Педагогическая мастерская "В школу с улыбкой"
материал (подготовительная группа) на тему


Представленный материал позволит успешно сформировать у дошкольников подготовительных групп позитивную мотивацию и психологическую готовность к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_v_shkolu_s_ulybkoy_.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность. Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе. Это очень актуальная проблема.
Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название
"школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Что обеспечивает успешное
освоение новой социальной роли школьника, его лёгкую адаптацию к школе. 

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.

Здесь ребёнку требуется помощь родителей, которые помогут стимулировать и поддержать интерес к учёбе, получению новых сведений, приобретению новых навыков, умений, формированию учебной мотивации, повышению самооценки ребёнка, способствуя тем самым важнейшей задаче – профилактике школьной дезадаптации ребёнка. 

реализуются следующие задачи: 

Образовательные: 

1. Формировать позитивные модели поведения.

2. Учить способам расслабления и активизации, навыкам самоконтроля.

3. Закреплять знания о школьных правилах, учить ими пользоваться.

Коррекционные: 

1. Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, создавать позитивное отношение к школе.

2. Способствовать снижению уровня тревожности по отношению к школе, агрессивности по отношению в группе детей.

3. Развивать психические процессы: творческое и логическое мышление, воображение, слуховую и зрительную память, произвольное внимание, выразительность речи.

Воспитательные: 

1. Воспитывать аккуратность, организованность, вежливость, самостоятельность, 

2. Воспитывать волевые качества личности.

3. Обучать навыкам сотрудничества и взаимопомощи.

Методы: Сказкотерапия, арттерапия, игровая терапия.

 

Занятие № 1. 

1)      Сказкотерапия «Создание лесной школы» (формируем познавательную мотивацию)

Узнаём новые правила, знакомимся со школьными предметами.

Что такое школа? Класс? Что там делают?

Какие предметы находятся в классе? (парты, стулья, доска, мел и т.д.)

Что такое учебник? (книжка с картинками, по которой учатся писать считать и узнают что-то новое). Зачем нужен звонок?

2)      Игры-задания на развитие внимания:

     «Найди такой же предмет», «Перепутанные линии», «Лабиринты».

3)      Задания на развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.

Занятие № 2. 

1)      Сказкотерапия «Букет для учителя» (формируем положительное отношение к школе).

Что необходимо 1 сентября? Зачем надо быть нарядными? Как одеваться в школу?

Что такое перемена? Урок? Зачем они? Учитель-какой он?

2)      Игра на развитие внимания «Что не подходит?»

3)      Рисуем школу (простой карандаш) развиваем мелкую моторику и учебную мотивацию.

4)      «Наши мечты»

Какая твоя школа? О каком учителе ты мечтаешь? Кем ты хочешь стать?

                                                  Занятие № 3. 

1)      Сказкотерапия «Смешные страхи».

      Снижаем тревожность по отношению к школе.

      Закрепляем правила поведения в школе.

2)      Игра «Времена года» - учим, повторяем времена года, месяцы, явления природы.

3)      Игра настольная с правилами «Дорога в школу».

Развиваем и закрепляем нравственно-этические представления у детей.

Закрепляем математические навыки (счёт, знание цифр).

Воспитываем волевые качества личности,

навыки сотрудничества и взаимопомощи.

4)      Рисунок школы разукрашиваем цветными карандашами.

Занятие № 4. 

1)      Сказкотерапия  «Игры в школе».

Учим правила поведения в школе.

Узнайте у детей, где, когда, в какие игры можно играть в школе.

2)      Подвижные игры «Ручеёк», «Путанка».

3)      Задания на развитие внимания «Найди отличия» из серии игр «Скоро в школу».

4)      Задание на развитие воображения, эмоциональной сферы «Узнай эмоции».

Учимся распознавать  и называть эмоции  и настроение человека «радость, испуг, удивление, обида, злость».

Придумывать различные истории про людей и отображать в них своё отношение к происходящему, давать правильную оценку поступкам главных героев и событиям.

5)      Задание на листочках «Весёлый - грустный», развиваем мелкую моторику рук, формируем эмоциональную сферу.

Занятие № 5. 

1)      Сказкотерапия «Школьные правила». Правила №1,2,3.

Учим правила в стихотворной форме, развиваем слуховую память.

2)      Кинезиологические упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Лесенка».

Развитие межполушарного взаимодействия.

3)      Дыхательные упражнения направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.

4)      Задания на развитие мелкой моторики рук на листочках.

Развиваем внимание и память. Учимся слышать задание с первого раза.

Занятие № 6. (продолжение изучения школьных правил)

 Изучение  правил №4, 5. Повторение пройденного.

Школьные правила. 

Правило первое: В школе ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

В школе «Здравствуй» говорят 

И с улыбкой дарят взгляд! 

Правило второе: До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы.

А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.

До звонка ты приходи 

И порядок наводи! 

По звонку все дружно в ряд 

Ждут учителя, стоят! 

Правило третье: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

Друга зря не беспокой. 

Береги его покой. 

На уроке тишина. 

Руку поднимай тогда, 

Если хочешь отвечать 

Или важное сказать. 

Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

На уроке ждут ответ. 

Кто-то знает, кто-то нет. 

Отвечает только тот, 

Кого учитель назовёт. 

Правило пятое: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да помним, что надо подготовиться к следующему уроку и навести порядок на парте, в классе.

Вот звонок на перемену, 

Приготовься отдыхать: 

Можешь с другом прогуляться, 

Можешь тихо поиграть, 

Подготовь к уроку всё, 

Чтоб училось нам легко! 

Занятие № 7. 

Итоговое по теме: «Школьные правила».  См. конспект.

Занятие № 8. 

1)      Сказкотерапия «Собирание портфеля».

 Знакомим с дополнительным мотивирующим фактором - школьной атрибутикой.

2)      Игра с мячом «Школьные принадлежности». Развиваем слуховую и тактильную память, произвольное внимание.

3)      Кинезиологические упражнения  «Перекрёстные движения», «Горизонтальная восьмёрка». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.

4)      Задания на листочках по подготовке руки к письму.

Занятие № 9. 

1)      Сказкотерапия «Домашнее задание». Учим преодолевать трудности в отношении домашних заданий, адекватно оценивать свои результаты.

2)      Подвижная игра « Я не знаю». Развитие выразительности движений, коммуникативных способностей.

3)      Дидактическая игра «Расскажи свою сказку» (развитие логического мышления, произвольного внимания и монологической речи) Индивидуальные задания.

4)      Задания на листочках по подготовке руки к письму.

Занятие № 10. 

1)      Сказкотерапия «Школьные оценки». Учим детей адекватно реагировать на оценку, что позволит детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость от затраченного труда или усвоения материала.

2)      Дидактическая игра «Все профессии важны» (развитие творческого мышления,  произвольного внимания,  диалогической речи, расширение кругозора) Формируем социальную мотивацию.

3)      Подвижная игра «Зеваки». Развитие волевого (произвольного) внимания.

4)      Игры с фасолью. Развиваем мелкую моторику рук. Выкладываем цифры от 1 до 5.

5)      Дыхательные упражнения «Дышим через левую ноздрю», «Задержи дыхание». Расслабление.

Занятие № 11. 

1)      Сказкотерапия «Списывание». Учим позитивным моделям поведения. Повышаем уверенность в своих силах.

2)      Сюжетно-ролевая игра «Лесная школа» Снятие страхов. Построение гармоничных способов адаптации и разрешения конфликтов.

3)      Дидактическая игра «Нарисуй по образцу» (развитие произвольного внимания, зрительного внимания, логического мышления)

Занятие № 12. 

1)      Сказкотерапия «Подсказка». Учим позитивным моделям поведения. Повышаем уверенность в своих силах.

2)      Подвижная игра: «Возьми и передай» - развитие творческого воображения.

3)      Дидактическая игра «Парочки. Обитатели рек, озер, морей» (развитие наглядной памяти и произвольного внимания, расширение кругозора)

4)      Кинезиологические упражнения  «Змейка», «Ухо-нос». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.

Занятие № 13. 

1)      Сказкотерапия «Шапка- невидимка». Коррекция демонстративного поведения, агрессивности.

2)      Дидактическая игра «Находим противоположности» (расширение словарного запаса, произвольного внимания, зрительного восприятия, логического мышления)

3)      Подвижные игры с мячом «Назови противоположное слово». Развитие логического мышления.

4)      Дидактическая игра «Послушный карандаш» (подготовка руки к письму)

Занятие № 14. 

1)      Сказкотерапия «Дружная страна». Коррекция межличностных отношений между девочками и мальчиками. Воспитывать навыки взаимопомощи, сотрудничества.

2)      Подвижная игра «Запрещённое движение». Развитие произвольности поведения.

3)      Дидактическая игра «Скоро в школу», задание №3,4.

4)       Задания на листочках по подготовке руки к письму.

                                                  Занятие № 15. 

1)      Сказкотерапия «Гордость школы». Воспитываем желание стать лучше, формируем социальную мотивацию.

2)      Подвижные игры: «Иголочка-ниточка», «Море волнуется». Развитие произвольности поведения.

3)      Кинезиологические упражнения  «Лезгинка», «Зеркальное рисование». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.

4)      Загадки о «лесных учениках». Развитие мышления.

5)      Аппликация, оформление газеты «Дорога в школу». Совместная деятельность. Сплочение группы.

Занятие № 16. 

1)      Экскурсия в школу. 

Снижение школьной тревожности. Формирование новой социальной роли школьника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа «Школа маленьких железнодорожников»

Психолого-педагогическая программа по ранней профориентации поможет педагогам в системе познакомить малышей с профессиями железной дороги и железнодорожным транспортом....

Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе "Улыбка"

Представлен план работы с родителями с целью вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе «Улыбка»

Желание ребёнка увидеть красоту природы и перенести увиденное в рисунках не пропадёт в том случае, если их родители проявляют интерес к окружающему, помогают увидеть различные картины природы.Природа ...

Программа формирования социальной и психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: "В школу с улыбкой!"

Поступление ребенка в школу — один из наиболее важных и трудных этапов в жизни детей. Любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Психическое развитие – это процесс...

Педагогический проект "Адаптация с улыбкой"

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...