Конспект занятия. Дифференциация звуков [Ж - Ш]
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Слепцова Июлия Петровна

Конспект занятия

Дифференциация звуков  [Ж - Ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспекты занятий17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Дифференциация звуков  [Ж - Ш]

Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

-учить дифференцировать  звуки [ж]  и [ш]  в словах и  предложениях;

-развивать фонематическое восприятие: умение выделять  на слух слова со звуками [ж] и [ш];

-совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные  слова с одним стечением согласных;

-формировать навык слогового  анализа слов.

Воспитательные:

 -соблюдать правила поведения на занятии;

-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]  в словах и предложениях;

предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

Речевой материал:

1.Ряд  слов для развития фонематического восприятия, дифференциации  звуков [ж] и [ш] на слух:

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

2.Слова для дифференциации  звуков [ж] и [ш] и работы над слоговой

структурой слова:

животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

подушка, машина, ножницы, шкаф;

подснежник, жук, пиджак, лошадь.

3.Предложения для дифференциации  звуков [ж] и [ш]:

В лукошке вишни. Женя едет на  машине.

У Наташи вкусная  ежевика. Хороши наши лыжи.

У Жанны  большой флажок.

Миша и Маша кушают баклажаны.

4.Слова для слогового анализа:

душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

План – конспект

Ход занятия:

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Педагог загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я   не железный, я же –  … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

 И умылся серой лапкой.  

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

-Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?

-Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].

 Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

Педагог. Давай произнесем звук [ш], а теперь  [ж].

Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем  снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук   [ж] — дрожит.

Умница, мы с тобой сравнили звуки,  а сейчас  давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру  «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,                       (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,       (Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.               (Пальчики отскакивают друг от друга)

Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Артикуляционная гимнастика:

«Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .

Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого  зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации  ребенку.

«Грибок» - нужно  улыбнуться, показать зубы, присосать  широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась.                                                 «Лошадка» -  сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком.                                                                                            «Гармошка» -  сделать упражнение «грибок»,  максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его.                                                                                                         «Моторчик» - Логопед  просит  ребенка улыбнуться, широко открыть  рот  и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка:  дддддд.                

Игра «Поймай звук»

Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с  кошкой, а если я произнесу  слово со звуком [ж],  что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:

«Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».

Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].

Игра «Добавь слово»

Послушай меня внимательно. Сейчас  я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по... (животикам).

                                                             К. Чуковский

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему... (поможет).

                                                  С. Маршак

Как на тоненький  ледок  выпал беленький …(снежок)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на... (машине).

Молодец, все  слова в стихотворения   добавила правильно.

Игра  «Четвертый лишний»

А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»

Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф.  Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы  звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

 Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.

Игра  «Закончи предложение»

Я начну произносить  предложение,   а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

У Жанны  большой…флажок. Повтори все предложение.

Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.

Умница, закончила и повторила все предложения правильно.

Игра «Поделим слова на слоги»

Посмотри – это кошка, это жук. Педагог выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога,  а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов  в слове. Если  в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.

Давай попробуем.

Душ. Сколько слогов  в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.

Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

Умница, все слова разделила правильно на слоги  и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.

Подведение итога занятия

С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект занятия "Дифференциация звука Б"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия "Дифференциация звука Б"...

Конспект занятия "Дифференциация звуков "с-з"

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков "с-з"....

Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ц"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект занятия "Дифференциация звуков [с-сь]- [з-зь] в словах"

Образовательная область: коммуникация. Содержание занятия может варьироваться от возможностей группы детей....