Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на остров правильной речи».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого итогового логопедического занятия по обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы
«путешествие на остров правильной речи».
Составила учитель- логопед Дальчанина Ольга Сергеевна
ЦЕЛЬ:
Развивать и совершенствовать устную речь каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
ЗАДАЧИ:
- умения определять и подбирать «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
- развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
- воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
- развитие общей и мелкой моторики;
- совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика)
- развитие двигательной активности по средствам логоритмики, интонационной и мимической выразительности;
- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений, желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу.
методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, , самомассаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Ход занятия:
В зал под весеннюю музыку входят дети подготовительной к школе группы. Встают полукругом.
1.Организационный момент:
Музыка №1.
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. (Установление эмоционального контакта).
Учитель – логопед произносит слова:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
2.Введение в тему занятия:
Сегодня утром придя в детский сад, я на своем рабочем месте обнаружила письмо, вот оно. Давайте мы его откроем вместе? (ответы детей)
- «Здравствуйте, дорогие наши ребята! Пишут вам жители сказочной страны! Злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали его лучики и в этой прекрасной стране стало темно! Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, всё осталось без света и скоро погибнет! Помогите нам расколдовать нашу страну, а мы вас за это отблагодарим!"
А чтобы вы не заблудились, мы высылаем вам карту, на которой расположен путь до сказочной страны. Хорошего вам пути. И подпись, жители сказочной страны.
Ну что ребята, поможем жителям сказочной страны расколдовать солнышко?? (ответы детей).
Тогда в путь.
Но чтобы добраться до сказочной страны быстрее, я предлагаю вам встать по парам, и отправится под музыку.
Музыка №2 Логоритмическая разминка «Мы пойдем на лево..»
Мы пойдем на лево (шаги боком на лево, хлопки 2 раза),
Мы пойдем на право (шаги боком на право, хлопки 2 раза),
Два раза повернемся, потянемся, проснемся (выполняем слова с соответствующим действием)
Попрыгаем на месте, шагнем вперед все вместе, обратно как пингвины мы скатимся со льдины (выполняем слова с действием),
Мы руки поднимем, опустим, поднимем,
да и друга обнимем (выполняется с ускорением)
Мы добрались до сказочной страны. Давайте посмотрим карту.
Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветной стране стало тускло! Солнышко совсем загрустило! (учитель – логопед) указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков)
Давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания! Поможем жителям?
Дети: Да, поможем.
Посмотрите здесь лежит конверт с заданиями, давайте посмотрим, что для нас подготовили злые волшебники. (стоит стол. на столе лежит конверт №1 с заданиями)
конверт №1
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
1 ребенок: Артем Сысоев.
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красные)
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
2 ребенок: Вика Круглик.
А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (синим)
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки? (зеленым)
Игру №1 «Хлопушки»
(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог.)
Гру – ша, сли – ва, ве - сна, ма- ши -на, аб – ри – кос.
дом, шо –ко- лад, ок- но.
- Молодцы! Мы с вами выполнили первое задание. И получаем 1-й лучик.
(учитель - логопед достает из конверта лучик, ребята прикрепляет лучики к солнышку.)
Ребята, давайте снова посмотрим карту.
Учитель – логопед: а дальше нам предлагают отправиться на корабле. И вот уже наш корабль плывет по волнам. На море полный штиль и наш корабль плывет не очень быстро. Ребята, а как нужно помочь нашему кораблю поплыть быстрее? Дети: Сделать ветерок. (дыхательная гимнастика)
Работа над речевым дыханием «Ветерок».
Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки.
Вот мы добрались до следующего задания конверт №2.
Чтобы все четко проговаривать и выговаривать нужно сделать артикуляционную гимнастику. (садятся за столы выполняют артикуляционную гимнастику, поясняют)
артикуляционная гимнастика.
- Улыбка – трубочка
- Заборчик
- Часики
- Горочка вверх, горочка вниз
- Блинчик
Игра №2 «Поймай звуки» с мячом.
- Я бросаю вам мяч по очереди, а вы должны поймать мяч и составить слово с заданным звуком.
Молодцы ребята, все правильно сделали, а вот и еще один лучик. (2 лучика)
Продолжим наше путешествие?
Предлагаю посмотреть на карту. Здесь мы с вами отправимся на воздушном шаре. Мы поднимаемся с вами высоко – высоко. Повторяем за мной.
Я лечу –уууу,
Высоко – оооо
Над землей – шшшшш,
Хорошо – шо!
-Мы приплыли на следующий остров Конверт №3 (стол №3)
«Звуковая птичка» Теперь ребята садитесь за столы, внимательно рассмотрите картинку и соберите ее, что у нас получилось? Что обозначает она? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале). Где в этих словах находится звук? Собака(с)- в начале, машина(ш) – в середине, зуб(б) –конец слова, нож(ж) – конец, в хлеб(х) в начале. звук слышится в середине и в конце слова. Выполнив задание, дети рассказывают, где находится звук. (3 лучика)
Молодцы ребята! А чтобы попасть на следующий остров нужно правильно отгадать все загадки-обманки.
Кукарекает спросонок
Милый, добрый ...ПОРОСЁНОК
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...МИШКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что ...КИТ
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду ... ЖИРАФ
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... ВОЛК
- Молодцы! Мы правильно отгадали загадки.
Конверт №4. Дети встают полукругом и передают друг другу шарик.
«Назови ласково».
- дом – домик,
- нос – носик,
- забор – заборчик,
Яблоко – яблочко,
Рука – ручка.
Молодцы, хорошо выполнили это задание.
Я предлагаю выполнить это задание на стульчиках. Присаживаетесь.
дети садятся на стулья и выполняют движения на ускорения.
-Я буду произносить чистоговорку, ваша задача повторять, чётко проговаривая звуки.
РА – РА - РА — начинается игра.
Сорок сорок для своих сорачат,
Сорок сорочек не ссорясь сточат,
Сорок сорочек прострочены в срок,
Сразу поссорились сорок сорок.
РЫ – РЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Вы справились! (4 лучик)
Обратимся снова к карте.
«Су-Джок»
Давайте ребята отдохнем: посидим, поиграем. Чтобы чётко говорить нужно с пальцами дружить. Дети хором произносят слова, катают по пальцам колечко.(под музыку релакса) - Молодцы! Продолжаем путешествие?
Давайте внимательно посмотрим на карту, что же ждет нас дальше.
- Впереди следующий остров.
А теперь давайте послушаем истории в стихах. Ребята расскажут, как научились произносить очень важные звуки.
Дети читают стихотворения.
1-й ребёнок Варя.
У меня везде, всегда
Со звуком «р» была беда,
Скажу «рак» - выходит «лак»,
Вместо «рожь» - выходит «ложь».
У щенка, который злился,
Я рычанью научилась
И теперь всегда, везде
Говорю я звук Р.
2-й ребёнок Вика
Мы со звуком «Л» играем:
Слово к слову подбираем:
Лавка, лак, пила и лук.
Этот звук наш лучший друг!
3-й ребёнок Лиза
До чего же хороша,
И полезна буква ш
Без нее ты даже кашей
Не накормишь малыша.
4 – й ребенок Алиса
Цыпленок, цирк, цветок, царевна,
Везде есть буква ц? наверно.
Чтоб слова эти все прочитать,
Букву ц всем надо згать.
5 –й ребенок Артем
Очень трудно научиться звук,
Рычащий, как тигрица,
Без запиночки сказать.
А теперь скажу на «пять»:
Рыба, рысь, ракета, марка,
Горка, роза и подарки
Я красиво говорю,
Всё, что хочешь – повторю! Получают 5 –й лучик.
Ребята, вы молодцы, нашли все лучики и справились со всеми заданиями! Давайте прикрепим лучики на свое место. Вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Давайте подойдём к нему поближе!
(Дети встают в кружок)
Какое солнышко стало? (Ответы детей)
Дети: Веселое, лучистое, ослепительное, сверкающее, румяное, весеннее, радостное…
Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает наше солнышко.
Вам понравилось путешествие, ребята Кому мы с вами помогли? Какие у вас впечатления? (Ответы детей) Что больше всего запомнилось? Какие задания на лучиках солнышка понравились больше всего? (ответы детей) посмотрите ребята, солнышко оставило нам свои маленькие солнышки, выберите то солнышко, какое у вас настроение было на занятиях. Молодцы ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по логоритмике в подготовительной к школе группе "Чем пахнет весна?" (учитель-логопед Добрынина Э.Г.)
Занятие по логоритмике с использованием инновационных технологий предназначено для детей подготовительной группы, посещающих логопедические занятия...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте. «Путешествие в космос» (старшая группа)
Цель: учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (С-Сь)Задачи: коррекционно- образовательные-обучать дифференциации звуков с-сь;-закреплять навык самостоятельного определе...
Конспект открытого логопедического занятия - игры «Мы - журналисты» (подготовительная к школе группа)
Цель: развитие диалогической речи.Задачи:· Коррекционно-образовательные:- активизировать словарь по теме «Профессия – повар»;- совершенствовать умения с...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ МАТЕМАТИКИ»
Программное содержание Обучающие задачи:Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже.Продолжить учить сравнению и составу одно- и двузначных чисел на основе ...
Конспект по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»
по речевому развитию детей подготовительного дошкольного возраста с ОНР Тема:«Путешествие на остров Правильной речи»Закрепление навыков произношения. Развитие речевого слуха и слухового вн...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: «Приключения Буратино»
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы на тему: "Приключения Буратино"...
Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"
Открытое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе "Путешествие на остров правильной речи"...