Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Технологическая карта НОД по речевому развитию (обучение грамоте)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_podgotovit.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию (обучение грамоте)
На тему: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики»
для детей подготовительной группы
Выполнила:
Воспитатель группы
№ 1 «Звёздочки»
Куликова Светлана Николаевна
ОМСК,
2022г
Тема: «Волшебный сундучок бабушки Грамматики»
Тип НОД: Занятие-игра с элементами квест-технологии .
Группа: подготовительная
Цель: развитие речи в процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательная:
– знать, где находиться звук в слове
– определять количество слогов в слове
Развивающая:
-варьировать способности детей посредством работы с конструктором «ТИКО - Грамматика»;
Воспитательная:
- слушать не перебивая
Речевая:
- подбирать прилагательные к существительным
Планируемые результаты:
- дети имеют представление о понятии «звук» и «буква»;
-умело применяют свои знания;
-способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;
-дети обладают конструкторскими навыками.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения.
Наглядные: картинки с заданиями, схемами
Игровые: дидактические игры с конструктором ТИКО
Практические: упражнения впечатных карточках
Материалы и оборудование: видеозапись «Письмо от бабушки Грамматики», посылка с сундуком внутри, цветные карандаши, конструктор «ТИКО-Грамматика», печатные задания для каждого ребенка.
Ход НОД:
Технологическая карта НОД
№ | Этапы НОД | Методы и приёмы | Ход НОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1.Вводная часть Мотивационный этап | Организационный момент | Заводит детей в зал. Знакомит их с гостями. Поздоровайтесь с ними. Собрались все дети вкруг И друг другу улыбнёмся. А теперь, ребята, давайте начнем наше занятие. Присаживайтесь за столы. | Дети с воспитателем заходят в группу. Здороваются с гостями. Дети берутся за руки, проговаривают стихотворение, улыбаются друг другу. Дети садятся за столы. | Создать положительный эмоциональный настрой | |
Сюрпризный момент | Воспитатель обнаруживает коробку - почтовую посылку. - Ой, ребята, посмотрите, это что за коробка? Давайте прочитаем, что на ней написано. - Ребята, что же нам делать с этой посылкой? Как вы думаете? -Посмотрите, это же волшебный сундук. А на нем замки. А как же нам его открыть? Что же делать? Может в посылке есть подсказка? - Что это? Флешка? Наверно на ней что-то есть. Надо проверить. Воспитатель включает флешку в телевизор, включает видеозапись. | Дети обращают внимание на коробку. Отвечают, что это посылка. Читают: «Куда: в детский сад № __ Кому: в группу №1. От кого: от бабушки Грамматики» Ответы детей Открывают посылку, обнаруживают сундук. Дети осматривают сундук, обнаруживают флешку. Просматривают запись – видеописьмо от бабушки Грамматики. | Смотивировать детей на работу Пробудить интерес к занятию с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента | ||
Постановка цели НОД | По окончании видеописьма с помощью вопросов выясняет у детей, как они поняли поставленную перед ними цель, и как её достичь. - Ребята, как же мы должны открыть сундук бабушки Грамматики? Что для этого нам предстоит сделать? | Отвечают на вопросы логопеда. | Цель занятия поставлена детьми | ||
2.Основная часть Содержательный этап | Задание №1 | -Раз бабушку зовут Грамматика, все задания, наверное, будут связаны с грамотой. А вы знаете, что такое грамота? Это умение читать и писать. Воспитатель объясняет первое задание. - Сначала мы должны вспомнить какие бывают звуки? - А почему звуки называются гласные? Как мы их отличим от согласных? -А каким цветом обозначаются гласные? -Назовите мне гласные звуки! -Молодцы! А вы хотите поиграть со мной? поиграем в игру «Умный кубик» Воспитатель передает детям кубик, собранный из конструктора ТИКО-Грамматика. -Ваша задача бросить кубик, посмотреть на букву, которая вам выпала, и назвать слово, которое начинается с этого звука. -Ребята, а что мы с вами сейчас делали? -А на какие звуки мы называли слова? -Молодцы, вы справились с первым заданием, и мы открываем первый замок. Воспитатель снимает с сундука первый замок | Дети стоят в кругу. Ответы детей: -Гласные и согласные Монологические ответы детей: - Гласные звуки тянутся, поются, у них нет преграды. -Красным -А,О,У,Ы,Э, Я,Ё,Ю,И,Е Дети бросают кубик, называют слова -Называли слова. -Мы называли слова на гласные звуки. | Умение узнавать гласные звуки и буквы среди остальных Дети умеют называть слова, начинающиеся на определенный звук, подбирать слова с заданным звуком в начале слова | |
Задание №2 | -С первым заданием мы справились, но посмотрите, у нас ещё много замков осталось на сундуке! Сосчитайте, сколько? Что мы будем делать дальше? Для этого присядьте за столы. - У вас на столах карточки с заданиями и цветные карандаши. Ваша задача на карточке найти все буквы, которые обозначают гласные звуки и обвести их в кружок. Какой карандаш мы возьмем для этой работы? -А почему? -Правильно, приступаем к работе. -А теперь поменяйтесь листочками с соседом, и побудьте в роли школьного учителя - проверьте правильно ли выполнено задание. Посчитайте, сколько букв вы обвели? -Поднимите руки те, кто считает, что ваш сосед полностью справился с заданием! -Молодцы! А раз вы справились с заданием, что мы можем сделать? Воспитатель снимает второй замок с сундука. | Дети считают -Один замок, два замка, три замка и т.д. -Открывать замок, выполнять задание. Дети садятся за столы. -Красный! -Потому что гласные-красные! Дети работают за столами. Дети занимаются взаимопроверкой, считают буквы. Дети поднимают руки. -Открыть замок! | Сформирован оптический образ буквы и умение находить ее среди других букв. Сформировано умение работы за столом – правильная осанка, работа с карандашом Сформировано умение взаимоконтроля и самоконтроля | ||
Задание №3 | -Посмотрите, ребята, у вас на столах коробки с конструктором. Это любимый конструктор бабушки Грамматики. Достаньте наборы и посмотрите, что из конструктора составлено? -Слова? А мы можем их прочитать? -Ребята, а вы бы хотели быть волшебниками? -Сейчас случится настоящее волшебство! Посмотрите на свои слова, и подумайте, какую одну букву можно убрать из вашего слова, чтоб получилось новое слово! -Замечательно! Посмотрите, сколько новых слов у нас получилось! -Я думаю, бабушка Грамматика будет вами довольна и разрешит нам открыть следующий замок! Открывает замок | Дети обращают внимание на столы. Берут из контейнера слова из конструктора ТИКО. - Слова! Дети читают по очереди слова. -Да! Дети работают с конструктором ТИКО. Собирают новые слова: ШАРФ-ШАР МУХА-УХА | Сформированы предпосылки к обучению грамоте и чтению слов Сформировано умение образовывать новые слова из заданного количества букв | ||
Задание №4 Физминутка | -Устали? Может быть немножко отдохнём! Вставайте на зарядку! -А зарядка будет у нас не простая! Я прочитаю вам загадки про буквы, а вы отгадайте эту загадку и постройте букву с помощью собственного тела! -Вы так хорошо справились и с этим заданием, а значит ещё один замочек легко откроете! Снимает замок с сундука. | Дети встают, слушают загадки, конструируют буквы | Сформировано умение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Сформирована пространственная ориентация, умение конструировать буквы | ||
Задание №5 | -Отдохнули? Я предлагаю вам присесть за столы, и продолжить открывать замки! -У вас на столах цветные листы, на них в ряд нарисованы картинки. Произнесите названия этих картинок и найдите, какой звук повторяется во всех этих словах! -Запишите в последнюю клеточку букву, которая обозначает этот звук на письме. -Давайте проверим, какие буквы вы написали. -Все правильно. Как вы думаете, ребята, все справились? Кому-то было трудно? -Ну, если все справились, можно открыть еще один замочек! Открывает замок. | Дети садятся за столы. Работа в парах. Дети пишут букву. Называют буквы. Ответы детей | Сформировано умение работать в парах Сформировано умение выделять повторяющийся звук во всех словах и обозначать его на письме буквой | ||
Задание №6 | -Ребята, а у нас есть подсказка, которая нам помогает различать звуки? Показывает на буквы Какие звуки обозначают эти буквы? Показывает на парные согласные -А почему они так называются? А чем они отличаются? -А чтобы открыть ещё один замочек, поиграем в игру «Найди пару»? Я раздам вам по букве, вы под музыку кружитесь, танцуете, ходите по группе, а как только музыка остановится, вы должны найти свою пару. Воспитатель раздает детали конструктора ТИКО-Грамматика с буквами П-Б, З-С,Ж-Ш, Т-Д, К-Г, В-Ф. Останавливает музыку. -Давайте проверим, все ли правильно нашли свою пару. -Ребята, а как называются эти пары? -Молодцы! Я вами довольна, открываем следующий замочек! А какой он по счету? А сколько замочков нам осталось открыть? | Ответы детей Дети смотрят на ленту букв. -Согласные. -Потому что у них есть пары. -Одни-звонкие, другие-глухие. Дети внимательно слушают инструкцию. Дети двигаются по группе, по сигналу ищут свою пару. Называют парные согласные. -Парные согласные! Ответы детей | Сформировано умение работать с лентой букв, распознавать гласные и согласные Сформировано умение определять парность согласных по глухости-звонкости и находить эту пару | ||
Задание №7 | -Дорогие ребята, у нас остался последний замочек на сундуке бабушки Грамматики. Совсем скоро мы его откроем. -Садитесь на стульчики. Сейчас я вам покажу картинки, а вы поможете мне определить, сколько слогов в этом слове. Показывает картинки -Молодцы! А что мы сейчас с вами учились делать со словами? -А какое правило мы знаем, и оно нам помогло? -Мы с вами справились с заданием? Скорей снимайте последний замок с сундука и будем открывать его! Снимают последний замок с сундука, пытается открыть. Сундук не открывается. | Дети сели на стулья. Называют слова, определяют сколько слогов в каждом слове. -Делили слово на слоги -Сколько в слове гласных, столько и слогов | Сформировано умение делить слова на слоги | ||
3. Заключительная часть Рефлексивный этап | -Странно, ребята… мы все задания выполнили, а сундучок не открывается… -Может быть нам нужно вспомнить, кто прислал нам эту посылку? -А как мы должны были снять замки? -А какие задания мы выполняли? -А вы помните, какой любимый конструктор бабушки Грамматики? Он и помог нам преодолеть все трудности и открыть замки! А сундук нам прислала гостья, давайте ее вместе позовем? -А вы сможете вместе громко повторить это слово по слогам: ГРАМ-МА-ТИ-КА!? Заходит Бабушка Грамматика, приветствует детей, хвалит за то, что они прошли все испытания, дарит подарки. -Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно открыть любой замок. Бабушка Грамматика подарила вам прописи, в которых вы будете продолжать учиться писать буквы и читать, а тем самым готовиться к школе. А может быть кто-то из вас захочет написать письмо для бабушки Грамматики или свою заполненную пропись отправить ей обратной посылкой? Впереди у вас новая интересная работа. До новых встреч! | Ответы детей Ответы детей Повторяют слово 1-2 раза Прощаются. | Сформировано умение давать полные, точные ответы на вопросы педагога Дети смотивированы на дальнейшую работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте). Тема: «В поисках мамы для мамонтенка»
НОД направлена на закрепление звукового и слогового анализа слов....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ
Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте) в группе «Г» комбинированной направленности для детей 6– 7 лет Тема: «Волшебный сундучок деда Грамотея»
1. Продолжать учить составлять предложения по схеме, схемы предложений из трёх слов, с предлогом и без предлога.2. Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью оп...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Подарок для самого слабого» для детей подготовительной группы.
Цель: Развитие связной речи детей, умения инсценировать знакомую сказку по ролям, воспитание добрых чувств, чувства справедливости и сопереживания.Задачи: Образовательная: упражнять детей в подбо...
Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)
Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия «Уроки Тётушки Совы»Интеграция ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».
ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...
Технологическая карта организационной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Обучение грамоте» Тема: «Звук и буква У»
Обучение грамоте в подготовительной группе...