Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Булгакова @

1.       Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые мягкие согласные звуки; применять правила написания гласных букв.

2.       Закреплять умение определять место ударения в словах.

Учить составлять предложения из двух слов, называть 1-ое – и 2-ое слово

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы

Подготовила воспитатель высшей категории

 Булгакова Елена Анатольевна

ГБОУ ШКОЛА № 460 ДГ- 7

Программное содержание:

  1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые мягкие согласные звуки; применять правила написания гласных букв.
  2. Закреплять умение определять место ударения в словах.
  3. Учить составлять предложения из двух слов, называть 1-ое – и 2-ое слово.

Демонстрационный материал:

Схема пяти звукового слова; красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, кукла, фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал:

Схема пяти звукового слова; красные, синие, зеленые, черные фишки на подносе, указка.

Ход занятия:

  1. Воспитатель говорит детям, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивает, как называются такие звуки (гласные), какие гласные они знают (а, о, у, и, ы ,э), какими фишками они обозначаются (красными).

Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), спросить, какие бывают согласные (твердые и мягкие), какими фишками обозначаются (твердые согласные – синим, мягкие согласные – зелеными фишками) и назвать несколько согласных звуков. Согласные назвать в паре (П-Пь; Л-Ль).

  1. Звуковой анализ слова КНИГА.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

В работе ребенка это выглядит так:

Книга - 1-ый звук «К», твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы)

кНига - 2-ой звук «Нь», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во вторую клеточку)

кнИга - 3-ий звук «И», гласный звук (ставит красную фишку в третью клеточку)

книГа - 4 -ый звук «Г» твердый согласный звук (ставит синюю фишку в четвертую клеточку)

книгА - 5-ый звук «А» гласный звук (ставит красную фишку в пятую клеточку)

КНИИИГА – ударный гласный «И», (ставит черную фишку)

При проведении звукового анализа слова воспитатель следит за тем, чтобы звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.

Вопросы и задания детям:

- Какие гласные в слове «книга»?(и, а);

-Какой ударный гласный звук? (и);

- Произнесите слово с ударением (книиига)

-Переставьте ударение (черную фишку) на звук «а», как теперь будет звучать слово? (книгааа). Снова поставьте ударение верно (книиига).

- Какой мягкий согласный звук в слове? (нь)

- Какой второй твердый согласный? (г).

- Какой твердый согласный звук? (к).

Игра с заданиями:

  1. Вызвать четырех детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звуки, в последующей последовательности: Нь, Г, А, И, К  и построить слово «КНИГА».
  2. Подозвать (в сторону):1-ыйгласный, 2-ой гласный, мягкий согласный. 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «КНИГА».
  3. Задание дают дети. Например:

- назвать слова со звуком (звук может быть в начале, середине или конце слова)

Звук «К»: конь, корабль, воронка, кошка, запонка, ткань и тд.

Звук «Кь»: кино, носки, тапочки. 

-  назвать пару своего звука: К-Кь; Р-Рь; В-Вь; Л-Ль; М-Мь.

- найти игрушку, в названии которой есть заданный звук:

И – машина, строитель, мозаика, овощи, бигуди..

У – кукла, посуда, кубики, конструктор, фрукты, бигуди.

Р – театр, конструктор, фрукты, трактор.

-  назови слово, в котором звук ударный

И –ударный (книга, лира, синька, тропинка, снегирь, сила…)

А –ударный (собака, лампа, садик, тропа, диван, программа, мечта, лиса…)

О – ударный (иголка, рожь, кошка, лошадь, ведро, ложка…)

  1. Работа с предложением:

Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она (красивая, большая, нарядная, любимая, хорошая и тд). Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом НИНА (дает ему куклу), другой – слово НАРЯДНАЯ. Предлагает им встать рядом; обращается по очереди к детям и спрашивает: Какие они обозначают слова («Нина», «нарядная»). Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другомь («Нина нарядная»). Воспитатель объясняет, что получилось предложение, «Нарядная Нина». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение: « Нина нарядная», называют первое, второе слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово « МИЛАЯ», а слово «НАРЯДНАЯ» садится на место, и 2-3 детей говорят предложение. Получилось  «Милая Нина», и называют 1, 2-ое слово.

         Задания детям-словам:

- выйдет слово «Нина»

- слово «милая» подойтет к слову «Нина», чтобы получилось предложение «Нина милая».

- слово «Нина» хлопает в ладоши.

- слово «Милая» называет первый звук этого слова (Мь)

4. Итоги занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Шум дождя"

Упражнять детей в звуковом анализе слов, в выделении одинаковых звуков в начале и в конце слова. закрепить названия букв, знания о различии гласных и согласных звуков, умение давать основные характери...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе: "Волшебное путешествие по стране знаний"

Итоговое занятие в подготовительной группе:«Волшебное путешествие по стране знаний»"Программное содержание.Цель: закреплять знания умения и навыки по разделу «обучение грамоте&r...

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительных к школе групп. Тема: «Знакомство со звуками М и Мь»...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Тема: «Путешествие на страницу Азбуки» Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие на страницу Азбуки»Конспект занятия по обучению грамотедля детей подготовительной к школе группы....

Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Цирк».

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительного к школе возраста с ЗПР. Задачи данного занятия:Расширять представления детей о цирке, об артистах цирка ...