Конспекты образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук [ы], буква Ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Ы, развивают умение определять на слух место звука в словах. На практическом этапе дети вырезают букву и наклеивают на картон и выкладывают из различного конструктора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_zvuk_i_bukva_y.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
«Звук и буква Ы»
Конспект образовательной деятельности
по обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель
Моисеева М.Г.
Тема: Звук [Ы] и буква Ы.
Цель: Знакомство со звуком и буквой Ы
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение различать звуки и буквы,
Активизация словесного внимания;
Умение выделять на слух место звука в слове.
Познакомить детей со звуком и буквой Ы;
Коррекционно-развивающие:
Развивать память и внимание
Развитие связной речи, расширение словарного запаса;
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в ходе вырезывания, наклеивания и конструирования буквы Ы.
Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Игровой
Приёмы:
- создание мотивации на деятельность, создание проблемной ситуации;
- беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, объяснение;
- выполнение практической работы.
Принципы:
- Наглядности
- Доступности
- Соответствие возрасту
Словарная работа: богатый, мастера, плотина.
Оборудование: Игрушки мышка и цыплёнок, буква Ы, трафареты буквы Ы, карандаши, клей, картинки, палочки, конструктор «Лего», Дары Фрёбеля.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Юдина «Крыса Дылда и Пых-пых».
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к знанию новых звуков, активно поддерживают беседу, с удовольствием выполняют задания и проявляют свои знания в практической деятельности.
Ход образовательной деятельности
1. Вводно –организационный этап.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
Сегодня в гости к нам пришли гости - это воспитатели нашего детского сада. Поздоровайтесь с ними и ещё одни, необычные гости. С ними вы уже успели познакомиться. А где и как мы это с вами сейчас узнаем.
2. Мотивационно – побудительный этап
Мы с вами читали сказку про мышонка Мышу, его друга Цыплёнка Цыпа и крысу Дылду. Вот они к нам в гости и пришли. (Показ игрушек мышонок и цыплёнок) Вспомните, пожалуйста, что же случилось с Дылдой? (ответы детей)
Кого испугалась Дылда? (теста)
3. Основной этап
Скажите, ребята, как пыхтело тесто? (пых-пых-пых)
Какой звук вы услышали в середине слова пы-ы-ы-х? (звук Ы) 1). Артикуляция звука [ы]:
А где находится наш язычок, когда мы произносим звук [ы]
(дети произносят звук [ы] хором и индивидуально),
(язык находится глубоко во рту)
А что вы можете о нем сказать?
Это гласный или согласный звук?
Докажите, что он гласный
- губы и зубы приоткрыты, не напряжены,
воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград,
голосовые связки вибрируют.
Произносится голосом. Это гласный звук и живёт он в красном домике.
2). Игра «Угадай звук»
Ну-ка, ушки на макушки, будем мы играть в послушки!
(дети встают возле столов)
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:
- [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]
В слогах:
- МЫ, НИ, РЫ, ВИ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ
В словах:
- сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка
3) Определение места звука Ы в словах.
- Скажите, на каком месте стоит звук ы в слове ГРИБЫ, ДЫМ, СЫР, ЯГОДЫ?
- Придумайте слова со звуком Ы (Ответы детей) цветы, мыло, цыплёнок, мышка.
4) Образование существительных множественного числа.
- Звук [ы] – очень богатый звук. ЧТО значит богатый? - богатый значит, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Динамическая пауза
- А теперь немного отдохнём.
Тыр - пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
Молодцы, садитесь по местам.
5) Артикуляционная работа. Скороговорка.
- А сейчас послушайте загадку.
Водяные мастера,
Строят дом без топора
Дом из хвороста и тины,
И добротные плотины. (БОБРЫ) (показ картинки)
- Кто это? Есть ли в отгадке звук [ы]? Где в слове бобры вы слышите звук [ы] в начале, в конце или в середине?
Как в этой загадке называют бобров?
- А я хочу узнать, а вы мастера? Возможно вы мастера скороговорки? Попробуйте повторить:
Все бобры добры,
Для своих бобрят.
(повтор 3-4 раза)
В каких словах вы слышали звук [ы]? Где этот звук находится. (начало, середина, конец слова)?
6) а) Знакомство с буквой
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]). А наши гости принесли вам очень интересный знак.
- Этим знаком обозначается звук Ы – это буква Ы (показ буквы).
- на что похожа буква Ы? (высказывания детей)
Вот топор, полено рядом
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы
Все мы знать её должны.
- Эта буква всегда маленького роста. (Почему? т.к. нет слов начинающихся на эту букву)
- Я хочу рассказать вам секрет. Буква Ы старенькая бабушка, которая ходит, опираясь на палочку, поэтому, когда другие буквы быстро встают друг за другом в слове, буква Ы никогда не успевает стать первой, становится либо в середину, либо в конец слова. Так, звук [Ы] мы можем услышать только в середине, либо в конце слов.
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова.
б) Анализ образа буквы
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
- ы – буква сытая, несет брюшко набитое.
Из каких элементов состоит буква Ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
4. Продуктивная деятельность:
Работа в центрах активности.
Сегодня мы будем работать в двух центрах. В центре искусств будем выполнять аппликацию. Будем вырезать и клеить букву Ы. Туда идут дети с мышонком Мышем.
А в центре конструирования будем букву Ы выкладывать из палочек, конструктора «Лего», даров Фрёбеля, палочек Кюзинера туда идут дети с цыплёнком Цыпом, все готовы.
Делимся на центры.
5. Заключительный этап.
- Рассказ детей о полученных результатах.
- Ребята, с каким звуком мы познакомились?
- Каким цветом будем обозначать звук [Ы]?
- Какой это звук?
- Почему буква Ы всегда маленькая?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Р»
План-конспект по обучению грамоте "Звук и буква Р" (подгрупповое занятие....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте " Буквы и звуки Ж-Ш"
На занятии проходит формирование правильного произношения и различения звуков Ж-Ш, развивается фонематический слух, фонематическое восприятие, закрепляется умение писать буквыЖ,Ш,совершенствуется навы...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и различать звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе картинок к схе...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».
Конспект может быть полезен для воспитателей и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: "Буква и звук Л"
Конспект ОД по обучению грамоте "Буква и звук Л"...