Картотека дидактических игр по подготовке детей к обучению грамоте
учебно-методический материал по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Кто как кричит?»
Возраст: младший дошкольный возраст
Цель: учить дифференцировать звукоподражания.
Оборудование: картинки с изображением животных (петуха, лягушки, коровы и т.д.).
Ход: взрослый поочередно раскладывает перед ребенком картинки, сопровождая показ соответствующим изображению звукоподражанием. Затем говорит: «Давай играть: ты будешь по голосу узнавать, кто это». Взрослый произносит звукоподражание, а ребенок находит соответствующую картинку.
«Догадайся, что звучит»
Возраст: младший дошкольный возраст
Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук».
Ход: «Из леса к нам прилетели жуки. Слышите, как они жужжат: «Ж-ж-ж-ж», -говорит воспитатель и рукой показывает, как летят жуки.
(Дети повторяют движения и звукоподражания).
– Они устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку).
Отдохнули и снова полетели в лес (имитирует полет жука, произнося звук «ж» сначала громко, потом всё тише и тише). Жуки улетели, но оставили нам свою песенку. Какую?
(Звук «ж» произносится без призвука гласного звука.) (Ж-ж-ж). Воспитатель предлагает произнести слово «жуки» интонационно выделяя звук «ж».
«Медвежата мёд едят»
Возраст: младший дошкольный возраст
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.) Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .
«Лягушка и лягушата»
Возраст: младший дошкольный возраст
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают). Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
«Узнай по голосу»
Возраст: средняя группа
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
«Кто как кричит? »
Возраст: средняя группа
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко.
«Звуковая лесенка»
Возраст: средняя группа
Цель: закреплять правильное произношение звуков, уточнять артикуляцию, произношение гласных и согласных звуков с разной интонацией
Ход: Воспитатель объясняет ребенку: когда ты будешь «наступать» на ступеньки, произноси разные слоги. Идя наверх, говори слоги с глухими согласными ПА-ПО-ПУ — голос «выключен», а спускаясь вниз — слоги со звонкими согласными БА-БО-БУ — голос «включен». Прислушайся, как глухо и негромко слышатся шаги, если с усилием поднимаешься по ступеням вверх. Зато как громко и звонко они звучат, когда весело и легко
сбегаешь по лесенке вниз.
«Звуковая линейка»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности; показать им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)
Ход: Изучая звук [C], предложите детям определить место звука в слове «весна», дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C] ». Дети пропевают слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и показывают на звуковой линейке место звука в слове.
«Звуковые часы»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные), учить определять место звука в слове.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов. Воспитатель предлагает показать на «звуковых часах» слова, в которых ударение падает на тот или иной слог. Воспитатель вращает стрелку, а дети говорят на каком на мессе тот или иной звук (мягкий/твердый)
«Большой и маленький мячики»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твёрдых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.
Ход: воспитатель предлагает детям «накачать» большим насосом большой мяч. Дети подражают педагогу и «накачивают» большой мяч, произнося: «С-с-с». Затем воспитатель говорит, что есть ещё маленький мяч, и его надо «накачать» маленьким насосом (сь–сь–сь). Игра повторяется несколько раз.
Когда воспитатель говорит: «Большой мяч», дети произносят: «С-с-с», а когда он говорит «Маленький мяч», - ребята произносят: «Сь-сь-сь».
Педагог обращает внимание детей на то, что звуки с и сь похожи, но между ними есть и отличие. Звук с звучит твёрдо - это «старший братец», а звук сь произносится нежно, мягко, это – «младший братец». В качестве реальных образов старшего и младшего братцев можно использовать фигурки человечков синего «старший братец», и зелёного цвета «младший братец».
«Назови первый звук»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Совершенствование умений подбирать слова с заданным звуком.
Ход: воспитатель предлагает детям встать в шеренгу у доски. Затем спрашивает, кто из ребят стоит первым. Педагог объясняет детям, что в словах есть первый звук, например, в слове шишка первый звук ш, в слове мак - звук м, в слове лес, звук ль. Педагог раздаёт детям игрушки и предметы (кукла, машина, мишка, заяц, мяч, чашка, ложка, шарик и другие) и просит определить первые звуки в их названиях.
«Какой звук пропущен?»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: обучение интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове.
Ход: педагог произносит несколько предложений (5-7), в каждом из которых пропущен первый звук какого-нибудь слова, а дети определяют, какого звука не хватает. Например: «На лугу растут …омашки» (ромашки); «В космос полетел …осмонавт (космонавт); « Дети ели вкусное …ороженое (мороженое).
«Два домика»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: учить характеризовать звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Способствовать автоматизации и дифференциации звуков. Развивать фонематический слух.
Ход: Пособие состоит из двух домиков (красного и синего цвета) и дорожки между ними. В красном домике «живут» гласные звуки и буквы, в синем – согласные. Карточки с буквами или предметными картинками вставляются в прозрачные кармашки – «окна». На дорожке буквы могут «встречаться» и образовывать слоги и слова. Для «заселения» домиков можно использовать буквы, предметные картинки. Знакомство с буквами, различение гласных и согласных. Знакомим детей с новым звуком, определяем его характеристики, затем знакомим с буквой, которая обозначает данный звук. Вставляем карточку с буквой в окошко домика (гласную – в красный, согласную в синий домик ). На каждом следующем занятии в домик поселяется новая буква и к концу учебного года все окошечки окажутся заняты.
«В гостях у Лолы и Лили»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: формировать навыки элементарного звукового анализа. Упражнять в различении твердых и мягких согласных.
Ход: Сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи! Ребята, а чем они отличаются? Отличаются цветом фартучков. И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую Лиля. Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля? Как вы догадались? Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л] Назовите первый звук в слове Лиля? Звук [Ль]. Расскажите о звуках [Л], [Ль]. Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим цветом. Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом. Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях которых есть мягкий звук [Ль]. Дети по очереди берут картинки-мячики, проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.
«Тим и Том»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию.
Ход: Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий. Детям легче запомнить эти их качества, если вы не просто укажите на твёрдость согласного [Т] в имени Том и мягкое [Т’] в имени Тим, а нарисуете человечков. Одного – длинного и угловатого, а другого – прямую его противоположность – кругленького и пухлого. Игра строится как «устное действие». Сначала воспитатель представляет Тома и Тима: «Это Том, слышишь, как твёрдо начинается его имя: [Т]. Он и сам весь твёрдый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит томатный сок, носит пальто и никогда не надевает пиджак; не берёт в руки мяч, но с удовольствием играет на баяне. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит всё, что звучит также мягко, как первый звук в его имени [Т’]: виноград. Когда Тим рисует, Тим раскрашивает. Если Том берёт в руки баян, то Тим – гитару. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся, ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости. Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Кто из мальчиков выберет ранец, а кто рюкзак? Теперь надо решить, кто какие вещи понесёт. Тому и Тиму надо взять котелок, ложки, вилки, бинокль, пилу, топор, носки, тарелки, карту (чтобы детям было легче запомнить слова, все эти предметы рисуются на бумаге). Что положит в свой рюкзак Тим?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры с использованием зрительной символики для подготовки детей к обучению грамоте.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯу детей подготовительной группыСписок литературы:Т.А Ткаченко "Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте"Н.М. Миронова "Развитие фонематическог...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...
Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».
Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у некоторых детей с нач...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...