Технологическая карта НОД по обучению грамоте "Волшебный сундучок бабушки Грамматики"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Технологическая карта НОД по ОГ в подготовительной группе "Волшебный сундучок бабушки Грамматики". Занятие итоговое, на закрепление изученного материала. В ходе занятия мспользуется конструктор ТИКО "Грамматика". Для воспитателей и учителей-логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Карусель»
Технологическая карта НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Волшебный сундучок бабушки Грамматики»
Подготовила: учитель-логопед Шпакова Екатерина Владимировна
Невьянск, 2019
Тип НОД : Занятие-игра с элементами квест-технологии .
ЦЕЛЬ: способствовать развитию речи в процессе подготовки к обучению грамоте
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умения:
-в дифференциации гласных и согласных звуков;
- в нахождении места звука в слове;
- закрепить в совместной деятельности способность определять количество слогов в слове;
-отрабатывать навыки детей в составлении слов из букв, в определении оптического образа буквы.
Развивающие:
-развивать коммуникативные и конструкторские способности детей посредством работы с конструктором «ТИКО - Грамматика»;
-совершенствовать логическое мышление, внимание, сообразительность;
-способствовать развитию мелкой моторики рук как эффективному средству преодоления речевых нарушений;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к работе со словами и звуками;
-формировать умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости;
-совершенствовать умение работать в коллективе, желание помогать друг другу;
-формировать навык самоконтроля и самооценки и взаимооценки.
Планируемые результаты:
- дети имеют представление о понятии «звук» и «буква»;
-умело применяют свои знания;
-способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;
-дети обладают конструкторскими навыками.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения.
Наглядные: картинки с заданиями, схемами
Игровые: дидактические игры с конструктором ТИКО
Практические: упражнения в печатных карточках
Материалы и оборудование: видеозапись «Письмо от бабушки Грамматики», посылка с сундуком внутри, цветные карандаши, конструктор «ТИКО-Грамматика», печатные задания для каждого ребенка.
Ход НОД:
Технологическая карта НОД
№ | Этапы НОД | Методы и приемы | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1.Вводная часть Мотивационный этап | Организационный момент | Заводит детей в зал. Знакомит их с гостями. Поздоровайтесь с ними. Собрались все дети вкруг А теперь, ребята, давайте начнем наше занятие. Присаживайтесь за столы. | Дети с логопедом заходят в группу. Здороваются с гостями. Дети берутся за руки, проговаривают стихотворение, улыбаются друг другу. Дети садятся за столы. | Создать положительный эмоциональный настрой | |
Сюрпризный момент | Логопед обнаруживает коробку - почтовую посылку. - Ой, ребята, посмотрите, это что за коробка? Давайте прочитаем, что на ней написано. - Ребята, что же нам делать с этой посылкой? Как вы думаете? -Посмотрите, это же волшебный сундук. А на нем замки. А как же нам его открыть? Что же делать? Может в посылке есть подсказка? - Что это? Флешка? Наверно на ней что-то есть. Надо проверить. Логопед включает флешку в телевизор, включает видеозапись. | Дети обращают внимание на коробку. Отвечают, что это посылка. Читают: «Куда: в детский сад. Кому: в группу №10. От кого: от бабушки Грамматики» Ответы детей Открывают посылку, обнаруживают сундук. Дети осматривают сундук, обнаруживают флешку. Просматривают запись – видеописьмо от бабушки Грамматики. | Смотивировать детей на работу Пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента | ||
Постановка цели НОД | По окончании видеописьма с помощью вопросов выясняет у детей, как они поняли поставленную перед ними цель, и как ее достичь. - Ребята, как же мы должны открыть сундук бабушки Грамматики? Что для этого нам предстоит сделать? | Отвечают на вопросы логопеда. | Цель занятия поставлена детьми | ||
2.Основная часть Содержательный этап | Задание №1 | -Раз бабушку зовут Грамматика, все задания наверное, будут связаны с грамотой. А вы знаете, что такое грамота? Это умение читать и писать. Логопед объясняет первое задание. - Сначала мы должны вспомнить какие бывают звуки? - А почему звуки называются гласные? Как мы их отличим от согласных? -А каким цветом обозначаются гласные? -Назовите мне гласные звуки! -Молодцы! А вы хотите поиграть со мной? поиграем в игру «Умный кубик» Логопед передает детям кубик, собранный из конструктора ТИКО-Грамматика. -Ваша задача бросить кубик, посмотреть на букву, которая вам выпала, и назвать слово, которое начинается с этого звука. -Ребята, а что мы с вами сейчас делали? -А на какие звуки мы называли слова? -Молодцы, вы справились с первым заданием, и мы открываем первый замок. Логопед снимает с сундука первый замок | Дети стоят в кругу. Ответы детей: -Гласные и согласные Монологические ответы детей: - Гласные звуки тянутся, поются, у них нет преграды. -Красным -А,О,У,Ы,Э, Я,Ё,Ю,И,Е Дети бросают кубик, называют слова -Называли слова. -Мы называли слова на гласные звуки. | Умение узнавать гласные звуки и буквы среди остальных Дети умеют называть слова, начинающиеся на определенный звук, подбирать слова с заданным звуком в начале слова | |
Задание №2 | -С первым заданием мы справились, но посмотрите, у нас еще много замков осталось на сундуке! Сосчитайте, сколько? Что мы будем делать дальше? Для этого присядьте за столы. - У вас на столах карточки с заданиями и цветные карандаши. Ваша задача на карточке найти все буквы, которые обозначают гласные звуки и обвести их в кружок. Какой карандаш мы возьмем для этой работы? -А почему? -Правильно, приступаем к работе. -А теперь поменяйтесь листочками с соседом, и побудьте в роли школьного учителя - проверьте правильно ли выполнено задание. Посчитайте, сколько букв вы обвели? -Поднимите руки те, кто считает, что ваш сосед полностью справился с заданием! -Молодцы! А раз вы справились с заданием, что мы можем сделать? Логопед снимает второй замок с сундука. | Дети считают -Один замок, два замка, три замка и т.д. -Открывать замок, выполнять задание. Дети садятся за столы. -Красный! -Потому что гласные-красные! Дети работают за столами. Дети занимаются взаимопроверкой, считают буквы. Дети поднимают руки. -Открыть замок! | Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв. Сформировано умение работы за столом – правильная осанка, работа с карандашом Сформировано умение взаимоконтроля и самоконтроля | ||
Задание №3 | -Посмотрите, ребята, у вас на столах коробки с конструктором. Это любимый конструктор бабушки Грамматики. Достаньте наборы и посмотрите, что из конструктора составлено? -Слова? А мы можем их прочитать? -Ребята, а вы бы хотели быть волшебниками? -Сейчас случится настоящее волшебство! Посмотрите на свои слова, и подумайте, какую одну букву можно убрать из вашего слова, чтоб получилось новое слово! -Замечательно! Посмотрите, сколько новых слов у нас получилось! -Я думаю, бабушка Грамматика будет вами довольна и разрешит нам открыть следующий замок! Открывает замок | Дети обращают внимание на столы. Берут из контейнера слова из конструктора ТИКО. - Слова! Дети читают по очереди слова. -Да! Дети работают с конструктором ТИКО. Собирают новые слова: ШАРФ-ШАР МУХА-УХА | Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов Сформировано умение образовывать новые слова из заданного количества букв | ||
Задание №4 Физминутка | -Устали? Может быть немножко отдохнем! Вставайте на зарядку! -А зарядка будет у нас не простая! Я прочитаю вам загадки про буквы, а вы отгадайте эту загадку и постройте букву с помощью собственного тела! -Вы так хорошо справились и с этим заданием, а значит еще один замочек легко откроете! Снимает замок с сундука. | Дети встают, слушают загадки, конструируют буквы | Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Сформирована пространственная ориентация, умение конструировать буквы | ||
Задание №5 | -Отдохнули? Я предлагаю вам присесть за столы, и продолжить открывать замки! -У вас на столах цветные листы, на них в ряд нарисованы картинки. Произнесите названия этих картинок и найдите, какой звук повторяется во всех этих словах! -Запишите в последнюю клеточку букву, которая обозначает этот звук на письме. -Давайте проверим, какие буквы вы написали. -Все правильно. Как вы думаете, ребята, все справились? Кому-то было трудно? -Ну если все справились, можно открыть еще один замочек! Открывает замок. | Дети садятся за столы. Работа в парах. Дети пишут букву. Называют буквы. Ответы детей | Сформировано умение работать в парах Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах и обозначать его на письме буквой | ||
Задание №6 | -Ребята, а у нас есть подсказка, которая нам помогает различать звуки? Показывает на буквы Какие звуки обозначают эти буквы? Показывает на парные согласные -А почему они так называются? А чем они отличаются? -А чтобы открыть еще один замочек, поиграем в игру «Найди пару»? Я раздам вам по букве, вы под музыку кружитесь, танцуете, ходите по группе, а как только музыка остановится, вы должны найти свою пару. Логопед раздает детали конструктора ТИКО-Грамматика с буквами П-Б, З-С, Ж-Ш, Т-Д, К-Г, В-Ф. Останавливает музыку. -Давайте проверим, все ли правильно нашли свою пару. -Ребята, а как называются эти пары? -Молодцы! Я вами довольна, открываем следующий замочек! А какой он по счету? А сколько замочков нам осталось открыть? | Ответы детей Дети смотрят на ленту букв. -Согласные. -Потому что у них есть пары. -Одни-звонкие, другие-глухие. Дети внимательно слушают инструкцию. Дети двигаются по группе, по сигналу ищут свою пару. Называют парные согласные. -Парные согласные! Ответы детей | Сформировано умение работать с лентой букв, распознавать гласные и согласные Сформировано умение определять парность согласных по глухости-звонкости и находить эту пару | ||
Задание №7 | -Дорогие ребята, у нас остался последний замочек на сундуке бабушки Грамматики. Совсем скоро мы его откроем. -Садитесь на стульчики. Сейчас я вам покажу картинки, а вы поможете мне определить сколько слогов в этом слове. Показывает картинки -Молодцы! А что мы сейчас с вами учились делать со словами? -А какое правило мы знаем и оно нам помогло? -Мы с вами справились с заданием? Скорей снимайте последний замок с сундука и будем открывать его! Снимают последний замок с сундука, пытается открыть. Сундук не открывается. | Дети сели на стулья. Называют слова, определяют сколько слогов в каждом слове. -Делили слово на слоги -Сколько в слове гласных, столько и слогов | Сформировано умение делить слова на слоги | ||
3. Заключительная часть 1)Рефлексивный 2)Мотивация на последующую работу | -Странно, ребята… мы все задания выполнили, а сундучок не открывается… -Может быть нам нужно вспомнить, кто прислал нам эту посылку? -А как мы должны были снять замки? -А какие задания мы выполняли? -А вы помните, какой любимый конструктор бабушки Грамматики? Он и помог нам преодолеть все трудности и открыть замки! А сундук нам прислала гостья, давайте ее вместе позовем? -А вы сможете вместе громко повторить это слово по слогам: ГРАМ-МА-ТИ-КА!? Заходит Бабушка Грамматика, приветствует детей, хвалит за то, что они прошли все испытания, дарит подарки. -Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно открыть любой замок. Бабушка Грамматика подарила вам прописи, в которых вы будете продолжать учиться писать буквы и читать, а тем самым готовиться к школе. А может быть кто-то из вас захочет написать письмо для бабушки Грамматики или свою заполненную пропись отправить ей обратной посылкой? Впереди у вас новая интересная работа. До новых встреч! | Ответы детей Ответы детей Повторяют слово 1-2 раза Прощаются. | Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога Дети смотивированы на дальнейшую работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе
целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....
Технологическая карта занятия по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий
Занятие по обучению грамоте с использованием компьютерных технологий "Звук и буква Б" представлено в виде технологической карты....
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в старшей группе «В гости в город Грамотейкино» с использованием пособий В.Воскобовича
Материал пригодится воспитателям при организации занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада Конспект разработан с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича....
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ы».
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:...
Технологическая карта занятия по обучению грамоте средняя группа
Технологическая карта по обучению грамоте: развитие фонетико-фонетической стороны речи...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики» для детей подготовительной группы
Технологическая карта НОД по речевому развитию (обучение грамоте)...
- Мне нравится (1)