Технологическая карта НОД по обучению грамоте "Волшебный сундучок бабушки Грамматики"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Технологическая карта НОД по ОГ в подготовительной группе "Волшебный сундучок бабушки Грамматики". Занятие итоговое, на закрепление изученного материала. В ходе занятия мспользуется конструктор ТИКО "Грамматика". Для воспитателей и учителей-логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Карусель»
Технологическая карта НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Волшебный сундучок бабушки Грамматики»
Подготовила: учитель-логопед Шпакова Екатерина Владимировна
Невьянск, 2019
Тип НОД : Занятие-игра с элементами квест-технологии .
ЦЕЛЬ: способствовать развитию речи в процессе подготовки к обучению грамоте
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умения:
-в дифференциации гласных и согласных звуков;
- в нахождении места звука в слове;
- закрепить в совместной деятельности способность определять количество слогов в слове;
-отрабатывать навыки детей в составлении слов из букв, в определении оптического образа буквы.
Развивающие:
-развивать коммуникативные и конструкторские способности детей посредством работы с конструктором «ТИКО - Грамматика»;
-совершенствовать логическое мышление, внимание, сообразительность;
-способствовать развитию мелкой моторики рук как эффективному средству преодоления речевых нарушений;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к работе со словами и звуками;
-формировать умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости;
-совершенствовать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу;
-формировать навык самоконтроля и самооценки и взаимооценки.
Планируемые результаты:
- дети имеют представление о понятии «звук» и «буква»;
-умело применяют свои знания;
-способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;
-дети обладают конструкторскими навыками.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения.
Наглядные: картинки с заданиями, схемами
Игровые: дидактические игры с конструктором ТИКО
Практические: упражнения в печатных карточках
Материалы и оборудование: видеозапись «Письмо от бабушки Грамматики», посылка с сундуком внутри, цветные карандаши, конструктор «ТИКО-Грамматика», печатные задания для каждого ребенка.
Ход НОД:
Технологическая карта НОД
№ | Этапы НОД | Методы и приемы | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1.Вводная часть Мотивационный этап | Организационный момент | Заводит детей в зал. Знакомит их с гостями. Поздоровайтесь с ними. Собрались все дети вкруг А теперь, ребята, давайте начнем наше занятие. Присаживайтесь за столы. | Дети с логопедом заходят в группу. Здороваются с гостями. Дети берутся за руки, проговаривают стихотворение, улыбаются друг другу. Дети садятся за столы. | Создать положительный эмоциональный настрой | |
Сюрпризный момент | Логопед обнаруживает коробку - почтовую посылку. - Ой, ребята, посмотрите, это что за коробка? Давайте прочитаем, что на ней написано. - Ребята, что же нам делать с этой посылкой? Как вы думаете? -Посмотрите, это же волшебный сундук. А на нем замки. А как же нам его открыть? Что же делать? Может в посылке есть подсказка? - Что это? Флешка? Наверно на ней что-то есть. Надо проверить. Логопед включает флешку в телевизор, включает видеозапись. | Дети обращают внимание на коробку. Отвечают, что это посылка. Читают: «Куда: в детский сад. Кому: в группу №10. От кого: от бабушки Грамматики» Ответы детей Открывают посылку, обнаруживают сундук. Дети осматривают сундук, обнаруживают флешку. Просматривают запись – видеописьмо от бабушки Грамматики. | Смотивировать детей на работу Пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента | ||
Постановка цели НОД | По окончании видеописьма с помощью вопросов выясняет у детей, как они поняли поставленную перед ними цель, и как ее достичь. - Ребята, как же мы должны открыть сундук бабушки Грамматики? Что для этого нам предстоит сделать? | Отвечают на вопросы логопеда. | Цель занятия поставлена детьми | ||
2.Основная часть Содержательный этап | Задание №1 | -Раз бабушку зовут Грамматика, все задания наверное, будут связаны с грамотой. А вы знаете, что такое грамота? Это умение читать и писать. Логопед объясняет первое задание. - Сначала мы должны вспомнить какие бывают звуки? - А почему звуки называются гласные? Как мы их отличим от согласных? -А каким цветом обозначаются гласные? -Назовите мне гласные звуки! -Молодцы! А вы хотите поиграть со мной? поиграем в игру «Умный кубик» Логопед передает детям кубик, собранный из конструктора ТИКО-Грамматика. -Ваша задача бросить кубик, посмотреть на букву, которая вам выпала, и назвать слово, которое начинается с этого звука. -Ребята, а что мы с вами сейчас делали? -А на какие звуки мы называли слова? -Молодцы, вы справились с первым заданием, и мы открываем первый замок. Логопед снимает с сундука первый замок | Дети стоят в кругу. Ответы детей: -Гласные и согласные Монологические ответы детей: - Гласные звуки тянутся, поются, у них нет преграды. -Красным -А,О,У,Ы,Э, Я,Ё,Ю,И,Е Дети бросают кубик, называют слова -Называли слова. -Мы называли слова на гласные звуки. | Умение узнавать гласные звуки и буквы среди остальных Дети умеют называть слова, начинающиеся на определенный звук, подбирать слова с заданным звуком в начале слова | |
Задание №2 | -С первым заданием мы справились, но посмотрите, у нас еще много замков осталось на сундуке! Сосчитайте, сколько? Что мы будем делать дальше? Для этого присядьте за столы. - У вас на столах карточки с заданиями и цветные карандаши. Ваша задача на карточке найти все буквы, которые обозначают гласные звуки и обвести их в кружок. Какой карандаш мы возьмем для этой работы? -А почему? -Правильно, приступаем к работе. -А теперь поменяйтесь листочками с соседом, и побудьте в роли школьного учителя - проверьте правильно ли выполнено задание. Посчитайте, сколько букв вы обвели? -Поднимите руки те, кто считает, что ваш сосед полностью справился с заданием! -Молодцы! А раз вы справились с заданием, что мы можем сделать? Логопед снимает второй замок с сундука. | Дети считают -Один замок, два замка, три замка и т.д. -Открывать замок, выполнять задание. Дети садятся за столы. -Красный! -Потому что гласные-красные! Дети работают за столами. Дети занимаются взаимопроверкой, считают буквы. Дети поднимают руки. -Открыть замок! | Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв. Сформировано умение работы за столом – правильная осанка, работа с карандашом Сформировано умение взаимоконтроля и самоконтроля | ||
Задание №3 | -Посмотрите, ребята, у вас на столах коробки с конструктором. Это любимый конструктор бабушки Грамматики. Достаньте наборы и посмотрите, что из конструктора составлено? -Слова? А мы можем их прочитать? -Ребята, а вы бы хотели быть волшебниками? -Сейчас случится настоящее волшебство! Посмотрите на свои слова, и подумайте, какую одну букву можно убрать из вашего слова, чтоб получилось новое слово! -Замечательно! Посмотрите, сколько новых слов у нас получилось! -Я думаю, бабушка Грамматика будет вами довольна и разрешит нам открыть следующий замок! Открывает замок | Дети обращают внимание на столы. Берут из контейнера слова из конструктора ТИКО. - Слова! Дети читают по очереди слова. -Да! Дети работают с конструктором ТИКО. Собирают новые слова: ШАРФ-ШАР МУХА-УХА | Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов Сформировано умение образовывать новые слова из заданного количества букв | ||
Задание №4 Физминутка | -Устали? Может быть немножко отдохнем! Вставайте на зарядку! -А зарядка будет у нас не простая! Я прочитаю вам загадки про буквы, а вы отгадайте эту загадку и постройте букву с помощью собственного тела! -Вы так хорошо справились и с этим заданием, а значит еще один замочек легко откроете! Снимает замок с сундука. | Дети встают, слушают загадки, конструируют буквы | Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Сформирована пространственная ориентация, умение конструировать буквы | ||
Задание №5 | -Отдохнули? Я предлагаю вам присесть за столы, и продолжить открывать замки! -У вас на столах цветные листы, на них в ряд нарисованы картинки. Произнесите названия этих картинок и найдите, какой звук повторяется во всех этих словах! -Запишите в последнюю клеточку букву, которая обозначает этот звук на письме. -Давайте проверим, какие буквы вы написали. -Все правильно. Как вы думаете, ребята, все справились? Кому-то было трудно? -Ну если все справились, можно открыть еще один замочек! Открывает замок. | Дети садятся за столы. Работа в парах. Дети пишут букву. Называют буквы. Ответы детей | Сформировано умение работать в парах Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах и обозначать его на письме буквой | ||
Задание №6 | -Ребята, а у нас есть подсказка, которая нам помогает различать звуки? Показывает на буквы Какие звуки обозначают эти буквы? Показывает на парные согласные -А почему они так называются? А чем они отличаются? -А чтобы открыть еще один замочек, поиграем в игру «Найди пару»? Я раздам вам по букве, вы под музыку кружитесь, танцуете, ходите по группе, а как только музыка остановится, вы должны найти свою пару. Логопед раздает детали конструктора ТИКО-Грамматика с буквами П-Б, З-С, Ж-Ш, Т-Д, К-Г, В-Ф. Останавливает музыку. -Давайте проверим, все ли правильно нашли свою пару. -Ребята, а как называются эти пары? -Молодцы! Я вами довольна, открываем следующий замочек! А какой он по счету? А сколько замочков нам осталось открыть? | Ответы детей Дети смотрят на ленту букв. -Согласные. -Потому что у них есть пары. -Одни-звонкие, другие-глухие. Дети внимательно слушают инструкцию. Дети двигаются по группе, по сигналу ищут свою пару. Называют парные согласные. -Парные согласные! Ответы детей | Сформировано умение работать с лентой букв, распознавать гласные и согласные Сформировано умение определять парность согласных по глухости-звонкости и находить эту пару | ||
Задание №7 | -Дорогие ребята, у нас остался последний замочек на сундуке бабушки Грамматики. Совсем скоро мы его откроем. -Садитесь на стульчики. Сейчас я вам покажу картинки, а вы поможете мне определить сколько слогов в этом слове. Показывает картинки -Молодцы! А что мы сейчас с вами учились делать со словами? -А какое правило мы знаем и оно нам помогло? -Мы с вами справились с заданием? Скорей снимайте последний замок с сундука и будем открывать его! Снимают последний замок с сундука, пытается открыть. Сундук не открывается. | Дети сели на стулья. Называют слова, определяют сколько слогов в каждом слове. -Делили слово на слоги -Сколько в слове гласных, столько и слогов | Сформировано умение делить слова на слоги | ||
3. Заключительная часть 1)Рефлексивный 2)Мотивация на последующую работу | -Странно, ребята… мы все задания выполнили, а сундучок не открывается… -Может быть нам нужно вспомнить, кто прислал нам эту посылку? -А как мы должны были снять замки? -А какие задания мы выполняли? -А вы помните, какой любимый конструктор бабушки Грамматики? Он и помог нам преодолеть все трудности и открыть замки! А сундук нам прислала гостья, давайте ее вместе позовем? -А вы сможете вместе громко повторить это слово по слогам: ГРАМ-МА-ТИ-КА!? Заходит Бабушка Грамматика, приветствует детей, хвалит за то, что они прошли все испытания, дарит подарки. -Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно открыть любой замок. Бабушка Грамматика подарила вам прописи, в которых вы будете продолжать учиться писать буквы и читать, а тем самым готовиться к школе. А может быть кто-то из вас захочет написать письмо для бабушки Грамматики или свою заполненную пропись отправить ей обратной посылкой? Впереди у вас новая интересная работа. До новых встреч! | Ответы детей Ответы детей Повторяют слово 1-2 раза Прощаются. | Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога Дети смотивированы на дальнейшую работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе
целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....
Технологическая карта занятия по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий
Занятие по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий "Звук и буква Б" представлено в виде технологической карты....
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в старшей группе «В гости в город Грамотейкино» с использованием пособий В.Воскобовича
Материал пригодится воспитателям при организации занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада Конспект разработан с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича....
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ы».
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики» для детей подготовительной группы
Технологическая карта НОД по речевому развитию (обучение грамоте)...
Технологическая карта занятия "Поможем Красной шапочке найти бабушку"
Технологическая карта занятия "Поможем Красной шапочке найти бабушку" для детей средней группы Образовательная область: Познавательное развитие (сенсорные эталоны, математические предст...
- Мне нравится (1)