Конспект занятия по обучению грамоте: Знакомство с буквой «Й»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат. Каргалинская СОШ»
Конспект образовательной деятельности:
«Обучение грамоте»
Тема: Знакомство с буквой «Й»
Возрастная группа: подготовительная группа
Подготовила воспитатель:
Сайфутдинова.Э.Р
06.04.20
2020г.
Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||
1. | Тема непрерывной образовательной деятельности | Знакомство с буквой «Й»» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | «Речевое развитие» | ||||
3. | Виды деятельности детей | Коммуникативная: беседа Продуктивная: выполнение заданий Двигательная: физминутка | ||||
4. | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Метод стимулирования и мотивации деятельности: наглядный материал (рассматривание картинок) Метод организации деятельности, общения и формирования опыта: выполнение заданий, физкультминутка | ||||
4.2. | Интеграция образовательных областей | «Физическое развитие» (предупреждение утомления на занятии) «Социально-коммуникативное» (развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками) | ||||
5. | Возрастная группа: | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | ||||
6. | Цель: | Знакомство детей с буквой Й. | ||||
Задачи: | Планируемый результат | |||||
6.1 | Воспитательные: продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего. | дети умеют слушать взрослого, выполняют все задании по инструкции и не перебивают сверстников. | ||||
6.2 | Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, логическое мышление; развивать умение выполнять звуковой анализ слов | дети умеют делать звуковой анализ слова, способны на слух определять заданную букву | ||||
6.3 | Образовательные: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву; пополнять словарный запас | дети умеют соотносить звук и букву; | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
Выполнение звукового анализа слов | Использование значков для обозначения звуков | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш. | ||||
9 | Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты | Проведение игры, работа в тетрадях и на доске. | ||||
Ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей | ||||||
№ | Этап | Содержание | ||||
I. | Вводная часть | |||||
1.1 | Введение в тему | Воспитатель: Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа. | ||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Странная буква. Заскучали буквы в алфавите. Споем?- сказала одна своей соседке. Я не умею, - грустно сказала та. А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!.. Й…Й…Й… И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет. Я не гласная. Согласная, что ли? Не знаю. Ну, и кому ж ты такая нужна? Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите. Стои - жалко, что ли. не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась! Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак? Сама догадайся… Догадались, о какой букве идет речь? Правильно. Буква – И краткая. | 3 мин | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности) | В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт». | ||||
II. | Основная часть: | |||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | А какой звук она обозначает? -Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести? -Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный. | 7 мин | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й): Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!) Когда мы чего-то испугались? (Ай!) Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка) Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный) Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка) Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй) Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка) Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка) Птица, которая умеет говорить? ( Попугай) Морская белая птица? (чайка) Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей) Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай) Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)? А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й) (Дети двигаются по комнате, веселятся.) Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! К нам пришел волшебник злой! Он руками помахал, Всех детей заколдовал. Дети головы склонили, Замолчали и застыли. ( Дети застывают, склонив головы.) В класс пришли друзья-зверюшки, Вмиг злодея вон прогнали И детей расколдовали. А теперь пора плясать, Нам не надо унывать! ( Дети танцуют.) | 10 мин | |||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Работа в тетради. - Буква Й. Букву Й зовут «И кратким». Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты». Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать. Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)). Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем. (На доске) -Н- надела поясок, И - надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И - наискосок. Ты ей шапку подари- Станет краткой буква И. ( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер). - Молодцы! | 7 мин | |||
III. | Заключительная часть | |||||
Анализ и самоанализ деятельности детей | С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать? | 3 мин | ||||
Дальнейшая разработка темы | ||||||
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятий | Содержание | Примечание | |||
1. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | |||||
1.1 | Лепка | Лепка из пластилина буквы «Й» | В группе | |||
Конструирование | Выкладывание знакомых букв из счетных палочек | В семье | ||||
2 | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | |||||
2.1 | Ребенок сам | Демонстрирует знания в сюжетно-ролевой игре «Школа» | В группе | |||
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Составление слогов из знакомых букв | В группе | |||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Коврыгина Т.Е., Шермет Р.Е. Образовательная область «Речевое развитие». «Занимательное обучение чтению». Комплексные занятии, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет/ авт.-сост. Т.Е. Коврыгина, Р.Е. Шермет – Изд.3-е – Волгоград: Учитель, 2016.-268с
2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://bebiklad.ru/14-shkola/bukvyi--v-kartinkah-a-b-vg-d-yo-zh-z-i-y
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе
Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...
Конспект занятия по обучению грамоте: Знакомство с буквой «Ё»
Знакомство с буквой «Ё»...
Конспект занятия по обучению грамоте: Знакомство с буквой «Б»
Знакомство с новой буквой «Б»....
Конспект занятия по обучению грамоте: "Знакомство с буквами Дд, Тт"
Конспект занятия по обучению грамоте : " Знакомство с буквами Дд, Тт"...
конспект занятия по обучению грамоте " Знакомство с буквой Д и звуком Д ".
Занятие посвящено знакомству с буквой Д и звуком Д - Дети помогают гостю- Деду Морозу выполнить задания из волшебной шкатулки : выделить звук Д в слове, найти звук Д в словах, определить позицию звука...