Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
картотека по обучению грамоте (старшая группа)

Герасимова Мария Александровна

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Старшая группа

1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Взрослый предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Педагог предлагает поменяться игрушками и назвать их.

Оборудование: предметы и игрушки.

2. Дидактическая игра «Назови вкусные слова» Развитие представлений о слове. Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку.

Оборудование: фишки-призы.

3. Дидактическая игра «Похлопаем» Развитие умения измерять протяженность слов хлопками. Дети называют слово. Определяют протяженность хлопками.

4. Дидактическая игра «Звуковые часы» Развитие умения определять количество слогов в словах. Дети называют слово. Слоги обозначают фишками.

Оборудование: пособие «Звуковые часы», фишки серого цвета.

5. Дидактическая игра «Назови слова» Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. 1 вариант. Дети называют слова, начинающиеся с заданного звука. За правильный ответ-фишка. В конце игры определяется победитель.

2 вариант. Детям предлагается отобрать картинки в названии которых имеется заданный звук.

6. Дидактическая игра «Живые звуки» Освоение звукового анализа слов Выбираются три ребенка, каждый из которых будет обозначать один из звуков (например слово «дом»). Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук д, назови свою пару (дь).Звук о спой свою песенку. Звук м хлопни в ладоши.

7. Дидактическая игра «Строим новые дома» Учить проводить звуковой анализ слов. Детям последовательно выделяют первый, второй, третий звуки в слове и выкладывают фишки серого цвета на схемы домика. Оборудование: домик с предметной картинкой, фишки серого цвета

8. Дидактическая игра «Телеграф» Развитие умения определять количество слогов в словах и составлять запись слогов с помощью квадратов. Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети «передают по телеграфу», отхлопывая количество слогов. Затем дети выкладывают схему с помощью квадратов.

Оборудование: квадраты белого цвета 2х2

9. Дидактическая игра "Улови звук" Учить детей выделять заданный звук в разных словах, развивать фонематический слух.

Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи. К детям в гости приходит собачка по кличке "Снайда". Воспитатель:  Снайде очень нравится слова в которых есть звук "С". Двайте поможем Снайде разобраться, в каких словах есть этот звук. Нужно быть очень внимательными. Снайда будет произносить разные слова, если вы услышите слово со звуком "С", то хлопайте в ладоши. Собачка произносит слова: слива, мандарин, стол, конфета, карусель, помидор, стул, теремок, снег, панама, сумка, гном, сено, окно, нос, мама, весна, матрешка, стадо, папа, песок, шапка, ослик, петух, снеговик, тарелка, горка, клбаса, кепка, подушка, слон. Когда дети улавливают звук правильно, собачка начинает гавкать в знак положительного ответа. Молодцы ребята, а сколько слов со звуком "С" вы запомнили? Давайте все вместе вспомним эти слова и повторим их, чтобы запомнить. Собачка говорит спасибо за помощь и прощает с детьми, обещая прийти к ним еще поиграть. Оборудование: игрушка собачка.

10 Дидактическая игра «Назови пару» Различение твердых и мягких согласных звуков. Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч. Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый.

Оборудование: мяч.

11 Дидактическая игра «Волшебные звуки» Различение гласных звуков. Обозначение их на схеме красным квадратом. Воспитатель предлагает картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове «волшебные» звуки, которые можно громко крикнуть, потянуть и пропеть. Дети обозначают гласные звуки красным квадратом.

Оборудованиекартины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит; квадраты красного цвета.

12 Дидактическая игра «Собери мамину сумку» Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Воспитатель предлагает детям собрать в мамину сумку продукты, сначала те, в названии которых есть звук к, затем те, в названии которых есть звук кь.

Оборудование: предметные картинкикартинка сумки.

13 Дидактическая игра «Поможем кукле Кате» Развитие фонематических представлений (дифференциация согласных звуков в словах по твердости и мягкости). Обозначение твердых согласных синим цветом, а мягких-зеленым. Детям предлагается собрать в синюю корзинку слова в которых первый звук согласный твердый, а в зеленую – согласный мягкий.

Оборудование: предметные картинки, кукла Катя с корзинами синего и зеленого цвета.

14 Дидактическая игра «Подбери картинку» Развитие способностей соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Детям предлагается стрелками соединить картинки и схемы. Оборудованиеперфокарты: с левой стороны предметные картинки, с правой – схемы слов, состоящих из 3-4 звуков, карандаши.

15 Дидактическая игра «Кто внимательный?» Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие) Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, а дети поднимают соответствующую фишку.

Оборудование: квадраты красного, синего и зеленого цвета.

16 Дидактическая игра «Цепочка слов»

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Воспитатель называет слово рак, а дети придумывают слово, которое начинается с последнего звука слова рак, например, кот и т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Оборудование: фишки-призы.

17 Дидактическая игра «Поищи слова» Закрепление представлений о протяженности слов. Воспитатель предлагает детям в «длинных» словах найти «короткие», например: пе-сок, ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог,клее-щи и т. д.

18 Дидактическая игра «Погрузим продукты в поезд» Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех,, пяти звуков, c заданными схемами. Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар; лук, репа, дыня, слива, груша). При этом количество звуков в словах-названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.

Оборудованиекартинка с изображением поезда с тремя вагонами.

19 Дидактическая игра «Звуковой вагончик» Развитие умений определять, где спрятался звук. Воспитатель показывает картинки, а дети должны определить, в каких словах звук находится в данной позиции. (как на звуковом вагончике)

ОборудованиеКарточки - картинки, звуковой вагончик.

20 Дидактическая игра «Рассели жильцов» Определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

Оборудование: предметные картинки, 4 домика с разным количеством окон.

21 Дидактическая игра "Придумай слово" Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове. Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).

Оборудование: мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...