Педагогический проект "Скоро в школу"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)
Краткая аннотация проекта «Скоро в школу»
Тип проекта: педагогический
По доминирующей в проекте деятельности: образовательно - игровой
По содержанию: образовательный
По числу участников проекта: групповой (28человек)
По времени проведения: долгосрочный (1год)
По характеру контактов: ребенок и семья в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте: участник от рождения идеи до получения результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu2.docx | 92.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЗОЛУШКА» |
«Скоро в школу» |
Педагогический проект |
г. Когалым, 2018г. |
Разработчики: учитель-логопед Муллагулова Л.Ш.,
педагог-психолог Демидова А.В.
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
- Краткая аннотация проекта………………………………………………2
- Актуальность проекта…………………………………………………….2
- Цель проекта, задачи проекта, участники проекта……………….........5
- Содержание проекта……………………………………………………...5
- Методы реализации проекта……………………………………………..7
- Ресурсное обеспечение……………………………………………………8
- План реализации проекта………………………………………………....9
- Ожидаемые результаты………………………………………………….10
- Перспективы дальнейшего развития проекта………………………….10
- Литература……………………………………………………………….11
- Приложение……………………………………………………………...14
Краткая аннотация проекта «Скоро в школу»
Тип проекта: педагогический
По доминирующей в проекте деятельности: образовательно - игровой
По содержанию: образовательный
По числу участников проекта: групповой (28человек)
По времени проведения: долгосрочный (1год)
По характеру контактов: ребенок и семья в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте: участник от рождения идеи до получения результата.
Актуальность проекта
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать готовить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, нарушениями речевого развития, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой.
Также к перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.
Наши дети все меньше и меньше выбирают традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям, личностного развития человека.
В настоящее время сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной, которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения и имеют различные речевые нарушения. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.
Предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребенка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Такая работа должна включать в себя своевременную психологическую и логопедическую деятельность, направленную на профилактику и совершенствование разных сторон и качеств личности ребенка.
Сегодня социально-личностное развитие детей является приоритетным и выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков;
- знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В основе социального поведения ребенка лежит здоровая эмоциональность. Поведение ребенка становится социальным, когда его взгляд перестает фокусироваться на самом себе и обращается на что-то другое: на игру или занятие; на красоту мира через растворение в музыке, танце, движении, созерцании природы, на сверстников. Если ребенок 6 лет, прежде всего, сосредоточен на вопросах о себе, эгоцентричен, это оттого, что ему нужна помощь в его эмоциональном развитии. От такого ребенка трудно ожидать социального поведения.
Таким образом, актуальность создания эффективной системы профилактики социально-личностного и речевого развития детей, сомнений не вызывает.
Новизна данного проекта заключается в единстве действий педагогов различного профиля и семьи; комплексности и систематичности; в проведении занятий с детьми педагогом-психологом и учителем-логопедом по подгруппам.
Проект является практически значимым для воспитателей и специалистов ДОУ, так как содержит общий план работы по профилактике социально-личностного и речевого развития. В рамках реализации проекта в помощь педагогам по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению разработаны: общий план мероприятий, календарно-тематические планы педагога-психолога и учителя-логопеда, составлены конспекты занятий и картотека игр, которые представлены в приложении к проекту. В проекте логически представлен переход от одних знаний к другим, предусматривается их расширение и усложнение. Концепция проекта заключается в формировании у детей соответствующих возрасту социально-личностных и речевых навыков и выработки умения применять эти навыки на практике.
Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Цель проекта:
Профилактика социально-личностного и речевого развития детей, как условия успешного обучения в школе.
Задачи проекта:
1. формировать личностную и речевую готовность детей к школе;
2. оказать помощь в развитии школьно-значимых навыков и умений;
3. развивать навыки конструктивного общения со сверстниками;
4. воспитывать положительное отношение к сверстникам и обучению в школе;
5. организовать предметно-развивающую среду для профилактики социально - личностного и речевого развития детей;
6. создать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников ДОУ и родителей по социально-личностному и коммуникативному развитию детей.
Участники проекта:
- Воспитанники подготовительной группы №4;
- Учитель-логопед;
- Педагог-психолог;
- Педагоги группы;
- Родители воспитанников.
Содержание проекта.
Содержание проекта направлено на профилактику, социально-личностного и речевого развития, которые определяют становление устойчивости познавательного интереса детей как условия успешного обучения в школе.
Эффективность проекта обеспечивается комплексным подходом, который состоит в том, что воздействия с целью развития определенных речевых и психических функций, связываются в систему, обеспечивающую единство действий педагогов различного профиля и семьи.
В данном проекте комплексный подход реализуют два принципа организации деятельности специалистов:
- тесное, чётко координированное сотрудничество специалистов: логопеда, воспитателей, педагога-психолога;
- глубокое погружение в работу по профилактике социально-личностного и речевого развития детей, как педагогов ДОУ, так и родителей.
Основополагающим методологическим аспектом проекта является совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда в тесном сотрудничестве с педагогами группы и родителями воспитанников.
Реализация проекта направлена на осуществление профилактики в двух направлениях: социально-личностное и речевое развитие.
Направление педагога-психолога – социально-личностное.
Задачи:
1) формирование эмоционального и социального интеллекта как условия психологической подготовки к школе;
2) развитие самости и повышение самоценности личности;
3) профилактика личностных расстройств у детей данного возраста;
Направление учителя-логопеда – речевое развитие.
Задачи:
1.Формирование графо-моторных навыков;
2.Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;
3. Развитие грамматического строя речи, навыков связной речи в соответствии с возрастной нормой.
Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:
- Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная.
- Комплексная и системная деятельность обеспечивает более высокие результаты.
- Грамотное просвещение и консультационная работа с родителями играют важную роль в профилактике проблем развития ребёнка.
1 этап - организационный (август - сентябрь 2018 г.)
Задачи:
- подбор и изучение литературы по теме проекта;
- подбор диагностической методики по выявлению уровня речевого
развития и состояния коммуникативной и эмоциональной
компетентности детей;
- разработка планов и конспектов;
- подбор наглядно-дидактического материала:
- создание условий организации сюжетно-ролевой игры;
- продуктивной деятельности;
- развитие графо-мотрных навыков и грамматического строя речи;
- формирование фонематических процессов.
- организация предметно-развивающей среды в группе;
- проведение первичной диагностики по выявлению уровня речевого развития и состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей подготовительной группы № 4;
- ознакомление родителей с необходимостью проведения профилактики для успешного обучения в школе.
2 этап – практический (сентябрь 2018г – апрель 2019г.)
Организация практической работы по реализации проекта.
Задачи:
- проведение подгрупповых развивающих занятий с детьми учителем-логопедом и педагогом-психологом;
- просвещение родителей (консультации, семинары, тренинги и т.д.);
- повышение компетенций педагогов (консультации, семинары, тренинги и т.д.);
3 этап – заключительный (май 2019г.)
Задачи:
- провести повторную диагностику по выявлению уровня речевого развития и состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей подготовительной группы № 4;
- провести сравнительный анализ, оценка и оформление результатов;
- подготовить доклад об итогах реализации проекта.
Методы реализации проекта:
Реализация проекта будет осуществляться посредством различных форм и методов:
- комплексная диагностика уровня речевого развития детей дошкольного возраста («Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет» Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г.);
- мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей («Джин 5+» Кривцова С.В.);
- подгрупповые занятия по подготовке к обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий;
- подгрупповые занятия, направленные на формирование эмоционального и социального интеллекта («Жизненные навыки. Занятия путешествия» Кривцовой С.В.);
- консультации специалистов для родителей и педагогов;
- открытые занятия для родителей и педагогов;
- информационные буклеты, памятки для родителей и педагогов;
- тетрадь взаимодействия с педагогами группы.
Ресурсное обеспечение
Предметно-развивающая среда:
- Игры и пособия на развитие графо-моторных навыков;
- Пособия по формированию навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических категорий;
- Игры и пособия на формирование эмоционального и социального интеллекта;
- Материал и пособия для продуктивной деятельности;
Материально-техническая база:
- ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):
- ноутбук
- телевизор
- колонки
- канцелярские принадлежности:
- карандаши цветные и простые;
- цветная бумага;
- картон;
- пластилин;
- ножницы;
- клей;
- краски;
- кисти и т.д.
Методическое обеспечение:
- Учебно-методический комплект «Говорим правильно в 6-7 лет»
О.С. Гомзяк;
- Пособие « Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» Иншакова О.Б. и д.р.;
- Программа «Жизненные навыки дошкольников» Кривцовой С.В.
- «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста» Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.
- «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста» Сунцова А.В., Курдюкова С.В.
Партнеры:
Взаимодействие и комплексный подход всех участников дает возможность выстроить систему совместных целенаправленных и вместе с тем специфических действий всех специалистов образовательной системы. В результате такового комплексного взаимодействия значительно повышается эффективность профилактической работы, осуществляется формирование целевых ориентиров.
План реализации проекта
Срок реализации проекта: сентябрь 2018г. – май 2019г.
Организационный этап: сентябрь 2018г.
Содержание деятельности | Ответственный |
Подбор и изучение литературы по теме проекта Участие и просмотр вебинаров по теме проекта Подготовка диагностического инструментария Приобретение игрового и дидактического оборудования | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Проведение анкетирования, собрания для родителей | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Составление перспективного и календарно-тематического плана занятий | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Создание развивающей среды и материально-технического обеспечения в игровой комнате | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Консультирование педагогов по результатам диагностики | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Проведение первичной диагностики детей подготовительной группы № 4 | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Практический этап: сентябрь 2018г. – май 2019г.
Мероприятие | Сроки реализации | Участники | Организаторы | ||
2018-2019 учебный год | |||||
Составление годового комплексного плана мероприятий | Сентябрь | Учитель-логопед Педагог-психолог | |||
Проведение занятий по профилактике речевого развития | Сентябрь - май | Воспитанники группы № 4 | Учитель-логопед | ||
Проведение занятий по профилактике социально-личностого развития | Сентябрь-май | Воспитанники группы № 4 | Педагог-психолог | ||
Консультирование родителей | Октябрь-май (в соответствии с годовым планом) | Родители | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Выпуск информационных буклетов | октябрь-май (2 раза в год) | Педагоги, родители | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Консультирование педагогов | Октябрь-май (в соответствии с годовым планом) | Педагоги, | Учитель-логопед, педагог-психолог | ||
Проведение итоговой диагностики | Май | Воспитанники группы № 4 | Учитель-логопед, педагог-психолог |
Заключительный этап: май 2019г.
Содержание деятельности | Ответственный |
Проведение сравнительного анализа результатов диагностики. | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Подведение итогов реализации проекта | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Составление рекомендаций для родителей по обеспечению устойчивости полученных результатов | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Ожидаемые результаты:
- достаточный уровень социально-личностного и речевого развития детей к началу школьного обучения;
- осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка;
- дошкольники станут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях;
- сформируются коммуникативные умения и навыки, личностные качества;
- сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности;
- повысится уровень компетентности педагогов и родителей в сфере речевого и социально-личностного развития.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- использование педагогами ДОУ накопленных методических материалов проекта по подготовке детей к школе;
- обобщение, распространение информации опыта работы по проекту
Литература:
- Алан, Джон. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках / Джон Алан. – М.: ПЕР СЭ, 2006.
- Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду: метод. материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алаябьева. – М.: Сфера, 2003.
- Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007.
- Былеева, А. В. Игры народов СССР / А. В. Былеева, В. И. Григорьев. – М., 1985.
- Варданян, А. Этюды по детскому психоанализу / А. Варданян. – М.: Когито-Центр, 2002.
- Выготский, Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М., 1984.
- Гармоничный ребенок. Как этого достичь?.. Труд, игры, творчество, праздники года / Л. Я. Дыкман. – СПб: Деметра, 2003.
- Гомзяк О.С. «Я буду писать правильно» Альбом упражнений. М.: Изд-во Гном, 2017. – 48 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет» Альбом упражнений 1, подготовительная группа. М.: Изд-во Гном, 2017. – 32 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет» Альбом упражнений 2, подготовительная группа. М.: Изд-во Гном, 2016. – 32 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет» Альбом упражнений 3, подготовительная группа. М.: Изд-во Гном, 2016. – 32 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты фронтальных занятий I период обучения. М.: Изд-во Гном, 2017. – 104 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты фронтальных занятий II период обучения. М.: Изд-во Гном, 2014. – 111 с.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты фронтальных занятий III период обучения. М.: Изд-во Гном, 2014. – 127 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение». М.: Изд-во Гном и Д, 2000. – 80 с
- Гомзяк О.С. «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня». М.: Изд-во Гном, 2014. – 128 с.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2001.
- Гуляева, О. Дыхательная гимнастика: метод. пособие / О. Гуляева, А. Чеботарев. – М.: Чистые пруды, 2007.
- Дурова Н.В. «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки». Методическое пособие. – М.: Мозаика - Синтез, 2002. – 111 с.
- Дятко, Н. В. Профилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста (цикл лекций для специалистов ДОУ) / Н. В. Дятко, С. В. Кривцова. – М.: Первое сентября, 2009.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2001.
- Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2004.
- Жизненные навыки. Уроки психологии в четвертом классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2005.
- Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. – Минск: Высш. шк., 2009.
- Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб: Союз, 2004.
- Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет». Часть 1. В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1: формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – 184 с.
- Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1988.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН (I период). М.: Изд-во Гном и Д, 2002. – 48 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН (II период). М.: Изд-во Гном и Д, 2002. – 96 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН (III период). М.: Изд-во Гном и Д, 2002. – 80 с.
- Клауд, Генри. Дети: границы, границы… / Клауд Генри, Таунсенд Джон. – М.: Триада, 2002.
- Кривцова, С. В. Навыки жизни: в согласии с собой и с миром / С. В. Кривцова. – М.: Генезис, 2002.
- Кривцова, С. В. По направлению к Бытию-собой. Некоторые актуальные вопросы создания экзистенциально-аналитической теории развития / С. В. Кривцова / Сб. трудов Второй всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии Ин-та экзистенциальной психологии и жизнетворчества, 2-5 мая 2004 г. – М. : Смысл, 2004.
- Кривцова, С. В. Философия навыка / Лучшие страницы педагогической прозы / С. В. Кривцова. – М., 1999.
- Кривцова, С. В. Семья. Искусство общения с ребенком / С. В. Кривцова, Е. Ю. Патяева. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2008.
- Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. «Готовимся к овладению письмом». Тетрадь 1. – СПб: Издательство «Корона. Век», 2011. – 32 с.
- Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. «Готовимся к овладению письмом». Тетрадь 2. – СПб: Издательство «Корона. Век», 2011. – 32 с.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Ле Шан Э. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
- Мазанова Е. «Учусь не путать буквы». Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
- Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практ. работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2001.
- Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика» (для детей 4-6 лет). СПб: Изд-во «Корона. Век», 2015. – 80 с.
- Новиковская Ольга. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /– М.: АСТ; СПб: Сова, 2007.
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.
- Осеева, В. А. Синие листья. – М.: Эксмо, 2010.
- Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб: Речь, 2004.
- Смирнова, О. Е. Конфликтные дети / О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Эксмо, 2009.
- Снайдерс, М. Ребенок как личность / М. Снайдерс, Дж. Снайдерс. – М.: Смысл, 1998.
- Стерн, Д. Межличностный мир ребенка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития / Д. Стерн. – СПб, 2006.
- Тверская О.Н., Кряжевских Е. Г. «Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс – диагностика» ФГОС.
- Ткаченко Т.А. «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие». Логопедическая тетрадь. М.: Изд-во «Книголюб», 2007. – 30 с.
- Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш. – М.: Эксмо, 2009.
- Четыре времени года. Книга для воспитателя детского сада / сост. С. А. Веретенникова, А. А. Клыков. – М.: Просвещение, 1966.
- Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки / сост. Г. Науменко. – М., 1989.
- Экман, П. Психология эмоций: я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман. – СПб. : Питер, 334 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Годовой план мероприятий
месяцы | работа с педагогами | работа с родителями | ответственный |
сентябрь | Обсуждение результатов диагностики | анкетирование | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Консультация «Методика открытого наблюдения за ребенком | |||
октябрь | Консультация «Методика оценки потребности ребенка во вмешательстве взрослого» | Собрание на тему « Готовность к школе» | Учитель-логопед Педагог-психолог |
ноябрь | Консультация «Развитие фонематического восприятия» (игры и упражнения) | Буклет «Игры на развитие фонематического восприятия» | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Консультация «Методика понимания чувств и потребностей ребенка» | Консультация «Как помочь ребенку развить навыки общения со сверстниками «Навыки дружелюбия» | ||
декабрь | Практическое занятие «Зимняя сказка» | Учитель-логопед Педагог-психолог | |
январь | Консультация «Эмоциональное и социальное развитие дошкольника. Эмпатия: сострадание и сорадование» | Консультация «Речевые игры по дороге домой» | Учитель-логопед Педагог-психолог |
февраль | Консультация «Профилактика нарушения письма и чтения» Памятка «Эмоциональное и социальное развитие дошкольника. Гнев и агрессия». | Консультация «Как помочь ребенку сформировать навыки альтернативы агрессии» | Учитель-логопед Педагог-психолог |
март | Открытое занятие «Весенний лес» в рамках семинара-практикума «Преемственность дошкольного и начального школьного образования» | Памятка «Советы родителям будущих первоклассников» | Учитель-логопед Педагог-психолог |
апрель | Консультация «Эмоциональное и социальное развитие дошкольника. Переживания обиды и обидчивость». | Рекомендации на летний период «У порога школы» | Учитель-логопед Педагог-психолог |
май | Подведение итогов работы за учебный год | Учитель-логопед Педагог-психолог |
Календарно-тематический план занятий учителя-логопеда
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Неделя | Звуки, буквы | Лексико-грамматический строй речи | Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации | № зан. |
Сентябрь | ||||
1, 2 | Обследование детей | |||
3 | У – А | Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Преобразование существит. ед.ч. в форме им.п. в форму мн.ч. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр.5, 8, 10). | 1 |
4 | И | Деревья осенью. Листья. Образование прилагательных от существительных. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 12-14). | 2 |
Октябрь | ||||
1 | П – Пь | Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр.28, 30, 33). | 3 |
2 | К – Кь | Труд взрослых на полях и огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, ед.ч. настоящего времени. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 16-19). | 4 |
3 | Т – Ть | Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматич. категории имен существит. в форме р.п. мн.ч. Формирование навыков словообразования. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 6, 7, 9, 11). | 5 |
4 | О | Насекомые. Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 20, 23, 23). | 6 |
Ноябрь | ||||
1 | Ы | Грибы. Ягоды. Согласование имен существительных с числительными. Образование прилагательных от существительных. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 37, 41). | 7 |
2 | М – Мь | Домашние животные и их детеныши. Закрепление и расширение знаний детей по теме. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 46, 50, 48, 47). Л.В.Лопатина стр. 4. | 8 |
3 | Н – Нь | Дикие животные и их детеныши. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных по теме. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 51-55). Л.В.Лопатина стр. 2 | 9 |
4 | Б – Бь | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование относительных прилагательных. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 56-60). | 10 |
Календарно-тематический план занятий учителя-логопеда
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Неделя | Звуки, буквы | Лексико-грамматический строй речи | Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации | № зан. |
Декабрь | ||||
1 | С – Сь | Зима. Зимние месяцы. Расширение предикативного словаря. Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 61-66). | 11 |
2 | З – Зь | Мебель. Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 69-72). | 12 |
3 | С – З | Посуда. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 73-78). | 13 |
4 | В – Вь | Новый год. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. | Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова О.Б. Ч.1 стр. 79-80). | 14 |
Январь | ||||
1, 2 | Каникулы | |||
3 | Д – Дь | Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных мн.ч. в р.п. Формирование навыка словообразов. по теме. | Формирование зрительного слежения. (Иншакова О.Б. стр. 91 -94) | 15 |
4 | Г – Гь | Семья. Словообразование притяжат. прилагат. Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже. | Формирование зрительного слежения. (Иншакова О.Б. стр. 95-98) | 16 |
Февраль | ||||
1 | Э, Й | Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование притяжат. прилагательных. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 105, 107, 109) | 17 |
2 | Я | Комнатные растения. Формирование глагольного словаря по теме. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 111, 113,115) | 18 |
3 | Е | День защитников Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии». | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 117, 119) | 19 |
4 | Ш | Транспорт. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 121, 123) | 20 |
Календарно-тематический план занятий учителя-логопеда
III период обучения (март, апрель, май)
Неделя | Звуки, буквы | Лексико-грамматический строй речи | Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации | № зан. |
Март | ||||
1 | Ж | Весна. Формирование словаря по теме. Развитие словаря прилагательных. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 125) | 21 |
2 | Ш –Ж – С – З | Мамин праздник. Развитие навыков словообразования. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 127) | 22 |
3 | Л – Ль | Растения и животные весной. Уточнение и расширение словаря по теме. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 131) | 23 |
4 | Ц | Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». Наша страна. Упражнение в образовании синонимических рядов. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 133) | 24 |
Апрель | ||||
1 | Ю | Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 139) | 25 |
2 | Р – Рь | Профессии. Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 141) | 26 |
3 | Ч | Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Сад – огород – лес. Разграничение понятий по теме. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 145, 147) | 27 |
4 | Ф – Фь | Человек. Расширение словаря по теме. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 149, 151, 153) | 28 |
Май | ||||
1 | Щ | Домашние животные. Развитие навыков словообразования. | Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр.155, 157, 159) | 29 |
2 | Щ – Ч – Сь – Ть | Школа. Школьные принадлежности. Согласование притяжательных местоимений с существительными. | Развитие зрительно-моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 163) | 30 |
3 | Мягкие и твердые согласные | Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. | Развитие зрительно-моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 165) | 31 |
4 | Глухие и звонкие согласные | Лето. Формирование и расширение словаря по теме. | Развитие зрительно-моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 179) | 32 |
Календарно-тематический план занятий педагога-психолога
Неделя | Тема | Навыки, формирующиеся на данном занятии | № зан. |
«ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» СЕНТЯБРЬ | |||
2 | ЗНАКОМСТВО |
| 1 |
3 | ОСЕННИЙ ЛЕС |
| 2 |
4 | ОСЕННИЙ ЛЕС (продолжение) |
| 3 |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | ДЕРЕВО В ЛЕСУ |
| 4 |
2 | ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ |
| 5 |
3 | ИГРА В ЛЕСУ |
| 6 |
4 | ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ |
| 7 |
5 | ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ |
| 8 |
НОЯБРЬ | |||
1 | ЛИСА И ГУСИ |
| 9 |
2 | РАСШАЛИЛИСЬ! |
| 10 |
3 | ЗАПАСЫ НА ЗИМУ |
| 11 |
4 | СОХРАНИМ УРОЖАЙ |
| 12 |
«ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ДЕКАБРЬ | |||
1 | ПРЯЧЕМСЯ ОТ МОРОЗА |
| 13 |
2 | ДОМИКИ ДЛЯ ГНОМИКОВ |
| 14 |
3 | РИСУНОК ДОМА |
| 15 |
ЯНВАРЬ | |||
3 | ПЕЧЕМ ПИРОГИ |
| 16 |
4 | ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА |
| 17 |
5 | ПРОКЛАДЫВАЕМ ДОРОГУ |
| 18 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | ЗАГАДЫВАЕМ ЖЕЛАНИЯ |
| 19 |
2 | РИСУЕМ ЗАКОЛДОВАНЫЙ ЛЕС |
| 20 |
3 | ПРОБИРАЕМСЯ ЧЕРЕЗ ЗАКОЛДОВАНЫЙ ЛЕС |
| 21 |
4 | ПЕРЕБИРАЕМСЯ ЧЕРЕЗ ОВРАГ |
| 22 |
«ВЕСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» МАРТ | |||
1 | ПОПАДАЕМ В ЗАМОК ЖЕЛАНИЙ |
| 23 |
2 | ВЕСНА ПРИШЛА |
| 24 |
3 | ВЕСЕНИЙ ЛЕС |
| 25 |
4 | НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ |
| 26 |
АПРЕЛЬ | |||
1 | ДОБЫВАЕМ ЕДУ |
| 27 |
2 | ОПАСНОСТИ ОСТРОВА |
| 28 |
3 | УГАДАЙ, КТО Я |
| 29 |
4 | СТРОИМ КОРАБЛЬ |
| 30 |
МАЙ | |||
1 | ПОДВОДНЫЙ МИР |
| 31 |
2 | ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО МИРУ |
| 32 |
3 | ДЕЛАЕМ СЕБЕ ПОДАРКИ |
| 33 |
4 | ЗАВЕРШАЮЩЕЕ |
| 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы
Данная разработка применяется с целью подготовки детей к поступлению и успешному обучению в школе и оказания помощи родителям в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению, может ...
Педагогическая мастерская "В школу с улыбкой"
Представленный материал позволит успешно сформировать у дошкольников подготовительных групп позитивную мотивацию и психологическую готовность к обучению в школе...
Педагогический проект "В школу с радостью"
Педагогический проект, направленный на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе, развитие волевых качеств личности будущих школьников, что поможет детям понять и принять условные п...
Педагогические идеи научной школы Тамары Семёновны Комаровой
Цель исследования:изучить педагогические идеи научной школы Т.С.Комаровой и определить её местов теории и практике современного дошкольного образованияОбъект исследования: педагогические...
Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."
Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогическихособенностях детей семилетнего возраста.Задачи:- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнеговозраста в кризисный...
Педагогический проект "Театральная школа пешеходных наук"
Работа над проектом проводилась в рамках работы над темой самообразования....
Сценарий психолого - педагогической гостиной "В школу - вместе!"
Сценарий психолого-педагогической гостиной для родителей и детей подготовительной к школе группы предлагается вниманию педагогов - психологов ДОУ...