Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по ПОГ подготовительная группа | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Показ открытого мероприятия в рамках социального партнерства в преемственности со школой. Подготовила и провела воспитатель: Федоренко Раиса Михайловна.
Тема: «Помощь Карлсону. Звук и буква К».
Цель: создать условия для закрепления детьми звука ( к,кь) и буквы «К» и для обогащения словарного запаса.
Задачи:
- уточнить артикуляцию звуков (к) и (кь),закрепить целостный образ буквы «К»; активизировать словарь существительных и прилагательных (продукты питания); упражнять в умении образовывать множественное число существительных; совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные; формировать лексико - грамматический строй речи, упражнять в умении составлять предложения по сюжетным картинкам и схемам;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, зрительную память, мелкую моторику, внимание;
- воспитывать желание оказывать помощь сказочным героям ,уточнить, навыки культурного поведения, целеустремленность.
Методы и приемы:
Наглядные:
- методы: рассматривание предметных и сюжетных картинок;
- приемы: показ способов действия;
Словесные:
- методы: создание проблемной ситуации, чтение художественной литературы;
- приемы: вопросы, объяснение, оценка, самооценка;
Игровой:
- методы: введение персонажа:
- приемы: загадывание и отгадывание загадки, использование игр с мячом:
Практический метод: выполнение штрихования.
Словарная работа: обогащение словарного запаса по теме «продукты питания»
Интеграция образовательных областей: познавательно - речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: серия предметных картинок по теме: «Продукты питания»;кружки синего и зеленого цвета; схема для образования множественного числа; сюжетные картинки из мультфильма о Карлсоне; схемы предложений; схемы и цветные фишки для звукового анализа слов; альбом для штриховки, карандаш; мяч.
Ход НОД.
Дети играют в игрушки.
1.Издается звук, жужжание моторчика. Что же это может быть?(Высказывания детей).
Загадывание загадки:
Он веселый, заводной и пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье, любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит,
Кто же это? Подскажи !
(Ответы детей) Появляется на эране веселый Карлсон и машет им рукой.
Скоро у нашего друга Карлсона день рождение.Он хочет пригласить к себе друзей и приготовить угощения.Только Карлсон совсем не знает какие бывают продукты питания. (дети называют разные продукты).
Ребенок читает стихотворение
«Какие бывают продукты» . Молодцы! Вы много назвали продуктов, давайте отберем те продукты в названиях которых есть звук (к,кь).
2.Работа со словами.
- Пошел как-то Карлсон в магазин за продуктами, а названия их не знает. Помогите ему, выберите из продуктов те :
а) В названии которых звуки (к,кь) стоят в начале слова;
б) В названии которых звуки (к,кь) стоят в середине слова;
в) В названии которых звуки (к,кь) стоят в конце слова.
(Дети выбирают картинку, называют продукт и вешают под схему)
х____________ _____х_______ _____________х
кефир молоко пирог
колбаса сосиски персик
кекс яблоко сухарик
кукуруза булка
капуста эскимо
конфеты кукуруза
- Образование множественного числа.
Каких нужно нам продуктов
Хорошо мы знаем,
Но, а сколько мы их купим
Дружно сосчитаем.
(Дети переходят в другую зону к схеме образования множественного числа).
- 1 персик – 2 персика – 5 персиков
- 1 конфета - 2 конфеты - 5 конфет
- 1сосиска – 2сосиски - 5 сосисок
- 1яблоко - 2яблока - 5 яблок
- 1 окорочок – 2 окорочка – 5 окорочков
3.Ребята,а вы знаете самое любимое лакомство Карлсона? (Варенье)
Игра «Какое варенье?» (В кругу с мячом).
Из клюквы - клюквенное,
клубники - клубничное,
брусники - брусничное,
ежевики - ежевичное,
морошки - морошковое,
калины - калиновое,
персика - персиковое,
абрикоса - абрикосовое,
земляники – земляничное.
4. Составление предложений.
Что изображено на картинках? (Экран) Составьте по ним предложения согласно схемам.
Примерные предложения и иллюстрации:
- Карлсон живет на крыше.
- Карлсон веселит Малыша.
- Карлсон держит банку варенья.
- Карлсон любит пошалить.
5. А какие напитки можно предложить Карлсону,чтобы он приготовил их к праздничному столу? Только одно условие: все они должны начинаться со звуков (к,кь).
(Компот, кисель, какао, кока-кола, кефир, квас, кофе, крем-сода).
Ребята, мы называли продукты питания, играли в разные игры, какой звук чаще всего встречался в словах?
6.Электронная физминутка для глаз (дети стоят перед экраном в шахматном порядке).
7.Характеристика звука. Повторение.
Ребята, что вы знаете о звуках (к,кь),какие они (Согласные)
Почему они согласные? (Мы не можем их пропеть, Голос встречает во рту преграду)
Что делают зубы, губы, язычок, когда мы произносим звуки (к и кь)?
(губы – улыбаются, зубы – приоткрыты, кончик языка внизу)
Вывод: при произношении звуков воздух встречает преграду, поэтому это согласные звуки.
8.Работа со цветными кружками.
Игра «Определи звук».
Называю слово, дети поднимают кружок, определяя звук. Зеленый –когда слышат мягкий согласный в слове, синий- когда твердый согласный.
( Кольцо, кукла, кекс, кирпич, калач, космос, кегли, кукла, кефир. колбаса)
У каждого звука есть определенный знак, который его обозначает. Это буква. Скажите, чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим ,а букву видим и пишем).
9. Ребенок на столе находит букву и прикрепляет на мольберт.
* Из каких элементов она состоит? (Из палочек).
* Сколько палочек? (3).
* В какую сторону она смотрит? (В правую).
(Прописываем в воздухе).
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит (Дети стоя изображают букву стоя, отведя руку и ногу в правую сторону)
10. Звуковой анализ слов. (Дети садятся за столы, у каждого своя картинка, полоска с квадратиками, обозначающая количество звуков в слове и цветные фишки: красного цвета – гласный звук, синего – твердый согласный, зеленого – мягкий согласный).
11. Подарок для Карлсона. Что он любит кроме варенья? (Торты)
Вот и подарим ему много тортов, только их нужно заштриховать. Каждый заштрихует по – своему. Линии какими должны быть? (прямыми), расстояние между линиями одинаковое.
12. Вам понравилось помогать Карлсону? Карлсон остался доволен и благодарит вас за помощь.
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня работали. Все старались.
САМОАНАЛИЗ. Вашему вниманию представлен фрагмент непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
Данная деятельность мною была организована в подготовительной к школе группе.
В рамках социального партнерства в преемственности со школой, при поступлении детей в школу, учителя рекомендуют уделять больше внимания развитию фонематического слуха детей и подготовке к обучению грамоте. Эта проблема стала целью моего занятия и не только занятия, а более углубленной работы в этом направлении.
На этой непосредственно образовательной деятельности мною были поставлены следующие задачи:
- активизировать словарь существительных и прилагательных;
- формировать умение различать твердые и мягкие согласные;
- формировать грамматический строй речи;
- упражнять в умении составлять предложения по картинкам и определять количество слов в предложении;
- упражнять в местонахождении звука в слове.
Использовала комплекс методов и приемов:
Наглядные, словесные игровые и практический метод.
В представленном видеоролике вы увидели использование словесного метода – создание проблемной ситуации игрового приема введение персонажа:
- Игра «Определи звук» (работа с цветными кружками), различение твердых и мягких согласных. Даем возможность детям подумать и по сигналу поднять. Получается фронтальный опрос, где видно какие дети в этом затрудняются. Таким образом ,в этом направлении с этими детьми планирую индивидуальную работу.
- «Работа со словами». Использовала наглядный метод – рассматривание предметных картинок, где дети помогают Карлсону выбрать те продукты , в названиях которых звук ( к,кь ) находятся вначале, середине и конце слова ( с использованием схем).
- Игра «Какое варенье?» - игровой прием с мячом. Активизация словаря.
- Составление предложений по картинкам (грамматический строй речи). Игровой прием с использованием мяча, для определения количества слов в предложении.
- Практический метод – выполнение штриховки ( развитие мелкой моторики рук, глазомера).
Использование данных методов и приемов на этой непосредственно образовательной деятельности считаю эффективными, было построено в игровой форме со сменой видов деятельности, дети были заинтересованы, все прошло в темпе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по фонетике и обучению элем. грамоты. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: знакомство с правильным произношением зв.-Ч-, совершенствование навыков звуко-слогового анализа, заучивание скороговорки, пересказ текста с выбором слов со зв. -Ч- из текста....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Ж»...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе
Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...
Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звуки П и П`. Буква П Цель: познакомить с согласными звуками П и Пь, буквой П.
ЗадачиКоррекционно-образовательные:- формировать представления о речевых звуках и буквах;- совершенствовать представления о гласных звуках;- формировать умение давать характеристику звуку по акустичес...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква А
Цель: познакомить с гласным звуком А, буквой А....