Быстрое обучение грамоте при помощи наборов зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В каждой возрастной категории детей есть дети с опережающим развитием, со средним развитием, и с отставанием в развитии интеллекта и социализации. А современный уровень научного и технического развития нашей цивилизации требует освоение грамоты детьми уже с младшей возрастной группы, как одной из основ формирования внимания, усидчивости и методов контактной и дистанционной инициативной и ответной коммуникации.
Речь является фундаментом интеллекта. Значит, каждый ребёнок с относительно хорошим слухом должен уметь различать на слух каждый из всех согласных и гласных звуков речи, произносимых по отдельности и произносимых в непрерывном речевом потоке.
И каждый ребёнок должен как можно раньше обучиться всем отображающим элементарные звуки речи - базовым буквам алфавита государственного языка.
Всему этому обучиться и научиться адекватно применять поможет набор зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций, и общая классификационная периодическая таблица согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Быстрое обучение грамоте | 482.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Быстрое обучение грамоте при помощи наборов зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций
Аннотация
В каждой возрастной категории детей есть дети с опережающим развитием, со средним развитием, и с отставанием в развитии интеллекта и социализации. А современный уровень научного и технического развития нашей цивилизации требует освоение грамоты детьми уже с младшей возрастной группы, как одной из основ формирования внимания, усидчивости и методов контактной и дистанционной инициативной и ответной коммуникации.
Речь является фундаментом интеллекта. Значит, каждый ребёнок с относительно хорошим слухом должен уметь различать на слух каждый из всех согласных и гласных звуков речи, произносимых по отдельности и произносимых в непрерывном речевом потоке.
И каждый ребёнок должен как можно раньше обучиться всем отображающим элементарные звуки речи - базовым буквам алфавита государственного языка.
Всему этому обучиться и научиться адекватно применять поможет набор зональных кубиков с буквами, отражающими все шесть типов звуков речи, производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций, и общая классификационная периодическая таблица согласных и гласных звуков речи.
- - - - - - - - - - - - - - - -
В начале первых двух-трёх занятий по обучению грамоте, педагог должен ознакомить детей с биомеханикой артикуляции. Звуки речи производятся на выдыхании воздуха. В ротовом отделе речевого аппарата имеется пять зон артикуляции. Звук речи производится одним из шести типов позиционирования нижних и верхних участков ротового отдела речевого аппарата.
Пять зон артикуляции от самой наружной к самой внутренней:
- Губно-губная.
- Задней поверхности резцов – передней части языка.
- Задней поверхности дёсен верхних резцов – передней части языка.
- Переднего нёба – передней части языка.
- Заднего (мягкого) нёба) – задней части языка.
Шесть типов артикуляции:
- Плотное соприкосновение нижнего участка к верхнему участку в зоне артикуляции. Особенность 4-ой и пятой зон: для пропуска выдыхаемого воздуха с голосовым тоном.
- Широкое отодвигание нижнего участка от верхнего участка в зоне артикуляции с голосовым тоном.
- Одновременное щелевое сближение и щелевое раздвигание верхнего и нижнего участков в зоне артикуляции глухого щелевого согласного без голосового тона.
- Одновременное щелевое сближение и щелевое раздвигание верхнего и нижнего участков в зоне артикуляции звонкого щелевого согласного с голосовым тоном.
- Взрывное раздвигание из плотного соприкосновения глухого взрывного согласного без голосового тона.
- Взрывное раздвигание из плотного соприкосновения звонкого взрывного согласного с голосовым тоном.
Педагог предлагает детям прикоснуться большим и указательным пальцем к своей трахее. И произносить разные звуки речи. Они ощутят пальцами вибрацию своей трахеи и (или) гортани при произношении тех звуков речи, которые произносятся с голосом.
Для быстрого, в игровой форме интуитивно понятного обучения всем базовым буквам алфавита государственного языка и отображающим те звуки речи, которые, как бы, не применяются в государственном языке, надо иметь
Несколько наборов по 30 кубиков;
В наборе должно быть по пять одинаковых кубиков, на гранях которых отображены буквы, обозначающие шесть типов звуков речи производимых в соответствующей зоне элементарных артикуляций.
Противоположные грани каждого кубика должны отображать буквы сомкнутого (сонорного) согласного типа и раскрытого (гласного) типа; глухого и звонкого щелевых (шипящих) согласных типов; глухого и звонкого взрывных согласных типов.
Примеры:
М-У; Ф-В; П-Б (буквы звуков речи, производимых в первой зоне элементарных артикуляций)
Н-О; С-З; Ц-(Дз) (буквы звуков речи, производимых во второй зоне элементарных артикуляций)
Л-А; Ъ-Й; Т-Д (буквы звуков речи, производимых в третьей зоне элементарных артикуляций)
Р-Э; Ш-Ж; Ч-J (буквы звуков речи, производимых в четвёртой зоне элементарных артикуляций)
R-Ы; Х-γ (буквы звуков речи, производимых в пятой зоне элементарных артикуляций)
Под руководством педагога методиста или воспитателя, дети, сидя за столом, смогут переворачивать и раскладывать кубики так, чтобы складывать из букв, отображённых на их гранях, слоги и короткие слова.
Подсказкой детям, какой звук речи отображает буква, отображаемая на грани кубика, помогает таблица МОАЗР = таблица-подсказка:
Вспомогательная таблица –подсказка, отображает все 30 согласных и гласных звуков речи, производимых физиологически оптимальной, элементарной артикуляцией и отображаемых буквами алфавита государственного языка, сочетанием двух букв государственного языка и буквами иностранного языка. Звуки речи должны отражаться в шести столбцах типов артикуляции и в пяти строках зон элементарных артикуляций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний»: знакомство с буквой и и звуком [И]
Цель: 1. Закрепить знания детей о речи, как средстве общения меду людьми. Вспомнить, что обозначают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение.2. Упражнять детей в умении различать гласные и...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...
Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».
Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....
Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе на тему: «К нам пришла зима. Звук и буква «Э»»
Повторить признаки зимы. Познакомиться с буквой "Э"...
Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик». Тема: Буква Мм и звук «м».
Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик».Тема: Буква Мм и звук «м»....
Самоанализ занятия Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик». Тема: Буква Мм и звук «м».
Самоанализ занятия Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик». Тема: Буква Мм и звук &laqu...
Комментарии
Логическая система обучения буквам алфавита
Обучение буквам алфавита по предлагаемой методике, опирается не на тупое зазубривание по 1-3 буквы в 1-2 дня, а на обучение сразу всем основным буквам алфавита в течение 2-3 дней. Потому что буквы распределены в логически понятную систему по типам артикуляции звуков речи, и по месту артикуляции звуков речи, отображаемых основными буквами алфавита.
Фундаментальные научные основы для этой методики открыты, описаны и объяснены в данной научной публикации:
Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования». – № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. – 108 с.