Педагогический проект "Скоро в школу"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Муллагулова Лариса Шахабджановна

Краткая аннотация проекта «Скоро в школу»

Тип проекта:  педагогический

По доминирующей в проекте деятельности: образовательно - игровой

По содержанию: образовательный

По числу участников проекта: групповой (28человек)

По времени проведения: долгосрочный (1год)

По характеру контактов: ребенок и семья в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от рождения идеи до получения результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu2.docx92.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЗОЛУШКА»

«Скоро в школу»

Педагогический проект

г. Когалым, 2018г.

Разработчики: учитель-логопед Муллагулова Л.Ш.,

                    педагог-психолог Демидова А.В.


СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

  1. Краткая аннотация проекта………………………………………………2
  2. Актуальность проекта…………………………………………………….2
  3. Цель проекта, задачи проекта, участники проекта……………….........5
  4. Содержание проекта……………………………………………………...5
  5. Методы реализации проекта……………………………………………..7
  6. Ресурсное обеспечение……………………………………………………8
  7. План реализации проекта………………………………………………....9
  8. Ожидаемые результаты………………………………………………….10
  9. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………….10
  10.  Литература……………………………………………………………….11
  11.  Приложение……………………………………………………………...14

Краткая аннотация проекта «Скоро в школу»

Тип проекта:  педагогический

По доминирующей в проекте деятельности: образовательно - игровой

По содержанию: образовательный

По числу участников проекта: групповой (28человек)

По времени проведения: долгосрочный (1год)

По характеру контактов: ребенок и семья в рамках ДОУ

По характеру участия ребенка в проекте: участник от рождения идеи до получения результата.

 Актуальность проекта

        Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать готовить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

 При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, нарушениями речевого развития, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой.

Также к перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.

Наши дети все меньше и меньше выбирают традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.

          Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к  новым социальным ситуациям, личностного развития человека.

В настоящее время сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной, которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения и  имеют различные речевые нарушения. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

         Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.

        Предупредить некоторые возможные трудности в развитии ребенка в дошкольном возрасте, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Такая работа должна включать в себя своевременную психологическую и логопедическую деятельность, направленную на профилактику и совершенствование разных сторон и качеств личности ребенка.

Сегодня социально-личностное развитие детей является приоритетным и выводится в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

- трудовых навыков;

- знаний;

- норм, ценностей, традиций, правил;

- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В основе социального поведения ребенка лежит здоровая эмоциональность. Поведение ребенка становится социальным, когда его взгляд перестает фокусироваться на самом себе и обращается на что-то другое: на игру или занятие; на красоту мира через растворение в музыке, танце, движении, созерцании природы, на сверстников. Если ребенок 6 лет, прежде всего, сосредоточен на вопросах о себе, эгоцентричен, это оттого, что ему нужна помощь в его эмоциональном развитии. От такого ребенка трудно ожидать социального поведения.

Таким образом, актуальность создания эффективной системы профилактики социально-личностного и речевого развития детей, сомнений не вызывает.

Новизна данного проекта заключается в единстве действий педагогов различного профиля и семьи; комплексности и систематичности; в проведении занятий с детьми педагогом-психологом и учителем-логопедом по подгруппам.

Проект является практически значимым для воспитателей и специалистов ДОУ, так как содержит общий план работы по профилактике социально-личностного и речевого развития. В рамках реализации проекта в помощь педагогам по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению разработаны: общий план мероприятий, календарно-тематические планы педагога-психолога и учителя-логопеда, составлены конспекты занятий и картотека игр, которые представлены в приложении к проекту. В проекте логически представлен переход от одних знаний к другим, предусматривается их расширение и усложнение. Концепция проекта заключается в формировании у детей соответствующих возрасту социально-личностных и речевых навыков и выработки умения применять эти навыки на практике.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Цель проекта:

         Профилактика социально-личностного и речевого развития детей,  как условия успешного обучения в школе.

Задачи проекта:

1.  формировать личностную и речевую готовность детей к школе;

2.  оказать помощь в развитии школьно-значимых навыков и умений;

3.  развивать навыки конструктивного общения со сверстниками;

4.  воспитывать положительное отношение к сверстникам и обучению в школе;

5. организовать    предметно-развивающую среду для профилактики  социально - личностного  и речевого  развития детей;

6. создать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников ДОУ и родителей по социально-личностному и коммуникативному развитию детей.

Участники проекта:

  • Воспитанники подготовительной группы №4;
  • Учитель-логопед;
  • Педагог-психолог;
  • Педагоги группы;
  • Родители воспитанников.

Содержание проекта.

Содержание проекта направлено на профилактику, социально-личностного и речевого развития, которые определяют становление устойчивости познавательного интереса детей как  условия успешного обучения в школе.

Эффективность проекта обеспечивается комплексным подходом, который  состоит в том, что воздействия с целью развития определенных речевых и психических функций, связываются в систему, обеспечивающую единство действий педагогов различного профиля и семьи.

        В данном  проекте комплексный подход реализуют два принципа организации деятельности специалистов:

- тесное, чётко координированное сотрудничество специалистов: логопеда, воспитателей,  педагога-психолога;

- глубокое погружение в работу по профилактике социально-личностного и речевого развития детей,  как педагогов ДОУ, так и родителей.

Основополагающим методологическим аспектом проекта является совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда в тесном сотрудничестве с педагогами группы и родителями воспитанников.

Реализация проекта направлена на осуществление профилактики  в двух направлениях: социально-личностное  и речевое развитие.

Направление педагога-психолога – социально-личностное.

Задачи:

1) формирование эмоционального и социального интеллекта как условия     психологической подготовки к школе;

2)    развитие самости и повышение самоценности  личности;

3)   профилактика личностных расстройств у детей данного возраста;

         Направление  учителя-логопеда – речевое развитие.

Задачи:

 1.Формирование графо-моторных навыков;

 2.Развитие фонематического  восприятия и навыков звукового анализа;

 3. Развитие грамматического строя речи, навыков связной речи в соответствии с возрастной нормой.

           Стратегия достижения поставленной цели определяется основными принципами:

  • Профилактическая работа не менее важна, чем коррекционная.
  • Комплексная и системная деятельность обеспечивает более высокие результаты.
  • Грамотное просвещение и  консультационная   работа с родителями    играют важную роль в профилактике   проблем развития ребёнка.

1 этап  - организационный (август - сентябрь 2018 г.)

Задачи:

  • подбор и изучение литературы по теме проекта;
  •  подбор диагностической методики по выявлению уровня речевого

       развития и состояния  коммуникативной и эмоциональной  

       компетентности детей;

  • разработка планов и конспектов;
  • подбор наглядно-дидактического материала:
  • создание условий организации сюжетно-ролевой игры;
  • продуктивной деятельности;
  • развитие графо-мотрных  навыков и грамматического строя речи;
  • формирование  фонематических процессов.
  • организация  предметно-развивающей среды в группе;
  • проведение первичной диагностики по выявлению уровня речевого развития и состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей подготовительной группы  № 4;
  • ознакомление родителей с необходимостью проведения профилактики для успешного обучения в школе.

2 этап – практический (сентябрь 2018г – апрель 2019г.)

Организация практической работы по реализации проекта.

Задачи:

  • проведение  подгрупповых  развивающих занятий с детьми учителем-логопедом и педагогом-психологом;
  • просвещение  родителей (консультации, семинары, тренинги  и т.д.);
  • повышение компетенций педагогов (консультации, семинары, тренинги  и т.д.);

3 этап – заключительный (май 2019г.)

          Задачи:

  • провести повторную диагностику по выявлению уровня речевого развития и состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей подготовительной группы  № 4;
  • провести сравнительный анализ, оценка и оформление результатов;
  • подготовить доклад об итогах реализации проекта.

Методы реализации проекта:

Реализация проекта будет осуществляться посредством различных  форм и методов:

  • комплексная диагностика уровня речевого развития детей дошкольного возраста («Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет» Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г.);
  • мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоциональной компетентности детей («Джин 5+» Кривцова С.В.);
  • подгрупповые занятия по подготовке к обучению грамоте и формированию лексико-грамматических категорий;
  • подгрупповые  занятия, направленные на формирование эмоционального и социального интеллекта («Жизненные навыки. Занятия путешествия» Кривцовой С.В.);
  • консультации специалистов для родителей и педагогов;
  •     открытые занятия для родителей и педагогов;
  •     информационные  буклеты, памятки  для родителей и педагогов;
  •     тетрадь взаимодействия с педагогами группы.

Ресурсное обеспечение

Предметно-развивающая среда:

  • Игры и пособия на развитие  графо-моторных  навыков;
  • Пособия по формированию навыков звукового анализа и синтеза,  лексико-грамматических категорий;
  • Игры и пособия на формирование эмоционального и социального интеллекта;
  • Материал и пособия для продуктивной деятельности;

Материально-техническая база:

  • ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):
  • ноутбук
  • телевизор
  • колонки
  •       канцелярские  принадлежности:
  • карандаши цветные и простые;
  • цветная бумага;
  • картон;
  • пластилин;
  • ножницы;
  • клей;
  • краски;
  • кисти и т.д.

Методическое обеспечение:

  • Учебно-методический комплект  «Говорим правильно в 6-7 лет»

 О.С. Гомзяк;

  •  Пособие « Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»  Иншакова О.Б.  и д.р.;
  • Программа  «Жизненные навыки дошкольников» Кривцовой С.В.
  • «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста» Коноваленко С.В., Кременецкая М.И.
  • «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста» Сунцова А.В., Курдюкова С.В.

Партнеры:

Взаимодействие  и комплексный подход всех участников дает возможность выстроить систему совместных целенаправленных и вместе с тем специфических действий всех специалистов образовательной системы. В результате такового комплексного взаимодействия значительно повышается эффективность профилактической работы, осуществляется формирование целевых ориентиров.

План реализации проекта

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г. – май 2019г.

Организационный этап: сентябрь 2018г.

Содержание деятельности

Ответственный

Подбор и изучение литературы по теме проекта

Участие и просмотр вебинаров по теме проекта

Подготовка  диагностического  инструментария

Приобретение  игрового и дидактического оборудования

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Проведение анкетирования, собрания  для  родителей

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Составление перспективного и календарно-тематического плана  занятий

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Создание развивающей среды и материально-технического обеспечения в игровой комнате

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Консультирование  педагогов по результатам диагностики

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Проведение первичной диагностики детей подготовительной группы № 4

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Практический этап: сентябрь 2018г. – май 2019г.

Мероприятие

Сроки реализации

Участники

Организаторы

2018-2019 учебный год

Составление годового комплексного плана мероприятий

Сентябрь

Учитель-логопед

 Педагог-психолог

Проведение занятий по профилактике речевого развития

Сентябрь - май

Воспитанники  группы № 4

Учитель-логопед

Проведение занятий по профилактике социально-личностого развития

Сентябрь-май

Воспитанники  группы № 4

Педагог-психолог

Консультирование   родителей

Октябрь-май

(в соответствии с годовым планом)

Родители

Учитель-логопед, педагог-психолог

Выпуск информационных буклетов

октябрь-май  

(2 раза в год)

Педагоги, родители

Учитель-логопед, педагог-психолог

Консультирование   педагогов

 Октябрь-май

(в соответствии с годовым планом)

Педагоги,

Учитель-логопед, педагог-психолог

Проведение итоговой диагностики

Май

Воспитанники  группы № 4

Учитель-логопед, педагог-психолог

Заключительный этап: май  2019г.

Содержание деятельности

Ответственный

Проведение сравнительного анализа результатов диагностики.

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Подведение итогов реализации проекта

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Составление рекомендаций для родителей по обеспечению устойчивости полученных  результатов

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

  • достаточный уровень социально-личностного и речевого развития детей к началу школьного обучения;
  • осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка;
  • дошкольники станут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях;
  •  сформируются коммуникативные умения и навыки, личностные качества;
  •  сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности;
  • повысится  уровень компетентности педагогов и родителей в сфере речевого и социально-личностного развития.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

  • использование педагогами  ДОУ накопленных методических материалов проекта по подготовке детей к школе;
  • обобщение, распространение  информации опыта работы по проекту

Литература:

  1. Алан, Джон. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках / Джон Алан. – М.: ПЕР СЭ, 2006.
  2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду: метод. материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алаябьева. – М.: Сфера, 2003.
  3. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007.
  4. Былеева, А. В. Игры народов СССР / А. В. Былеева, В. И. Григорьев. – М., 1985.
  5. Варданян, А. Этюды по детскому психоанализу / А. Варданян. – М.: Когито-Центр, 2002.
  6. Выготский, Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М., 1984.
  7. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?.. Труд, игры, творчество, праздники года / Л. Я. Дыкман. – СПб: Деметра, 2003.
  8. Гомзяк О.С. «Я буду писать правильно» Альбом упражнений. М.: Изд-во Гном, 2017. – 48 с.
  9. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет» Альбом упражнений 1, подготовительная группа. М.: Изд-во Гном, 2017. – 32 с.
  10. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет» Альбом упражнений 2, подготовительная группа. М.: Изд-во Гном, 2016. – 32 с.
  11. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет» Альбом упражнений 3, подготовительная группа. М.: Изд-во Гном, 2016. – 32 с.
  12. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты  фронтальных занятий I период обучения. М.: Изд-во Гном, 2017. – 104 с.
  13. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты  фронтальных занятий II период обучения. М.: Изд-во Гном, 2014. – 111 с.
  14. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет». Конспекты  фронтальных занятий III период обучения. М.: Изд-во Гном, 2014. – 127 с.
  15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение». М.: Изд-во Гном и Д, 2000. – 80 с
  16. Гомзяк О.С. «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня». М.: Изд-во Гном, 2014. – 128 с.
  17. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2001.
  18. Гуляева, О. Дыхательная гимнастика: метод. пособие / О. Гуляева, А. Чеботарев. – М.: Чистые пруды, 2007.
  19. Дурова Н.В. «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки». Методическое пособие. – М.: Мозаика - Синтез, 2002. – 111 с.
  20. Дятко, Н. В. Профилактика личностных расстройств у детей старшего дошкольного возраста (цикл лекций для специалистов ДОУ) / Н. В. Дятко, С. В. Кривцова. – М.: Первое сентября, 2009.
  21. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2001.
  22. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  23.  Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2004.
  24.  Жизненные навыки. Уроки психологии в четвертом классе / под ред. С. В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2005.
  25.  Житко, И. В. Развивающие игры для дошкольников: пособие / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. – Минск: Высш. шк., 2009.
  26.  Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб: Союз, 2004.
  27. Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет». Часть 1. В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1: формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – 184 с.
  28. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1988.
  29. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН  (I период). М.: Изд-во Гном и Д, 2002. – 48 с.
  30. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН (II период). М.: Изд-во Гном и Д, 2002. – 96 с.
  31. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия   для детей с ФФН (III период). М.: Изд-во Гном и Д, 2002. – 80 с.
  32. Клауд, Генри. Дети: границы, границы… / Клауд Генри, Таунсенд Джон. – М.: Триада, 2002.
  33.  Кривцова, С. В. Навыки жизни: в согласии с собой и с миром / С. В. Кривцова. – М.: Генезис, 2002.
  34. Кривцова, С. В. По направлению к Бытию-собой. Некоторые актуальные вопросы создания экзистенциально-аналитической теории развития / С. В. Кривцова / Сб. трудов Второй всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии Ин-та экзистенциальной психологии и жизнетворчества, 2-5 мая 2004 г. – М. : Смысл, 2004.
  35. Кривцова, С. В. Философия навыка / Лучшие страницы педагогической прозы / С. В. Кривцова. – М., 1999.
  36. Кривцова, С. В. Семья. Искусство общения с ребенком / С. В. Кривцова, Е. Ю. Патяева. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2008.
  37. Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. «Готовимся к овладению письмом». Тетрадь 1. – СПб: Издательство «Корона. Век», 2011. – 32 с.
  38. Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Липакова В.И. «Готовимся к овладению письмом». Тетрадь 2. – СПб: Издательство «Корона. Век», 2011. – 32 с.
  39. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Ле Шан Э. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  40. Мазанова Е. «Учусь не путать буквы». Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
  41. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практ. работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2001.
  42. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика» (для детей 4-6 лет). СПб: Изд-во «Корона. Век», 2015. – 80 с.
  43. Новиковская Ольга. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /– М.: АСТ; СПб: Сова, 2007.
  44. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.
  45. Осеева, В. А. Синие листья. – М.: Эксмо, 2010.
  46. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб: Речь, 2004.
  47. Смирнова, О. Е. Конфликтные дети / О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Эксмо, 2009.
  48. Снайдерс, М. Ребенок как личность / М. Снайдерс, Дж. Снайдерс. – М.: Смысл, 1998.
  49. Стерн, Д. Межличностный мир ребенка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития / Д. Стерн. – СПб, 2006.
  50. Тверская О.Н., Кряжевских Е. Г. «Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс – диагностика» ФГОС.
  51. Ткаченко Т.А. «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие». Логопедическая тетрадь. М.: Изд-во «Книголюб», 2007. – 30 с.
  52. Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш. – М.: Эксмо, 2009.
  53. Четыре времени года. Книга для воспитателя детского сада / сост. С. А. Веретенникова, А. А. Клыков. – М.: Просвещение, 1966.
  54.  Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки / сост. Г. Науменко. – М., 1989.
  55. Экман, П. Психология эмоций: я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман. – СПб. : Питер, 334 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Годовой план мероприятий

месяцы

работа с педагогами

работа с родителями

ответственный

сентябрь

Обсуждение результатов диагностики

анкетирование

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Консультация «Методика открытого наблюдения за ребенком
в коммуникации»

октябрь

Консультация «Методика оценки потребности ребенка во вмешательстве взрослого»

Собрание на тему

 « Готовность к школе»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

ноябрь

Консультация «Развитие фонематического восприятия» (игры и упражнения)

Буклет «Игры на развитие фонематического восприятия»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Консультация «Методика понимания чувств и потребностей ребенка»

Консультация  «Как помочь ребенку развить  навыки общения со  сверстниками «Навыки дружелюбия»

декабрь

Практическое занятие

«Зимняя сказка»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

январь

Консультация

 «Эмоциональное и социальное развитие дошкольника. Эмпатия: сострадание и сорадование»

Консультация «Речевые игры по дороге домой»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

февраль

Консультация «Профилактика нарушения письма и чтения»

Памятка  «Эмоциональное и социальное развитие дошкольника.  Гнев и агрессия».

Консультация «Как помочь ребенку сформировать навыки альтернативы агрессии»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

март

Открытое занятие «Весенний лес» в рамках семинара-практикума «Преемственность дошкольного и начального школьного образования»

Памятка «Советы родителям будущих первоклассников»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

апрель

Консультация

 «Эмоциональное и социальное развитие дошкольника. Переживания обиды и обидчивость».

Рекомендации на летний период «У порога школы»

Учитель-логопед

Педагог-психолог

май

Подведение итогов работы за учебный год

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Календарно-тематический план занятий учителя-логопеда

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Неделя

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации

№ зан.

Сентябрь

1, 2

Обследование детей

3

У – А

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Преобразование существит. ед.ч. в форме им.п. в форму мн.ч.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр.5, 8, 10).

1

4

И

Деревья осенью. Листья. Образование прилагательных от существительных.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 12-14).

2

Октябрь

1

П – Пь

Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр.28, 30, 33).

3

2

К – Кь

Труд взрослых на полях и огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, ед.ч. настоящего времени.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 16-19).

4

3

Т – Ть

Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматич. категории имен существит. в форме р.п. мн.ч. Формирование навыков словообразования.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 6, 7, 9, 11).

5

4

О

Насекомые. Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 20, 23, 23).

6

Ноябрь

1

Ы

Грибы. Ягоды. Согласование имен существительных с числительными. Образование прилагательных от существительных.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 37, 41).

7

2

М – Мь

Домашние животные и их детеныши. Закрепление и расширение знаний детей по теме.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 46, 50, 48, 47). Л.В.Лопатина стр. 4.

8

3

Н – Нь

Дикие животные и их детеныши. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных по теме.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 51-55). Л.В.Лопатина стр. 2

9

4

Б – Бь

Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Образование относительных прилагательных.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 56-60).

10

Календарно-тематический план занятий учителя-логопеда

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Неделя

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации

№ зан.

Декабрь

1

С – Сь

Зима. Зимние месяцы. Расширение предикативного словаря. Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 61-66).

11

2

З – Зь

Мебель. Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 69-72).

12

3

С – З

Посуда. Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 73-78).

13

4

В – Вь

Новый год. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже.

Узнавание изображений реальных предметов и их контуров (Иншакова  О.Б. Ч.1 стр. 79-80).

14

Январь

1, 2

Каникулы

3

Д – Дь

Животные жарких стран. Закрепление употребления имен существительных мн.ч. в р.п. Формирование навыка словообразов. по теме.

Формирование зрительного слежения. (Иншакова О.Б. стр. 91 -94)

15

4

Г – Гь

Семья. Словообразование притяжат. прилагат. Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже.

Формирование зрительного слежения. (Иншакова О.Б. стр. 95-98)

16

Февраль

1

Э, Й

Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование притяжат. прилагательных.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 105, 107, 109)

17

2

Я

Комнатные растения. Формирование глагольного словаря по теме.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 111, 113,115)

18

3

Е

День защитников Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии».

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 117, 119)

19

4

Ш

Транспорт. Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 121, 123)

20

Календарно-тематический план занятий учителя-логопеда

III период обучения (март, апрель, май)

Неделя

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации

№ зан.

Март

1

Ж

Весна. Формирование словаря по теме. Развитие словаря прилагательных.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 125)

21

2

Ш –Ж – С – З

Мамин праздник. Развитие навыков словообразования.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 127)

22

3

Л – Ль

Растения и животные весной. Уточнение и расширение словаря по теме.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 131)

23

4

Ц

Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». Наша страна. Упражнение в образовании синонимических рядов.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 133)

24

Апрель

1

Ю

Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 139)

25

2

Р – Рь

Профессии. Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 141)

26

3

Ч

Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Сад – огород – лес. Разграничение понятий по теме.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 145, 147)

27

4

Ф – Фь

Человек. Расширение словаря по теме. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 149, 151, 153)

28

Май

1

Щ

Домашние животные. Развитие навыков словообразования.

Формирование зрительно–моторной координации. (Иншакова О.Б. стр.155, 157, 159)

29

2

Щ – Ч – Сь – Ть

Школа. Школьные принадлежности. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Развитие зрительно-моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 163)

30

3

Мягкие и твердые согласные

Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени.

Развитие зрительно-моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 165)

31

4

Глухие и звонкие согласные

Лето. Формирование и расширение словаря по теме.

Развитие зрительно-моторной координации. (Иншакова О.Б. стр. 179)

32

Календарно-тематический план занятий педагога-психолога

Неделя

Тема

Навыки, формирующиеся на данном занятии

зан.

«ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

СЕНТЯБРЬ

2

ЗНАКОМСТВО

  • умение слушать;
  • умение обращаться за помощью;
  • умение принять последствия собственного выбора;
  • умение знакомиться.

1

3

ОСЕННИЙ ЛЕС

  • умения обращаться за помощью;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения доводить работу до конца;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

2

4

 ОСЕННИЙ  

ЛЕС    (продолжение)

  • умения обращаться за помощью;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения доводить работу до конца;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

3

ОКТЯБРЬ

1

ДЕРЕВО В ЛЕСУ

  • умения воспроизводить основные    чувства;
  • умения обращаться за помощью;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения доводить работу до конца;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

4

2

ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

  • умения проявлять инициативу;
  • умения справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения распознавать чувства другого человека;
  • умения сочувствовать;
  • умения воспроизводить основные чувства;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения обращаться за помощью.

5

3

ИГРА В ЛЕСУ

  • умения проявлять инициативу;
  • умения выражать благодарность;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.

6

4

ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ

  • умения справляться со страхами;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения следовать полученной инструкции.

7

5

ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ

  • умения справляться со страхами;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения обращаться с собственным с гневом.

8

НОЯБРЬ

1

ЛИСА И ГУСИ

  • умения справляться со страхами;
  • умения воспроизводить основные чувства.

9

2

РАСШАЛИЛИСЬ!

  • умения заявлять о своих потребностях;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения воспроизводить основные чувства;
  • умения обращаться с собственным гневом;
  • умения сочувствовать;
  • умения справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения распознавать чувства другого.

10

3

ЗАПАСЫ НА ЗИМУ

  • умения выражать недовольство;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения переживать печаль.

11

4

СОХРАНИМ УРОЖАЙ

  • умения обращаться за помощью;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения доводить работу до конца;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

12

«ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

ДЕКАБРЬ

1

ПРЯЧЕМСЯ ОТ МОРОЗА

  • умения проявлять инициативу;
  • умения обращаться за помощью.

13

2

ДОМИКИ ДЛЯ ГНОМИКОВ

  • умения выражать благодарность;
  • умения заявлять о своих потребностях.

14

3

РИСУНОК ДОМА

  • умения принимать комплименты;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

15

ЯНВАРЬ

3

ПЕЧЕМ ПИРОГИ

  • умения проявлять инициативу;
  • умения обращаться за помощью;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения доводить работу до конца;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

16

4

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА

  • умения обращаться за помощью;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

17

5

ПРОКЛАДЫВАЕМ ДОРОГУ

  • умения проявлять инициативу;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения обращаться за помощью.

18

ФЕВРАЛЬ

1

ЗАГАДЫВАЕМ ЖЕЛАНИЯ

  • умения справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения следовать полученной инструкции.

19

2

РИСУЕМ ЗАКОЛДОВАНЫЙ ЛЕС

  • умения сочувствовать;
  • умения справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения обращаться за помощью;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения доводить работу до конца.

20

3

ПРОБИРАЕМСЯ ЧЕРЕЗ ЗАКОЛДОВАНЫЙ ЛЕС

  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения справляться со страхами.

21

4

ПЕРЕБИРАЕМСЯ ЧЕРЕЗ ОВРАГ

  • умения справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения следовать полученной инструкции.

22

«ВЕСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

МАРТ

1

ПОПАДАЕМ В ЗАМОК ЖЕЛАНИЙ

  • умения просить об одолжении;
  • умения делиться;
  • умения обращаться за помощью.

23

2

ВЕСНА ПРИШЛА

  • умения справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения обращаться за помощью;
  • умения следовать полученной инструкции.

24

3

ВЕСЕНИЙ ЛЕС

  • умения проявлять инициативу;
  • умения обращаться за помощью;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения следовать полученной инструкции;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

25

4

НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ

  • умения предлагать помощь сверстнику;
  • умения спрашивать разрешения;
  • умения отстаивать свои интересы мирным путем;
  • умения играть по правилам игры;
  • умения проявлять инициативу.

26

АПРЕЛЬ

1

ДОБЫВАЕМ ЕДУ

  • умения предлагать помощь сверстнику;
  • умения спрашивать разрешения;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения отстаивать свои интересы мирным путем;
  • умения играть по правилам игры;
  • умения проявлять инициативу.

27

2

ОПАСНОСТИ ОСТРОВА

  • умения играть по правилам игры;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения справляться со стрессом с помощью двигательной активности;
  • умения справляться со страхами.

28

3

УГАДАЙ, КТО Я

  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения воспроизводить основные эмоции.

29

4

СТРОИМ КОРАБЛЬ

  • умения предлагать помощь сверстнику;
  • умения спрашивать разрешения;
  • умения отстаивать свои интересы мирным путем;
  • умения проявлять инициативу;
  • умения выражать благодарность;
  • умения обращаться за помощью.

30

МАЙ

1

ПОДВОДНЫЙ МИР

  • умения предлагать помощь сверстнику;
  • умения спрашивать разрешения;
  • умения отстаивать свои интересы мирным путем;
  • умения проявлять инициативу;
  • умения выражать благодарность;
  • умения обращаться за помощью.

31

2

ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО МИРУ

  • умения проявлять толерантность;
  • умения осознавать свои предпочтения;
  • умения следовать полученной инструкции.

32

3

ДЕЛАЕМ СЕБЕ ПОДАРКИ

  • умения знакомиться;
  • умения отстаивать свои интересы мирным путем;
  • умения обращаться за помощью;
  • умения проявлять инициативу.

33

4

ЗАВЕРШАЮЩЕЕ

  • умения вступать в обсуждение;
  • умения переживать печаль;
  • умения выражать симпатию;
  • умения принимать комплименты;
  • умения обращаться за помощью;
  • умения доводить работу до конца;
  • умения сосредотачиваться на своем занятии.

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы

Данная разработка применяется с целью подготовки детей к поступлению и успешному обучению в школе и оказания помощи родителям в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению, может ...

Педагогическая мастерская "В школу с улыбкой"

Представленный материал позволит успешно сформировать у дошкольников подготовительных групп позитивную мотивацию и психологическую готовность к обучению в школе...

Педагогический проект "В школу с радостью"

Педагогический проект, направленный на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе, развитие волевых качеств личности будущих школьников, что поможет детям понять и принять условные п...

Педагогические идеи научной школы Тамары Семёновны Комаровой

Цель исследования:изучить педагогические идеи научной школы Т.С.Комаровой и определить её местов теории и практике современного дошкольного образованияОбъект исследования: педагогические...

Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."

Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогическихособенностях детей семилетнего возраста.Задачи:- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнеговозраста в кризисный...

Педагогический проект "Театральная школа пешеходных наук"

Работа над проектом проводилась в рамках работы над темой самообразования....

Сценарий психолого - педагогической гостиной "В школу - вместе!"

Сценарий психолого-педагогической гостиной для родителей и детей подготовительной к школе группы предлагается вниманию педагогов - психологов  ДОУ...