Парциальная программа по обучению грамоте детей 5-7 лет «Слова, слоги, звуки, буквы». Н.П. Забодаева
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5-7 лет.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
по обучению грамоте детей 5-7 лет
«Слова, слоги, звуки, буквы»
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели программы
- Задачи программы
- Использовались принципы
- Принципы
- Все это позволяет обеспечить:
- Сохранение традиций, когда педагог:
- Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста, которые предполагают:
- Возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
- Целевые ориентиры
- Содержание программы
- Старшая группа (5–6 лет)
- Характеристика речевого развития детей 5–6 лет
- Основные задачи обучения грамоте
- Перспективный план
- Планируемые результаты
- Подготовительная группа (6–7 лет)
- Характеристика речевого развития детей 6–7 лет
- Основные задачи этого этапа обучения
- Перспективный план
- Планируемые результаты
Пояснительная записка
Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5-7 лет.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Реализация Программы предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические и - на их основе - развитие связной речи.
Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.
Цели программы
- Раскрытие основных направлений речевого развития детей 5-7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет.
- Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
- Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.
- Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование.
Задачи программы
- Развитие потребности активно мыслить.
- Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
- Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
- Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
- Развитие логических форм мышления.
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
- Формирование инициативности, самостоятельности.
- Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
При разработке программы использовались следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего образования;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- принцип активности и самостоятельности;
- принцип полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;
- принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
- создания условий для самостоятельной деятельности детей;
- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
- поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- создания условий для принятия детьми решений;
- развития умения работать в группе сверстников;
- построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
- личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
- возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
- равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
- развитие познавательной деятельности;
- формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС ДО);
- ведет и направляет детей к освоению содержания Программы;
- оказывает комплексное воздействие на речевое развитие ребенка;
- при отборе содержания использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные подходы к формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей 5-7 лет;
- имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, который реализуется через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, через систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самооценку выполненной работы);
- имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области речевого развития.
- Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста, которые предполагают:
- развивающую направленность через применение специально подобранных игровых задач, с целью усвоения программных задач;
- формирование основ словесно-логического мышления;
- развитие способности классифицировать, обобщать речевой материал (слова, звуки, предложения и т. д.);
- ознакомление с моделированием (слоговой и звуковой структуры слова);
- введение детей в мир слов, звуков;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- развитие любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи, проблемы (адекватные возрасту);
- развитие интереса и способностей к чтению.
Научные исследования педагогического опыта (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, О. С. Ушакова) убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников обеспечивает их умственное развитие.
- Возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
В Программе реализуются положения Л. С. Выготского о том, что:
- личность ребенка - это «сплав аффекта и интеллекта». Поэтому общение на занятиях с ребенком строится на высоком уровне эмоционального комфорта (эмоции взрослого: радость, удивление, доброжелательность и т. д., а также веселые рисунки, стихи и т. д.);
- обучение осуществляется только в реальной деятельности самого ребенка, поэтому основной метод обучения - метод практических заданий (упражнений), проблемно-поисковый метод;
А также концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые рассматриваются им как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников образных средств решения задач.
Поэтому в технологии реализации Программы большое место отводится решению специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.
Ребенок:
- проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- выражает свои мысли;
- проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- обладает элементарными представлениями в области речевого развития;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
- обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».
На основании целевых ориентиров разрабатываются планируемые результаты освоения Программы. Они конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты освоения Программы имеются в конце каждого возрастного этапа обучения и представляют собой ориентиры для деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели.
Планируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудничестве педагогов и родителей, которые:
- осознают, что только вместе они смогут помочь ребенку в решении поставленных задач;
- понимают, что ребенок - уникальная личность и ее необходимо ценить, поддерживать, развивать;
- дают понять ребенку, что взрослые всегда готовы прийти ему на помощь, если это потребуется;
- учитывают его интересы, способности и трудности, которые у него возникают в процессе образовательной деятельности;
- проникаются интересом к творчеству ребенка (подбор слов похожих по звучанию, называние слов с заданным звуком и т. д.);
- активны в создании развивающей среды;
- проявляют внимание, деликатность, терпимость, если у ребенка не все получается;
- изучают Программу и комплект пособий, обсуждают их содержание и роль каждого в ее реализации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СТАРШАЯ ГРУППА (5–6 лет)
Характеристика речевого развития детей 5–6 лет
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. д.). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове.
Основные задачи обучения грамоте:
• Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки;
• Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах;
• Закреплять умение делить слова на слоги;
• Формировать умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
• Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование);
• Способствовать развитию фонематического восприятия;
• Познакомить с термином «предложение»;
• Формировать умение: – правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»; – составлять предложение из двух, трех, четырех слов; – записывать предложение условными обозначениями;
• Способствовать развитию графических навыков;
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Дата | № | Тема | Цель | Материал |
10 1 неделя | 1 | Слово, как единица речи | Дать понятие, что речь состоит из предложений; слово – часть предложения; словами обозначают всё, что находится вокруг. Уметь называть отдельные слова. Учить графически изображать слова, обозначающие предметы. | Таблица «Звучащее слово». Лист №1,2 |
10 2 неделя | 2 | Слово, обозначающие предметы: живые (кто это? И неживые (что это) | Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Упражнять в постановке вопросов: кто это? Или что это? | Картинка «Избушка». Лист №3; 4 |
10 3 неделя | 3 | Длинные и короткие слова. Деление слов на слоги. Моделирование. | Объяснить, что слова бывают длинные и короткие. Учить делить слова на слоги. | Картина «Кошка с котятами». Лист №5 |
10 4 неделя | 4 | Слова, состоящие из двух слов. Моделирование. |
Знакомить детей с разнообразием слов. | Иллюстрации снегопада, листопада, самоката, самолёта, пылесоса, мясорубки |
11 1 неделя | 5 | Слово, обозначающее действия предмета или действия с предметами, отвечающими на вопрос что делает? | Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов, обозначать слова-действия графически. | Предметные картинки. Лист№6 |
11 2 неделя | 6 | Понятие о предложении. | Дать детям понятие о предложении и его графическом изображении. | Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки. Лист №7 |
11 3 неделя | 7 | Слово, обозначающие признак предмета. | Познакомить со словами, обозначающими признаки предмета, что они отвечают на вопросы какой,?, какая?, какие? | картинки. Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки. Лист №8 |
11 4 неделя | 8 |
Предложения состоящие из четырёх слов. | Учить составлять простые предложения, правильно согласовывать в числе глаголы с именами существительными. | Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки. |
12 1 неделя | 9 | Слова – наречия. | Познакомить со словами, которые обозначают признак действия. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия | Бумажные прямоугольники – 4 штуки; размер – 1.5 см х 3 см. Предметные картинки. |
12 2 неделя | 10 | Речевые и не речевые звуки. Познакомить с артикуляционным аппаратом. | Познакомить с образованием различных звуков. Познакомить с артикуляционным аппаратом. | Индивидуальные зеркала. Предметные картинки. |
12 3 неделя | 11 | Звуки «С», «Сь». | Учить различать и произносить изолированно звуки «С», «Сь», интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №9 |
12 4 неделя | 12 | Звуки «З»,»Зь». | Учить различать и произносить изолированно звуки «З», «Зь», интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №10 |
01 1 неделя | 13 | Звуки «С», «Сь», «З», «Зь» | Учить различать и произносить изолированно звуки «С», «Сь», «З», «Зь»; интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. Определять данные звуки в конце слова. | |
01 2 неделя | 14 | Звук «Ц» | Учить различать и произносить изолированно звук «Ц». Интонационно выделять его и определять место нахождения в слове; подбирать слова начинающие на данный звук. | Лист №12 |
01 3 неделя | 15 | Звук «Ш» | Учить различать и произносить изолированно звук «Ш», интонационно выделять его и определять место нахождения в словах; подбирать слова начинающие на данный звук. | Лист №13 |
01 4 неделя | 16 | Звук «Ж» | Учить различать и произносить изолированно звук «Ж», интонационно выделять его и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данный звук. | Лист №14 |
02 1 неделя | 17 | Звуки «Ш», «Ж» | Учить различать и произносить изолированно звуки «Ш», «Ж»; интонационно выделять их в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №15 |
02 2 неделя | 18 | Звук «Щ» | Учить различать и произносить изолированно звук «Щ»; интонационно выделять его в словах; подбирать слова начинающие на данный звук. | Лист №16 |
02 3 неделя | 19 | Звук «Ч» | Учить различать и произносить изолированно звук «Ч»; интонационно выделять его в словах и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данный звук. | Лист №17 |
02 4 неделя | 20 | Звуки «Щ», «Ч» | Учить различать и произносить изолированно звуки «Щ», «Ч», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №18 |
03 1 неделя | 21 | Звуки «Р», «Рь» | Учить различать и произносить изолированно звуки «Р», «Рь», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №19 |
03 2 неделя | 22 | Звуки «Л», «Ль» | Учить различать и произносить изолированно звуки «Л», «Ль», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист № 20 |
03 3 неделя | 23 |
Звуки «М»,«Мь» | Учить различать и произносить изолированно звуки «М», «Мь», интонационно выделять их в и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №21 |
03 4 неделя | 24 | Звуки «Б», «Бь» | Учить различать и произносить изолированно звуки «Б», «Бь», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №22 |
04 1 неделя | 25 | Звуки «К», «Кь» | Учить различать и произносить изолированно звуки «К», «Кь», интонационно выделять ихи находить их место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №23 |
04 2 неделя | 26 | Звуки «Г», «Гь» | Учить различать и произносить изолированно звуки «Г», «Гь», интонационно выделять их и определять место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист № 24 |
04 3 неделя | 27 | Звуки «Д», «Дь» | Учить различать и произносить изолированно звуки «Д», «Дь», интонационно выделять их и находить место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №27 |
04 4 неделя | 28 | Звуки «Т», «Ть» | Учить различать и произносить изолированно звуки «ТЬ», «Ть», интонационно выделять их и находить место в словах; подбирать слова начинающие на данные звуки. | Лист №28 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года ребёнок умеет:
- вслушиваться в звучание слова;
- называть звуки слова;
- интонационно выделять заданные звуки в словах;
- определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
- делить слова на слоги;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
- записывать предложение условными обозначениями;
- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Имеет:
- навык самоконтроля и самооценки.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6–7 лет)
Характеристика речевого развития детей 6–7 лет
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500– 4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко — близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (железный характер — твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей. Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т. д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица). Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый — смелее, добрый — добрее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб — хлебница, сахар — сахарница), правильно употребляют глаголы (бегал — бежал, пришел — ушел). Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. В возрасте 6–7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач — грач, банки — санки и т. д.). Звук представляется во всем многообразии (одновременно дошкольники знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Эти определения понятны дошкольникам, хотя они несколько отличаются от тех, которые даются другими специалистами (звук — членораздельный элемент человеческой произносимой речи, буква — письменный знак звука). Работа по звуко-буквенному анализу проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о звуках и буквах. Дошкольникам демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву. По мере ознакомления с буквами дошкольники учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв.
Основные задачи этого этапа обучения
- Познакомить:
с графическим изображением звуков: красный квадрат — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный);
2.Формировать:
• умение проводить фонетический разбор слов;
• умение соотносить звук и букву;
• умение читать слова;
•умение понимать прочитанный текст;
•умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
• навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Дата | № | Тема | Цель | Материал |
10 1 неделя | 1 | Звук и буква «А» | Познакомить со звуком «А»-гласным звуком. Познакомить с условным обозначением гласного звука - красный квадрат. Познакомить с печатным обозначением буквы «А». Познакомить с буквой 2А», как знаком звука «А», не допуская смешения понятий звук и буква. Закрепить понятие о том, что звук может находится в начале, в середине, в конце слова. |
Листы 1-2 |
10 2 неделя | 2 | Звук и буква «О» | Познакомить со звуком «А»-гласным звуком. Познакомить с условным обозначением гласного звука - красный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «О». Закрепить понятие о том, что звук и буква могут находится в начале, в середине, в конце слова. | Листы 3-4 |
10 3 неделя | 3 | Звук и буква «У» | Познакомить со звуком «У»-гласным звуком. Познакомить с печатным написанием буквы «У». Закрепить понятие о том, что звук может находится в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. | Лист 5 |
10 4 неделя | 4 | Звук и буква «Ы» | Познакомить с гласным звуком «Ы». Познакомить с печатным написанием буквы «Ы». Закрепить понятие о том, что звук может находится в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить интонационно выделять звук в словах. | Лист 6 |
11 1 неделя | 5 | Звук и буква «Э» | Познакомить со звуком «Э»-гласным звуком. Познакомить с печатным написанием буквы «Э».Учить интонационно выделять звук в словах. |
Лист 7 |
11 2 неделя | 6 | Звуки и буквы «А», «О», «У», «Ы», «Э» | Закрепить знания о гласных звуках и буквах «А», «О», «У», «Ы», «Э». Закреплять умения находить место звуков в словах. Закрепить умение подбирать схемы слов к названым предметов. | Лист 8 |
11 3 неделя | 7 | Звук и буква «Л» | Познакомить с согласным звуком «Л». Познакомить с условным обозначением гласного звука – синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Л». Закрепить умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить читать слоги. | Лист -9 |
11 4 неделя | 8 | Звук и буква «М» | Познакомить с согласным звуком «М», с печатным написанием буквы «М». Учить соотносить схему с написаным словом. Учить читать слоги, слова | Лист 10 |
12 1 неделя | 9 | Звук и буква «Н» | Познакомить с согласным звуком «Н». Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Учить соотносить схему слова с названием предмета. | Лист 11 |
12 2 неделя | 10 | Звук и буква «Р» | Познакомить с согласным звуком «Р». Познакомить с печатным написанием буквы «Р». Учить читать слоги и слова. Закрепить умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой. | Лист 12 |
12 3 неделя | 11 | Звуки и буквы «Л», «М», «Н», «Р» | Закрепить знания о гласных буквах «Л», «м», «Н», «Р». Закрепить умение составлять слоги из пройденных букв. Закреплять умение читать составленные из пройденных букв слова. | Лист 13 |
12 4 неделя | 12 | Буква «Я» | Познакомить с гласной буквой «Я» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова. | Лист 14 |
01 1 неделя | 13 | Буква «Ю» | Познакомить с гласной буквой «Ю» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова. | Лист 15 |
01 2 неделя | 14 | Буква «Е» | Познакомить с гласной буквой «Е» и её печатным написанием. Учить писать слоги и слова. | Лист 16 |
01 3 неделя | 15 | Буква «Ё» | Познакомить с гласной буквой «Ё» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова. | Лист 17 |
01 4 неделя | 16 | Звук и буква «И» | Познакомить с гласным звуком «И» и её печатным написанием. Учить читать слоги и слова. |
Лист 18 |
02 1 неделя | 17 | Слоги, слова, предложения | Закрепить умения составлять предложения, определять в предложении порядок следования. | Лист 19 |
02 2 неделя | 18 | Звуки «Г-Гь» - «К-Кь» и буквы «Г»-«К» | Познакомить со звуками «Г», «Гь» (звонкими), и «К», «Кь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «Г», «К». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета. | Листы 20 - 21 |
02 3 неделя | 19 | Звуки «Д-Дь» - «Т-Ть» и буквы «Д»-«Т» | Познакомить со звуками «Д», «Дь» (звонкими), и «Т», «Ть» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «Д», «Т». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета. |
Листы 22 - 23 |
02 4 неделя | 20 | Звуки «В-Вь» - «Ф-Фь» и буквы «В»-«Ф» | Познакомить со звуками «В», «Вь» (звонкими), и «Ф», «Фь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «В», «Ф». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета. | Листы 24 - 25 |
03 1 неделя | 21 | Звуки «З-Зь» - «С-Сь» и буквы «З»-«С» | Познакомить со звуками «З», «Зь» (звонкими), и «С», «Сь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «З», «С». Учить читать слова и производить фонематический разбор. Учить соотносить схему слова с названием предмета. | Листы 26 - 27 |
03 2 неделя | 22 | Звуки «Б-Бь» - «П-Пь» и буквы «Б»-«П» | Познакомить со звуками «Б», «Бь» (звонкими), и «П», «Пь» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «Б», «П». Учить читать слова и производить фонематический разбор. | Листы 28 - 29 |
03 3 неделя | 23 | Звуки «Х-Хь» и буква «Х» | Познакомить с согласными звуками «Х», «Хь». Познакомить с печатным написанием буквы «Х». Находить в тексте букву «Х». Закрепить умение проводить фонетический разбор слов. | Лист 30 |
03 4 неделя | 24 | Звуки и буквы «Ж» - «Ш» | Познакомит с твёрдыми согласными звуками «Ж» (звонкими) и «Ш» (глухими). Познакомить с печатным написанием букв «Ж» и «Ш». Учить читать слова. Познакомить детей с тем, что у звуком «Ж» и «Ш» нет мягкой опоры. Закрепить умение проводить фонематический разбор. | Листы 31 - 32 |
04 1 неделя | 25 | Звуки и буквы «Ч» и «Щ» | Познакомить с мягкими согласными звуками «Ч» и «Щ». Познакомить с печатным написание букв «Ч» и «Щ»; звуки «Ч» и «Щ» всегда мягкие. Закреплять умение проводить фонематический разбор. | Листы 33 - 34 |
04 2 неделя | 26 | Звук и буква «Ц» | Познакомить с твёрдым согласным звуком «Ц». познакомить с печатным написанием буквы «Ц». Закреплять умение определять место звука в слове. | Лист 35 |
04 3 неделя | 27 | Звук и буква «Й» | Познакомить с мягким согласным звуком «й». Познакомить с печатным написанием буквы «Й». Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. | Лист 36 |
04 4 неделя | 28 | Буквы «Ь» и «Ъ» | Познакомить со смягчающей функцией мягкого знака и разделительной функцией Ъ. У |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года ребенок:
– проявляет интерес к звучащему слову, чтению;
– ориентируется в звуко-буквенной системе родного языка;
– понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
– разгадывает ребусы, кроссворды;
– читает слова.
Литература
- Колесникова Е.В. «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников, как предпосылка обучения грамоте».
- Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".
Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и различать звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе картинок к схе...
Конспект ООД по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе «Звуки [п], [п’].
- закрепить навыки различия и четкого произношения звуков [п], [п`]...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»
Задачи: 1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению; 2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением; 3.Обучать звуковом...
модифицированная парциальная программа по обучению грамоте в старшей группе
Пояснительная запискаСовременная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольно...
Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе.
Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе составлена с учетом ФГОС ДО и включает в себя все разделы.Данная программа разработана на основе методического пособия "Обучени...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...