Открытое занятие по обучению грамоте "Знакомство с звуком и буквой Л"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Знакомство с звуком и буквой Л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_znakomsto_zvukom_i_bukvoy_l.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по обучению грамоте
«Знакомство с звуком и буквой [л]»
Развивающие задачи.
-Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
-Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.
- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
-Учить самостоятельно, анализировать слова.
-Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».
-Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить придумывать слова на заданный звук.
-Анализ и синтез.
-Познакомить буквой Л
-Развивать внимание, память, речь.
1.Организационный момент.
Организационный момент.
Воспитатель: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »
1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает ребенку предложения, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит правильный вариант.
Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.
Воспитатель: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »
Знакомство с новой темой. (Слайд 2)
2. Знакомство со звуком [Л].
Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:
В: -Дети, я принесла вам волшебный сундучок, отгадайте, что в нем?
( На экране появляется сундучок).
В: - Я буду загадывать вам загадки, и если правильно отгадаете, то на экране появятся эти картинки - отгадки.
На потолке висит,
На нас глядит (лампочка).
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (лук).
Сама не ем, а людей кормлю (ложка).
Воспитатель произносит название картинок еще раз.
В: - С какого звука начинаются слова?
Д.: - Со звука «л».
В.: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
— горлышко «работает.
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
3. Знакомство со звуком [Л'].
Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
4. Дифференциация звуков [Л] — [Л'].
Игра «Семафор».
Воспитатель: «Возьмем в правую руку синий квадратик (он будет обозначить твердый звук [л]), в левую – зеленый (он будет обозначать мягкий звук [л,])»
Воспитатель: «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый) »
Воспитатель: «Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля… »
Воспитатель: «Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, халва, лодка, лампа».
5. Игра «Доскажи словечко» (слайд 3)
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
6.Определить место звука в слове (слайд 4)
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Буквой «Л» расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
6. Знакомство с буквой ЭЛЬ
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?»
О. Гофман
Игры с буквой.
На что еще похожа буква Л?
Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.
7. Звуковой анализ слов, (слайды 5, 6)
-звуко-слоговой анализ слова - лиса, выкладывание схем из кружков;
-звуко-слоговой анализ слова - лук, выкладывание схем из кружков (самостоятельно).
8. Работа над предложением и составление схемы.
Придумать предложение со словом лиса.
Анализ предложений. Составление схем предложений
Итог занятия. Рефлексия «Весенняя полянка»
В..: - Давайте украсим полянку цветочками. Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.
- Если вам было немножко трудно – оранжевого.
- Если очень трудно – красного.
- Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....
Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".
Занятие по обучению грамоте в старшей группе....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
Развивать зрительное внимание и память,используя таблицы, кубики и картинки Зайцева...
Самоанализ логопедического занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
Как кубики Зайцева помогают на занятиях по обучению грамоте...
Конспект открытого занятия НОД в старшей группе «Звук [К]. Буква К.»
Знакоство со звуком и буквой "К" на материале лексической темы "Транспорт". Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности....
Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...
Конспект занятия по обучению грамоте "Закрепление звуков и букв Б-П, К-,Х, М-Н"
Конспект занятия по закреплению пройденных звуков и букв....