ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Актуальность:
Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими) .
Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.
Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;
2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности;
3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;
4. Разработать перспективный план работы с детьми;
5. Разработать проекты по познавательному развитию детей: «Белоствольная красавица», «Овощи и фрукты», «Маленькие почемучки», «Книжкина неделя», «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры», «Светофор и малыши».
6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_3-4_goda.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное образование «Березовский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
д/с «Рябинушка»
__________ Михова Н.Я.
«__27_» __08____2016г.
ПРОГРАММА
САМОРАЗВИТИЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Авторы – составители: Деменьшина С.Н.
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад
«Рябинушка»
Игрим
2016
Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Пояснительная записка.
«Я чувствую себя вправе сказать:
Да здравствует самообразование во всех областях.
Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе, и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) .
Одним из показателей профессиональной компетенции воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получить разными способами. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование.
Моя самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций.
В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Актуальность:
Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими) .
Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.
Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;
2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности;
3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;
4. Разработать перспективный план работы с детьми;
5. Разработать проекты по познавательному развитию детей: «Белоствольная красавица», «Овощи и фрукты», «Маленькие почемучки», «Книжкина неделя», «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры», «Светофор и малыши».
6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.
Предполагаемый результат:
- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность) ;
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;
- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания.
- предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО.
- родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций.
Этап подготовительный.
Содержание деятельности
Изучение методической литературы:
1. Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
2. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
3. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008г.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
5. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
* Регулярный просмотр интернет ресурсов
- www.nsportal.ru
- www. maam.ru.
- www.detskysad.ru
- www.doskolnik.ru
- www.planetadetstva.net
Курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, круглые столы:
* Участие в мастер-классах, семинарах, ГМО по познавательному развитию.
* Посещение курсов повышения квалификации
Предполагаемый результат: Формирование теоретической базы
Сроки и формы отчета: Обзор методической литературы по теме самообразования на педчасах, семинарах-практикумах, декабрь, 2018 г.
Этап практический.
Содержание деятельности
Анкетирование родителей по темам: «Знаете ли вы своего ребенка? », «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Ваши пожелания и ожидания».
Организация предметно-пространственной среды: создание уголка по экспериментированию, пополнение необходимыми материалами и оборудованием.
Оформление стенда детских творческих работ «Летние деньки».
Разработка и реализация проекта «Белоствольная красавица».
Проведение бесед: «Почему береза белая», «Откуда берется березовый сок»; составление рассказов, загадок, сочинение сказок о березе;
подбор загадок, пословиц, поговорок, стихотворений о березе;
подбор и выставка художественной литературы о березе; продуктивная деятельность: «Люблю березку русскую»- рисование, «Пенек»- лепка, «Ветка березы»- аппликация.
Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей на учебный год».
Разработка и реализация проекта «Маленькие почемучки»
Разработка серии конспектов по экспериментированию
Разработка картотек игр-экспериментов с водой и песком.
Разработка памяток для родителей.
Создание лаборатории «Почемучка».
Разработка и реализация проекта «Овощи и фрукты»
Подбор дидактических игр «Угадай по описанию», «Что лишнее», «Назови одним словом»
Подбор художественной литературы
Разработка и организация проекта «Книжкина неделя»
Проведение бесед «Какие книжки читают дома», «Какие бывают книги», драматизация сказки «Колобок», организация выставки «Книга мой лучший друг», подборка дидактических игр «Назови сказку», «Сложи картинку», «Дорисуй героя», продуктивная деятельность «Дорожка для колобка»- рисование, «Снесла курочка яичко»- лепка, «Домок-теремок».
Организация выставки поделок и рисунков детей «Елочка». Участие в конкурсе на лучшую поделку.
Утренник для родителей «Новогодняя сказка».
Разработка и реализация проекта «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».
Проведение дидактических игр «Что изменилось», «Сложи картинку», «Детеныши домашних животных»
Публикация на сайте «Формирование познавательной активности посредством дидактических игр».
Конкурс рисунков и поделок «Зимние фантазии»
Помощь в сооружении снежных построек и ледяной горки.
Конкурс поделок «23 февраля».
Развлечение с родителями, посвященное Дню защитника Отечества.
«Конкурс рисунков «Букет для мамы»
Праздничный утренник, посвященный Дню 8 Марта.
Разработка и реализация проекта «Светофор и малыши».
Подборка дидактических игр: «На дороге», «Подумай – отгадай», «Один-много», «Назови машину», проведение НОД «Наш друг- светофор», беседы: «Как переходить улицу», «На чем люди ездят», «Что мы видели на улице», «Правила поведения на дороге», продуктивная деятельность: «Светофор»- аппликация
Вовлечение родителей к организации развивающей среды на участке детского сада.
Предполагаемый результат: Выступление на педсовете ДОУ с использованием презентации.
Распространение опыта работы на педсообществе.
Распространение опыта.
Этап аналитический.
Содержание деятельности.
Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования
Оформить результаты изучения темы
Публикация статей на сайте ДОУ «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры»
Публикация статей на сайте на личной странице:
- Проект «Будущий первоклассник»;
- «Игра- дело серьезное»;
- Родительское собрание на тему: «Воспитание ценностного отношения детей к здоровью и человеческой жизни. Развитие мотивации к сбережению своего здоровья»;
- Проект «Белоствольная красавица»;
- Проект «Овощи и фрукты».
Предполагаемый результат:
Выступление на педсовете ДОУ с использованием презентации.
Распространение опыта работы на педсообществе.
Распространение опыта.
Накопление материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей в условиях реализации ФГОС ДО»...
Статья «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников...
Обобщенный опыт работы «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Резвитие речевой активности у дошкольников через пластилинографию...
Приложения к обобщенному опыту работы «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Картотеки, логопедические чистоговорки, анкета для родителей, таблица смешения цветов, перспективный план работы...