Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки "К" и "КЬ".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Романова Мария Альбертовна

Цель: формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает; развивать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_k_i_k_03.16.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы

« Звуки «к» и «кь».

Цель: формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает; развивать фонематический слух.

Ход занятия:

На столе разбросаны картинки, дети с воспитателем подходят к столу.

Воспитатель: Ребята! А что это у нас произошло? Кто же устроил здесь беспорядок?

Игра «Что лишнее?» (картинки со звуком К: капля, кузнечик, колесо, конь, петух). Нужно найти лишнее слово и объяснить почему? Молодцы!

Воспитатель: Да, слово «петух» лишнее. Но посмотрите, здесь есть загадка, послушайте:

Спозаранку я встаю, звонким голосом пою.

Травку разгребаю, зерна собираю.

У меня есть гребешок. Кто я дети?  (Петушок).

Воспитатель: Правильно. Петушок пришел к нам в гости.

Воспитатель берет мягкую игрушку.

- Как подает голос петушок?

- Назовите первый звук в слове кукарекает («к»). Оказывается, наш петушок вовсе и не лишний, потому что слово «кукареку» начинается со звука «к».

-Догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить?

-Произнесем его вместе: к-к-к.

-Петушку нужно донести звук К до волшебного города букв и звуков: Звукаринска. Помните, мы туда путешествовали? (Да).

- Расскажите, какой это звук: согласный или гласный? Почему? (Потому что звук не поется, и во рту есть преграда).

-Петушок говорит, что ему одному скучно добираться до волшебного города, и он хочет взять с собой друзей.

Дети переходят от стола к доске, там висят перевернутые картинки. Воспитатель переворачивает их: КОТ  и КИТ.

-Давайте назовем их. Теперь я произнесу слова, а вы послушайте, как звучит звук К в словах. Что вы заметили? (В слове КИТ звук мягкий, а в слове КОТ – твердый).

- КИТ и КОТ тоже хотят поехать с нами и Петушком в Звукаринск. Но КИТ и КОТ все время ссорятся. Давайте их помирим. Нужно им помочь разобрать картинки.

Игра- сортировка слов: кепка, кенгуру, кирпич; курица, кубик, кукла, комар. Если слово начинается с твердого К, то карточку кладем в корзинку рядом с КОТОМ, если с мягкого КЬ – то в корзинку рядом с КИТОМ.

-Молодцы! Наши друзья отправляются в путь (в Звукаринск). Мы вместе с ними, занимайте места в вагончиках. На нашем маршруте будет несколько остановок.

Едем на поезде. Остановка №1.

Игра «Поймай озорной звук в ладошки».

Воспитатель: Звук К – ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладоши.

Дети стоят на ковре: КАТЯ, КАЧЕЛИ, ГУСЬ, ВАТА, КОТ, ШЕСТЬ, ТОК, ЗИМА, КОЛОБОК.

Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте его найдем: КАТЯ, ОЛЯ, ТАНЯ, КСЮША, МАРИНА, КОСТЯ.

-Молодцы! Поймали звук ладошками, а теперь, чтобы его довезти в целости и сохранности, нужно научиться произносить его правильно. Для этого я предлагаю вам повторять за мной:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируем подбрасывание мяча),

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (руки подносим к ушам),

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводим руки в стороны),

Ку-ку-ку,ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками пекут «пирожки»);

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку);

Ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую);

Ук-ук-ук: это что еще за стук? (стучат кулачками);

Ык-ык-ык: на ковре наш котик прыг! (прыгают на одном месте).

-Ну что же! Поехали дальше.

Едем на поезде, потом дети садятся за столы.

-Что это за чудесные картинки и квадратики? Это схемы слова, мы должны разобраться, где находится звук К: в начале, в середине, в конце слова?

У каждого ребенка карточка, где нарисованы: ЗАМОК, КАПЛЯ, АКВАРИУМ, КОТ, ЖУК, СНЕГОВИК. Дети определяют и рисуют квадратик простым карандашом.

- Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине, в конце слова.

Вот мы и прибыли в город Звукаринск.

-Посмотрите, в городе живет буква К. На что она похожа?

Буква выставляется на доске. Прочитать детям:

Про букву К скажу я смело:

На стенку бабочка присела.

-Сколько элементов у буквы К? (три).

Прописывание в воздухе.

-А теперь в своих тетрадях заполните слоговой домик. Сначала обведите букву К по точкам на крыше домика, а потом напишите букву К в каждой пустой клеточке.

Дети заполняют слоговой домик.

Чтение слогов (сначала все вместе, потом цепочкой).

-Нашим героям КОТУ и КИТУ так понравилось путешествие, что они просят вас сделать звуковую схему слов.

У каждого карточка, каждый ребенок вслух разбирает по каждому звуку, все закрашивают квадратики. Делим слово на слоги.

- Петушок сидит расстроенный, хочет, чтобы его слово тоже поделили на слоги.

-Наше путешествие подошло к концу. Наши друзья приехали в волшебный город звуков, а мы им в этом помогли.

-Но петушок опять расстроен. Что случилось?

Петушок: Хочу, чтобы на память ребята мне подарили портрет буквы К.

Дети берут пластилин, лепят портрет буквы и дарят Петушку (кладут на поднос).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...