Конспект занятия по обучению грамоте Тема "Звук [А]. Буква А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Учитель-логопед: Л.И.Коршунова МАДОУ детский сад №4 «Сказка» г. Кировград, Свердловской области
Тема: Звук [а], буква А.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А. Обучение интонационному чтению.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить навыки различения и произношения звука [А] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
Упражнять детей в умении выделять звук [А] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
Закреплять умение определять позицию звука в слове.
Продолжать формировать звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
Упражнять в составлении предложений с союзом а по опорным словам.
Познакомить детей с графическим образом буквы А. Обучение интонационному чтению.
Расширять словарный запас.
Коррекционные- развивающие
Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Развивать фонематический слух.
Развивать умение концентрировать внимание.
Развивать умение программировать речевое высказывание.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Организация обратной связи-обмена информацией детьми и педагогом в ходе обучения, с целью коррекции процесса обучения и воспитания.
Оборудование
«Звуковичок»- фишка , обозначающая звук [А]. Буквы А,а- красного цвета. Демонстрационная таблица «А» Цуканова, Бетц: «Формируем навыки чтения. Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения»; предметные картинки: аист, улитки, лиса, кенгургу, машина, кукла; картинки: плачущая девочка, девочка, качающая куклу, любопытный мальчик; счётные палочки, пуговицы, кассы букв и слогов;Цветные и простой карандаш; Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы О.С.Гомзяк.
Ход занятия
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (Организационный момент).
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Логопед:
Слушай, думай не зевай
Полными ответами на вопросы отвечай!
Логопед: -Назовите времена года.
Дети: « Осень, зима, весна, лето.»
Логопед: Сколько месяцев длится каждое время года?
Дети : «Каждое время года длится три месяца.»
Логопед: Перечислите летние месяцы
Дети : «Летние месяцы –это июнь, июль, август»
Логопед: -Назовите последний летний месяц.
Дети : « Последний летний месяц – август»
Логопед: - На какой звук начинается название последнего летнего месяца? Дети: «Название последнего летнего месяца начинается на звук [А] –август»
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Формулирование темы занятия.
Логопед: Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Логопед: Что собирают люди в августе?
Дети: Люди собирают урожай плодов
Логопед: Что за плоды собирают осенью люди?
Дети: Это овощи и фрукты.
Логопед: И везёт автомашина:
Арбузы, Апельсины,
Ананасы. Вот Айва…
Всё, что есть на букву
Дети: (договаривают) А
Логопед: Назовите тему нашего занятия
Дети : «Мы будем изучать звук [А]. и его букву.»
- Характеристика звука.
На доску выставляется( ребёнком ) Звуковичок» [А].
Логопед: Какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Звук [А] –гласный
Логопед: (вместе с детьми): «Воздух свободно идёт через рот,
нет преграды разной.
Голос звучит, голос поёт
Звук называется - гласный!
Логопед: найдите среди картинок, ту, которая начинается за звук [А].
Подбирается картинка Аист (ребёнком)
- Выделение слов по месту звука [А] в слове. Знакомство с буквой А
Далее дети рассматривают демонстрационную таблицу А,а.
Логопед: Расскажите , что видите в центре таблицы?
Дети : « В центре таблице буква две буквы Аа»
Логопед: Назовите картинки со звуком [А] в начале (середине, конце слова)
Дети находят и называют картинки.
Логопед: Какой буквой обозначается звук [А]
Дети: Звук А обозначается буквой А
Логопед: Как выглядит буква А? Как мне написать её на доске?
Дети объясняют, логопед пишет на доске букву.
Логопед: Постройте букву А из палочек( пуговиц) Дети самостоятельно выбирают из чего строить букву.
Логопед: Найдите в кассе букву А
- Физкультурная пауза. «Аист»
- Обучение интонационному чтению. «Характер буквы». Знакомство со знаками препинания в конце предложения.
Логопед; У буквы А бывает разный характер.
На доске картинка «Девочка качает куклу» под картинкой : А-а-а.
Логопед: Расскажите, что происходит на картинке?
Дети : На картинке девочка качает куклу .
Логопед: Девочка качает куклу и напевает спокойным голосом
Дети читают подпись под картинкой спокойным голосом. (А-а-а.)
Логопед демонстрирует картинку «Девочка громко плачет» под картинкой: «А-а-а!»
Дети говорят, что происходит на картинке. Логопед просит повысить голос и передать плаксивый характер при чтении буквы (А-а-а!) Обращает внимание на знак в конце предложения.
Логопед: Это восклицательный знак, он передаёт громкий характер буквы.
Далее логопед демонстрирует картинку, на которой изображён любопытствующий мальчик. Под картинкой ( А-а-а?)
Логопед: Этот мальчик любит задавать вопросы. Прочитайте, как мальчик спрашивает: «А-а-а?»
Логопед обращает внимание на Вопросительный знак в конце предложения.
Логопед: Вопросительный знак передаёт любопытный характер буквы А.
- Закрепление знаний о знаках препинания и их влиянии на интонацию при чтении.
Игра: «Характер буквы»
Найдите в кассах знаки, которые передают характер буквы. Назовите их.
Внимательно слушайте какой характер у буквы А и подружите её с нужным знаком. Далее логопед произносит звук [А] с разной интонацией, дети выполняют задание.
- Составление предложений с союзом А.
«Живые предложения».
Логопед: Мне нужны помощники: девочка и мальчик, чьи имена начинаются на звук [А]. Выберите по одной картинке и встаньте рядом.
Задание: Составьте предложение.
Остальные дети составляют предложение. «У Ани аист, а у Артёма улитки».
Назовите сколько слов со звуком [А] в этом предложении? Назовите их.
- Работа в Альбоме упражнений …..О.С.Гомзяк, стр. 2
III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Организация обратной связи.
- Рефлексия:
Какие задания вам понравилось выполнять и чему они вас научились?
- Самооценка. Выбрать карточку- смайлик: легко и быстро, немного затруднялся, трудно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Непосредственная образовательная деятельность.Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е" (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буква Е"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект занятия по обучению грамоте "В поисках буквы"
Занятие посвящено знакомству с буквой "эль". Использованны разные формы работы: звуковой анализ слова, работа со шнуровальным комплектом, буквенным конструктором, печатанье буквы, чтение слогов, логич...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".
Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе
Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...