Конспект коррекционно-образовательного занятия по обучению грамоте «Звук [К], буква К, к.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.
Цель: Создать условия для знакомства детей со звуком и буквой К.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить со звуком и буквой К.
- Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
- Коррекционно-развивающие:
- Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
- Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
- Закреплять понятия «звук», «буква».
- Совершенствовать чувственное восприятие.
- Воспитательные:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
- Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_k.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-образовательного занятия
учителя-дефектолога Жуйковой Анастасии Юрьевны
Тема: «Звук [К], буква К, к.»
Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить со звуком и буквой К.
- Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
- Коррекционно-развивающие:
- Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
- Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
- Закреплять понятия «звук», «буква».
- Совершенствовать чувственное восприятие.
- Воспитательные:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
- Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр»; микрофон; изображения букв; иллюстрации с упражнениями для артикуляционной гимнастики; с карточки с пуговицами; карточки для упражнения «Найди букву»; зеркало для каждого ребенка.
Формы работы:
- Создание мотивационного поля (организационный момент):
Все дети сидят в кругу. Педагог приветствует детей.
- Упражнение «Волшебный микрофон!»
Педагог на занятие принес микрофон. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.
- Сюрпризный момент
Педагог обращает внимание детей на то, что по группе развешаны изображения букв. Педагог загадывает загадки об этих буквах и предлагает детям их отгадать.
Загадки про буквы:
- Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву ... (О)
- Буква первая, друзья, в алфавите - это ... (А)
- Слово вкусное УХА
Начинает буква ... (У)
- Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква …(Я)
Педагог подводит детей к тому, что это буквы, которые обозначаются гласными звуками и предлагает пропеть гласные звуки.
Основная часть.
а) артикуляционная гимнастика
Педагог предлагает детям сделать упражнения «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр», смотря на иллюстрации ( Слайд 1, 2, 3, 4).
б) работа со звуком [К]
Хоровое и индивидуальное произнесение звука [К] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губы свободны, кончик языка смотрит вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу). Звук [К] согласный, согласные звуки обозначаются синими фишками. Дети берут синие фишки.
- Фонетическая зарядка «Как мы смеемся?». Педагог предлагает каждому ребенку посмеяться в микрофон, так что бы был звук [К] (Хо-хо, ха-ха, хи-хи, хе-хе).
- Сказка «Как варить компот». Педагог предлагает детям запомнить слова со звуком [К], которые встретятся в сказке. Ребенку, который называет слово со звуком [К] педагог дает синюю фишку, у кого больше фишек, тому в подарок буква К.
Сказка «Как варить компот»
На одном дворе жил кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Пот ом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
- Готово! Кушайте на здоровье.
Попробовали друзья, плюются:
- Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
(Г.Юдин)
Динамическая пауза «Буквы»
В старом дереве дупло - (круговые движения руками)
Это домик буквы О.
Рядом с нею на суку (присесть на корточки)
Притаилась буква У.
В гости к нам издалека (бег на месте)
Прибежала буква А.
Прилетела буква Я (махи руками, как крыльями)
На спине у воробья.
Буквы стали веселиться: (движения в соответствии с текстом)
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать пойдут.
в) работа с буквой
- упражнение «На что похожа буква?»
Педагог предлагает детям пофантазировать на что похожа буква К. Педагог показывает картинки на что может быть похожа буква К (Слайд 5, 6, 7).
- упражнение Найди букву» (Слайд 8)
Педагог раздает каждому ребенку лист с заданием, где он должен найти букву К.
- упражнение «Сделай сам». Выкладывание буквы из различных материалов.
г) чтение страницы в букваре Жукова.
- Рефлексия (итог):
Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребенка.
Конспект коррекционно-образовательного занятия
учителя-дефектологаЖуйковой Анастасии Юрьевны,
учителя-дефектолога Улатаевой Людмилы Николаевны
Тема: «Звук [К], буква К, к.»
Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить со звуком и буквой К.
- Закреплять знания детей о гласных звуках [А], [О], [У], [Я] и буквах, обозначающих эти звуки.
- Коррекционно-развивающие:
- Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
- Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
- Закреплять понятия «звук», «буква».
- Совершенствовать чувственное восприятие.
- Воспитательные:
- Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
- Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: иллюстрации с упражнениями для артикуляционной гимнастики: «улыбочка», «часики», «змейка», «маляр» - с изображением «капустной кочерыжки», «котелка»; изображения букв; микрофон; карточки для упражнения «Найди букву»; зеркало для каждого ребенка.
Формы работы:
- Создание мотивационного поля (организационный момент):
Все дети сидят в кругу.Педагог приветствует детей.
- Упражнение «Волшебный микрофон!»
Педагог на занятие принес микрофон.Тот, кто держит микрофон, может сказать всем: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня дома.
- Сюрпризный момент
Педагог обращает внимание детей на то, что по группе развешаны изображения букв. Педагог загадывает загадки об этих буквах и предлагает детям их отгадать.
Загадки про буквы:
- Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву ... (О)
-Буква первая, друзья, в алфавите - это ... (А)
-Слово вкусное УХА
Начинает буква ... (У)
- Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква …(Я)
Педагог подводит детей к тому, что это буквы, которые обозначаются гласными звуками и предлагает пропеть гласные звуки.
Основная часть.
а) артикуляционная гимнастика
Педагог предлагает детям сделать упражнения «улыбочка», «часики», «змейка», «моляр», смотря на иллюстрации ( Слайд 1, 2, 3, 4).
б) Педагог предлагает послушать внимательно слова, и назвать первый звук.
- К о т, к и т, к о м, к а ш а
Педагог подводит детей к тому, что сегодня они будут знакомиться со звуком [К].
в) работа со звуком [К]
Хоровое и индивидуальное произнесение звука[К] с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губы свободны, кончик языка смотрит вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу). Звук [К] согласный, согласные звуки обозначаются синими фишками. Дети берут синие фишки.
- Фонетическая зарядка. Педагог предлагает детям повторить скороговорки и выполнить движения.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришел из далека? (ставят правую руку на лоб «козырьком»)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча)
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что еще за стук? (стучат кулачками)
- Сказка «Как варить компот». Педагог предлагает детям запомнить слова со звуком[К], которые встретятся в сказке. Ребенку, который называет слово со звуком [К] педагог дает синюю фишку, у кого больше фишек, тому в подарок буква К. Перед чтением сказки педагог знакомит детей с непонятными словами, используя слайды с изображением этих предметов (котел, капустная кочерыжка). После прослушивания педагог предлагает детям ответить на вопросы по содержанию сказки.
Сказка «Как варить компот»
На одном дворе жил кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
- Готово! Кушайте на здоровье.
Попробовали друзья, плюются:
- Компот называется! Сам ешь!
- Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
(Г.Юдин)
Динамическая пауза «Буквы»
В старом дереве дупло - (круговые движения руками)
Это домик буквы О.
Рядом с нею на суку (присесть на корточки)
Притаилась буква У.
В гости к нам издалека (бег на месте)
Прибежала буква А.
Прилетела буква Я (махи руками, как крыльями)
На спине у воробья.
Из соседнего дупла
Прискакала буква К. (прыжки на месте)
Буквы стали веселиться: (движения в соответствии с текстом)
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать пойдут.
в) работа с буквой
- упражнение «Начто похожа буква?»
Педагог предлагает детям пофантазировать на что похожа буква К. Педагог показывает картинки на что может быть похожа буква К (Слайд 5, 6, 7).
- упражнение Найди букву» (Слайд 8)
Педагог раздает каждому ребенку лист с заданием, где он должен найти букву К.
- упражнение «Сделай сам». Выкладывание буквы из различных материалов.
г) чтение страницы в букваре Н. С. Жуковой.
- Рефлексия (итог):
Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
Советы для родителей "Как стать ребёнку другом играя", Конспект открытого занятия по обучению грамоте "Звук и буква "У" В гостях у лисички"
Данный материал содержит советы для родителей и воспитателей....
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте. Звук [ Р ], Буква Р (подготовительная группа)
Цель-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка....
Конспекты образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук [ы], буква Ы"
Конспект по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Ы, развивают умение определять на слух место звука в словах. На практическом этапе д...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук У. Буква Уу"
Тема: Звук «у». Буква Уу.Цель: Четкое произнесение звука. Выделение начального ударного. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в И.п., В.п. ед.ч.). Знакомств...
Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Волшебная поляна. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л»
Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль (автоматизация звука).Познакомить с буквой Л на письме....