Родительское собрание на тему :"Психолого -Педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет."
классный час (подготовительная группа)
Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогических
особенностях детей семилетнего возраста.
Задачи:
- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнего
возраста в кризисный период
- привлечь внимание родителей к возможности конструктивного разрешения
конфликтов в процессе общения с детьми первоклассниками;
- определить некоторые подходы взаимодействия с ребенком в процессе
общения с учетом индивидуальных особенностей первоклассников.
Материалы и оборудование:
-Ноутбук, экран, мультимедийный проектор;
- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов;
- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей.
Ход занятия:
- Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить о
важнейших особенностях развития семилетнего ребенка. Полученные знания
помогут Вам лучше понять и почувствовать своего ребенка.
Кризис семи лет
Кризис - это перелом, противоречие, столкновение через которые человек
проходит в течение всей своей жизни.
О кризисах необходимо знать, для того чтобы лучше понять и помочь
ребенку в преодолении трудностей при переходе от дошкольного детства к
школьному.
Кризисы – это движущая сила психического развития. Существуют кризисы
новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).
Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он
начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному
развиваются.
Кризисы у каждого ребенка протекают по разному, в соответствии с его
возрастными, индивидуальными, физиологическими, психологическими
особенностями.
Кроме того, кризис появляется когда:
- меняется у детей рост, происходит смена зубов;
- меняется у детей образ жизни. Например, год назад они в основном играли,
рисовали, был свободный режим. А сейчас у них определенный режим дня,
появилась учебная деятельность, родители и воспитатели стали строгими.
Некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание
и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.
Возможные неблагоприятные последствия во время протекания кризиса 7
лет:
- нежелание учиться;
- нежелание посещать школу;
- низкая успеваемость;
- проблемы в общении со сверстниками;
- закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной
самооценкой;
- невроз.
Как же действовать в такой кризисный период родителям и взрослым,
которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка?
Уважаемые родители, для Вас я приготовила задачи, постарайтесь
сформулировать возможные пути налаживания отношений в кризисный период.
1 задача. Ребенок отказывается выполнять домашнюю работу, говоря, что
ему это не нравиться. (Действия родителей в этой ситуации.)
2 задача. Ребенок отказывается утром идти в школу. (Действия родителей в
этой ситуации.)
3 задача. Ребенок говорит, что его обижают в школе одноклассники.
(Действия родителей в этой ситуации.)
Теперь послушайте, как предлагают решать эту задачу психологи, с учетом
индивидуально личностных проявлений в данной возрастной категории.
1 задача. Постараться переключить внимание на другой вид деятельности,
спустя некоторое время вернуться к домашнему заданию. Договориться с
ребенком о том, что сейчас он может заняться свободной деятельностью, а
через некоторое время вернуться к выполнению домашнего задания (четко
обговорить время).
2 задача. Уточнить причину отказа. Скорректировать режим дня.
Спланировать вместе с ребенком предстоящие выходные.
3 задача. Уточнить причины данной ситуации. Подключить учителя к
решению данной проблемы. Устроить мероприятие на сплочение коллектива,
прибегнуть к помощи школьного психолога.
А теперь уважаемые родители предлагаю мам продолжить нашу работу
следующим образом. Я, хочу предложить вам сыграть в игру : « Отпусти своего ребенка в мир.»
И в завершении нашей встречи хочу предложить вам тестирование «Готовность ребенка к школе».
Приложение 1
ФИО ребенка_______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла
Неустойчивое – 2 балла
Подавленное – 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла
Долго не засыпает – 2 балла
Неспокойно – 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч – 3 балла
1 ч – 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да – 3 балла
Нет, но бывает сухой – 2 балла
Нет и ходит мокрый – 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл
Нет – 3 балла.
Подсчитайте кол-во баллов _____________________
Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ 40-55 баллов; условно готов 24-39 балла; не готов 16-23 балла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Психолого-педагогическая готовность к школе. Кризис 7 лет»
Цель: формирование у родителей знаний о психолого-педагогических
особенностях детей семилетнего возраста.
Задачи:
- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-ми летнего
возраста в кризисный период
- привлечь внимание родителей к возможности конструктивного разрешения
конфликтов в процессе общения с детьми первоклассниками;
- определить некоторые подходы взаимодействия с ребенком в процессе
общения с учетом индивидуальных особенностей первоклассников.
Материалы и оборудование:
-Ноутбук, экран, мультимедийный проектор;
- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов;
- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей.
Ход занятия:
- Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить о
важнейших особенностях развития семилетнего ребенка. Полученные знания
помогут Вам лучше понять и почувствовать своего ребенка.
Кризис семи лет
Кризис - это перелом, противоречие, столкновение через которые человек
проходит в течение всей своей жизни.
О кризисах необходимо знать, для того чтобы лучше понять и помочь
ребенку в преодолении трудностей при переходе от дошкольного детства к
школьному.
Кризисы – это движущая сила психического развития. Существуют кризисы
новорожденности, трех лет, семи лет и 13 лет (подростковый).
Протекание каждого кризиса у детей происходит по-разному: у кого-то он
начинается рано, у кого-то чуть позже, ведь все дети по-разному
развиваются.
Кризисы у каждого ребенка протекают по разному, в соответствии с его
возрастными, индивидуальными, физиологическими, психологическими
особенностями.
Кроме того, кризис появляется когда:
- меняется у детей рост, происходит смена зубов;
- меняется у детей образ жизни. Например, год назад они в основном играли,
рисовали, был свободный режим. А сейчас у них определенный режим дня,
появилась учебная деятельность, родители и воспитатели стали строгими.
Некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание
и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе.
Возможные неблагоприятные последствия во время протекания кризиса 7
лет:
- нежелание учиться;
- нежелание посещать школу;
- низкая успеваемость;
- проблемы в общении со сверстниками;
- закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной
самооценкой;
- невроз.
Как же действовать в такой кризисный период родителям и взрослым,
которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка?
Уважаемые родители, для Вас я приготовила задачи, постарайтесь
сформулировать возможные пути налаживания отношений в кризисный период.
1 задача. Ребенок отказывается выполнять домашнюю работу, говоря, что
ему это не нравиться. (Действия родителей в этой ситуации.)
2 задача. Ребенок отказывается утром идти в школу. (Действия родителей в
этой ситуации.)
3 задача. Ребенок говорит, что его обижают в школе одноклассники.
(Действия родителей в этой ситуации.)
Теперь послушайте, как предлагают решать эту задачу психологи, с учетом
индивидуально личностных проявлений в данной возрастной категории.
1 задача. Постараться переключить внимание на другой вид деятельности,
спустя некоторое время вернуться к домашнему заданию. Договориться с
ребенком о том, что сейчас он может заняться свободной деятельностью, а
через некоторое время вернуться к выполнению домашнего задания (четко
обговорить время).
2 задача. Уточнить причину отказа. Скорректировать режим дня.
Спланировать вместе с ребенком предстоящие выходные.
3 задача. Уточнить причины данной ситуации. Подключить учителя к
решению данной проблемы. Устроить мероприятие на сплочение коллектива,
прибегнуть к помощи школьного психолога.
А теперь уважаемые родители предлагаю мам продолжить нашу работу
следующим образом. Я, хочу предложить вам сыграть в игру : « Отпусти своего ребенка в мир.»
И в завершении нашей встречи хочу предложить вам тестирование «Готовность ребенка к школе».
Приложение 1
ФИО ребенка_______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла
Неустойчивое – 2 балла
Подавленное – 1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) – 3 балла
Долго не засыпает – 2 балла
Неспокойно – 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 ч – 3 балла
1 ч – 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший – 4 балла
Избирательный – 3 балла
Неустойчивый – 2 балла
Плохой – 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла
Отрицательно – 1 балл
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да – 3 балла
Нет, но бывает сухой – 2 балла
Нет и ходит мокрый – 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)
Да – 1 балл
Нет – 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла
Иногда – 2 балла
Нет – 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Не играет сам – 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла
Избирательно – 2 балла
Трудно – 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла
Не всегда – 2 балла
Нет – 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко – 3 балла
Тяжело – 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл
Нет – 3 балла.
Подсчитайте кол-во баллов _____________________
Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ 40-55 баллов; условно готов 24-39 балла; не готов 16-23 балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...
Формирование психолого-педагогической готовности к школе у детей подготовительной группы
Данная разработка применяется с целью подготовки детей к поступлению и успешному обучению в школе и оказания помощи родителям в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению, может ...
Выступление на родительском собрании на тему: «Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе».
Выступление на родительском собрании на тему:«Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе». ...
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школе и ее компоненты».
Есть в истории каждой семьи несколько критических моментов, прерывающих привычное течение времени. Среди них - поступление ребенка в школу. В жизни ребенка начинается новый этап, к...
Родительское собрание для будущих первоклассников "Речевая готовность к школе"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Р...
Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"
Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школе"...
Тема: «Психолого-педагогическая готовность к обучению ребёнка к школе».
Родительское собрание конспект подготовительная группа...