Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
Здравствуйте уважаемые педагоги! Тема нашего семинара: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста».
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрела статус социального характера. Родители хотят научить своих детей читать и писать в дошкольном возрасте. Негласно, при приёме детей в лицей, гимназию, в школы углубленного изучения иностранных языков, предпочтения отдают детям уже читающим детям.
Многие современные учёные считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с четырёх до пяти лет считается периодом «Языковой одарённости», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамота»?
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, считаем правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- Умение работать со схемой предложения разрезной азбукой;
- Владение навыками послогового чтения.
В соответствии с данной программой начинать процесс обучения грамоте можно как в три – четыре, так и в пять – шесть лет.
Процесс обучения грамоте условно делится на 4 периода. Трём периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.
Первым периодам считается возраст (с 4 -5 лет); вторым периодам возраст (с 5 -6 лет); третьим периодам возраст (с 6 -7 лет).
Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Первый период - средняя группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Восприятие внимания к звуковой стороне речи.
- Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:[у]- [а], [и]- [у], [э] -[о], [и] ,[о] ,[э]- [у]; гласные близкие по артикуляции: [у]- [о].
- Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).
- Формировать умения различать согласные и гласные звуки.
- Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению слияний гласных звуков.
Обучение грамоте
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.- Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
- Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
- Обучение узнаванию «Зашумленных», изображённых с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.
- Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
Второй период - старшая группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
- Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов, цепочек слогов со стечением согласных.
- Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
- Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.
- Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.
- Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой –звонкий, твёрдый – мягкий.
- Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
- Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
- Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
- Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
Обучение грамоте.
- Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
- Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э .
- Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
- Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
- Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
- Третий период – подготовительная к школе группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза - Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
- Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
- Ознакомление с новыми звуками [j],[ц],[ч],[щ],[л],[ль],[р],[рь].
- Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синза слов из трёх – пяти звуков.
- Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.
- Обучение грамоте
Ознакомление с буквой Й, Е,Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. - Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мазайки, навыков печатания.
- Совершенствование умения осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
- Закрепление знаний уже известных детям правил правописания.
- Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написания Ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у).
- Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов.
Далее педагогам предлагается минивикторина.
Вопросы:
Задание 1
А
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите слово парикмахерская на слоги.
Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .
Назовите родственные слова к слову «игра».
Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
Б
Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….
Назовите родственные слова к слову «звук».
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
Задание 2
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
А калина
Б кепка
Задание 3
Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.
А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.
Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс для педагогов | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов:
«Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Составила учитель-логопед
Гольцева Оксана Валерьевна
МБДОУ №25 «Теремок»
г. Невинномысск
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
Здравствуйте уважаемые педагоги! Тема нашего семинара: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста».
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрела статус социального характера. Родители хотят научить своих детей читать и писать в дошкольном возрасте. Негласно, при приёме детей в лицей, гимназию, в школы углубленного изучения иностранных языков, предпочтения отдают детям уже читающим детям.
Многие современные учёные считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к 4 годам. Именно период с четырёх до пяти лет считается периодом «Языковой одарённости», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамота»?
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, считаем правильным, использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- Умение работать со схемой предложения разрезной азбукой;
- Владение навыками послогового чтения.
В соответствии с данной программой начинать процесс обучения грамоте можно как в три – четыре, так и в пять – шесть лет.
Процесс обучения грамоте условно делится на 4 периода. Трём периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.
Первым периодам считается возраст (с 4 -5 лет); вторым периодам возраст (с 5 -6 лет); третьим периодам возраст (с 6 -7 лет).
Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Первый период - средняя группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Восприятие внимания к звуковой стороне речи.
- Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:[у]- [а], [и]- [у], [э] -[о], [и] ,[о] ,[э]- [у]; гласные близкие по артикуляции: [у]- [о].
- Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).
- Формировать умения различать согласные и гласные звуки.
- Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению слияний гласных звуков.
Обучение грамоте
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.- Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
- Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
- Обучение узнаванию «Зашумленных», изображённых с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.
- Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
Второй период - старшая группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
- Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов, цепочек слогов со стечением согласных.
- Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
- Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.
- Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.
- Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой –звонкий, твёрдый – мягкий.
- Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
- Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
- Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
- Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
Обучение грамоте.
- Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
- Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э .
- Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
- Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
- Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
- Третий период – подготовительная к школе группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза - Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
- Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
- Ознакомление с новыми звуками [j],[ц],[ч],[щ],[л],[ль],[р],[рь].
- Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синза слов из трёх – пяти звуков.
- Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.
- Обучение грамоте
Ознакомление с буквой Й, Е,Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. - Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мазайки, навыков печатания.
- Совершенствование умения осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
- Закрепление знаний уже известных детям правил правописания.
- Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написания Ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у).
- Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов.
Далее педагогам предлагается минивикторина.
Вопросы:
Задание 1
А
Чем отличается звук от буквы?
Назовите всегда мягкие согласные звуки.
Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.
Назовите количество букв в слове деньги.
Поделите слово парикмахерская на слоги.
Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .
Назовите родственные слова к слову «игра».
Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.
Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.
Б
Чем отличается согласный звук от гласного.
Назовите всегда твердые согласные звуки.
Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
Назовите количество звуков в слове якорь.
Сколько слогов в слове электричество?
Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….
Назовите родственные слова к слову «звук».
Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
Задание 2
Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.
А калина
Б кепка
Задание 3
Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.
А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.
Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов « Игровой стретчинг для детей дошкольного возраста»
Знакомство с оздоровительной методикой игрового стретчинга....
Мастер-класс для педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста «Путешествие в страну мальчиков и девочек»
Цель:Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....
Мастер – класс для педагогов на тему: «Безопасность детей дошкольного возраста».
Способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов....
Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»
Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций....
Консультация для педагогов "Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста"
Консультация будет полезна воспитателям, старшим воспитателям, методистам....
Мастер-класс "Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста"
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»? Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, ...