Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
презентация к уроку ( группа) на тему
Теоретическое обоснование организации работы по развитию познавательной активности дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТИВНОСТЬ Деятельность, готовность к деятельности, инициативность Наличие энергии и ее мобилизованность Потребность (нужда человека, отражаемая им в форме эмоционально окрашенного переживания) Следовательно, активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.
АКТИВНОСТЬ Познавательная активность Умственная активность Психологическая активность
Характеристика этапов процесса познания окружающей действительности Проявление любопытства ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». 1 этап
Увеличение осмысленности восприятия окружающего мира Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности. 2 этап
Основное значение в познании окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей. Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий, приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. 3 этап
Удовлетворение исследовательской деятельности путем использования разных (приобретенных) способов действий Ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. 4 этап
Доминирует познавательный, а не практический мотив исследовательской деятельности Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект. 5 этап
Научная логика познания в дошкольном возрасте Овладение ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретение умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того, чтобы знания привести в соответствие с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически организованный процесс.
Структура исследовательской деятельности Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получилось Проблемная ситуация Проверка предположений (отбор нужных средств, реализация действий) Формулирование выводов (как получилось) Подтвердилось Возникновение новой гипотезы, предположений Не подтвердилось Реализация в действии Формулирование выводов (как получилось) Подтвердилось
Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается
Основные виды ориентировочно – исследовательской деятельности: Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный объект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
Основные развивающие функции познавательно – исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родо – видовых (классификационных), пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира) Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа – рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…» В какую ситуацию попала галка?); Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения); Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность; Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?» Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий. Логика методов
Проектирование В рамка проектной деятельности с детьми должны иметь место следующие мероприятия: Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно -образовательного процесса на основе данных диагностического обследования Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.
Последовательности этапов исследования Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы Обсуждение идей, предложений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободнй деятельности в группе или дома с родителями
Отправными моментами могут быть Реальные события, происходящие в данный период Специально «Смоделированные» воспитателем Воображаемые события, происходящие в художественном произведении События, происходящие в жизни группы Организация совместных опытов и исследований в повседневной жизни Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы Отработка различных приемов развития мысли ребенка
направления Живая природа Неживая природа Рукотворный мир Физические явления
Условия Вызвать интерес детей к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией Предложить доступный для возраста материал Дозировать степень активности взрослого Создать доброжелательную обстановку и с вниманием и уважением относиться к гипотезам детей
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Групповая Индивидуальная Подгрупповая
Предметно – развивающая среда Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока; Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; Мука, соль, сода, свечи, фонарики; Детские халаты, фартуки, перчатки; Схемы для проведения опытов; Журнал для фиксирования результатов
Работа с родителями А нкетирование Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды Оформление наглядной информации Родительские собрания Совместное детско-взрослое творчество Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность
Показатели сформированности исследовательской деятельности Умение видеть проблему; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности Самостоятельность Полнота и логичность ответа Правильность выводов и формулировок
Показатели и критерии уровня овладения ( сформированности ) детьми исследовательской деятельности Показатели и критерии Уровни Методы отслеживания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). Самостоятельно видит проблему Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. Наблюдение в процессе выделения проблемы. 2.Формули-рование вопросов. Формулирует вопросы. Формулирует вопросы. Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. 3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. Наблюдение. 5.Способность описывать явления, процессы. Полное, логическое описание. Не совсем полное, логическое описание. Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. 6.Формулировка выводов и умозаключений. Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. Анализ высказываний, отчетов. 7. Степень самостоятельности при проведении исследования. Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.
Используемая литература Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007 Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения». Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: « Аркти », 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
решение педагогического совета...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуа...