Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Луканина Галина Александровна

Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bukvarenok_star.gr2021-2022.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания Педагогического                                  Заведующий МДОУ № 9 «Елочка»

совета МДОУ №9 «Елочка»                                               _________________ О.А. Воробьева

от __________2021г. № ___        __________________________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

кружка по речевому развитию в старшей группе

(подготовка к обучению грамоте)

"БУКВАРЁНОК"

Подготовила:

руководитель кружка учитель-логопед Луканина Г.А.

г. Лыткарино

2021 – 2022 учебный год

Информационная карта образовательной программы

дополнительного образования детей.

Направленность:

Социально-педагогическая

Вид образовательной деятельности:

Подготовка к обучению грамоте.

Название программы:

«Букваренок»

Сведения об авторе:

Учитель-логопед Луканина Галина Александровна

Аннотация программы:

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год (76 занятий)

Год разработки: 2021г.

Цель: формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения грамоте: фонематического восприятия, первоначальных навыков звукового и слогового анализа и синтеза, графо-моторных навыков, элементарных навыков письма и чтения.

Задачи:

  • формирование фонематического восприятия;
  • формирование операций звукового, слогового анализа и синтеза;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок и графо-моторных навыков;
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (печатание букв, слогов, слов, коротких предложений);
  • формирование представлений о лексико-грамматической структуре предложения;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

Ожидаемые результаты.

     В результате обучения по программе «Букваренок», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:

  • в результате освоения программы ребенок должен сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, буква, звук, гласный звук, согласный звук, ударение.
  • ребенок должен уметь: выделять слова в предложении, определять их количество; делить слова на слоги; выделять гласные и согласный звуки из состава слова (начало, середина, конец слова); проводить звуковой, слоговой и буквенный анализ и синтез слогов, слов (типа уха, сани, мышка, пижама), читать и печатать слоги, слова и короткие предложения; понимать и применять в речи все лексико-грамматический категории, согласно условным возрастным нормам.
  • ребенок должен владеть: приёмами самомассажа рук; правильным захватом карандаша.

Статус программы:

Разработана на основе:

-системы занятий по коррекции звукопроизношения и обучению чтению детей 5-6 лет, авторов Т.Ю.Бардышевой, Е,Н.Моносовой;

-пособия для подготовки детей 5-6 лет к обучению грамоте «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.» автора Н.Ю.Костылевой

Пояснительная записка.

     Подготовка к обучению грамоте (письму и чтению) – сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов.

     Базой для овладения письмом и чтением является достаточная сформированность компонентов устной речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, компонентов лексико-грамматического строя.

     Наши занятия помогут воспитать внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие. Через систему увлекательных игр и упражнений дети получат представление о назначении речи, о строении русского языка.    

     На занятиях учитель-логопед в интересной и доступной форме познакомит детей со звуками и буквами родного языка, научит анализировать звучащее слово. Игровой характер многих заданий поможет детям быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс интересным и увлекательным.

      На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для формирования представлений и знаний о лексико-грамматической структуре предложения (составление предложений различных конструкций). Дети получат знания о строении языка, познакомятся с понятиями «предложение», «слово» и т.д.

     Разнообразные графические упражнения, выполняемые на занятиях, направлены как на подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно-пространственных представлений.

    Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок одновременно с успешной подготовкой к обучению грамоте научится логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание; он приобретёт графические навыки, а также получит хорошую возможность для профилактики нарушений письма и чтения.

     Логопедическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте!

Цель: формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения грамоте: фонематического восприятия, первоначальных навыков звукового и слогового анализа и синтеза, графо-моторных навыков, элементарных навыков письма и чтения.

Задачи:

  • формирование фонематического восприятия;
  • формирование операций звукового, слогового анализа и синтеза;
  • развитие оптико-пространственных ориентировок и графо-моторных навыков;
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (печатание букв, слогов, слов, коротких предложений);
  • формирование представлений о лексико-грамматической структуре предложения;
  • профилактика нарушений чтения и письма.

Реализация программы опирается на использование ведущих принципов логопедической науки:

  • принципе системного подхода;
  • онтогенетическом принципе;
  • принципе особого подбора речевого материала;

Сроки реализации и режим занятий.

     Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 5-6 лет. Общая продолжительность обучения составляет 76 занятий. План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю по 25 минут. В течение занятий происходит смена видов деятельности.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по программе «Грамотейка», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:

  • в результате освоения программы ребенок должен сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, буква, звук, гласный звук, согласный звук, ударение.
  • ребенок должен уметь: выделять слова в предложении, определять их количество; делить слова на слоги; выделять гласные и согласный звуки из состава слова (начало, середина, конец слова); проводить звуковой, слоговой и буквенный анализ и синтез слогов, слов (типа уха, сани, мышка, пижама), читать и печатать слоги, слова и короткие предложения; понимать и применять в речи все лексико-грамматический категории, согласно условным возрастным нормам.
  • ребенок должен владеть: приёмами самомассажа рук; правильным захватом карандаша.

Календарно-тематический план

№ п/п

Период

Месяц

Неделя

Тема занятия

Кол-во зан

1

1-ый период обучения

Сентябрь

1

Понятие «речь», «предложение», «слово».

1

2

2

«Слова-предметы» (живое-неживое), «слова-действия».

1

3

2

«Слова-признаки», «слова-помощники»

(предлоги)

1

4

3

Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

5

3

Звук [а], буква А.

1

6

4

Звук [у], буква У.

1

7

4

Дифференциация А-У

1

8

5

Звук [и], буква И.

1

9

5

Звук [ы], буква Ы.

1

10

Октябрь

1

Звук [о], буква О.

1

11

2

Звук [э], буква Э.

1

12

2

Дифференциация О-Э

1

12

3

Понятие "слог". Ударение.

1

14

3-4

Согласные звуки.Звуки [п] [п`]. Буква П.

2

15

4-5

Звуки [м] [м`]. Буква М.

2

16

Ноябрь

5-1

Звуки [б] [б`]. Буква Б.

2

17

1-2

Звуки [т] [т`]. Буква Т.

2

18

2-3

Звуки [д] [д`]. Буква Д. Дифференциация т-д.

2

19

4

Звуки [н] [н`].Буква Н. Дифференциация м-н.

2

20

Декабрь

5-1

Звуки [в] [в`]. Буква В.

2

21

2

Звуки [ф] [ф`]. Буква Ф.

2

22

3

Звуки [к] [к`]. Буква К.

2

23

4

Звуки [г] [г`]. Буква Г.

2

24

5

Звуки [х] [х`]. Буква Х. Дифференциация к-х.

2

25

2-ой период обучения

Январь

3

Звуки [й]. Буква Й.

2

26

4

Буква Я.

2

27

5

Буква Е.

2

28

Февраль

1

Звуки [с] [с`]. Буква С.

2

29

2

Дифференциация по твердости-мягкости

2

30

3

Звуки [з] [з`]. Буква З.

2

31

4

Дифференциация по твердости-мягкости

2

32

Март

1

Звуки [ц]. Буква Ц.

2

33

2

Дифференциация с-з-ц.

2

34

3

Звуки [р] [р`]. Буква Р.

2

35

4

Звуки [л] [л`]. Буква Л. Дифференциация р-л.

2

36

Апрель

1

Буква Ё.

2

37

2

Буква Ю.

2

38

3

Звук [ш].Буква Ш. Правописание ШИ.

2

39

4

Дифференциация с-ш.

2

40

5

Звук [ж]. Буква Ж. Правописание ЖИ.

2

41

Май

2

Дифференциация з-ж.

1

42

3

Звуки [ч]. Буква Ч. Правописание ЧА-ЧУ.

2

43

4

Звуки [щ]. Буква Щ. Правописание ЩА-ЩУ.

2

44

5

Буква Ь.

1

45

5

Буква Ъ.

1

46

6

Закрепление пройденного материала.

2

ИТОГО

76 занятий

Содержание

1-ый период обучения

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Направления работы:

1. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, память;
  • закреплять навыки четкого произношения звуков;
  • формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные /согласные звуки», «твердый/мягкий», «звонкий/глухой согласный звук», «слог», «слово» ;
  • формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов;
  • формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • упражнять в произношении слов сложной слоговой структура;
  • формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

2. Формирование навыков чтения и письма:

  • познакомить с буквами по темам;
  • учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки;
  • формировать графические навыки;
  • формировать навыки буквенного анализа и синтеза;
  • познакомить с правилами орфографии: правило написания предложения, заглавная буква в именах собственных;
  • учить читать и писать слоги, слова, предложения.

3. Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

  • развивать артикуляторную моторику;
  • формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
  • формировать общую моторику и координацию движений;
  • формировать мелкую моторику.

            4. Формирование словаря, грамматического строя речи и связной речи в процессе выполнения упражнений по темам занятий:

  • расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов;
  • формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог»;
  • активизировать процессы словообразования и словоизменения;
  • формировать умение подбирать синонимы и антонимы;
  • формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных;
  • учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги;
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов.
  • упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов;
  • совершенствовать навыки пересказа текстов.

2-ой период обучения

Январь, февраль, март, апрель, май.

Направления работы:

  1. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
  • продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;
  • продолжать формировать умение определять ударный гласный звук в словах и обозначать его.

           2. Формирование навыков чтения и письма:

  • продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;
  • познакомить с правилами орфографии: правописание ЖИ— ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, правописание заглавной буквы в названиях городов и улиц;
  • совершенствовать графо-моторные навыки.

3.  Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики.

  • продолжать работу, которая проводилась в первом период.

4. Формирование словаря, грамматического строя речи и связной речи в процессе выполнения упражнений по темам занятий:

  • закреплять навыки согласования прилагательных в роде, числе и падеже;
  • закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже;
  • учить понимать многозначность слов.
  • продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;

Список литературы

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  От звука к букве. Коррекция звукопроизношения и обучение чтению детей 5-6 лет. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. – 136с.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  Логопедические занятия в детском саду.          –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. – 240с.

Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. –Москва: АСТ: Астрель,2014.-110с.

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет, М.: «Издательство Гном и Д», 2002г.

Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с: ил

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. / Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 48 с. + вкладка 32 с.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприя-тия  и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Рабочая программа курса "Обучение грамоте"

Рабочая программа курса "Обучение грамоте"...

Рабочая учебная программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "АБВГДйка"

Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жиз...

Рабочая программа по обучению грамоте детей 6-7 лет

    Рабочая программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, занимающихся на практике речевым развитием дошкольников. Многообразие методической литера...

модифицированная парциальная программа по обучению грамоте в старшей группе

Пояснительная запискаСовременная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольно...