Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «От А до Я »
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа предназначена для педагогов старших и подготовительных групп для подготовки детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podgotovka_k_shkole_kolesnikova.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ «Детский сад общеразвивающего вида №42»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
«От А до Я »
Руководитель:
АТАРСКАЯ ВЕРОНИКА ВАЛЕРЬЕВНА
Воспитатель I кв. категории
Нижнекамск
2015
Пояснительная записка
Душа ребенка – пламенный сосуд,
Прозрачны стенки, совершенны формы,
Но от того, чем мы его наполним,
Зависит будущего человека суть.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный
кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в, свойственных для них, привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Взрослым необходимо помнить, что чтение, письмо, математические навыки – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического, интеллектуального). Развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
Проблема раннего обучения детей существовала и в 19 веке и, перешагнув через столетие, существует до сих пор. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).
Дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, у первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а взрослым увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к школе.
Возрастной диапазон – 6 -7 лет.
Продолжительность обучения – 1 год.
Количество часов – 64 (2 раза в неделю)
Продолжительность занятия – 25-30 минут.
Цель программы -
Всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы, в рамках реализации нового образовательного стандарта второго поколения, позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
- Воспитывающие:
Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность, аккуратность;
Формировать культуру общения друг с другом;
- Обучающие:
Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
Развитие мотивации к учебной деятельности.
- Развивающие:
Прививать ответственное отношение к учебе;
Активизировать творческий потенциал;
Развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
Развивать память, мышление, воображение.
Принципы построения программы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- Доброжелательный климат
- Недопустимость менторской позиции и порицания
- Положительная оценка любого достижения ребенка
- Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
- Занимательность
- Наглядность
Программа состоит из следующих разделов:
- «От звука к букве» Е.В.Колесникова
- «Математические ступеньки» Е.В.Колесникова
Учебно-методическое обеспечение программы:
- «Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В.Колесникова
- «Математика для детей 6 -7 лет» Е.В.Колесникова
- Тетради на печатной основе «От А до Я» Е.В.Колесникова
- Тетради на печатной основе «Я считаю до 20» Е.В.Колесникова
Условия реализации программы
- Количество детей в группе – 17 человек
- Занятия организуются на базе детского сада в течение всего учебного года
- Временная структура - два раза в неделю с 25-30 минутными занятиями
- Гигиенические требования по организации обучения детей
- каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья
- в комнате боковое левостороннее естественное освещение
- искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему
- во время занятий обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей
- перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание
- на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников
Диагностика и ожидаемые результаты
Работа по программе показывает позитивные результаты в уровне развития детей (психическом, социальном, мотивационном) и их готовности к обучению в школе.
На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
«От звука к букве»
Цели и задачи
- Подготовка детей к обучению чтению, письму и совершенствование связной речи ребенка
- Развитие
- связной речи
- фонетического слуха
- творческого мышления
- мелкой моторики движений
- мышц двигательного аппарата руки
- двигательных и зрительных факторов как единого целого действия
Направления работы
- развитие связной речи
- подготовка к обучению чтению
- подготовка к обучению письму
Содержание курса
- Развитие связной речи
- Обучение правильному произношению
- Развитие творческого воображения и образного мышления
- Совершенствование звуковой культуры речи
- Упражнения в дифференциации звуков на слух
- Укрепление и развитие артикуляции (голос, сила, интонация, темп, паузы)
- Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок
- Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки
- Развитие монологической и диалогической речи
- Обучение передаче текста с опорой на иллюстрации
- Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков
- Подготовка к обучению чтению
- Выделение из речи слов, звуков
- Знакомство с правильным произношением звуков
- Выделение звуков в начале, в конце и середине слова
- Сопоставление слов по звуковой структуре
- Подготовка к обучению письму
- Знакомство с контуром и его особенностями
- Графические упражнения
- Штриховка
- Пальчиковые игры
- Росчерки
- Правила посадки при письме
К завершению подготовки к обучению дети должны:
- знать буквы русского алфавита
- писать буквы русского алфавита в клетке
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласный-красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносить звук и букву
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
- проводить звуковой анализ слова
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользовать терминами «звук», «слог», «предложение»
- составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его
- овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности
«Математические ступеньки»
Цель
Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.
Задачи
- Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
- Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Содержание курса
Количество и счет.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.
Познакомить с составом второго пятка из единиц.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина.
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.
Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.
Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.
Способствовать развитию глазомера.
Геометрические фигуры.
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.
Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)
Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Ориентировка во времени.
Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.
Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Учить определять время по часам с точностью до часа.
Ориентировка в пространстве.
Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).
Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка ,плана.
Логические задачи.
Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
К завершению подготовки к обучению дети должны
уметь:
• Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
• Считать до 20 и дальше(количественный и порядковый счет до 20);
• Называть числа в прямом и обратном порядке до10;
• Соотносить цифру и количество предметов;
• Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
• Пользоваться цифрами и математическими знаками;
• Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
• Измерять длину предметов;
• Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
• Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
• Определять временные отношения;
знать:
• Состав чисел первого десятка( из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств , как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(64 занятия)
№ занятия | Тема | Цели |
1 | Звук и буква А. | Способствовать развитию звуко – буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического слуха. Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
2 | Числа и цифры от 1 до 10. Знаки +,-,=, математические задачи, величина . | Закреплять: знания о числах от 1 до 10; квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетрадях в клетку; умение писать цифры от 1 до 10; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; выкладывать квадрат, прямоугольник из счетных палочек; учить сужать поле поиска объекта, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. |
3 | Звук и буква О. | Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). |
4 | Знаки =,≠.+,-; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги. | Закреплять знания о знаках, умение писать их, сравнивать величину предметов, записывать результаты. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Учить формировать учебную задачу, сужать поле поиска объекта. |
5 | Звук и буква У. | Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком У. Учить интонационно выделять звук У в словах. Познакомить с буквой У, как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец. |
6 | Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени. | Закрепить умение считать по образцу и названному числу, закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами; закрепить умение видеть в форме предмета геометрические фигуры; закрепить знания о последовательности частей суток; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. |
7 | Звук и буква Ы. | Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить интонационно выделять в словах звук Ы. Познакомить с буквой Ы, как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой. |
8 | Знаки <,>,=,; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета. | Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков<,>; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку; знания о составе числа 6 из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Учить сужать поле поиска объекта. |
9 | Звук и буква Э. | Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой Э, как письменным знаком звука Э. Учить писать печатную букву Э, используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А,О, У,Ы. |
10 | Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами. | Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Упражнять детей в выявлении заданного признака. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением. |
11 | Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного. | Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова. закреплять умение писать печатные гласные буквы. |
12 | Установления соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Логическая задача. Ориентировка в пространстве. | Продолжать учить понимать отношения между числами, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о днях недели; продолжать учить решать логическую задачу; закреплять умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
13 | Звук и буква Л. Чтение слогов. | Познакомить со звуком Л, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Л в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Учить писать слоги в схемах слова. |
14 | Порядковый счет, счет по названному числу. Логическая задача. Состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры. | Продолжать учить: различать количественный и порядковый счет в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспроизводить количество предметов по названному числу. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умения понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; рисовать овалы в тетради в клетку; решать логическую задачу; формулировать учебную задачу Продолжать знакомить: с составом числа из двух меньших. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. |
15 | Звук и буква М. Чтение слогов. Чтение слов. Ударение. | Познакомить со звуком М, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук М в словах. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные. |
16 | Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров. | Продолжать учить: решать арифметические задачи записывать решение с помощью цифр и знаков; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; измерять линейкой, записывать результаты измерения. Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры ;навыки самоконтроля и самооценки. |
17 | Звук и буква Н. Чтение слогов. Чтение слов. | Познакомить со звуком Н, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Н в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н, используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ,НЭ. Учить читать слова из пройденных букв – луна, мыло. |
18 | Цифры от 1 до 10, число 11,знакомство с понятием «десяток» | Закреплять: знания о цифрах от 0до 9 и числе 10; умение устанавливать между числом и цифрой. Познакомить: с образованием числа 11;новой счетной единицей-десятком; условным обозначение десятка - квадрат, единицы — круг; часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до получаса. Продолжать учить: решать логическую задачу на установление закономерностей. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
19 | Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением. Чтение предложений. | Познакомить со звуком Р, как согласным звуком, и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р, сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Учить читать предложение. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначение предложения. |
20 | Независимость числа от пространственного расположения предметов, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры. | Продолжать учить: понимать независимость числа от величины предметов; отгадывать математическую загадку, записывать решение; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение: понимать отношения между числами; составлять число 7 из 2 меньших; рисовать символическое изображения одежды по клеткам, используя образец. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. |
21 | Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов | Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слова РОМА. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. Закреплять умение определять место звука в слове |
22 | Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг. | Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать число 12;определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закреплять знания о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Учить детей изменять объект, его часть по признаку динамичности или статичности. |
23 | Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений. | Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Я. Учить читать слоги МА – МЯ, ЛА – ЛЯ, НА – НЯ, РА – РЯ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Учить читать слова и предложения. Учить отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Учить записывать предложения схематически, определять порядок следования слов в предложении. |
24 | Отношения между числами, величина, повторение времен года, месяцев. | Учить: как из неравенства можно сделать равенство; понимать отношения между числами 11 и 12; формулировать учебную задачу; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр и знаков; измерять и рисовать отрезки заданной длины. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умение составлять число восемь из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Формирование широкого и глубокого представления об объектах природного мира. |
25 | Буква Ю. Чтение слогов, слов. | Познакомить с буквой Ю и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать печатную букву Ю. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. |
26 | Число 13 , математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры | Знакомить: с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить: записывать число 13;решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Учить сужать поле поиска объекта. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. |
27 | Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений. | Познакомить с буквой Е и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать печатную букву Е. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его условными знаками. |
28 | Решение примеров, знаки +,-, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник. | Учить: составлять примеры, читать записи; решать логическую задачу, формулировать учебную задачу, понимать учебную задачу и выполнять ее сам-но. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умение правильно пользоваться знаками; различать понятия выше, глубже. Знакомить: с элементами геометрической фигуры «треугольник». Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. |
29 | Буква Ё. Чтение слогов, слов. | Познакомить с буквой Ё и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать печатную букву Ё. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Учить читать слоги и слова. |
30 | Число 14, логическая задача, дни недели. | Знакомить: с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 14; решать логические задачи. Развивать: зрительное внимание, навыки самоконтроля и самооценки. Формирование широкого и глубокого представления об объектах рукотворного мира. |
31 | Звук и буква И. Чтение слогов, слов. | Познакомить с буквой И и ее условным обозначением – красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить писать печатную букву И. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить проводить фонетический разбор слов. |
32 | Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник. | Продолжать учить: считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу; решать логическую задачу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; записывать и читать решение задачи; составлять число 9 из двух меньших. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. |
33 | Закрепление пройденного материала. | Закрепить умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Учить писать и читать слова: мяу, му, юла, лимон. Учить читать предложение, определять первое, второе, третье слово в нем. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. |
34 | Число 15,соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры. | Знакомить: с образованием числа 15 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать образование числа 15, читать запись; рисовать символическое изображение кошки, называть геометрические фигуры, из которых состоит нарисованная кошка; формировать учебную задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в тетради в клетку; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Развивать у детей мыслительные операции на объектах рукотворного мира. |
35 | Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г, К. Чтение слогов. Составление и условная запись предложения. | Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ. Закрепить умение использовать обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные, зеленый – мягкие. Познакомить с буквами Г-К, как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Г-К сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Г+10 гласных, с К+10 гласных. Продолжать учить составлять предложения по сюжетной картинке. Учить записывать предложение условными обозначениями. |
36 | Числа от 1 до 15 , решение примеров, овалы. | Учить: понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять: умение решать логическую задачу; дорисовывать овалы до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира. |
37 | Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ, буквы Д, Т. Чтение слогов, предложений. | Знакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т, как письменными знаками согласных звуков ДЬ-ТЬ, Д-Т. Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д+10 гласных, с Т+10 гласных. Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком. |
38 | Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов. | Знакомить: с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 16; измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам; определять время по часам; решать логическую задачу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Учить сужать поле поиска объекта. |
39 | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ, буквы В,Ф. Чтение слогов, предложений. | Знакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.. Познакомить с буквами В-Ф, как письменными знаками согласных звуков В-Ф, ВЬ-ФЬ. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с В+10 гласных, с Ф+10 гласных. Учить писать слова, проводить фонетический разбор слова. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. |
40 | Математическая загадка, знаки +,-. Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами. | Продолжать учить отгадывать математическую загадку; определять, какой мат. знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших чисел, записывать результат, дорисовывать треугольников до знакомых предметов, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, записывать решение загадки. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Научить делать фантастические преобразования объекта по признаку «размер». |
41 | Звуки З-ЗЬ, С-СЬ, буквы З,С. Чтение слогов, слов. | Знакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.. Познакомить с буквами З-С и звуками З-ЗЬ, С-СЬ. Учить писать печатные буквы З-С. Учить читать слоги с З+10 гласных, с С+10 гласных. Учить читать слова. Учить отгадывать загадки. |
42 | Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам. | Знакомить: с образованием числа 17. Учить: писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; логическую задачу на установление закономерностей; учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; считать по названному числу и образцу. Закреплять: умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство. Знакомить: с часами и их составляющими. Научить детей делать фантастические преобразования объекта по признаку «Времени». |
43 | Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б,П. Чтение слогов, слов, предложений. | Знакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.. Познакомить с буквами Б-П и звуками Б- БЬ, П- ПЬ. Учить писать печатные буквы Б-П. Учить читать слоги с Б+10 гласных, с П+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. |
44 | Число 17, рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги. | Продолжить знакомить: с образованием числа 17. Закреплять: умение записывать 17, рисовать символическое изображение собачки в тетради в клетку. Учить: анализировать узор и продолжать его по образцу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; решать логическую задачу. |
45 | Звуки Х-ХЬ, буква Х. Чтение слогов, слов, предложений. | Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букв Х. Учить читать слоги с Х+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Учить подбирать к картинке соответствующий текст( предложение). |
46 | Число 18,счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача. | Знакомить: с образованием числа 18. Учить: писать число 18, решать логическую задачу на установление закономерностей, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять: умение число 18 из двух меньших, знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Закреплять умение последовательно выстраивать цепочку действий. |
47 | Звуки и буквы Ж, Ш. Чтение слогов, слов. | Познакомить со звуками Ж-Ш – звонкими, глухими. Познакомить с условным обозначение звуков Ж-Ш – синий квадрат. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать печатные буквы. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. |
48 | Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы. | Закреплять: знания об образовании числа 18, последовательности времен года, ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить: решать примеры, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение последовательно выстраивать цепочку действий. |
49 | Звуки и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений. | Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначение звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить читать небольшие тексты. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова (бычок, бочок). |
50 | Число 19 ,состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине. | Знакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 19, решать логическую задачу, понимать и решать учебную задачу, сравнивать предметы по величине. Формирование навыков самоконтроля и самооценки. Дать глубокое представление об объектах рукотворного мира. |
51 | Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов, стихотворных текстов. | Познакомить с согласным твердым звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова. |
52 | Число 19,геометрические фигуры, измерение фигур линейкой. | Продолжать знакомить с образованием числа 19, учить: дорисовывать квадраты до знакомых предметов, измерять линейкой, решать логическую задачу на анализ и синтез, формулировать учебную задачу. Формировать умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. |
53 | Звук и буква Й. Чтение слов, стихотворных текстов. | Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Совершенствовать навык чтения. Закрепить умение записывать слово знаками и буквами. |
54 | Число 20,решение примеров. Распознавание объемных фигур. | Знакомить с числом 20. Учить писать число 20, решать примеры, логические задачи, формулировать учебную задачу, понимать ее и выполнять самостоятельно. Продолжать учить классифицировать объекты природного мира. |
55 | Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов. | Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. |
56 | Решение арифметической задачи, решение примеров. | Продолжать учить: решать арифметическую задачу; примеры, логическую задачу, измерять линейкой, ориентироваться на листе бумаги, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Учить детей сочинять варианты рифмованных текстов, воспитывать чувство уважения к ветеранам, гордость на нашу страну. |
57 | Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов. | Познакомить с печатной буквой Ъ. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. |
58 | Знаки +, -, соотнесение количества предметов с цифрой, определение времени по часам. | Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками. Отгадывать математическую загадку, записывать решение, определять время на часах с точностью до получаса. Измерять с помощью линейки, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Учить сужать поле поиска объекта. |
59 | Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений. | Продолжать учить писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова. Учить разгадывать ребусы. |
60 | Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради в клетку. | Закреплять: умение соотносить количество предметов с числом; закреплять знания о последовательности дней недели; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить рисовать в тетради в клетку. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
61 | Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений. | Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слова. |
62 | Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве. Логическая задача | Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентироваться по отношению к себе и другому лицу. Решать логическую задачу на анализ и синтез. Понимать отношения между числами; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Учить сужать поле поиска объекта. |
63 | Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение стихотворений. | Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы. Совершенствовать навык чтения. |
64 | Задачи-шутки, решение примеров, математические загадки. | Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием, примеры, читать запись; отгадывать математические загадки; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять знания о весенних месяцах: марте, апреле, мае. Закреплять навык самоконтроля и самооценки. |
Литература
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
- Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с.
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
- Колесникова Е.В. «Развитие звуко – буквенного анализа» - М.: Ювента, 2014. – 80 с.
- Колесникова Е.В. «От А до Я» - М.: Ювента, 2014. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе....
Рабочая программа по подготовке детей к школе
программа...
Рабочая программа по подготовке детей к школе.
Готовим детей к школе в детском саду. Кружковая работа....
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...
Модифицированная рабочая программа по подготовке детей к школе "Развивай-ка"
Данная программа создана совместно с воспитателем с целью сформировать у детей подготовительной группы готовность к освоению школьной программы...
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Приключение будующих первоклассников" Н.Ю. Куражева...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Скоро в школу"
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...