Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»
методическая разработка

Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»

Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций.

Задачи:

  1. Установить эмоциональный контакт с педагогами.
  2. Познакомить с играми из опыта работы.

Современному обществу  нужны гармонично развитые личности. Однако вместе с расширением познавательной сферы у детей наблюдается сужение сферы эмоциональной. Все больше детей испытывают трудности в общении со сверстниками, им сложно выразить свои эмоции, они не могут их контролировать, часто не способны правильно оценить настроение товарища. Возникают конфликты, которые дети не умеют разрешать. К сожалению, приходится признать, что они становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце» (отсутствие чувств), о котором писал Л.С. Выготский. Педагогам детских садов необходимо уделять больше внимания этой проблеме. Именно в дошкольном возрасте ребенок живет в «мире эмоций», его чувственная сфера пластичная и легко поддается коррекции.

Эффективная форма работа с детьми старшего дошкольного возраста, нацеленная на развитие их эмоционально-волевой сферы.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Поэтому это самый действенный прием. Я предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые я использую в своей работе с детьми.

  1. Игра «Маска».

Детям предлагаю сделать «маску радости» (гнева, удивления, страха, грусти) для маскарада. Для этого на столе выкладываю разрезанные карточки с изображением различной мимики, а дети по кусочкам собирают определенную маску и дарят Королю маскарада. После этого можно устроить маскарад. Дети танцуют с воображаемой маской на лице, изображая мимикой определенную эмоцию.

  1. Упражнение «Герои сказок».

Детям предлагается назвать веселых героев сказок (грустных, сердитых, трусливых, удивленных). Можно предложить изобразить этого героя.

Если дети затрудняются вспомнить, взрослый может перечислять героев сказок, а дети будут определять, какие они.

Веселые герои: Карлсон, Буратино, Чиполлино, Капитошка…

Сердитые герои: Карабас, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Волк, Баба Яга, Умывальник, Крокодил…

Грустные герои: Иа, Пьеро, Аленушка

Трусливые герои: Пятачок, Заяц, семеро козлят, поросята: Ниф-Ниф, Наф-Наф…

Удивленные гером: Малыш, Незнайка…

  1. Игра «Кто в теремочке живет?».

Дети встают вокруг обруча. Педагог предлагает им назваться каким-нибудь животным. Обращается к каждому ребенку: «Кто-кто в теремочке живет?» Ребенок называет животного, а дети хором называют его ласково (зайчонок, медвежонок, мышонок и т.п). Ребенок входит в обруч. Делается вывод: какой большой и дружный теремок – сколько животных поместил!

  1. Игра «Путешествие на Остров злюк».

Дети отправляются в волшебный мир (мир чувств) на волшебной машине. Они бегут друг за другом по круге, говоря «волшебные слова»: Вот едет машина, колеса шуршат, и дружные дети на остров спешат». Машина останавливается на Острове злюк. На этом острове и люди, и животные часто злятся, ссорятся, кричат друг на друга. В комнате разложены карточки с изображением сердитых людей и животных. Дети подробно рассматривают хи. Далее взрослый сообщает, что на Острове злюк живут сердитые герои сказок. Например, Умывальник и Крокодил. Ведущий читает отрывки из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

  1. Упражнение «Изображаем эмоции».

Дети сидят на стульчиках, педагог предлагает прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице (можно вместе с пантомимикой).

Отрывки из произведений:

  1. Плачет серый воробей:

– Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышко обидно –

В поле зернышка не видно.

На мохнатые боятся:

-Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен, и зубаст,

Он нам солнца не даст!

  1. Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!

3) И прибежала зайчиха,

И закричала «Ай-ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

  1. Крокодилы в крапиву забивалися,

И в канаве слоны схоронилися.

Только и слышно, как зубы стучат,

Только и видно, как уши дрожат.

  1. И доктор пришил ему ножки

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пришла танцевать.

И смеется она, и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

  1. Упражнение «Определи эмоцию» (см. приложение).

Взрослый называет эмоцию, а дети дают ей свое определение.

- Радость – это...

- Гнев – это...

- Удивление – это…

- Страх – это…

- Горе – это…

В своей работе над развитием эмоций также использую игровые пособия.

  1. «Весёлый светофор»

Дети приходят в кабинет психолога и, используя пособия, они фиксируют своё настроение. Красный круг – это плохое настроение. Он грустит. Желтый круг – настроение без эмоций. Зеленый круг – это радость и веселье. В основном ребята берут зеленые и желтые круги.

  1. «Мешочек для крика» .

Если ребенок агрессивен, кричит, я ему даю мешочек. Он отходит в сторону и громко кричит в мешок. Затем мешок завязывается. Ребенку дается установка: пока у него мешок, он может кричать сколько хочет. Но если мешок он вернул, он должен общаться спокойно.

  1. «Подушечка для битья»

Будут кулачки чесаться,

Или ты захочешь драться,

Подойти к подушке той

И ударь её рукой.

Это пособие использую в работе с агрессивными детьми

  1. «Пособие мусорное ведро»

В это ведро мы выбрасываем плохое настроение.

Улыбка на лице, как много значит

Когда смеются все, когда никто не плачет.

Когда ребенок может говорить об эмоциях, у него речь становится лучше. Он тоньше понимает себя, свои переживания. Овладев языком эмоций, ребенок учится понимать эмоции, состояния других людей, что очень важно для продуктивного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через игры с песком»

Данная разработка мастер- класса  может быть использована педагогами ДОУ для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, познакомить с возможностями игр с пес...

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...