Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»
методическая разработка
Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»
Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций.
Задачи:
- Установить эмоциональный контакт с педагогами.
- Познакомить с играми из опыта работы.
Современному обществу нужны гармонично развитые личности. Однако вместе с расширением познавательной сферы у детей наблюдается сужение сферы эмоциональной. Все больше детей испытывают трудности в общении со сверстниками, им сложно выразить свои эмоции, они не могут их контролировать, часто не способны правильно оценить настроение товарища. Возникают конфликты, которые дети не умеют разрешать. К сожалению, приходится признать, что они становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце» (отсутствие чувств), о котором писал Л.С. Выготский. Педагогам детских садов необходимо уделять больше внимания этой проблеме. Именно в дошкольном возрасте ребенок живет в «мире эмоций», его чувственная сфера пластичная и легко поддается коррекции.
Эффективная форма работа с детьми старшего дошкольного возраста, нацеленная на развитие их эмоционально-волевой сферы.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Поэтому это самый действенный прием. Я предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые я использую в своей работе с детьми.
- Игра «Маска».
Детям предлагаю сделать «маску радости» (гнева, удивления, страха, грусти) для маскарада. Для этого на столе выкладываю разрезанные карточки с изображением различной мимики, а дети по кусочкам собирают определенную маску и дарят Королю маскарада. После этого можно устроить маскарад. Дети танцуют с воображаемой маской на лице, изображая мимикой определенную эмоцию.
- Упражнение «Герои сказок».
Детям предлагается назвать веселых героев сказок (грустных, сердитых, трусливых, удивленных). Можно предложить изобразить этого героя.
Если дети затрудняются вспомнить, взрослый может перечислять героев сказок, а дети будут определять, какие они.
Веселые герои: Карлсон, Буратино, Чиполлино, Капитошка…
Сердитые герои: Карабас, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Волк, Баба Яга, Умывальник, Крокодил…
Грустные герои: Иа, Пьеро, Аленушка
Трусливые герои: Пятачок, Заяц, семеро козлят, поросята: Ниф-Ниф, Наф-Наф…
Удивленные гером: Малыш, Незнайка…
- Игра «Кто в теремочке живет?».
Дети встают вокруг обруча. Педагог предлагает им назваться каким-нибудь животным. Обращается к каждому ребенку: «Кто-кто в теремочке живет?» Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково (зайчонок, медвежонок, мышонок и т.п). Ребенок входит в обруч. Делается вывод: какой большой и дружный теремок – сколько животных поместил!
- Игра «Путешествие на Остров злюк».
Дети отправляются в волшебный мир (мир чувств) на волшебной машине. Они бегут друг за другом по круге, говоря «волшебные слова»: Вот едет машина, колеса шуршат, и дружные дети на остров спешат». Машина останавливается на Острове злюк. На этом острове и люди, и животные часто злятся, ссорятся, кричат друг на друга. В комнате разложены карточки с изображением сердитых людей и животных. Дети подробно рассматривают хи. Далее взрослый сообщает, что на Острове злюк живут сердитые герои сказок. Например, Умывальник и Крокодил. Ведущий читает отрывки из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.
- Упражнение «Изображаем эмоции».
Дети сидят на стульчиках, педагог предлагает прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице (можно вместе с пантомимикой).
Отрывки из произведений:
- Плачет серый воробей:
– Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышко обидно –
В поле зернышка не видно.
На мохнатые боятся:
-Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен, и зубаст,
Он нам солнца не даст!
- Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
3) И прибежала зайчиха,
И закричала «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
- Крокодилы в крапиву забивалися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат.
- И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пришла танцевать.
И смеется она, и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»
- Упражнение «Определи эмоцию» (см. приложение).
Взрослый называет эмоцию, а дети дают ей свое определение.
- Радость – это...
- Гнев – это...
- Удивление – это…
- Страх – это…
- Горе – это…
В своей работе над развитием эмоций также использую игровые пособия.
- «Весёлый светофор»
Дети приходят в кабинет психолога и, используя пособия, они фиксируют своё настроение. Красный круг – это плохое настроение. Он грустит. Желтый круг – настроение без эмоций. Зеленый круг – это радость и веселье. В основном ребята берут зеленые и желтые круги.
- «Мешочек для крика» .
Если ребенок агрессивен, кричит, я ему даю мешочек. Он отходит в сторону и громко кричит в мешок. Затем мешок завязывается. Ребенку дается установка: пока у него мешок, он может кричать сколько хочет. Но если мешок он вернул, он должен общаться спокойно.
- «Подушечка для битья»
Будут кулачки чесаться,
Или ты захочешь драться,
Подойти к подушке той
И ударь её рукой.
Это пособие использую в работе с агрессивными детьми
- «Пособие мусорное ведро»
В это ведро мы выбрасываем плохое настроение.
Улыбка на лице, как много значит
Когда смеются все, когда никто не плачет.
Когда ребенок может говорить об эмоциях, у него речь становится лучше. Он тоньше понимает себя, свои переживания. Овладев языком эмоций, ребенок учится понимать эмоции, состояния других людей, что очень важно для продуктивного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
Развитие нравственных качества личности ребенка с помощью игры....
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»
Данная разработка мастер- класса может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...
Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»
(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...
Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...
Мастер-класс "Сохранение психологического и эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста через применение коррекционных здоровьесберегающих технологий"
Различного род технологии для сохранения психологического и эмоционального здоровья детей...