Открытое занятие по обучению грамоте "Знакомство с звуком и буквой Л"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Знакомство с звуком и буквой Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_znakomsto_zvukom_i_bukvoy_l.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте

«Знакомство с звуком и буквой [л]»

Развивающие задачи.

-Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

-Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.

- Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

-Учить самостоятельно, анализировать слова.

-Закрепить понятия «твердый - мягкий согласный звук», дифференцировать понятия «твердый – мягкий согласный звуки».

-Учить детей выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова. Продолжать учить  придумывать слова на заданный звук.

-Анализ и синтез.  

-Познакомить буквой Л

-Развивать внимание, память, речь.

1.Организационный момент.

Организационный момент.

Воспитатель: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает ребенку предложения, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит правильный вариант.

Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.

Воспитатель: «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

Знакомство с новой темой.  (Слайд 2)   

2. Знакомство со звуком [Л].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

В: -Дети,  я  принесла  вам волшебный сундучок, отгадайте, что в нем?

( На экране появляется сундучок).

В: - Я буду загадывать вам загадки,   и если правильно отгадаете, то на экране появятся эти картинки - отгадки.

На потолке висит,

 На нас глядит (лампочка).

Сидит дед,  во сто шуб одет,                                                                                                    

 Кто его раздевает,                                                                                                                                    

Тот слезы проливает  (лук).

Сама не ем, а людей кормлю  (ложка).

Воспитатель произносит название картинок еще раз.

 В: - С какого звука начинаются слова?

Д.: - Со звука «л».

В.: - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком «л».

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает.  

  Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

3. Знакомство со звуком [Л'].

  Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

4. Дифференциация звуков [Л] — [Л'].  

Игра «Семафор».  

Воспитатель: «Возьмем в правую руку синий квадратик (он будет обозначить твердый звук [л]), в левую – зеленый (он будет обозначать мягкий звук [л,])»

Воспитатель: «Если слышим в слогах или словах твердый звук, поднимаем вверх какой фонарик? (Синий, если – мягкий звук? (Зеленый) »

Воспитатель: «Слоги: ла, ли, ло, лу, ле, лэ, лю, ля… »

Воспитатель: «Слова: лампа, лейка, билет, булка, балет, ель, мел, стол, стул, халва, лодка, лампа».

5. Игра «Доскажи словечко» (слайд 3)

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

6.Определить место звука в слове    (слайд 4)   

 Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Буквой «Л» расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

6. Знакомство с буквой   ЭЛЬ

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О. Гофман

Игры с буквой.

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.

7. Звуковой анализ слов,   (слайды 5, 6)  

-звуко-слоговой анализ слова - лиса, выкладывание схем из кружков;  

-звуко-слоговой анализ слова - лук, выкладывание схем из кружков  (самостоятельно).

8. Работа над предложением и составление схемы.

Придумать предложение со словом лиса.

Анализ предложений. Составление схем предложений

Итог занятия. Рефлексия «Весенняя полянка»

В..: - Давайте украсим полянку цветочками. Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками  желтого цвета.

- Если вам было немножко трудно – оранжевого.

- Если очень трудно – красного.

- Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".

Занятие по обучению грамоте в старшей группе....

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе «Звук [К]. Буква К.»

Знакоство со звуком и буквой "К" на материале лексической темы "Транспорт". Воспитание положительного отношения к учебной  деятельности, самостоятельности, активности....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...

Конспект занятия по обучению грамоте "Закрепление звуков и букв Б-П, К-,Х, М-Н"

Конспект занятия по закреплению пройденных звуков и букв....