Программа кружковой работы по обучению грамоте в старшей группе «Знай-ка».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
В настоящее время обучению грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Обучение грамоте в соответствии с программой кружковой работы осуществляется с учетом следующих условий:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам. Именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д. Ушинский.
- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем- то не оправдал его ожиданий;
- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем, следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_obuchenie_gramote_starshaya_gruppa.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы по обучению грамоте в старшей группе «Знай-ка».
Пояснительная записка
В настоящее время обучению грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Обучение грамоте в соответствии с программой кружковой работы осуществляется с учетом следующих условий:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру, как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам. Именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К.Д. Ушинский.
- обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем- то не оправдал его ожиданий;
- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем, следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.
Цель программы:
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению из слогов слов, из слов –предложений знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
- зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
- слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
- сенсомоторные координации,
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Задачи программы: обучение дошкольников элементам грамоты
- Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
- Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения.
Формы работы: Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос-ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребенка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.
Организация образовательной деятельности
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста(5-6 лет)
Количество детей в группе: 13 человек.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Длительность занятия: 25 минут
Количество занятий в неделю: 1раз, 16:00 – 16:25
Условия реализации программы:
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы.
Предполагаемый результат: Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты.
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
Перспективный план кружка
Время проведения | Тема | Цели, задачи | Методы, приемы |
Сентябрь | |||
1 неделя | « В мире звуков» | Познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук, познакомить с прописями. | Игра « Знакомство» Игра « Угадай гласные» |
2 неделя | Звук «А» | Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком, дать понятие, что звук «а» гласный звук. | Игра « Кто больше?» Игра «Топай – хлопай» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
3 неделя | Звук «И» | Развивать умение подбирать слова с заданным звуком, дать понятие, что звук «и» гласный звук. Развивать представление о многообразии слов. Знакомство с термином « слово». | Игра « Доскажи словечко» Игра « Назови игрушку» Пословицы, скороговорки |
4 неделя | Звук «О» | Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра «Буква потерялась» |
Октябрь | |||
1 неделя | Звук «У» | Совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость ( длинные и короткие слова), развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Наоборот» Загадки |
2 неделя | Звук «Ы» | Знакомство с термином « слог», развивать мелкую моторику рук и внимание. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра «Слоговой аукцион» Игра «Один-много» |
3 неделя | Звук «Е» | Дать понятие, что звук «е» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Буква потерялась» Загадки Чистоговорки |
4 неделя | Звук «Э» | Развивать умение определять количество слогов в словах. | Игра « Кто больше?» Игра « Кто внимательный?» Игра « Доскажи словечко» |
Ноябрь | |||
1 неделя | Звук «Ю» | Развивать умение делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях. | Пословицы и поговорки Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
2 неделя | Звук «Я» | Продолжать учить детей делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание. | Пословицы и поговорки Скороговорки Игра « Слоговое лото» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «Б» | Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком. Дать понятие, что звук «б» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных. | Весёлые стихи Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Превращение слов – волшебные цепочки» Игра «Буква заблудилась» |
4 неделя | Звук «В» | Дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать мелкую моторику рук и внимание. | Игра « Кто внимательный?» Игра «Узнайте звук» Игра « Звук заблудился» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Найди лишнее слово» Игра « Доскажи словечко» |
Декабрь | |||
1 неделя | Звук «Г» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов. | Игра « Кто внимательный» Игра « Кто больше?» Скороговорки Игра « Доскажи словечко» Игра « Доскажи предложение» Игра « Найди лишнее слово» |
2 неделя | Звук «Д» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов, развивать мелкую моторику рук и внимание | Весёлые стихи Скороговорки Пословицы и поговорки Игра « Волшебная цепочка» Игра « Звук заблудился» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «Ж» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 2 слов, называть первое, второе слово. | Весёлые стихи Скороговорки Чистоговорки Пословицы и поговорки Игра « Кто больше?» Игра « Кто внимательнее?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Четвёртый лишний» |
4 неделя | Звук «З» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово. | Игра « Доскажи словечко» Игра «Буква потерялась» Пословицы и поговорки Скороговорки |
Январь | |||
3 неделя | Звук «К» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Звук заблудился» Игра « Доскажи словечко» Игра « Найдите слово» |
4 неделя | Звук «Л» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «снег», называть первое, второе, третье слово. | Игра «Доскажи словечко» Игра « Придумай слово» Загадки Скороговорки |
Февраль | |||
1 неделя | Звук «М» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «зима», называть первое, второе, третье слово. | Весёлые стихи Чистоговорки Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Доскажи фразу» Игра « Буква потерялась» Загадки |
2 неделя | Звук «Н» | Учить составлять предложения из 3 слов со словом «папа», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Игра « Угадай, какой это звук?» Игра « Подбери слово» Игра « Поймай слово за хвост» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «П» | Учить составлять предложения из 3 слов со словом «весна», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто больше?» Игра « Профессии» Игра « Знатоки сказок» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
4 неделя | Звук «Р» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «мама», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Скороговорки Чистоговорки Игра «Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Загадки |
Март | |||
1 неделя | Звук «С» | Учить составлять предложения из 3 слов со словом «ручеёк», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Я назову, а ты ответь» Скороговорки Чистоговорки Игра « Кто внимательный?» Игра « Узнайте звук» Игра « Звук заблудился» |
2 неделя | Звук «Т» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов о весне, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Скороговорки Пословицы и поговорки Чистоговорки Игра « Кто внимательный?» Игра « Буква потерялась» Игра « Поймай слово за хвост» |
3 неделя | Звук «Ф» | Учить составлять предложения из 3 слов о погоде, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Слоговой аттракцион» Игра « Доскажи словечко» Игра « Буква потерялась» |
4 неделя | Звук «Х» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание. | Скороговорки Пословицы Игра « Буква потерялась» Игра « Доскажи словечко» Игра « Где звук?» Загадки |
Апрель | |||
1 неделя | Звук «Ц» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Весёлые стихи Скороговорки Чистоговорки Пословицы Игра « Волшебная цепочка» Игра « Вспомните сказки» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Определи место положение звук «ц» |
2 неделя | Звук «Ч» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание. | Весёлые стихи Чистоговорки Игра « Кто больше?» Игра « Звук заблудился» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Доскажи словечко» |
3 неделя | Звук «Ш» | Развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто внимательный?» Игра « Кто больше?» Игра « Доскажи словечко» Игра « Поймай слово за хвост» Игра « Продолжите слова» |
4 неделя | Звук «Щ» | Учить составлять предложения из 3 слов , называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. | Игра « Кто внимательный» Игра « Слоговой аукцион» Игра « Доскажи словечко» Игра « Буква потерялась» |
Май | |||
1-4 неделя | Подведение итогов | Дать знания о том, что мы познакомились со всеми звуками алфавита, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, продолжать учить детей правильно произносить все звуки, находить место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком, понимать разницу между словом и предложением, делить слово на слоги , придумывать предложения с заданным количеством слов и аккуратно и быстро работать в прописях. | Игра « Угадай какой звук» Весёлые стихи Скороговорки Игра « Кузовок» Игра « На какай звук начинается (заканчивается) твоё имя» Игра « Поймай слово за хвост». Игра « Придумай слово с заданным звуком, что бы он находился в начале (в середине, в конце) слова» Придумай любое слово из трёх слогов. Назови первый, второй, третий слог. Придумай любое предложение из трёх слов. Назови первое, второе, третье слово. |
Список использованной литературы:
1.Маханёва М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2019
2.Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Изд-во «Ювента», 2012
3. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет-М.: Изд-во «Ювента», 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Что мы знаем и умеем».
Цель данного занятия - упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, в определении места звука в слове и проведении слого-звукового анализа. Закреплять умение работат...
"АБВГДейка" Кружковая работа по обучению грамоте
Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова....
Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.
Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....
Кружковая работа по обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв"
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Те...
План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...
РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28097390","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28097396","attributes":{"alt":"","class"...