Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
«Посылка Деда Грамотея»
Задачи:
- закреплять знание гласных и согласных звуков;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- учить определять место звука в словах;
- упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционную моторику;
- воспитывать умение слушать других, желание помогать друг другу.
- формировать навык самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obucheniyu_gramote_st._gr.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
«Посылка Деда Грамотея»
Задачи:
- закреплять знание гласных и согласных звуков;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- учить определять место звука в словах;
- упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком;
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционную моторику;
- воспитывать умение слушать других, желание помогать друг другу.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости.
Здравствуй, солнышко – дружок ( руки вверх. Фонарики)
Здравствуй, носик, пятачок (показать указательным пальцем носик)
Здравствуйте, губки! (показать губки)
Здравствуйте, зубки! (показать зубки)
Губками «почмокали»
Зубками «пощёлкали»
Ручки вверх подняли
И ими помахали.
А теперь все вместе «здравствуйте» сказали! (говорим хором)
Стук в дверь (принесли посылку)
Воспитатель: К нам пришла посылка, а с ней письмо. Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки» для детей гр. №4. Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас посылку с сюрпризом. Но откроется она только тогда, когда вы выполните все задания, которые я вам приготовил. За каждое выполненное задание вы будете получать карточку, с помощью которых вы узнаете, что же лежит в посылке. Найти конверты с заданиями несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали их у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где они. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится внутри посылки?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится
там, о чём идёт речь в загадке:
Не куст, а с листочками
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги!
Задание №1.
Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с
изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Твёрдый или мягкий?
Дети: Твёрдый
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный, твёрдый.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием и получаем первую карточку (картинка игла)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать конверт с заданием:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Задание №2.
Дидактическая игра на внимание «Какой звук часто встречается?»
Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унёс всех.
(Можно предложить закрыть глаза при первом чтении)
Какой звук часто повторяется в стихотворении? Какие слова запомнили с этим звуком?
А теперь, ребята, придумайте свои слова, в которых встречается звук «с».
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Получаем ещё одну карточку (картинка гусь). Устали? Давайте теперь отдохнем.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую – к груди,
Да смотри - не упади,
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
Дети: Это больница!
Воспитатель: А это задание Дед Грамотей предлагает выполнить за столами.
Первыми за стол садятся те, в чьём имени есть звук И, Ш, Т
Задание №3
Игра «Где спрятался звук?»
Воспитатель: На столах лежат карточки, которые разделены на три части: первая часть – начало слова, вторая – середина слова, третья – конец слова. И фишки разного цвета, которые обозначают звуки.
Я показываю картинку, называю изображенный на ней предмет. Вы определяете место заданного звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова.
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Получаем карточку (картинка ракета)
Воспитатель: А вот еще одна загадка от Деда Грамотея:
Картины любим создавать,
Ещё чертить и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами!
Дети: Это карандаш! Надо искать конверт там, где у нас лежат карандаши!
Задание № 4
Игра «Где наш дом?»
Воспитатель: Прежде чем приступить к выполнению следующего задания выполним небольшое упражнение:
На гармошке чтоб сыграть
Нужно челюсть опускать
Язычок не отрываем
Очень весело играем!
Воспитатель: Дедушка Грамотей просит помочь ему расселить животных по домикам.
Определять, в каком домике будет жить животное будем по количеству слогов в слове (1, 2, 3). Один слог - это домик с одним окошечком, два слога – с двумя, три слога – три окошечка.
(Дети по очереди берут картинку, называют, кто на ней изображён, считают количество слогов в произнесенном слове и вставляют картинку в кармашек с соответствующим количеством окошек.
Воспитатель: Мы с вами выполнили последнее задание, получаем карточку
( картинка арбуз).
Вот мы с вами и выполнили все задания Деда Грамотея, а вот узнать, какой сюрприз нам приготовил Дед Грамотей, мы сможем, если разгадаем слово, которое зашифровано в этих картинках. Чтобы его разгадать, нужно определить первый звук в названии и найти соответствующую букву, которая обозначает этот звук.
У нас получилось слово ИГРА.
(Открываем посылку, в посылке настольная игра для группы и каждому задания для индивидуального выполнения дома)
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Я предлагаю вам выбрать весёлый смайлик, если всё понравилось и вам было интересно. И грустный, если вы испытывали какие то затруднения.
Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Звук и буква «Ш»Программное содержание: познакомить детей со звуком и буквой «Ш», продолжать учить определять место заданного звука в слове; звукобуквенному анализу, учить подбирать нужные слог...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе « Путешествие по сказке гуси-лебеди»
Повторение и закрепление звуков....
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Лесная школа»
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...