модифицированная парциальная программа по обучению грамоте в старшей группе
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Пояснительная записка
Современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifitsirovannaya_partsialnaya_programma.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Модифицированная парциальная программа «От звука к букве»
разработана на основе автора Журовой Л.Е.
Пояснительная записка
Современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Л. С. Выготский указывал на то, что необходима «резкая дифференциация обучения во второй стадии дошкольного возраста по сравнению с первой стадией дошкольного возраста». Только такой подход может сделать действительно эффективным умственное воспитание дошкольников.
Исследования, ведущиеся в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Н. Н. Поддьякова, показывают, что «наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а ...определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности». Для того чтобы перестроить таким образом систему умственного воспитания дошкольников, нужно найти формы преподнесения знаний, соответствующие возрастным возможностям детей.
Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом мы опираемся на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
Может ли ребенок 4—5 лет действовать с формой слова, посилен ли для него этот уровень абстракции? Если опираться в обучении на уже сложившиеся у ребенка особенности умственной деятельности, то ответ на этот вопрос может быть только один: безусловно, это слишком сложно. Однако, как отмечает Л. С. Выготский, развитие ребенка определяется не только уже созревшими чертами его личности, но и теми психическими процессами, которые находятся в стадии созревания. «Исследования показывают, — пишет Л. С. Выготский, — что для всех процессов воспитания и образования наиболее существенными оказываются именно эти, находящиеся в стадии созревания и еще не созревшие к моменту обучения процессы». Для того чтобы способности к формальной, достаточно абстрактной деятельности со словом перевести в реальные умственные способности ребенка, нужно особым образом построить сам процесс обучения.
В книге даны конспекты разработанных занятий по всему курсу обучения, включающие не только учебный материал, но и подробное описание работы воспитателя и способов деятельности детей на занятиях.
В основу предлагаемой экспериментальной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.
Основная задача занятий по грамоте в старшей группе детского сада — обучение действию звукового анализа слов. Во время этого обучения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, узнают о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие, узнают буквы, обозначающие гласные звуки.
Занятия в старшей группе воспитатель начинает, знакомя детей со схемой звукового анализа слова. Познакомив детей со схемой звукового состава слова, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа слов.
Нескольких занятий будет достаточно для повторения прошлого материала и перехода к новым заданиям.
Только убедившись в том, что дети ориентируются в схеме звукового состава, можно переходить к выделению в слове отдельных звуков. Следующий этап — воспитатель предлагает убирать со схемы фишки в соответствии с называемыми им звуками. После того как будут проанализированы все предлагаемые нами трех звуковые слова и дети усвоят способ проведения звукового анализа, можно вводить в обучение новый момент — различение гласных и согласных звуков. С этого занятия все гласные звуки дети начинают обозначать красными фишками, а все согласные — синими, белые фишки убираются, больше ими дети не пользуются. Конечно, в дальнейшем, при разборе четырех- и пяти звуковых слов, дети еще не раз будут ошибаться, путать гласные и согласные, но легко исправят свои ошибки, вспомнив, как они сами разделили все звуки на гласные и согласные.
К анализу четырех звуковых слов следует перейти сразу же после знакомства с гласными и согласными звуками. Следующий этап обучения — знакомство с мягкими и твердыми согласными.
Мы считали нужным вводить эти новые понятия так же, как ввели на предыдущем этапе гласные и согласные, т. е. дать возможность детям самим обнаружить разницу между согласными.
Наконец, последний этап работы в старшей группе детского сада — знакомство с буквами гласных звуков. Каждая новая буква вводится одним и тем же способом.
Дети заканчивают программу старшей группы, обладая следующими знаниями и умениями:
1. Умеют провести звуковой анализ практически любого предложенного слова.
2. Различают гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
3. Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям.
Литература:
Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"
Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
36 занятий
Сентябрь.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Звучащее слово. | Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми, подбор прилагательных к существительному. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Звук и слово. | Закрепление знаний детей о слове, развитие умения слышать и слушать произносимые слова, ознакомление с термином «звук». | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Звук. | Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Звук. | Продолжать учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Октябрь.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Звук, слово. | Учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний). | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Звук, слово. | Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Схема звукового состава слова. | Познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слово медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; произносить слово в соответствии с движением указки по схеме. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Схема звукового состава слова. | Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей производить звуковой анализ слова мак. Закреплять у детей умение называть слова с определенным, заданным воспитателем звуком. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Ноябрь.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Схема звукового состава слова. | Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова дом, дым, определять место звука в разобранном слове вразбивку. Учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определенным звуком в заданном месте. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Звуковой анализ. | Звуковой анализ слова сыр, учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Звуковой анализ. | Звуковой анализ слов кот и кит, обратить внимание детей на мягкость звука к в слове кит, добиваться правильного произнесения этого звука. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Гласные и согласные звуки. | Познакомить детей с понятиями «гласный звук» и «согласный звук». Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Декабрь.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Гласные и согласные звуки. | Повторение правила о гласных и согласных звуках. Звуковой анализ слов рак и роза. Обратить внимание детей на разницу в звуковой структуре этих слов. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Звуковой анализ. | Звуковой анализ слов луна и рыба. Учить детей ориентироваться в заданиях на звуки: знать все о каждом звуке. Учить детей подбирать слова определенной звуковой структуры. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Звуковой анализ. | Звуковой анализ слов лиса и сани. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Звуковой анализ. | Звуковой анализ слов рука и бусы, пала и паук. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука, искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова определенной звуковой структуры. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Январь.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Звуковой анализ. | Звуковой анализ слов аист и гуси, игла и утки. Учить детей: ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; искать в словах одинаковые звуки; подбирать слова определенной звуковой структуры. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Звуковой анализ. | Звуковой анализ слов лист и волк. Учить детей: давать полную характеристику звука; искать одинаковые звуки в словах; подбирать слова определенной звуковой структуры. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Твердые и мягкие согласные. | Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов лиса, луна, сани. Учить детей: искать одинаковые звуки в словах; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Гласные, твердые и мягкие согласные. | Закрепление знаний о звуках: гласных, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ слов лист, гуси, утки. Учить детей: сравнивать слова по моделям; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Февраль.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Закрепление о звуках. | Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов слон, зонт. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Твердые и мягкие согласные. | Закрепление понятия о мягких и твердых согласных. Звуковой анализ слов стол, волк. Учить детей: сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; подбирать слова по модели. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Закрепление о звуках. | Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов нога, ноги, тигр. Учить детей: сравнивать слова по моделям и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Твердые и мягкие согласные. | Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов стул и вишни. Учить детей: сравнивать слова по модели и звукам; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. Звуковой анализ слов шуба, диван. Учить детей ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Март.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Звуковой анализ. | Закрепление знаний о звуках, звуковой анализ слов сахар и миска. Учить детей ориентировке в заданиях, требующих полной характеристики звука. Звуковой анализ слов муха и диван. Учить детей: работать без схем слова; ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука; сравнивать слова по звуковому составу. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Звуковой анализ. | Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов мышка и мишка. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Знакомство с буквой А. | Познакомить детей с буквой а. Учить детей: правильному употреблению букв а и А, звуковому анализу слов кран, луна, лампа, Алёна, подбирать слова определенной звуковой структуры. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Знакомство с буквой Я. | Закрепление буквы а, знакомство с буквой я и правилом о том, когда она пишется. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Апрель.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Знакомство с буквой О, Ё. | Знакомство с буквой о. Работа с буквами а, я. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Работа с буквами А, Я, О, Ё. | Работа с буквами а, я, о, ё. Закрепление правила о написании гласных после мягких согласных. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Знакомство с буквой Ы, И. | Знакомство с буквой ы, и. Работа с буквами а, я, о, ё. Закрепление правила написания гласных после мягких согласных звуков. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Закрепление пройденных букв. | Работа со всеми пройденными буквами. Закрепление знаний о звуках. Звуковой анализ слов различной сложности. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
Май.
№ | Тема | Программное содержание | Литература |
1 неделя | Знакомство с буквой У, Ю. | Знакомство с буквой у, ю. Закреплять у детей умение подбирать слова определенной звуковой структуры. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
2 неделя | Закрепление пройденных букв. | Работа со всеми пройденными буквами. Звуковой анализ слов различной сложности. Учить детей подбирать слова определенного звукового состава. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
3 неделя | Знакомство с буквой Э, Ё. | Знакомство с буквой э, ё. Работа с пройденными буквами. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
4 неделя | Повторение пройденного материала. | Повторение всего пройденного материала. Учить детей выбирать материал (фишки, буквы) для выкладывания слова. | Источник: Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в старшей группе на тему: «Веселая грамота»
конспект НОД...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...
Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе.
Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе составлена с учетом ФГОС ДО и включает в себя все разделы.Данная программа разработана на основе методического пособия "Обучени...
Парциальная программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «Слова, слоги, звуки, буквы». Н.П. Забодаева
Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5-7 лет. С...
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе...
Программа кружковой работы по обучению грамоте в старшей группе «Знай-ка».
В настоящее время обучению грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубл...