Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
методическая разработка на тему
Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17
Представлено на
педагогический совет №2
Мастер-класс для педагогов
«Развитие познавательных интересов
детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Выполнила: воспитатель
Найдюшкина А. Н.
с. Спасское,2018 г
Мастер-класс для педагогов
«Развитие познавательных интересов
детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности».
Цель мастер - класса: Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.
Задачи:
-Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.
-Совершенствовать мастерство воспитателей.
Форма проведения мастер- класса
Лекция с элементами презентации + практическая работа.
Участники: педагоги ДОУ.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (маркеры, ватманы для практической работы, фишки – кружочки для мишени, ватман с изображением мишени)
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса.
2. Теоретико - демонстрационная часть.
3. Практическая часть.
4. Рефлексия
Подведение итогов.
Ход мастер- класса
I. Ведущий 1: Уважаемые коллеги, нередко бывает, что работая в одном учреждение мы редко встречаемся друг с другом в силу своей занятости. Поэтому мы предлагаем поиграть в простую, но очень важную игру «Будем рады встретиться». Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:
Имя свое назови,
Соседу руку протяни
И улыбку подари.
Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.
А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет
всем нам известный проектный метод.
II. Ведущий 2: Тема нашего мастер – класса «Развитие познавательных интересов в процессе проектной деятельности». Цель мастер – класса, проводимого сегодня – познакомить вас с двумя способами проектной деятельности.
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от нас новых форм организации педагогического процесса в ДОУ. Особенно актуальным становиться поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этотновый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать его в настоящем. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка.
Что такое проектная деятельность? Самостоятельная и совместная со взрослым исследовательская, познавательная, игровая, творческая, и продуктивная деятельность. В процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты, в ней развиваются познавательные способности, проявляется активность, любознательность, творчество, способность рассуждать. ….ПРОЕКТ – ЭТО РАБОТА НА РЕЗУЛЬТАТ!!!!!!! Часто вокруг проектной деятельности существуют следующие установки – это сложно, требует больших затрат, времени и сил. Нужно ли это обычным практикам? Проект – это дополнительное бумаготворчество, которого и так у педагога хватает. Но так ли это на самом деле? Давайте посмотрим на проект другими глазами. Возможно, наши представления изменятся. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. Исследовательские - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы) ;
3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
По продолжительности они бывают:
Краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности,)
Долгосрочные («Творчество Пушкина» - на учебный год).
Метод проектов включает в себя несколько этапов эту структуру проекта очень легко запомнить. Проект – это Пять «П»:
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы вам предлагаем в своей практике использовать два способа разработки проектов:
1. «Модель трех вопросов»
2. Метод «Мыслительных карт»
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Мы с детьми придумали символы - сбора информации в картинках. Приложение 1.
Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды». Приложение 2.
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.
• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;
• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;
• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;
• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;
• организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;
• провести фотовыставку «Дачные ягодки».
Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. Приложение 3.
III. Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама.
IV. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, предлагаем вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вы поняли изложенный материал и будете работать этими способами, то прикрепите зелёную фишку. Если вы поняли материал, но затрудняетесь в его использовании, то прикрепите красную фишку.
На сколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном методе решать вам.
Уважаемые коллеги, благодарим всех за участие в мастер - классе. Желаем вам творческого успеха.
Литература.
1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»
Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...
Мастер-класс " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Выполнила: Максимченко Е....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»
Данная разработка мастер- класса может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...