ТЕМА: «Звук и буква Д».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению грамоте III г.о.
Занятие 13.
ТЕМА: «Звук и буква Д».
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- закрепить термины «гласные» - «согласные» звуки;
- формировать навык четкого произнесения звука в слогах, словах, фразах;
- формировать навык дифференциации твёрдых согласных и мягких согласных звуков;
- закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
- упражнять в составление предложений по паре картинок, анализе словесного состава предложения;
- упражнять в образовании уменьшительных словосочетаний;
- знакомство с буквой;
- способствовать формированию умения читать слоги, слова;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, цветовой, симультанный гнозис;
- развивать мелкую моторику.
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: мяч, Кукла, игрушки или картинки ежа, белки, дятла; домик гласных и согласных (синий, зелёный)звуков, зеркала на каждого ребёнка, кружочки зелёного и синего цвета по количеству детей, графические символы слова-предмета, слова-действия на каждого ребёнка; предметные картинки (указанные в занятии), пары-картинок (Дом- дерево, Дом- диван, Девочка- дождь), касса букв, тетрадь (на каждого ребёнка), простые и цветные карандаши (на каждого ребёнка), буква Д.
Эмоциональный настрой. Психогимнастика. «Поймай мяч».
- Ребята, чтобы вы больше узнали друг о друге, давайте поиграем в игру
«Поймай мяч».
Педагог по очереди бросает мяч каждому ребенку, а поймавший должен ответить на вопрос:
- Что ты любишь больше всего?
- Что тебе не нравится больше всего?
- Чем ты любишь заниматься?
- Почему тебе бывает грустно?
- Чего ты боишься больше всего?
- Отчего тебе бывает весело?
Вопросы педагог может подбирать самостоятельно.
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, у нас в гостях кукла Даша.
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия. (ОО «Речевое развитие»).
1. Педагог предлагает детям придумать слова, начинающиеся со звуков: П-Т-К.
Ответивший ребёнок садится на своё место.
2. Педагог показывает куклу:
- Это кукла Даша. Она пришла к нам в гости и хочет рассказать о том, как познакомилась со своим соседом. Хотите послушать?
Однажды к кукле Даши пришли в гости Ёжик и Белочка. Постучав в дощатую дверь, они услышали испуганный голос: «Кккто там?». После этого кукла Даша открыла дверь. Она спросила, не видели ли они кого-нибудь рядом с домом, и стала озираться по сторонам. «Кого ты ищешь?» - спросил ее Ежик. «Я и сама не знаю, - ответила Даша. - Идем скорее в дом, там не так страшно».
Даша угостила гостей душистым чаем, но сама его пить не смогла, потому что у нее от страха стучали зубы. «Д-Д-Д-Д-Д», - именно так они стучали, мешая Даше четко говорить. Она рассказала, что кто-то постучит-постучит и молчит за дверью, да еще и прячется. В это время все услышали стук: «Д -д-д-д».
«Сейчас я проверю, кто это вздумал нас пугать», - решительно сказал Ежик и вышел из дома. Потом он вернулся и позвал всех за собой. «Познакомься со своим соседом, - сказал Даше Ежик, указывая ей на дятла, сидящего на ветке ближайшего дуба. -Он здесь выдалбливает себе дупло».
Увидела Даша, кого она так долго боялась, и все засмеялись.
- Почему им всем стало смешно?
- Какой первый звук в имени Даша? [Д]
- Когда дятел стучал, какой звук слышали друзья? [Д]
- Сегодня мы познакомимся со звуком – Д- и познакомимся с буквой Д. 3. Характеристика звука – Д-, его артикуляция.
Педагог показывает детям артикуляцию звука –Д-. - При произношении звука [д] язык стучит за верхними зубами, звук произносим коротко, Дети перед зеркалами произносят звук –Д- хором, индивидуально. - Звук –Д- нельзя петь. Этот звук - согласный, твёрдый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук –Д- синим кружком и селим его в домик согласных звуков с колокольчиком.
4. Педагог предлагает из ряда слов, назвать слово со звуком –Д-:
Рот -дом - сон Дым – Том- ком
Куст - душ - мак Ток - нос - дырка
5. Звуковой анализ и синтез слова ДОМ.
Согласный звук — синий кружок, гласный звук — красный кружок.)
педагог произносит слово ДОМ:
- Сколько звуков в слове?
- Какой первый звук, второй…?
- Выложите на столах схему слова ДОМ
6. К/У «Звук убежал».
Педагог предлагает детям «починить» слова, добавить к началу слова звук [д] и сказать, что получилось (ом, -октор, -уб, -уш, -ача, -орога...).
7. К/У «Назови ласково»
Педагог показывает предметные картинки: дом, доктор, дверь, дым, дождь,дуб.
- Я покажу картинку, назовите изображённый на ней предмет ласково.
III. Физминутка «Дождик» (ОО «Физическое развитие»).
Лейся, дождик, веселей! Как зеленые лягушки,
Мы с тобою дружим. Мы попрыгаем по лужам.
Хорошо нам бегать Все! Напрыгались, устали.
Босиком по лужам. Побежим сушиться к маме.
Дети сначала бегут на месте, потом по кругу, затем прыгают с места на место. После этого садятся на корточки и возвращаются к своим местам.
IV. Знакомство со звуком -Д'- (ОО «Речевое развитие»).
а)- Ребята, у звука –Д- есть младший братец. Как вы думаете, он произносится?
- Правильно, это звук -Д'-. Он согласный, мягкий, звонкий, и обозначением зеленым кружком. Живёт звук-Д'- в зелёном домике с колокольчиком.
б) К/У «Синий-зелёный».
- Я буду называть слова. Если слово начинается с твёрдого звука –Д- поднимаем синий кружок, если с мягкого - Д'- зелёный.
Педагог произносит: дельфин, дом, диван, диво, давно, дело, дым...
V. Работа с предложением (ОО «Речевое развитие»).
а) Составление предложений по паре картинок:
Дом- дерево Дом- диван Девочка- дождь
б) Анализ предложения.
- Составьте схему предложения: Даша идет домой.
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово, второе..?
- Назовите слово действие? Слово-предмет?
VI.Знакомство с буквой Д (ОО «Речевое развитие»).
К треугольнику две ножки
Пририсуем мы сейчас.
Подержите Д немножко.
Ох, сбежит она от нас!
б)Составление из букв разрезной азбуки слова ДЫМ, ДИК.
VII. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
- Определите букву – Д- в неправильном положении. Зачеркните её красным карандашом.
- Раскрась тот домик, в котором буква –Д- написана правильно.
- Напиши букву – Д- по точкам и самостоятельно.
- Допиши недостающий элемент у буквы – Д-.
VIII. Итог (ОО «Речевое развитие»).
- Назовите слова со звуком –Д-.
- Что вы узнали о звуке –Д-?
- Как звучит младший братец звука –Д-?
- Каким цветом они обозначаются?
- Какую новую букву вы узнали?
- Кукле Даше очень понравилось с вами заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...