"Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ДОУ"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)
Слайд «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ДОУ»
Сегодня мы хотели бы поделиться с вами своим опытом работы по познавательному направлению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Слайд Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Слайд Актуальность
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Слайд Стадии
Все вы знаете, что познавательное развитие ребенка дошкольного возраста проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности. Отмеченные стадии не существуют изолированно друг от друга; это чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи, которые характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.
Слайд На стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета.
Слайд Любознательность представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.
Слайд Следующей стадией познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Слайд К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность. Источником познавательной активности является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск.
Слайд Мы определили для себя оптимальные виды деятельности дошкольников в условиях ДОУ для работы по познавательному направлению развития. Сейчас на примере двух тем, соответствующих тематическому планированию нашего ДОУ мы постараемся показать конкретную работу воспитателей по их изучению.
Беседы (ситуативные разговоры с постановкой проблемной ситуации) Названия вы видите на экране.
Результат: Посредством бесед, разговоров дети удовлетворяют любопытство (а это – первая стадия познавательного развития), целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словами передавать признаки предметов их действия. Участвуя в беседе, в разговорах, находя решение проблемной ситуации, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить.
Слайд Следующий шаг - это наблюдения Цель: Организованное наблюдение живых и не живых объектов.
Результат: Каждое наблюдение давало детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В наблюдении у ребенка активизируются восприятие, мышление, речь и внимание. Ребенок учится наблюдать, у него формируются знания о природе, развивается наблюдательность. Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любопытство, что является второй стадией познавательного развития.
Слайд Исследовательская деятельность - это особая форма познавательно-исследовательской деятельности, которая направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Это процесс самостоятельного добывания знаний. Следует четко понимать, что любое проявление исследовательской деятельности имеет познавательную сторону, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской.
Результат:
– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
– предлагает возможные решения;
– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
– делает выводы в соответствии с результатами проверки;
– применяет выводы к новым данным;
– делает обобщения.
Слайд Экспериментирование – активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Это истинно детская деятельность.
Результат: Ребенок усваивает все точно и надолго. При активном действии ребенка в процессе познания работают все органы чувств. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Систематическая организация поисковой деятельности приводит к появлению большого количества вопросов, к самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
При организации экспериментальной работы с детьми мы столкнулись с педагогическими затруднениями, связанными с отсутствием у воспитанников нацеленности на результат, так как интерес детей был направлен больше на процесс, а не на результат эксперимента.
У большинства детей при отсутствии педагогического руководства отмечается высокая отвлекаемость, прекращение деятельности до достижения результатов. В данный момент мы изучаем новую технологию экспериментирования: игровые опыты. Надеемся, что после изучения и апробации на практике мы сможем обобщить свой опыт работы.
Слайд Поэтапность и системность работы педагогов в ДОУ по реализации познавательного направления развития - может стать движущей силой развития интеллекта дошкольника, важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки детей к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №197 » «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ДОУ» Воспитатель: Драгушан А.Н.
Заинтересованность со стороны государства повышением качества дошкольного образования через развитие любознательности, пытливости ума и формирования на их основе устойчивых познавательных интересов детей дошкольного возраста . Актуальность
Стадии познавательного развития: - любопытство, - любознательность, - познавательный интерес, - познавательная активность.
Любознательность: это активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.
Познавательный интерес: это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Познавательная активность: это природное проявление интереса ребенка к окружающему миру, открытие неизвестного и усвоение знаний.
Беседы Тема недели Цикл бесед Ситуативный разговор(создание проблемной ситуации ) «Вода - источник жизни » «Вода - это жизнь» «Правила поведения на воде» «Чистота воды – залог здоровья» «Кому нужна вода? » «Может ли человек жить без воды? » «Нужно ли экономить воду?» «Что будет если водоемы высохнут? » «Что загрязняет наши водоемы »
Тема недели Цикл наблюдений Цель наблюдения « Живая книга леса» «Наблюдение за деревьями в разное время года» «Наблюдение за листопадом» «Летающие семена» Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать по внешнему виду ствола., кроны, развивать логическое мышление. Продолжать знакомить детей с понятием «листопад» воспитывать любовь к природе Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Н аблюдение
Тема недели Темы «Живая книга леса» Рассматривание иллюстраций, картин – с педагогом Решение кроссвордов, создание символов и моделей – с педагогом Сбор сведений о лесном обитателе (растении, животном) – с родителями Оформление книги или коллажа, поделки из природного материала – с родителями Исследовательская деятельность
Тема недели Темы «Живая книга леса» «Цвет листьев» Цель: выяснить, как свет влияет на цвет листьев «Муравей-разведчик» Цель: выяснить, как муравьи находят пищу «Следы насекомых» Цель: выяснить какие следы оставляют насекомые «Возраст деревьев» Цель: познакомить детей с годичными кольцами деревьев ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно -образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание». вывод
Список литературы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр . и. доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Кириева О.В. Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста.// Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статьей по материалам международной научно -* практической конференции. – СПб..,Союз,2007.-599с. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений \ Н.Е. Веракса , А.Н.. Веракс . – М.: Мозаика – Синтез, 2006. Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000. Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно – методическое пособие. Чебоксары,2003. Detsad – kitty.ru W-dog.ru nsportal , HUMI. ru .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"
Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских проектов. В статье описаны этапы проведения эксперимента, этапы подгот...
Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
Теоретическое обоснование организации работы по развитию познавательной активности дошкольников...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО в сельском детском саду»
Вашему вниманию предлагается Программа Самосовершенствования педагога «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации...
«Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ДОУ»
Развитие познавательнойактивности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно позновательная активность способствует развитию детской любознательности, пытливо...
Консультация для педагогов "Развитие познавательной активности дошкольников в условиях дистанционного обучения"
В условиях современных реалий педагоги вынуждены прибегнуть к такому виду обучения, как дистанционное обучение. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образов...
Консультация по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДОО».
Консультация по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДОО». ...