Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Куликова Светлана Николаевна

Технологическая карта НОД по речевому развитию (обучение грамоте)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_podgotovit.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию (обучение грамоте)

 На тему: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики»

для детей подготовительной группы

Выполнила:

Воспитатель группы  

№ 1 «Звёздочки»

Куликова Светлана Николаевна

ОМСК,

2022г

Тема: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики»

Тип НОД: Занятие-игра с элементами квест-технологии .

Группа: подготовительная

Цель: развитие  речи в процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательная:

знать, где находиться звук в слове

– определять количество слогов в слове

Развивающая:

-варьировать способности  детей посредством работы с конструктором «ТИКО -  Грамматика»;

Воспитательная:

- слушать не перебивая

Речевая:

- подбирать прилагательные  к существительным

Планируемые результаты:

- дети имеют представление о понятии «звук»  и «буква»;

-умело применяют свои знания;

-способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;

-дети обладают конструкторскими навыками.

Методические приемы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения.

Наглядные: картинки с заданиями, схемами 

Игровые: дидактические игры с конструктором ТИКО

Практические: упражнения впечатных карточках

Материалы и оборудование: видеозапись «Письмо от бабушки Грамматики», посылка с сундуком внутри,  цветные карандаши, конструктор «ТИКО-Грамматика», печатные задания для каждого ребенка.

Ход НОД:

Технологическая карта НОД

Этапы НОД

Методы и приёмы

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

1.Вводная часть

Мотивационный этап

Организационный момент

Заводит детей в зал. Знакомит их с гостями.   Поздоровайтесь с ними.

Собрались все дети вкруг
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся.

                 И друг другу улыбнёмся.

А теперь, ребята, давайте начнем наше занятие. Присаживайтесь за столы.

Дети с воспитателем заходят в группу. Здороваются с гостями.

Дети берутся за руки, проговаривают стихотворение, улыбаются друг другу.

Дети садятся за столы.

Создать положительный эмоциональный настрой

Сюрпризный момент

Воспитатель обнаруживает коробку  - почтовую посылку.

- Ой, ребята, посмотрите, это что за коробка?

Давайте прочитаем, что на ней написано.

- Ребята, что же нам делать с этой посылкой? Как вы думаете?

-Посмотрите, это же волшебный сундук. А на нем замки. А как же нам его открыть? Что же делать? Может в посылке есть подсказка?

- Что это? Флешка? Наверно на ней что-то есть. Надо проверить.

Воспитатель включает флешку в телевизор, включает видеозапись.

Дети обращают внимание на коробку. Отвечают, что это посылка.

Читают: «Куда: в детский сад № __ Кому: в группу №1. От кого: от бабушки Грамматики»

Ответы детей

Открывают посылку, обнаруживают сундук.

Дети осматривают сундук, обнаруживают флешку.

Просматривают запись – видеописьмо от бабушки Грамматики.

Смотивировать детей на работу

Пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента

Постановка цели НОД

По окончании видеописьма с помощью вопросов выясняет у детей, как они поняли поставленную перед ними цель, и как её достичь.

- Ребята, как же мы должны открыть сундук бабушки Грамматики? Что для этого нам предстоит сделать?

Отвечают на вопросы логопеда.

Цель занятия поставлена детьми

2.Основная часть

Содержательный этап

Задание №1

-Раз бабушку зовут Грамматика, все задания, наверное, будут связаны с грамотой. А вы знаете, что такое грамота? Это умение читать и писать.

Воспитатель объясняет первое задание.

- Сначала мы должны вспомнить какие бывают звуки?

- А почему звуки называются гласные? Как мы их отличим от согласных?

-А каким цветом обозначаются гласные?

-Назовите мне гласные звуки!

-Молодцы! А вы хотите поиграть со мной? поиграем в игру «Умный кубик»

Воспитатель передает детям кубик, собранный из конструктора ТИКО-Грамматика.

-Ваша задача бросить кубик, посмотреть на букву, которая вам выпала, и назвать слово, которое начинается с этого звука.

-Ребята, а что мы с вами сейчас делали?

-А на какие звуки мы называли слова?

-Молодцы, вы справились с первым заданием, и мы открываем первый замок.

Воспитатель снимает с сундука первый замок

Дети стоят в кругу.

Ответы детей:

-Гласные и согласные

Монологические ответы детей:

- Гласные звуки тянутся, поются, у них нет преграды.

-Красным

-А,О,У,Ы,Э, Я,Ё,Ю,И,Е

Дети бросают кубик, называют слова

-Называли слова.

-Мы называли слова на гласные звуки.

Умение узнавать гласные звуки и буквы среди остальных

Дети умеют называть слова, начинающиеся на определенный звук, подбирать слова с заданным звуком в начале слова

Задание №2

-С первым заданием мы справились, но посмотрите, у нас ещё много замков осталось на сундуке! Сосчитайте, сколько?

Что мы будем делать дальше?

 Для этого присядьте за столы.

- У вас на столах карточки с заданиями и цветные карандаши. Ваша задача на карточке найти все буквы, которые обозначают гласные звуки и обвести их в кружок. Какой карандаш мы возьмем для этой работы?

-А почему?

-Правильно, приступаем к работе.

-А теперь поменяйтесь листочками с соседом, и побудьте в роли школьного учителя -  проверьте правильно ли выполнено задание. Посчитайте, сколько букв вы обвели?

-Поднимите руки те, кто считает, что ваш сосед полностью справился с заданием!

-Молодцы! А раз вы справились с заданием, что мы можем сделать?

Воспитатель снимает второй замок с сундука.

Дети считают

-Один замок, два замка, три замка и т.д.

-Открывать замок, выполнять задание.

Дети садятся за столы.

-Красный!

-Потому что гласные-красные!

Дети работают за столами.

Дети занимаются взаимопроверкой, считают буквы.

Дети поднимают руки.

-Открыть замок!

Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв.

Сформировано умение работы за столом – правильная осанка, работа с карандашом

Сформировано умение взаимоконтроля и самоконтроля

Задание №3

-Посмотрите, ребята, у вас на столах коробки с конструктором. Это любимый конструктор бабушки Грамматики. Достаньте наборы и  посмотрите, что из конструктора составлено?

-Слова? А мы можем их прочитать?

-Ребята, а вы бы хотели быть волшебниками?

-Сейчас случится настоящее волшебство! Посмотрите на свои слова, и подумайте, какую одну букву можно убрать из вашего слова, чтоб получилось новое слово!

-Замечательно! Посмотрите, сколько новых слов у нас получилось!

-Я думаю, бабушка Грамматика будет вами довольна и разрешит нам открыть следующий замок!

Открывает замок

Дети обращают внимание на столы. Берут из контейнера слова из конструктора ТИКО.

- Слова!

Дети читают по очереди слова.

-Да!

Дети работают с конструктором ТИКО.

Собирают новые слова:

ШАРФ-ШАР

МУХА-УХА

Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов

Сформировано умение образовывать новые слова из заданного количества букв

Задание №4

Физминутка

-Устали? Может быть немножко отдохнём! Вставайте на зарядку!

-А зарядка будет у нас не простая! Я прочитаю вам загадки про буквы, а вы отгадайте эту загадку и постройте букву с помощью собственного тела!

-Вы так хорошо справились и с этим заданием, а значит ещё один замочек легко откроете!

Снимает замок с сундука.

Дети встают, слушают загадки, конструируют буквы

Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другой.

Сформирована пространственная ориентация, умение конструировать буквы

Задание №5

-Отдохнули? Я предлагаю вам присесть за столы, и продолжить открывать замки!

-У вас на столах цветные листы, на них в ряд нарисованы картинки. Произнесите названия этих картинок и найдите, какой звук повторяется во всех этих словах!

-Запишите в последнюю клеточку букву, которая обозначает этот звук на письме.

-Давайте проверим, какие буквы вы написали.

-Все правильно. Как вы думаете, ребята, все справились? Кому-то было трудно?

-Ну, если все справились, можно открыть еще один замочек!

Открывает замок.

Дети садятся за столы.

Работа в парах.

Дети пишут букву.

Называют буквы.

Ответы детей

Сформировано умение работать в парах

Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах и обозначать его на письме буквой

Задание №6

-Ребята, а у нас есть подсказка, которая нам помогает различать звуки?

Показывает на буквы

Какие звуки обозначают эти буквы?

Показывает на парные согласные

-А почему они так называются? А чем они отличаются?

-А чтобы открыть ещё один замочек, поиграем в игру «Найди пару»? Я раздам вам по букве, вы под музыку кружитесь, танцуете, ходите по группе, а как только музыка остановится, вы должны найти свою пару.

Воспитатель раздает детали конструктора ТИКО-Грамматика с буквами П-Б, З-С,Ж-Ш, Т-Д, К-Г, В-Ф.

Останавливает музыку.

-Давайте проверим, все ли правильно нашли  свою пару.

-Ребята, а как называются эти пары?

-Молодцы! Я вами довольна, открываем следующий замочек! А какой он по счету?

А сколько замочков нам осталось открыть?

Ответы детей

Дети смотрят на ленту букв.

-Согласные.

-Потому что у них есть пары.

-Одни-звонкие, другие-глухие.

Дети внимательно слушают инструкцию.

Дети двигаются по группе, по сигналу ищут свою пару.

Называют парные согласные.

-Парные согласные!

Ответы детей

Сформировано умение работать с лентой букв, распознавать гласные и согласные

Сформировано умение определять парность согласных по глухости-звонкости и находить эту пару

Задание №7

-Дорогие ребята, у нас остался последний замочек на сундуке бабушки Грамматики. Совсем скоро мы его откроем.

-Садитесь на стульчики. Сейчас я вам покажу картинки, а вы поможете мне определить, сколько слогов в этом слове.

Показывает картинки

-Молодцы! А что мы сейчас с вами учились делать со словами?

-А какое правило мы знаем, и оно нам помогло?

-Мы с вами справились с заданием? Скорей снимайте последний замок с сундука и будем открывать его!

Снимают последний замок с сундука, пытается открыть. Сундук не открывается.

Дети сели на стулья.

Называют слова, определяют сколько слогов в каждом слове.

-Делили слово на слоги

-Сколько в слове гласных, столько и слогов

Сформировано умение делить слова на слоги

3. Заключительная часть

Рефлексивный этап

-Странно, ребята… мы все задания выполнили, а сундучок не открывается…

-Может быть нам нужно вспомнить, кто прислал нам эту посылку?

-А как мы должны были снять замки?

-А какие задания мы выполняли?

-А вы помните, какой любимый конструктор бабушки Грамматики? Он и помог нам преодолеть все трудности и открыть замки! А сундук нам прислала гостья, давайте ее вместе позовем?

-А вы сможете  вместе громко повторить это слово по слогам: ГРАМ-МА-ТИ-КА!?

Заходит Бабушка Грамматика, приветствует детей, хвалит за то, что они прошли все испытания, дарит подарки.

-Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно открыть любой замок.

Бабушка Грамматика подарила вам прописи, в которых вы будете продолжать учиться писать буквы и читать, а тем самым готовиться к школе. А может быть кто-то из вас захочет написать письмо для бабушки Грамматики или свою заполненную пропись отправить ей обратной посылкой? Впереди у вас новая интересная работа.

До новых встреч!

Ответы детей

Ответы детей

Повторяют слово 1-2 раза

Прощаются.

Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога

Дети смотивированы на дальнейшую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ

Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»

1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Подарок для самого слабого» для детей подготовительной группы.

Цель: Развитие связной речи детей, умения инсценировать знакомую сказку по ролям, воспитание добрых чувств, чувства справедливости и сопереживания.Задачи: Образовательная: упражнять детей в подбо...

Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия  «Уроки Тётушки  Совы»Интеграция ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...