Консультация по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДОО».
консультация

Консультация по теме: «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях ФГОС ДОО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_poznavatelnoy_aktivnosti.docx767.45 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Доволенский детский сад №2 Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное

Консультация по теме:

«Развитие познавательной активности дошкольников

в условиях ФГОС ДОО».

Подготовила: ст. воспитатель Рыбакова Е.Н.

2021г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития познавательной активности дошкольников.

План

  1. Понятие познавательной активности у дошкольников.
  2. Показатели сформированности познавательной активности дошкольников.
  3. Познавательное развитие по ФГОС ДО.
  4. Современные образовательные технологии в развитии познавательной активности дошкольников.
  5. Вывод.

Познавательная активность

  • Деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Актуальность развития познавательной активности у дошкольников

В своей практике многие педагоги сталкиваются с проблемой - интеллектуальной пассивностью детей. Исследования показывают, причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира.

Они познают его на прогулках, НОД, в общении со сверстниками т.д. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?» и «Как?».

Показатели сформированности познавательной активности

  • Обращение за помощью к взрослому
  • Познавательные вопросы
  • Активное участие в образовательном процессе
  • Познавательное экспериментирование
  • Познавательные интересы
  • Самостоятельность

Стадии развития познавательной активности

  • #1051;юбопытсво
  • #1051;юбознательность
  • 3. Познавательный интерес
  • 4. Познавательная активность

Познавательное развитие по ФГОС ДО

  • ФГОС ДО определяет содержание познавательного развития, следующим образом:
  • познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исследования в области дошкольного образования показали, что

формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста

возможно посредством современных образовательных технологий:

  • -использования ИКТ технологий,
  • -экспериментирования,
  • - проектной деятельности,
  • -социо-игровых технологий,
  • -технологии ТРИЗ,
  • -технологии моделирования.

Моделирование

Моделирование - наглядно-практический прием включающий создание

моделей и их использование для познания окружающей действительности.

В организации познавательной деятельности дошкольников

используются в основном предметные, предметно-схематические,

графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую

проблемно-игровую ситуацию и стимулирует ее осознание и развитие.

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную

позицию, стимулирует познавательную деятельность.

  • Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддьяковым, Д.Б.Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования

  1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации.

Изучение ситуации сопровождается внесением и анализом готовой модели. Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная.

Модель представляется полностью, объясняется ее структура, содержание.

Создание модели воспитателем с участием детей

по ходу решения проблемы.

Каждый компонент модели обсуждается с опорой на личный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант.

Модель - совместный результат познавательной деятельности.

Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения).

Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации.

Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования:

-чтение литературы,

-рассматривание картин,

-наблюдения,

-проектная деятельность и т.д.

В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.

Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развитие речи детей».
Развитию у детей умения моделировать способствует «зарисовка» загадок, пословиц, стихов, скороговорок и т.д.
С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине, также при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

ТРИЗ -теория решения изобретательских задач

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

  • является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
  • помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

ТРИЗигры для дошкольников

  • Игра «Назови всех животных, которые…»
  • Цель: Формировать представления о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим группам.
  • Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Ведущий показывает картинку, а игроки предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют почему.
  • Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.

Игра «Хорошо-плохо»

Ход игры: ведущий называет любое явление или событие (например – выпал снег), а участники поочередно называют, что в этом хорошего и что в этом плохого.

В чем польза игры? Игра тренирует умение

находить и выявлять противоречия — один из

главных навыков «тризовского» мышления. Ведь

в основе почти каждой изобретательской задачи

лежит именно противоречие: «с какой-то стороны

это хорошо, а с какой-то плохо».

После правильной формулировки противоречия –

задачу решить значительно проще.

«Социо-игровая технология в образовательном процессе современного ДОО»

Социо-игровая технология – это организация детей - жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Авторы: Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др. - видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности.

Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Цель данной технологии - формирование коммуникативных и интеллектуальных способностей детей.

В рамках данной технологии можно решать следующие задачи:

- помочь детям научиться эффективно общаться;

- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

- воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Плюсы социо – игровой технологии

  • Отношения: «ребенок - сверстники»
  • Педагог является равноправным партером;
  • Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
  • Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога;
  • Дети самостоятельны и инициативны;
  • Дети сами устанавливают правила игры;
  • Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
  • Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
  • Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами;
  • Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
  • Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.

Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Взрослый предлагает группе равных какое-то дело, и дети умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал.

Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным.

Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, открытости к общению, взаимопонимания. Они умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку, чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. А что делать, когда кто-то стремиться постоянно, быть лидером, а кто-то не хочет им быть? Из практики работы можно сказать, что ребенок, который не хочет быть лидером, он все равно в течение года бывает им несколько раз, а дети – лидеры не редко уступают свои позиции менее активным сверстникам.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. А педагогу потребуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Пусть неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. Наоборот – это показатель педагогического мастерства.

Применение социо-игровой технологии способствует:

  • реализации потребности детей в движении;
  • сохранению их психологического здоровья;
  • формированию коммуникативных навыков у дошкольников;
  • развитию любознательности;
  • реализации познавательных потребностей, когда дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.

Игры для практической применимости
«золотых правил» социо – игровой технологии

игра называется «Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое в команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

Игра «Да или нет» («Угадай-ка»)

У каждой группы – картина или карточка с определённым словом (всем известный предмет, географическое название, или фамилия известного человека. Группы пытаются угадать задуманное, задавая вопросы, на которые группа, у которой отгадывают, отвечает лишь «да» или «нет», например:

Предмет живой? – Да.

Это животное? – Нет.

Это растение? – Нет.

Это человек? – Да.

Мужчина? – Нет.

Женщина? – Да.

Живёт в нашем городе? – Да.

«От нового – к открытию старого»

Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. Друг за другом то появляются, то пропадают новые названия – педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры, рефлексия, структурный анализ, диалог культур, социо-игровая педагогика, методика погружения, школа радости и т.д. За каждым из них подразумевается новое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление.

Но, во-первых, смысл каждого из направлений заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – «хорошая педагогика» или «качественное обучение», и поэтому в своём конечном идеале почти все направления сливаются. Во-вторых, каждое из направлений, по сути дела, является открытием современного варианта раннее известного.

Суть технологии: «Нужно не учить, а налаживать ситуацию, <…> чтобы у обучаемых детишек происходил эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Вячеслав Михайлович Букатов

российский педагог-психолог, методист, театральный педагог, доктор педагогических наук, специалист по социо-игровой технологии.

Изучив методическую литературу по познавательной активности дошкольников, я пришла к выводу: необходимо задавать детям больше вопросов, создавать проблемные ситуации и давать возможность самостоятельно искать ответы на вопросы, находить выход из проблемных ситуаций, применяя при этом современные образовательные технологии.

Список литературы

  • - Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.
  • -Белая, К. Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО : методическое пособие / К. Ю. Белая. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 128 с. – (Управление детским садом).
  • - Венгер Л. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей [Текст] / Л. Венгер, О. Дьяченко, Тарасова К. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.9-14
  • -Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с. ----Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольника [Текст] / Д.Б. Годовикова // Общение и развитие психики. – М.: АПН СССР, 1986. – с. 96 – 106.
  • -Голицын В.Б., Щербакова Е.И. Познавательная активность дошкольников// Советская педагогика. 1991. №3. - С. 43-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала (дидактических игр, упражнений) для развития познавательной активности в условиях ФГОС у дошкольников.

   Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с введением ФГОС немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Игра в дошкольном возрасте – вед...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Консультация для педагогов "Развитие познавательной активности дошкольников в условиях дистанционного обучения"

В условиях современных реалий педагоги вынуждены прибегнуть к такому виду обучения, как дистанционное обучение. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образов...

План самообразования по теме:«Развитие познавательной активности детей через использование дидактических игр с помощью интерактивных средств обучения в условиях ФГОС ДО»

Цель: Внедрение интерактивных средств обучения (работа с детьми на интерактивном столе) в учебно-воспитательный процесс с целью повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса. 7.З...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наб...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДО

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Чтобы дети были ус...