План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР
Автор: Сычёва Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск
Тема: Цели: Ход. Оборудование: Карта Страны Красивой Речи. Игрушка: мышка. Картинки-медали с изображением мышек из пособия «Грустный, радостный…» Зеркала, схема характеристики звука, символы звука, человечек в синем комбинезоне, картинки: мышка, воздушные шарики. Пособие «Поезд», картинки со звуком /ш/ и без него. Раздаточные символы. Демонстрационная буква Ш и другие, пособие «Весёлая азбука», кассы букв Итог. | Звук /ш/, буква Ш. 1) чётко произносить звук /ш/, определять его артикуляционную и акустическую характеристики, символы; автоматизировать звук /ш/ (изолированный, в слогах, словах, фразе); 2) продолжать формировать фонематический анализ и синтез, умение определять наличие и место звука в слове, упражнять в звуковом анализе слова (шаги) с выкладыванием схемы и выделением ударного слога, ударного гласного звука; 3) упражнять в придумывании предложения с заданным словом; 4) познакомить с графемой Ш, развивать буквенный гнозис (находить букву Ш среди других), звуко-буквенный анализ и синтез (преобразовывать слоги, слова: аш-ваш-наш-наша-каша-Маша); 5) развивать мимическую мускулатуру, умение определять эмоциональное состояние по картинке. 1.Организационный момент. Развитие слухового внимания. - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но пройти в Страну Красивой Речи сможет тот, кто отгадает загадку: Кто за стенкою шуршит? Тонким голосом пищит? Сыр от них не утаишь. Всем ворам воришка… (Мышь.) 2. Развитие мимической мускулатуры, умения определять эмоциональное состояние по картинке. Психогимнастика «Настроение мышек»: дети выбирают медаль с изображением мышки, описывают её эмоциональное состояние и изображают его. Надев медаль, ребёнок превращается в мышку. 3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука /ш/, его символы. Развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного и прерывистого речевого выдоха. Автоматизация изолированного звука /ш/. - Как мышка шуршит бумажкой? (ш-ш-ш.) Какой звук мы слышим? Расскажите про звук /ш/ по схеме-подсказочке, найдите соответствующие символы. Внимание: звук /ш/ - всегда твёрдый согласный! - Мышки надувают воздушные шарики: «ш-ш-ш-ш». Сдувается шарик, выходит воздух: «шшшшш» (изображают жестами).
4. Автоматизация звука /ш/ в слогах. Упражнение «Мышки шепчутся». Дети воспроизводят за логопедом слоговые ряды: ша-шо-шу… 5. Развитие фонематического анализа. Автоматизация звука /ш/ в словах. Игра «Поезд»: дети выбирают слова-«пассажиры» со звуком /ш/ и провожают их в вагончики, ориентируясь на схемы места звука в слове. - Почему на вокзале остались пассажиры без билетов? (В этих словах нет звука /ш/.) 6. Автоматизация /ш/ во фразе. Составление предложений с данным словом. Детям предлагается придумать предложения с любым словом-«пассажиром» из звукового поезда. 7. Автоматизация звука /ш/ во фразе. Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Мышки». Мышки Жили-были мышки /Пригнуться, руки у груди. На лесной опушке. /Встать, руки в стороны. Жили-были мышки / Пригнуться, руки у груди. В маленькой избушке. /Встать, руки – «крыша». Мыли мышки ушки, /По тексту. Мыли мышки лапочки,/ Наряжались мышки, / Надевали тапочки. / Вышли мыши как-то раз/Ходьба. Посмотреть, который час./Повороты в стороны. Раз, два, три, четыре, /Поочерёдные движения руками Мыши дёрнули за гири./сверху вниз. Вдруг раздался /Присесть, уши закрыть страшный звон! / руками. Убежали мыши вон. /Бег; на свои места. 8. Развитие фонематического анализа слова. - Скажите, чего или кого боятся мышки? В ответе должен быть звук /ш/ (кошки, шороха, мышеловки, шума, шагов…) - Мышки как услышат шаги, так и задрожат от страха. Чтобы вы, мышки, стали веселее и смелее, я вам предлагаю поработать со словом шаги, зашифровать его. (Полный анализ слова.)
9. Знакомство с буквой Ш, развитие буквенного гнозиса, звуко-буквенного анализа и синтеза. А) Звук /ш/ обозначается на письме буквой Ш. На что она похожа? Из каких элементов состоит? Найдите букву Ш в кассе букв. Б) Упражнение «Волшебная цепочка». Печатание - преобразование в кассах букв: АШ-ВАШ-НАШ-НАША-КАША-МАША. (Для детей 1 подгруппы цепочку можно сократить.) Наелись мышки пшённой каши и стали вспоминать, что узнали во время путешествия по СКР. А кто вспомнит – превращается из мышки в ребёнка. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой всегда этот звук? Есть ли у него младший братец? Какое задание для вас было трудным? Что понравилось? Почему в «Поезде» поехали не все слова? Оценка деятельности детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.Прилагается презентация....
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...