Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПЕРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО- ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Лицей № 1571»(ГБОУ Лицей № 1571)
Тема: Обучение грамоте
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Для детей старшего дошкольного возраста
«Посылка Деда Грамотея»
Подготовила и провела:
Воспитатель первой
Квалификационной категории
Тамуркина Наида Ровшановна
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Область «Познавательное развитие»:
- развивать познавательную активность, любознательность;
- уметь на слух определять звуки природы и называть их;
Область « Социально – коммуникативное развитие»:
- побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
- развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Область « Речевое развитие»:
- развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
- учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- развивать интонационную выразительность;
- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
- упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком
- закрепить знание гласных и согласных звуков.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
- Конверт, письмо, карточка с цветком, загадки, карточки для игры «Магазин»
- 5 ключей и замков
- Сундучок
- Книга Азбука( Букварь)
- Магнитофон с записями звуков природы
Ход занятия:
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! Кто –то стучит в дверь. К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
- Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
- Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
- Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
- Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
- У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
- Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже два замка открыты. Устали? Давайте теперь отдохнем. Угадайте ,кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино. В Сказке « Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения) Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Вот и третье задание с третьим ключом. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы. Слушать надо внимательно! Какие звуки вы услышали? (ветер, ручеек, дятел, лягушка, соловей, кукушка, утка и т.д)
Давайте разделим эти слова на слоги. ( Дети делят слова на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
(Дети отгадывают: строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №4.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
- Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
- Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
- Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
- Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
- Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
- Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвертый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №5.
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Азбука!
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Звук и буква «Ш»Программное содержание: познакомить детей со звуком и буквой «Ш», продолжать учить определять место заданного звука в слове; звукобуквенному анализу, учить подбирать нужные слог...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе « Путешествие по сказке гуси-лебеди»
Повторение и закрепление звуков....
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Лесная школа»
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...