живут слова с тремя слогами.
Ребята, тётушка Сова вас просит расселить зверей по домам. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (хлопки). Дети выполняют задание.
6. Задание от тётушки Совы: Д/И «Закончи слово» (с мячом).
Воспитатель: Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец.(кош – ка, гла – за и т.д.)
7. Задание от тётушки Совы: Игра «Что – то здесь не так»
Воспитатель: Послушайте стихотворные строчки, в которых могут быть допущены какие – либо несуразности, подвохи. Заметив это, вы должны сказать: «Что – то здесь не так!», после чего объяснить, что именно не правильно и почему.
- Как известно, шоколадки
Появляются на грядке.
- Принято сапожки
Ставить на окошко.
- Сошью своей Иринке
На голову косынку.
- Корабль по морю плывёт,
Пассажиров он везёт.
- Петух живёт в дупле,
А кошка в конуре.
- За воскресеньем как всегда
Сразу следует среда.
- Перечисляю фрукты:
Редиска, яблоки, грейпфруты.
Воспитатель: Молодцы ребята! Ну а теперь следующее задание.
7. Задание от тётушки Совы: Д/И «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Воспитатель: Предлагаю вам закончить фразу.
Солнце светит очень ярко.
Бегемоту стало…(жарко).
Я сегодня утром рано
Умывалась из – под…(крана).
Я не бегаю к врачу,
Я сама его…(лечу).
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную…(лепили).
А слониха вся дрожа,
Так и села на….(ежа).
Воспитатель: Здорово мы с вами поиграли.
8. Задание от тётушки Совы: «Раскрась предметы в названиях, которых есть звук «в».
Воспитатель: Ребята я вам раздам раскраски, найдите предметы в названии которых есть звук «в», и раскрасьте их (самостоятельная работа за столами).
Заключительная часть:
Воспитатель: Вы молодцы, говорили уверенно, отвечали правильно, тётушка Сова довольна, как вы справились со всеми её не простыми заданиями. Ну а нам пора прощаться с тётушкой и возвращаться в детский сад.
Покружились, покружились
В детский сад все возвратились.
Воспитатель: Где мы с вами побывали? Понравилось ли вам учиться в лесной школе? Какие задания вам понравились больше всего? Какие задания вам показались трудными? Молодцы! Мне тоже понравилось с вами играть и заниматься. За ваше усердие тётушка Сова передала подарки. (вручение подарков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141 Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « П...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)
Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...
Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Программное содержание: • Закрепить умение определять местоположения звука в слове; • Упражнять в звуковом анализе слов; • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; • Закрепить понят...
Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в Страну Знаний" (с использованием ИКТ)....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему:" Страна знаний "
обучение грамоте...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:· закреплять понятия «звук», &la...