Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на остров правильной речи».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дальчанина Ольга Сергеевна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx51.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 открытого итогового логопедического занятия  по обучению грамоте  

для детей  подготовительной к школе группы

«путешествие на остров правильной речи».

   

Составила учитель- логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

ЦЕЛЬ: 

Развивать и совершенствовать устную речь каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)

ЗАДАЧИ:

-  умения определять и подбирать «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;

- развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

- воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

- развитие общей и мелкой моторики;

- совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика)

 - развитие двигательной активности по средствам логоритмики, интонационной и мимической выразительности;

- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений,  желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу.

методы и приемы:

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);  
  • Игровой (сюрпризный момент, , самомассаж);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

Ход занятия:

В зал  под весеннюю музыку входят дети подготовительной к школе группы. Встают полукругом.

1.Организационный момент:

 Музыка №1.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. (Установление эмоционального контакта). 

 Учитель – логопед произносит слова:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

2.Введение в тему занятия:

Сегодня утром придя в детский сад, я на своем рабочем месте обнаружила письмо, вот оно. Давайте мы его откроем вместе? (ответы детей)

 - «Здравствуйте, дорогие наши ребята! Пишут вам жители сказочной страны! Злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали его лучики и в этой прекрасной стране стало темно! Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, всё осталось без света и скоро погибнет! Помогите нам расколдовать нашу страну, а мы вас за это отблагодарим!" 

А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту, на которой расположен путь до сказочной страны. Хорошего вам пути.  И подпись, жители сказочной страны. 

Ну что ребята, поможем  жителям сказочной страны расколдовать солнышко?? (ответы детей).

Тогда в путь.

Но чтобы добраться до сказочной страны быстрее,  я предлагаю вам встать по парам, и отправится под  музыку.

Музыка №2 Логоритмическая разминка «Мы пойдем на лево..»

Мы пойдем на лево (шаги боком на лево, хлопки 2 раза),

Мы пойдем на право  (шаги боком на право, хлопки 2 раза),

Два раза повернемся, потянемся, проснемся (выполняем слова с соответствующим действием)

Попрыгаем на месте, шагнем вперед все вместе, обратно как пингвины мы скатимся со льдины (выполняем слова с действием),

Мы руки поднимем, опустим, поднимем,

да и друга обнимем (выполняется с ускорением)

Мы добрались до сказочной страны. Давайте посмотрим карту.

Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветной стране  стало тускло! Солнышко совсем загрустило! (учитель – логопед) указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков)

Давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания! Поможем жителям?

Дети: Да, поможем.

 Посмотрите здесь лежит конверт с заданиями, давайте посмотрим, что  для нас подготовили злые волшебники.  (стоит стол.  на столе лежит конверт №1 с заданиями)

конверт №1

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Скажите, какие звуки мы называем гласными?

1 ребенок:  Артем Сысоев.                      

Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красные)

- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.

- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?

2 ребенок:  Вика Круглик.                               

А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

- Какие бывают согласные звуки?  (твердые-мягкие, звонкие-глухие)

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (синим)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (зеленым)

Игру №1 «Хлопушки»

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог.)

Гру – ша, сли – ва, ве - сна, ма- ши -на, аб – ри – кос.

дом, шо –ко- лад, ок- но.

- Молодцы! Мы с вами выполнили первое задание. И получаем 1-й лучик.

(учитель -  логопед достает из  конверта лучик, ребята прикрепляет лучики к солнышку.)

Ребята,  давайте снова посмотрим карту.  

 Учитель – логопед: а дальше  нам  предлагают отправиться на корабле. И вот уже наш корабль плывет по волнам. На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее? Дети: Сделать ветерок. (дыхательная гимнастика)

Работа над речевым дыханием «Ветерок».

Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай

И кораблик подгоняй.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки.

Вот мы добрались до следующего задания конверт №2.

 Чтобы все четко проговаривать и выговаривать нужно сделать артикуляционную гимнастику. (садятся за столы выполняют артикуляционную гимнастику, поясняют)

артикуляционная гимнастика.

  1. Улыбка – трубочка
  2. Заборчик
  3. Часики
  4. Горочка вверх, горочка вниз
  5. Блинчик

Игра №2 «Поймай звуки» с мячом.

-  Я бросаю вам мяч по очереди,  а вы должны поймать мяч и составить слово с заданным звуком.

Молодцы ребята, все правильно сделали, а вот и еще один лучик. (2 лучика)

Продолжим наше путешествие?

Предлагаю посмотреть на карту. Здесь мы с вами отправимся на воздушном шаре. Мы поднимаемся с вами высоко – высоко. Повторяем за мной.

Я лечу –уууу,

Высоко – оооо

Над землей – шшшшш,

Хорошо – шо!

 -Мы приплыли на следующий остров Конверт №3 (стол №3)

«Звуковая птичка» Теперь ребята садитесь за столы, внимательно рассмотрите картинку и соберите ее, что у нас получилось? Что обозначает она? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале). Где в этих словах находится звук? Собака(с)- в начале, машина(ш) – в середине, зуб(б) –конец слова, нож(ж) – конец, в хлеб(х) в начале. звук слышится в середине и в конце слова. Выполнив задание, дети рассказывают, где находится звук. (3 лучика)

Молодцы ребята! А чтобы попасть на следующий остров нужно правильно отгадать все загадки-обманки.

Кукарекает спросонок        

Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...МИШКА

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что ...КИТ

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду ... ЖИРАФ

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый ... ВОЛК

-  Молодцы! Мы правильно отгадали загадки.

Конверт №4. Дети встают полукругом и передают друг другу шарик.

«Назови ласково».

- дом – домик,

 - нос – носик,

- забор – заборчик,

Яблоко – яблочко,

Рука – ручка.

Молодцы, хорошо выполнили  это задание.

Я предлагаю выполнить это задание на стульчиках. Присаживаетесь.

дети садятся на стулья и выполняют движения на ускорения.                               

 -Я буду произносить чистоговорку, ваша задача повторять, чётко проговаривая звуки.

РА – РА - РА — начинается игра.

Сорок сорок для своих сорачат,

Сорок сорочек не ссорясь сточат,

Сорок сорочек прострочены в срок,

Сразу поссорились сорок сорок.

РЫ – РЫ - РЫ — наступил конец игры.

- Молодцы! Вы справились! (4 лучик)

Обратимся снова к карте.

«Су-Джок»

Давайте ребята отдохнем: посидим, поиграем. Чтобы чётко говорить нужно с пальцами дружить. Дети хором произносят слова, катают по пальцам колечко.(под музыку релакса) - Молодцы! Продолжаем путешествие?

Давайте внимательно посмотрим на карту, что же ждет нас дальше.

- Впереди следующий остров. 

 А теперь давайте послушаем истории в стихах. Ребята расскажут, как научились произносить очень важные звуки.

Дети читают стихотворения.

1-й ребёнок Варя.

У меня везде, всегда

Со звуком «р» была беда,

Скажу «рак» - выходит «лак»,

Вместо «рожь» - выходит «ложь».

У щенка, который злился,

Я рычанью научилась

И теперь всегда, везде

Говорю я звук Р.

2-й ребёнок Вика

Мы со звуком «Л» играем:

Слово к слову подбираем:

Лавка, лак, пила и лук.

Этот звук наш лучший друг!

 3-й ребёнок Лиза

До чего же хороша,

И полезна буква ш

Без нее ты даже кашей

 Не накормишь малыша.

4 – й ребенок Алиса

Цыпленок, цирк, цветок, царевна,

Везде есть буква ц? наверно.

Чтоб слова эти все прочитать,

Букву ц всем надо згать.

5 –й ребенок Артем

Очень трудно научиться звук,

Рычащий, как тигрица,

Без запиночки сказать.

А теперь скажу на «пять»:

Рыба, рысь, ракета, марка,

Горка, роза и подарки

Я красиво говорю,

Всё, что хочешь – повторю! Получают 5 –й лучик.

Ребята, вы молодцы, нашли все лучики и справились со всеми заданиями! Давайте прикрепим лучики на свое место. Вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Давайте подойдём к нему поближе!

(Дети встают в кружок)

Какое солнышко стало? (Ответы детей)

Дети: Веселое, лучистое, ослепительное, сверкающее, румяное, весеннее, радостное…

 Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает наше солнышко.

Вам понравилось путешествие, ребята Кому мы с вами помогли? Какие у вас впечатления? (Ответы детей) Что больше всего запомнилось? Какие задания на лучиках солнышка понравились больше всего? (ответы детей)  посмотрите ребята, солнышко оставило нам свои маленькие солнышки, выберите то солнышко, какое у вас настроение было на занятиях. Молодцы ребята.                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе "Чем пахнет весна?" (учитель-логопед Добрынина Э.Г.)

Занятие по логоритмике с использованием инновационных технологий предназначено для детей подготовительной группы, посещающих логопедические занятия...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте. «Путешествие в космос» (старшая группа)

Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)Задачи: коррекционно- образовательные-обучать дифференциации звуков с-сь;-закреплять навык самостоятельного определе...

Конспект открытого логопедического занятия - игры «Мы - журналисты» (подготовительная к школе группа)

Цель: развитие диалогической речи.Задачи:·        Коррекционно-образовательные:- активизировать  словарь по теме «Профессия – повар»;- совершенствовать умения с...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ МАТЕМАТИКИ»

Программное содержание Обучающие задачи:Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже.Продолжить учить сравнению и составу одно- и двузначных чисел на основе ...

Конспект по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»

по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»Закрепление навыков произношения. Развитие речевого слуха и слухового вн...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"

Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"...