Тема: «Звук [ш], буква ш.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ш» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ш»; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание. Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_gram.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звуковой культуре речи
в старшей группе №2
Тема: «Звук [ш], буква ш.»
Шкурова Наталья Александровна,
воспитатель
СОШ №17 корпус 2 г. Бийска
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе:
Тема : «Звук [ш], буква ш.»
Цель: Развивать фонематический слух: учить слышать звук «Ш» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ш»; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание. Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание.
Задачи:
-Упражнять детей в правильном произношении звука «Ш»: нахождения звука
Ш в словах.
-учить различать слова, начинающиеся на звук «Ш»; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание.
- развивать наблюдательность, зрительную память
- Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи, слуховое внимание.
-развивать умение отвечать полным ответом.- воспитывать уважение на занятии к другим детям,
не перебивать друг друга,
дослушивать товарища до конца.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, игрушка Карандашкин.
Раздаточный материал: Рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа.
Методика организации ОД.
Этап занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I организационный момент (1 мин.) Игровая мотивация II. Основная часть Сюрпризный момент: Введение в тему. (3 мин.) Характеристика звука «Ш». (5 мин.) Игра подскажи словечко. Работа в тетрадях Физкультминутка Итоговая часть. Рефлексия
| Под спокойную музыку дети входят в группу. - Дети! У нас сегодня в группе гости. Давайте поприветствуем их. - Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! -Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.– вы хотите все заниматься? (Да!)– Значит, будем заниматься. Стук в дверь. Воспитатель выносит игрушку Карандашкин. К нам пришел Художник Карандаш . Карандашкин: Я - Веселый Карандашкин. В детский сад зашел я в ваш, Будем мы шипеть сейчас. -Как выходит из проколотого шара воздух? У детей под стульчиками мешочки (которые издают шорох) Карандашкин: Возьмите под стульчиками волшебные мешочки ,давайте ими по шуршим. Что происходит? А теперь положите мешочки опять под стул. Мы сегодня с вами отправимся на улицу Согласных звуков. Кто помнит, чем согласные звуки отличаются от гласных? Молодцы! -А теперь усаживайтесь за столы. Карандашкин путешествовал по городу звуков и принес картину ,что бы показать где он был. Рассмотрим картину поближе. Воспитатель показывает репродукцию. И рассказывает ,что изображено на картине. Однажды путешествуя по городу звуков, Карандашкин увидел один необычный дом. Он был очень старый и почти состоял из одной крыши, покрытой соломой и веточками. Это прям не дом ,а шалаш, сказал Карандашкин. Но вдруг с другой стороны улицы послышался резкий хлопок, затем визг тормозов и громкое шипение. Это - лопнула шина.(показ картинки) Дети расскажите, что произошло с Карандашкиным. Что произошло на улице? Почему шипит шина? -Какой согласный звук слышится в словах: шалаш, шина, крыша. Молодцы! Правильно это звук [ш] Сегодня мы поговорим о звуке [ш] Мы не можем звук увидеть, Что делают губы и язык во время произнесения этого звука? – Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ? – Верно, они круглые как бублик. – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? – Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш]. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш. – Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. Воспитатель поясняет: язык прячется за зубами. Давайте произнесем звук [ш].( берем ниточку[ш] … ,ниточка оборвалась. Значит это какой звук? Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? – Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]? – А звук [ш] твердый или мягкий? – Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. Этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит ш ш ш ш. Так какой это звук? На мольберте размещены красный и синий домики , рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.) - Посмотрите, что это за домики? - Какие звуки живут в красном домике? - Какие звуки живут в синем домике? - В какой домик мы поселим звук [ш]? - Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? Воспитатель просит назвать слова со звуком [ш]. Сегодня все ликует В руках у детворы . От радости танцуют Воздушные…… В слове шары где находиться звук Ш.В начале ,конце или середине слова? А в слове Шина, Шарф, шорты? Дети звук мы слышим ,а букву мы видим и пишем . Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ша. Давайте напишем ее в тетрадях.. Вот окошко распахнулось. Вышла кошка на карниз. Посмотрела кошка наверх, Посмотрела кошка вниз. Вот налево повернулась, Проводила взглядом мух. Потянулась, Улыбнулась и уселась на карниз Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
Где мы сегодня с вами были?
А чему мы научились на занятии? Дети, кому сегодня понравилось заниматься. Поднимите смайлик, который улыбается. Кому было трудно, тот поднимет грустный. А я хочу сказать вам- спасибо! Вы очень старались на занятии. На этом наше занятие закончилось. - Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам Карандашкин подарит сладкие подарки. Воспитатель раздает детям угощение.
| Дети располагаются в группе в игровой зоне. Дети: - Здравствуйте. Дети становятся в круг Произносят ритуал приветствия. Выполняя движения по тексту.
Дети сидят на ковре на стульчиках. Ответ детей: Дети произносят звук [ш].
Ответ детей: Они шуршат. Ответ детей: Гласные звуки мы можем петь, а согласные нет. Дети проходят за столы.
Ответ детей: Он увидел шалаш ,а потом на улице лопнуло колесо и шина зашипела. -В этих словах звук Ш Ответ детей: – Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку? Ответ детей: – Язык поднимается к небу, за верхние зубы. Ответ детей: – Воздух теплый. Ответ детей: согласный Ответ детей: Этот звук согласный, глухой твердый. Ответ детей: ушки, шишки, хрюшка . \ Ответ детей: Домики для звуков. Ответ детей: Гласные звуки. Ответ детей: Согласные твердые звуки. Ответ детей: В синий , так как звук «Ш» согласный, твердый). Фишкой синего цвета. Ответ детей: Шары. Ответ детей: В начале слова. Дети рисуют цветными карандашами за столами. работают в тетрадях. Руки в стороны Имитация грациозную походку кошки Посмотрели на верх(голова в верх) (голова вниз) (Повернуть голову в право ,в лево) (присесть) Ответ детей: Мы сегодня были в стране звуков. На улице согласных звуков. Научились писать букву Ша. Находить звук[ш] в словах. Дети поднимают смайлик с улыбкой.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...