Мастер-класс "Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста"
консультация
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, правильным будет использование в детском саду термина «подготовка к обучению грамоте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
06.02master_klass_po_gramote.ppt | 842 КБ |
06.02_master_klass_tekst.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по подготовке детей к обучению грамоте.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (п. 2.6. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Речевое развитие включает: -владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .
Предпосылки и составляющие готовности к обучению грамоте: - физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти, развитый глазомер, развитый речевой слух и фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков); - психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи); педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).
Содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте: -ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; -ознакомление с предложением и его словесным составом; -деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений; -членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; -ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
При подготовке к обучению грамоте, дети учатся: - различать неречевые звуки; узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);
проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой); Давайте вспомним:
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят) , могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты) . Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (Н,Н,Н, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...) . Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых (звучат сердито) синего цвета (синие кружочки или квадратики) , для согласных мягких(звучат ласково) - зеленого (зеленые кружочки или квадратики) .
Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкий согласный произносится с шумом и голосом, а глухой, только шумом.
- устанавливать последовательность звуков в словах; определять протяженность слов ( деление слов на слоги); узнавать зрительный образ звука (знак звука) на письме (знакомство детей с буквой) Проводится работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разной величины, стилизованные, их можно найти раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.). - «писать» печатные буквы. К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – в школе.
Нельзя: -давать названия согласных букв дошкольникам в алфавитной транскрипции; давать названия согласных с призвуками. Можно: Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, ОСЫ, УХА; САНИ, КОСЫ и т. д.) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.) .
Структура занятия 1. Орг.момент 2. Развитие мимических мышц. 3. Самомассаж лица 4. Развитие артикуляционной моторики. 5. Работа по развитию дыхания и голоса. 6. Объявление темы занятия .
7.Акустико-артикуляционный образ звука. (проверяем, как работает артикуляционный аппарат при произнесении звука, определяем: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой) 8. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в ряду согласных. 9.Дифференциация звуков в словах (Р.Л) 10.Звуковой анализ слова бык. Составление цветной схемы. (Р.Л.) 11.Работа над деформированной фразой. (Р.Л.) Живет, будке, в, собака. 12. Физминутка Игра «Запретное движение». 13. Соотнесение звука(ов) с буквой . Буква Б проснется рано. Буква Б — бочонок с краном. (В. Степанов) 14. Конструирование буквы. 15.Развитие графо-моторных навыков (Р.Л) 16.Чтение слогов и слов (Р.Л.) 17.Итог занятия и оценка работы детей.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД № 204 «СТРЕКОЗА»
Мастер-класс
«Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-дефектолог
Тряскова Татьяна Сергеевна
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые педагоги! Тема нашего семинара: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста».
Слайд 2
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Исходя из этого определения, правильным будет использование в детском саду термина «подготовка к обучению грамоте».
Слайд 3
В соответствии с ФГОС ДОУ у нас есть 5 образовательных областей. И одна из них- это речевое развитие, которое включает в себя ряд задач.
Слайд 4
Одна из которых- это формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Получается, что задача подготовки к обучению грамоте в ДОО, стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития и является первым (начальным, подготовительным) этапом в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
Слайд 5
Предпосылки и составляющие готовности к обучению грамоте:
- физиологические
Например, вы должны понимать, что ребенку 3х лет, обучение грамоте совершенно не нужно и даже противопоказано, так как в этом возрасте перед ним стоят совершенно другие задачи…..Но при этом, вы должны понимать, что важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. А у детей в возрасте от 3 до 5 лет как раз наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи (в дальнейшем такая восприимчивость теряется), поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, а с развития у них слухового внимания.
А это как раз 3й пункт
- как педагогически грамотно будут содействовать взрослые развитию ребенка.
В последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детского сада, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико- фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным физическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, а слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. (В дальнейшем это приводит к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста).
Для ребенка с нарушением, с ОВЗ проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди сверстников.
Слайд 6
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Слайд 7
Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов.
При подготовке к обучению грамоте, дети учатся:
- различать неречевые звуки;
-узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков.
Есть много звуков, произнесение которых можно обыграть:
протягивание звука у- можно сравнить с воем волка на луну,
протягивание звука з - можно сравнить с песенкой и полетом комара,
быстрое произнесение звука п – с пыхтением ёжика,
ч – песенкой паровозика,
р – рычанием мотора, собаки, тигра,
с – со свистом воздуха при накачивании колеса насосом (песенка насоса)
ш – с шипением змеи, шелестом травы, сдуванием лопнувшего колеса и др.
Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов, в которых есть определенный звук, например «воет волк». Старайтесь слова произносить не обычно, а особо: подчеркивая, выделяя голосом; произнося более длительно, чем другие; утрировано, необходимый звук.
«Три слова»: Я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).
-определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова)
Можно использовать «Улиткины дорожки», «Домик», «Схему из трех квадратов»(которую раскрашиваем), Деревянное пособие «Что было в начале, в середине, в конце»
Слайд 8
- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
Давайте вспомним, чем же отличаются звуки от букв?
-звуки мы что делаем? Слышим и произносим
- буквы? Видим и пишем
Слайд 9
Обратите внимание на следующий слайд: вы все знаете, что такое гласные и согласные звуки, чем они отличатся, каким цветом мы их обозначаем в схемах.
Я на занятиях использую: «Магниты красный, синий, зеленый», «Сигнальные карточки» (показ карточек)
Подсказка Некоторые дети вначале обучения могут сказать, что звуки М,Н –гласные, так как их можно петь и тянуть (Н,Н,Н, МММ,) Объясняем, что эти звуки мы можем немного «потянуть», но если закрыть нос, то и «потянуть» их не сможем в отличии от гласных. (проверяем на примере)
Слайд 10
-Как вы можете определить, проверить на физическом уровне, глухость/звонкость согласного?
1.Проверить себя можно, закрыв уши. Если вы услышите с закрытыми ушами звук - значит он звонкий, если нет - то звук глухой
2. Глухой звук можно произнести шёпотом в отличии от его парного звонкого
3. Звонкий всегда издает сотрясение голоса. На физическом уровне мы можем это проверить, приложив ладонь к горлу.
Слайд 11
- устанавливать последовательность звуков в словах;
- определять протяженность слов (деление слов на слоги)
Какие способы измерения слоговой структуры слов вы знаете?
- «Шагомер» или «Прошагай слово» (шагами).
- «Аплодисменты» или «Отхлопай слово» (хлопками)- слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
- «Пробуем на ощупь» (ударами подбородка о кисть руки) На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
- «Юный музыкант» («Строитель»)Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка.
- «Телеграфист» отстучи слово на столе (ладошкой).
- «Счётные палочки» - отложить счётные палочки, сколько слогов в слове.
- «Кулачок»-ударами кулака о стол с разгибанием пальцев.
- «Счет гласных». Сколько гласных в слове, столько и слогов.
-узнавать зрительный образ звука на письме
При знакомстве детей с буквами, букву произносим как звук. Говорю, что буква читается, мы её видим. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Помогаю её запомнить через ассоциации (показ букв). Предлагаю стишок для запоминания образа буквы.
Провожу работу по узнаванию букв:
- в условиях графического зашумления,
- написанных или выполненных стилизованно (показ своих букв),
-нахождение букв, среди небуквенных изображений,
-найди только правильные буквы (раздача листочков с заданием)
- корректурные задания (раздача листочков с заданием)
-проходим буквенный лабиринт (показ листочка с заданием)
Слайд 12
Нельзя:
-давать названия согласных букв дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]... Это может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в школе.
- давать названия согласных с призвуками [СЭ, МЭ]
И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА.
Можно:
Учить читать сначала прямые и обратные слоги. Лучше начинать с обратных слогов.
Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.
Слайд 13
Структура занятия (объяснение и показ по пунктам занятия)
2. Развитие мимических мышц. «Повтори эмоцию» Выполнение действий по тексту: «Мы умеем улыбаться Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться. Мы умеем огорчаться».
3. Самомассаж лица По общим правилам
4. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
- для челюсти: «крокодил»
- для губ: «заборчик-трубочка»
- для языка: «чистим зубки»
5. Работа по развитию дыхания и голоса.
вдох через рот — выдох через рот (5 раз).
-голосовые упражнения: произносить на одном выдохе серии гласных звуков.
Выполнение голосовых упр: поем гласные (по одной, серию гласных, громко, тихо, шёпотом)
6. Объявление темы (можно использовать игру «Четвертый лишний» по лексической теме (например: молоток, топор, барабан, пила. Барабан- муз.инструмент. С какого звука начинается слово барабан? Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком Б и его мягким братом Бь).
Можно отправиться в путешествие с БОМОМ и БИМОМ и.т.д
Слайд 14
7. Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков, например Б, Бь
Звук Б — согласный, твердый, звонкий, губной. Звук Бь — согласный, мягкий, звонкий, губной.
8. Например: на звук Б — хлопаем, на звук Бь — топаем./сигнальные карточки
9, 10, 11, 12,13,14, 15, 16, 17. Итог занятия
Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей.
Слайд 15
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:- развитие их фонематического слу...
Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
- Мне нравится (1)