Конспекты образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук [ы], буква Ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Ы, развивают умение определять на слух место звука в словах. На практическом этапе дети вырезают букву и наклеивают на картон и выкладывают из различного конструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_zvuk_i_bukva_y.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение        «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

                               

                         «Звук и  буква Ы»

           Конспект образовательной деятельности

                        по обучению грамоте

         для детей старшего дошкольного возраста

             

Подготовила:

воспитатель                                                                                                                                  

Моисеева М.Г.

Тема: Звук [Ы] и буква Ы.
Цель
: Знакомство со звуком и буквой Ы
Задачи:
Образовательные
: 

Формировать умение различать звуки и буквы,

Активизация словесного внимания;

Умение выделять на слух место звука в слове.

Познакомить детей со звуком и буквой Ы;

Коррекционно-развивающие:
Развивать память и внимание

Развитие связной речи, расширение словарного запаса;

Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в ходе вырезывания, наклеивания и конструирования буквы Ы.

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное.

Методы:

- Словесный

- Наглядный

- Практический

- Игровой

Приёмы:

- создание мотивации на деятельность, создание проблемной ситуации;

- беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение;

- выполнение практической работы.

Принципы:

- Наглядности

- Доступности

- Соответствие возрасту

Словарная работа: богатый, мастера, плотина.

Оборудование: Игрушки мышка и цыплёнок, буква Ы, трафареты буквы Ы, карандаши, клей, картинки, палочки, конструктор «Лего», Дары Фрёбеля.

Предварительная работа: чтение сказки Г. Юдина «Крыса Дылда и Пых-пых».

Планируемые результаты: дети проявляют интерес к знанию новых звуков, активно поддерживают беседу, с удовольствием выполняют задания и проявляют свои знания в практической деятельности.

Ход образовательной деятельности

1. Вводно –организационный этап.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте, дети!

Сегодня в гости к нам пришли гости - это воспитатели нашего детского сада. Поздоровайтесь с ними и ещё одни, необычные гости. С ними вы уже успели познакомиться. А где и как мы это с вами сейчас узнаем.

2. Мотивационно – побудительный этап

Мы с вами читали сказку про мышонка Мышу, его друга Цыплёнка Цыпа и крысу Дылду. Вот они к нам в гости и пришли. (Показ игрушек мышонок и цыплёнок) Вспомните, пожалуйста, что же случилось с Дылдой? (ответы детей)

Кого испугалась Дылда? (теста)

3. Основной этап

Скажите, ребята, как пыхтело тесто? (пых-пых-пых)

Какой звук вы услышали в середине слова пы-ы-ы-х? (звук Ы)                         1). Артикуляция звука [ы]:

А где находится наш язычок, когда мы произносим звук [ы]

(дети произносят звук [ы] хором и индивидуально),

(язык находится глубоко во рту)

 А что вы можете о нем сказать?

Это гласный или согласный звук?

Докажите, что он гласный

 - губы и зубы приоткрыты, не напряжены,

воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,

голосовые связки вибрируют. 

Произносится голосом. Это гласный звук и живёт он в красном домике. 

2). Игра «Угадай звук»

 Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!

 (дети встают возле столов)

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

  • [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

  • МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

  • сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка

  3) Определение места звука Ы в словах.

-  Скажите, на каком месте стоит звук ы в слове ГРИБЫ, ДЫМ, СЫР, ЯГОДЫ?

- Придумайте слова со звуком Ы (Ответы детей) цветы, мыло, цыплёнок, мышка.

  4) Образование существительных множественного числа.

        - Звук [ы] – очень богатый звук.  ЧТО значит богатый? - богатый значит, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        - У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

        - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

        - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        - Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше. 

Динамическая пауза
- А теперь немного отдохнём. 
Тыр - пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

Молодцы, садитесь по местам.

5) Артикуляционная работа. Скороговорка.

- А сейчас послушайте загадку.

Водяные мастера,

Строят дом без топора

Дом из хвороста и тины,

И добротные плотины. (БОБРЫ) (показ картинки)

- Кто это? Есть ли в отгадке звук [ы]? Где в слове бобры вы слышите звук [ы] в начале, в конце или в середине?

Как в этой загадке называют бобров?

 - А я хочу узнать, а вы мастера? Возможно вы мастера скороговорки? Попробуйте повторить:

 Все бобры добры,

 Для своих бобрят.

(повтор 3-4 раза)

В каких словах вы слышали звук [ы]? Где этот звук находится. (начало, середина, конец слова)?

6) а) Знакомство с буквой

       - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]). А наши гости принесли вам очень интересный знак.

       - Этим знаком обозначается звук Ы – это буква Ы (показ буквы).

- на что похожа буква Ы? (высказывания детей)

Вот топор, полено рядом

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы

Все мы знать её должны.

 - Эта буква всегда маленького роста. (Почему? т.к. нет слов начинающихся на эту букву) 

Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.

 - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.

 б) Анализ образа буквы

Воспитатель с детьми рассматривает букву.

- ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).

- А палочки одинаковые или разные?

4. Продуктивная деятельность: 

Работа в центрах активности.

Сегодня мы будем работать в двух центрах. В центре искусств будем выполнять аппликацию. Будем вырезать и клеить букву Ы. Туда идут дети с мышонком Мышем.

         А в центре конструирования будем букву Ы выкладывать из палочек, конструктора «Лего», даров Фрёбеля, палочек Кюзинера туда идут дети с цыплёнком Цыпом, все готовы.

      Делимся на центры.  

5. Заключительный этап.

       - Рассказ детей о полученных результатах.

       - Ребята, с каким звуком мы познакомились?          

       - Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?

       - Какой это звук?

       - Почему буква Ы всегда маленькая?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте " Буквы и звуки Ж-Ш"

На занятии проходит формирование правильного произношения и различения звуков Ж-Ш, развивается фонематический слух, фонематическое восприятие, закрепляется умение писать буквыЖ,Ш,совершенствуется навы...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».

Конспект может быть полезен для воспитателей  и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....