Конспекты НОД. Звуки Т, Ть.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Лукманова Яна Фанильевна

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_t_t.docx27.4 КБ
Файл zvuki_t_t_2.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»

Лексическая тема «Мебель»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • закрепить умение составлять слоговую схему слов и схему предложения
  • познакомить с буквой Т

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • развивать умение детей делить слова на слоги
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь:  звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: картинки по теме, тетради, карандаши, зеркала, кассы

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Игра «Угадай-ка»

- Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём живет. 

Усище, хвостище,

а моется всех чище (кот).

- А маленький? (котик, котёнок)

- Правильно. В этом доме живут котята Том и Тим. Сегодня они встретили Злого Волшебника и он заколдовал всю их мебель! Мебель можно спасти, выполнив задания. Но Тим и Том не справятся одни. Они просят вас помочь им выполнить задания и расколдовать мебель. Поможем котятам?

Дети заходят в кабинет, здороваются. Затем садятся на свои места.

2. Артикуляционная и дыхательная

гимнастика

- Молодцы, отправляемся в путь. Нам нужно перейти по мостику, чтобы попасть в домик, где жили котята. Повторяйте за мной!

- Улыбка

- Лопатка

- Трубочка

- Качели

- Горка

- Горный ветер

Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.

Дети за столом перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Повторение изученного материала:

- С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их: А, О, У, И.

- Они какие? (Гласные)

- Почему мы их так называем? (потому что их можно пропеть, они не встречают преграды)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом)

- А еще с какими звуками мы познакомились? (со звуками м, мь, п, пь)

- Какие это звуки? (согласные)

- А как вы узнали, что они согласные? (мы не можем их пропеть, воздух встречает преграду)

- Молодцы. Я думаю мы готовы к испытаниям Злого Волшебника! Ребята, Птенчику не терпится спасти своих друзей. Вспомните, как зовут котят? (котят зовут Тим и Том)

- Скажите, какой первый звук в именах Тим и Том? (Звуки Ть и Т)

Работа всей подгруппой.

Сидя на местах, дети отвечают на вопросы.

4. Характеристика звука

Уточнение артикуляции звука.

- Возьмите зеркала. Ребята, с какого звука начинается имя котенка Тома? Давайте произнесём звук [Т].

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом.

- Ребята, с какого звука начинается имя котенка Тима? Это звук [Т’]. Давайте его произнесем.

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.

5. Работа над фонематическим восприятием

- Вот мы и стали ближе к спасению мебели! Впереди новые испытания, но мы не сдадимся!

Игра «Повтори, не ошибись»

- Ребята, повторите за мной волшебные заклинания! Слушайте внимательно, мы не должны ошибаться.

Та-та-та

Тя-тя-тя

Та-тя-та

Тю-ти-та

То-ту-те

Игра «Доскажи словечко»

- Ребята, нам нужно закончить слово слогом ТА или ТЯ:  лопа…, конфе…, Ка…, моне…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…,

Игра «Измени слово» с мячом

- Выходим на коврик и поиграем! Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ:

Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

Игра «Подпишем домики»

- А давайте порадуем котят? Я предлагаю нарисовать их имена. Открывает тетради. Первое имя Том/Тим.

- Какой первый звук, характеристика звука, каким цветом нарисуем квадратик (второй, третий)?

- Сколько слогов в слове Том/Тим? (один слог)

Игра «Живое предложение» (по картинкам)

- Ребята, котята прислали нам свои фотографии и попросили придумать предложения к ним:

Котёнок играет клубками.

Котёнок лежит на траве. 

Нарисовали схему в тетради (белые            – «предметы», красные – «признаки», синие – «действия», чёрные – предлоги).

 

Работа всей подгруппой.

Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом.

Дети договаривают последний слог, угадывая слово.

Дети, выходят на ковер. По очереди ловят мяч и изменяют слово.

Дети в тетрадях рисуют схемы слов Тим и Том, анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).

Дети берут символы слов предложения и встают в порядке расположения слов в предложении, по очереди проговаривают его.

6. Физминутка

Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)

Мебель там приобретём:

Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)

И табурет, (приседают)

Кровать – на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку)

Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)

И стол большой (разводят руки в стороны)

И отвезем домой (крутят руль)

Выполняют движения по показу.

7. Работа с буквой

- Ребята, давайте подарим котятам Тиму и Тому букву, с которой начинаются их имена! Как вы думаете, какая это буква? (буква Т)

- Запомните ребята, звуки Т и Ть живут в одной букве. Это буква Т.

Игра «Умелые ручки»

- Ребята, как вы думаете, как мы можем прописать букву Т? Давайте пропишем ее в воздухе, обведем и сложим из палочек!

Работа с кассами

- Откройте кассы. Найдите в кассах букву Т. Поставьте ее в щиток.

- Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой Т.

- Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т?

- Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И)

- Откройте свои тетради. Сейчас мы нарисуем схемы слогов.

- Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути и победили Злого Волшебника.

Ответы детей.

 

Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске, складывают из палочек.

 

8.Пальчиковая гимнастика

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Сидя на местах, выполняют движения по показу.

9.Рефлексия деятельности

- Ребята, вы рады, что мы смогли помочь котятам Тому и Тиму?

- А что вам запомнилось больше всего?

- Тим и Том благодарят вас и говорят, что без вашей помощи они бы не справились. Котята дарят вам волшебные карточки! На них изображены песенки, и мы сможем их спеть!

Ответы детей

Дети получают карточки и уходят в группу.



Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.

Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»

Лексическая тема «Мебель»

Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).

Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
  • учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки
  • продолжать учить употреблять существительные мужского рода с   уменьшительно-ласкательным суффиксом – ик.
  • учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
  • закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
  • продолжить знакомство с буквой Т

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
  • способствовать развитию звукобуквенного анализа
  • развивать фонематическое восприятие
  • развивать зрительное восприятие, память
  • развивать общую и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарь:  звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Оборудование: карта-путешествие, изображение двух теплоходов: большого и маленького, предметные картинки на заданные звуки, зрительные символы-характеристики звуков, схемы слова (начало, середина, конец), схемы слога, фишки, мяч.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Ребята, я нашла карту, посмотрите! Вместе с картой была записка:

«Здравствуйте, ребята. Тем, кто нашел эту карту, выпало сложное задание. Вам нужно добраться до порта и привезти груз, без которого наши друзья не смогут отправиться в плавание! Мы верим, что у вас все получится, ведь вы очень смелые и отважные».

- Ребята, а еще здесь написана загадка! Отгадайте ее и узнаете, кому мы будем помогать!

Паровоз без колес…

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел?

Он все прибавляет ход-

Что же это? (теплоход)

- Молодцы. Помогать мы будем теплоходам. А наш груз – это мебель. Нам нужно доставить им мебель. Садитесь на свои места.

Дети входят в кабинет, здороваются и встают полукругом. Логопед находит карту и зачитывает детям письмо.

Дети отгадывают загадку.

Дети садятся на свои места.

2. Артикуляционная и дыхательная

гимнастика

Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.

- Чтобы наши теплоходы поплыли, мы выполним первое задание,  поиграем с язычком и пальчиками.

- Открываем ротики, как бегемотики (упражнение для языка «Окошко», упражнения для пальчиков «Прогибание кистей рук»).

- Улыбнись ты мой дружок, спрячь ты в домик язычок (упражнение для языка «Улыбка», упражнения для пальчиков «В кулачок, из кулачка»).

- Фокус вам я покажу, губки дудочкой держу (упражнение для губ «Трубочка», упражнение для пальчиков «Солнечные лучи»).

- Язычок свой положи и лопаткой подержи (упражнение для языка «Лопаточка», упражнение для пальчиков «Наклонись не поленись»).

- Покажи, мой друг, как кричит индюк: «Бл – бл – бл!» (упражнение для языка «Индюк», упражнение для пальчиков «Коготки»).

- Ротик шире открываем, язычок мы поднимаем, парусник мы получаем, в море парусник пускаем! (упражнение для языка «Парус», упражнение для пальчиков «Ножницы»).

Дети, сидя на местах, сопряжено выполняют артикуляционные и пальчиковые упражнения.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

- Ребята, теплоходики очень любят петь.  Давайте споем вместе сними: у — а — и; и — а — о. Повторите песенки.

- Какие звуки пропели теплоходики? (звуки а,у,и,о)

- Какие это звуки? (гласные звуки)

- Почему они называются гласные? (потому что их можно пропеть и когда мы их произносим, нам ничего не мешает)

- В каком домике живут гласные звуки? (в красном домике)

- А еще с какими звуками мы успели подружиться? (со звуками м, мь, п, пь)

- Какие это звуки? (согласные звуки)

- Почему они называются согласные? (потому что их нельзя пропеть и когда мы их произносим, нам что-то мешает, воздух встречает преграду)

-    Правильно. Ребята, назовите первый звук в слове теплоход ([т´]), а теперь вспомните, о каком еще звуке мы говорили на прошлом занятии - это старший брат звука [т´], звук [т]. Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [т] и [т´].

Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы.

4. Характеристика звука

- Давайте произнесём звук [Т].

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом.

- А теперь давайте произнесем мягкий звук Ть.

- Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) 

- Да, а воздух проходит свободно? (нет)

- Что ему мешает? (язычок)

- Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков.

5. Работа над фонематическим восприятием

Игра: «Запомни и повтори» (развитие фонематического восприятие, четкость артикуляции звуков).

- Вот и поплыли наши теплоходы в .

Первая остановка – город Повторяльск. Чтобы теплоходики могли продолжать свой путь, вам нужно запомнить и повторить разные слоги:

ат – ать                 ут – ит – от

тя – ти                   та – тэ – тя

ту – тэ                   ат – ать – уть

те – тю                  уть – ить – ать

та – то                  ты – тэ - то

- Какие согласные звуки повторялись? (Т и Ть)

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

Игра «Секретные письма» (дифференциация звуков на уровне слога).

- Маленький теплоходик везет секретные письма, чтобы ему разрешили плыть дальше, вы должны узнать, что в них. (Логопед предлагает детям открыть конверты, лежащие у них на столах). Что это? Это  слоги АТ, УТ, ТЭ, ТО, ТИ, АТь, УТь. Логопед принимает непосредственное участие в этой работе, так как на первоначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями.    

Работа над развитием дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального дыхания).

- Ребята, встаньте рядом со своими стульчиками. Мы поиграем в шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем ( глубоко вдохнуть и на выдохе произносим : « а – а – а»).

Игра: «Закрой окошко» (дифференциация звуков на уровне слова).

- В следующем городе наступила ночь, а ночью окошки во всех домах закрываются занавесками. На ваших столах тоже окошки и их надо закрыть: синей занавеской нужно закрыть ту часть окошка, в которой находится картинка, в названии которой есть звук [т], а зеленой, если в названии картинки есть звук

[ т´].

  • - Молодцы справились заданием. А теперь нам надо определить место звука Т и Ть (определи место звука в словах).

Игра «Доскажи словечко» с мячом.

- В следующем городе теплоходы должны пройти проверку своих грузов, но это секретные грузы. Чтобы узнать, что везут теплоходики, вы должны быть очень внимательными. Я буду говорить начало слова, а вы будете договаривать его только слогом (Та) или слогом (Тя). И лишь только самый внимательный из вас поймет и назовет слово.

Слова: Ва(та), Ви(тя), лопа(та), Нас(тя), коф(та), Ка(тя), конфе(та), Кос(тя) , поч(та).

Игра «Угадайка» (слоговой анализ слов).

- Следующий  город Угадайка. Надо определить, куда доставить груз на первый, второй или третий причал. Чтобы определить наши грузы, мы должны разделить слова на слоги. Компьютерное упражнение слайд № 4 (определи количество слогов в слове).

Игра «Назови ласково» (продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно – ласкательным суффиксом – ик).

- Последняя остановка – город Лиллипутск, в нем живут гномы; в их городе все предметы маленькие, они всегда называют их ласково. Сейчас я буду называть вам предмет, а вы будете мне говорить, как он называется в Лиллипутске:

торт – тортик                     хвост – хвостик

зонт – зонтик                        мост – мостик

куст – кустик                         лист – листик

бант – бантик                       букет – букетик

Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом.

Логопед произносит утрировано слоги. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.

Выполняют упражнение, стоя у своих мест.

Дети выполняют задание.

Стоя на ковре, дети по очереди получают мяч и договаривают слова.

Сидя на местах, дети делят слова на слоги.

Стоя на ковре, дети по очереди получают мяч и выполняют задание.

6. Физминутка

- Следующая остановка Отдыхайск. Его жители предлагают вам отдохнуть.

Вот ребята вам зарядка!

 Выполняйте по порядку:

Распрямитесь, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи разведите

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали!

Вы, надеюсь не устали?

Надо нам свободней встать

И спокойнее дышать.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствие с текстом.

7. Работа с буквой

- Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами)

- Вспомните правило о звуках/буквах.

- Какой буквой мы обозначаем звуки Т и Ть? (буквой Т)

- Правильно. Из каких элементов состоит та буква? (из 2 палочек, одна длинная, другая короткая)

- На что похожа эта буква? (на трубу)

Работа с кассами

- Откройте кассы. Найдите в кассах букву Т. Поставьте ее в щиток.

- Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой Т.

- Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т?

- Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И)

Ответы детей.

Работа всей подгруппой.

Выполняют задание.

8.Пальчиковая гимнастика

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Сидя на местах, выполняют движения по показу.

9.Рефлексия деятельности

-  Ребята, посмотрите, в какой красивый город привезли свои грузы теплоходики! А вот и мебель, которую мы им доставили!

- Скажите, что вам понравилось больше всего?

- Им очень понравилось, как вы работали сегодня, и они хотят подарить вам свою фотографию.

Ответы детей

Детям раздаются маленькие картинки с изображением теплохода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.

Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора.   Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...