Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bukvarenok_star.gr2021-2022.docx | 43.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания Педагогического Заведующий МДОУ № 9 «Елочка»
совета МДОУ №9 «Елочка» _________________ О.А. Воробьева
от __________2021г. № ___ __________________________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по речевому развитию в старшей группе
(подготовка к обучению грамоте)
"БУКВАРЁНОК"
Подготовила:
руководитель кружка учитель-логопед Луканина Г.А.
г. Лыткарино
2021 – 2022 учебный год
Информационная карта образовательной программы
дополнительного образования детей.
Направленность: | Социально-педагогическая |
Вид образовательной деятельности: | Подготовка к обучению грамоте. |
Название программы: | «Букваренок» |
Сведения об авторе: | Учитель-логопед Луканина Галина Александровна |
Аннотация программы: | Возраст детей: 5-6 лет Срок реализации программы: 1 год (76 занятий) Год разработки: 2021г. Цель: формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения грамоте: фонематического восприятия, первоначальных навыков звукового и слогового анализа и синтеза, графо-моторных навыков, элементарных навыков письма и чтения. Задачи:
Ожидаемые результаты. В результате обучения по программе «Букваренок», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:
|
Статус программы: | Разработана на основе: -системы занятий по коррекции звукопроизношения и обучению чтению детей 5-6 лет, авторов Т.Ю.Бардышевой, Е,Н.Моносовой; -пособия для подготовки детей 5-6 лет к обучению грамоте «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.» автора Н.Ю.Костылевой |
Пояснительная записка.
Подготовка к обучению грамоте (письму и чтению) – сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов.
Базой для овладения письмом и чтением является достаточная сформированность компонентов устной речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, компонентов лексико-грамматического строя.
Наши занятия помогут воспитать внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие. Через систему увлекательных игр и упражнений дети получат представление о назначении речи, о строении русского языка.
На занятиях учитель-логопед в интересной и доступной форме познакомит детей со звуками и буквами родного языка, научит анализировать звучащее слово. Игровой характер многих заданий поможет детям быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для формирования представлений и знаний о лексико-грамматической структуре предложения (составление предложений различных конструкций). Дети получат знания о строении языка, познакомятся с понятиями «предложение», «слово» и т.д.
Разнообразные графические упражнения, выполняемые на занятиях, направлены как на подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно-пространственных представлений.
Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок одновременно с успешной подготовкой к обучению грамоте научится логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание; он приобретёт графические навыки, а также получит хорошую возможность для профилактики нарушений письма и чтения.
Логопедическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте!
Цель: формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения грамоте: фонематического восприятия, первоначальных навыков звукового и слогового анализа и синтеза, графо-моторных навыков, элементарных навыков письма и чтения.
Задачи:
- формирование фонематического восприятия;
- формирование операций звукового, слогового анализа и синтеза;
- развитие оптико-пространственных ориентировок и графо-моторных навыков;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (печатание букв, слогов, слов, коротких предложений);
- формирование представлений о лексико-грамматической структуре предложения;
- профилактика нарушений чтения и письма.
Реализация программы опирается на использование ведущих принципов логопедической науки:
- принципе системного подхода;
- онтогенетическом принципе;
- принципе особого подбора речевого материала;
Сроки реализации и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 5-6 лет. Общая продолжительность обучения составляет 76 занятий. План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю по 25 минут. В течение занятий происходит смена видов деятельности.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по программе «Грамотейка», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие основные знания и умения:
- в результате освоения программы ребенок должен сформировать понятия: речь, предложение, слово, слог, буква, звук, гласный звук, согласный звук, ударение.
- ребенок должен уметь: выделять слова в предложении, определять их количество; делить слова на слоги; выделять гласные и согласный звуки из состава слова (начало, середина, конец слова); проводить звуковой, слоговой и буквенный анализ и синтез слогов, слов (типа уха, сани, мышка, пижама), читать и печатать слоги, слова и короткие предложения; понимать и применять в речи все лексико-грамматический категории, согласно условным возрастным нормам.
- ребенок должен владеть: приёмами самомассажа рук; правильным захватом карандаша.
Календарно-тематический план
№ п/п | Период | Месяц | Неделя | Тема занятия | Кол-во зан |
1 | 1-ый период обучения | Сентябрь | 1 | Понятие «речь», «предложение», «слово». | 1 |
2 | 2 | «Слова-предметы» (живое-неживое), «слова-действия». | 1 | ||
3 | 2 | «Слова-признаки», «слова-помощники» (предлоги) | 1 | ||
4 | 3 | Речевые и неречевые звуки. Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | ||
5 | 3 | Звук [а], буква А. | 1 | ||
6 | 4 | Звук [у], буква У. | 1 | ||
7 | 4 | Дифференциация А-У | 1 | ||
8 | 5 | Звук [и], буква И. | 1 | ||
9 | 5 | Звук [ы], буква Ы. | 1 | ||
10 | Октябрь | 1 | Звук [о], буква О. | 1 | |
11 | 2 | Звук [э], буква Э. | 1 | ||
12 | 2 | Дифференциация О-Э | 1 | ||
12 | 3 | Понятие "слог". Ударение. | 1 | ||
14 | 3-4 | Согласные звуки.Звуки [п] [п`]. Буква П. | 2 | ||
15 | 4-5 | Звуки [м] [м`]. Буква М. | 2 | ||
16 | Ноябрь | 5-1 | Звуки [б] [б`]. Буква Б. | 2 | |
17 | 1-2 | Звуки [т] [т`]. Буква Т. | 2 | ||
18 | 2-3 | Звуки [д] [д`]. Буква Д. Дифференциация т-д. | 2 | ||
19 | 4 | Звуки [н] [н`].Буква Н. Дифференциация м-н. | 2 | ||
20 | Декабрь | 5-1 | Звуки [в] [в`]. Буква В. | 2 | |
21 | 2 | Звуки [ф] [ф`]. Буква Ф. | 2 | ||
22 | 3 | Звуки [к] [к`]. Буква К. | 2 | ||
23 | 4 | Звуки [г] [г`]. Буква Г. | 2 | ||
24 | 5 | Звуки [х] [х`]. Буква Х. Дифференциация к-х. | 2 | ||
25 | 2-ой период обучения | Январь | 3 | Звуки [й]. Буква Й. | 2 |
26 | 4 | Буква Я. | 2 | ||
27 | 5 | Буква Е. | 2 | ||
28 | Февраль | 1 | Звуки [с] [с`]. Буква С. | 2 | |
29 | 2 | Дифференциация по твердости-мягкости | 2 | ||
30 | 3 | Звуки [з] [з`]. Буква З. | 2 | ||
31 | 4 | Дифференциация по твердости-мягкости | 2 | ||
32 | Март | 1 | Звуки [ц]. Буква Ц. | 2 | |
33 | 2 | Дифференциация с-з-ц. | 2 | ||
34 | 3 | Звуки [р] [р`]. Буква Р. | 2 | ||
35 | 4 | Звуки [л] [л`]. Буква Л. Дифференциация р-л. | 2 | ||
36 | Апрель | 1 | Буква Ё. | 2 | |
37 | 2 | Буква Ю. | 2 | ||
38 | 3 | Звук [ш].Буква Ш. Правописание ШИ. | 2 | ||
39 | 4 | Дифференциация с-ш. | 2 | ||
40 | 5 | Звук [ж]. Буква Ж. Правописание ЖИ. | 2 | ||
41 | Май | 2 | Дифференциация з-ж. | 1 | |
42 | 3 | Звуки [ч]. Буква Ч. Правописание ЧА-ЧУ. | 2 | ||
43 | 4 | Звуки [щ]. Буква Щ. Правописание ЩА-ЩУ. | 2 | ||
44 | 5 | Буква Ь. | 1 | ||
45 | 5 | Буква Ъ. | 1 | ||
46 | 6 | Закрепление пройденного материала. | 2 | ||
ИТОГО | 76 занятий |
Содержание
1-ый период обучения
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Направления работы:
1. Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- закреплять навыки четкого произношения звуков;
- формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные /согласные звуки», «твердый/мягкий», «звонкий/глухой согласный звук», «слог», «слово» ;
- формировать умение выделять звуки из начала, середины и конца слов;
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- упражнять в произношении слов сложной слоговой структура;
- формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.
2. Формирование навыков чтения и письма:
- познакомить с буквами по темам;
- учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки;
- формировать графические навыки;
- формировать навыки буквенного анализа и синтеза;
- познакомить с правилами орфографии: правило написания предложения, заглавная буква в именах собственных;
- учить читать и писать слоги, слова, предложения.
3. Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:
- развивать артикуляторную моторику;
- формировать осознание собственного тела и ориентировки в схеме тела;
- формировать общую моторику и координацию движений;
- формировать мелкую моторику.
4. Формирование словаря, грамматического строя речи и связной речи в процессе выполнения упражнений по темам занятий:
- расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов;
- формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог»;
- активизировать процессы словообразования и словоизменения;
- формировать умение подбирать синонимы и антонимы;
- формировать умение образовывать сравнительную степень прилагательных;
- учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги;
- формировать умение понимать и объяснять значения слов.
- упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов;
- совершенствовать навыки пересказа текстов.
2-ой период обучения
Январь, февраль, март, апрель, май.
Направления работы:
- Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
- продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;
- продолжать формировать умение определять ударный гласный звук в словах и обозначать его.
2. Формирование навыков чтения и письма:
- продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;
- познакомить с правилами орфографии: правописание ЖИ— ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, правописание заглавной буквы в названиях городов и улиц;
- совершенствовать графо-моторные навыки.
3. Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики.
- продолжать работу, которая проводилась в первом период.
4. Формирование словаря, грамматического строя речи и связной речи в процессе выполнения упражнений по темам занятий:
- закреплять навыки согласования прилагательных в роде, числе и падеже;
- закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже;
- учить понимать многозначность слов.
- продолжать работу, которая проводилась в первом периоде;
Список литературы
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. От звука к букве. Коррекция звукопроизношения и обучение чтению детей 5-6 лет. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. – 136с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013г. – 240с.
Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. –Москва: АСТ: Астрель,2014.-110с.
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет, М.: «Издательство Гном и Д», 2002г.
Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с: ил
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. / Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 48 с. + вкладка 32 с.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприя-тия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.
Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...
Рабочая учебная программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "АБВГДйка"
Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жиз...
модифицированная парциальная программа по обучению грамоте в старшей группе
Пояснительная запискаСовременная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольно...
Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.9-10 («Аа»)
Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.9-10 («Аа»)...
Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.24-25 («Кк»)
Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Е.О.Астафьева, рабочая тетрадь №1, стр.24-25 («Кк»)...
Рабочая программа Букваренок Обучение грамоте в подготовительной группе
обучение грамоте...