Конспекты НОД. Звуки Т, Ть.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.
Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»
Лексическая тема «Мебель»
Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
- учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
- учить различать твердые и мягкие согласные звуки
- учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
- закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
- закрепить умение составлять слоговую схему слов и схему предложения
- познакомить с буквой Т
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать умение детей делить слова на слоги
- способствовать развитию звукобуквенного анализа
- развивать фонематическое восприятие
- развивать зрительное восприятие, память
- развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.
Оборудование: картинки по теме, тетради, карандаши, зеркала, кассы
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Игра «Угадай-ка» - Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём живет. Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). - А маленький? (котик, котёнок) - Правильно. В этом доме живут котята Том и Тим. Сегодня они встретили Злого Волшебника и он заколдовал всю их мебель! Мебель можно спасти, выполнив задания. Но Тим и Том не справятся одни. Они просят вас помочь им выполнить задания и расколдовать мебель. Поможем котятам? | Дети заходят в кабинет, здороваются. Затем садятся на свои места. |
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | - Молодцы, отправляемся в путь. Нам нужно перейти по мостику, чтобы попасть в домик, где жили котята. Повторяйте за мной! - Улыбка - Лопатка - Трубочка - Качели - Горка - Горный ветер Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным. | Дети за столом перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения. |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | Повторение изученного материала: - С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их: А, О, У, И. - Они какие? (Гласные) - Почему мы их так называем? (потому что их можно пропеть, они не встречают преграды) - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным цветом) - А еще с какими звуками мы познакомились? (со звуками м, мь, п, пь) - Какие это звуки? (согласные) - А как вы узнали, что они согласные? (мы не можем их пропеть, воздух встречает преграду) - Молодцы. Я думаю мы готовы к испытаниям Злого Волшебника! Ребята, Птенчику не терпится спасти своих друзей. Вспомните, как зовут котят? (котят зовут Тим и Том) - Скажите, какой первый звук в именах Тим и Том? (Звуки Ть и Т) | Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы. |
4. Характеристика звука | Уточнение артикуляции звука. - Возьмите зеркала. Ребята, с какого звука начинается имя котенка Тома? Давайте произнесём звук [Т]. - Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) - Да, а воздух проходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (язычок) - Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом. - Ребята, с какого звука начинается имя котенка Тима? Это звук [Т’]. Давайте его произнесем. - Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) - Да, а воздух проходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (язычок) - Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. | Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков. |
5. Работа над фонематическим восприятием | - Вот мы и стали ближе к спасению мебели! Впереди новые испытания, но мы не сдадимся! Игра «Повтори, не ошибись» - Ребята, повторите за мной волшебные заклинания! Слушайте внимательно, мы не должны ошибаться. Та-та-та Тя-тя-тя Та-тя-та Тю-ти-та То-ту-те Игра «Доскажи словечко» - Ребята, нам нужно закончить слово слогом ТА или ТЯ: лопа…, конфе…, Ка…, моне…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, Игра «Измени слово» с мячом - Выходим на коврик и поиграем! Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ: Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик. Игра «Подпишем домики» - А давайте порадуем котят? Я предлагаю нарисовать их имена. Открывает тетради. Первое имя Том/Тим. - Какой первый звук, характеристика звука, каким цветом нарисуем квадратик (второй, третий)? - Сколько слогов в слове Том/Тим? (один слог) Игра «Живое предложение» (по картинкам) - Ребята, котята прислали нам свои фотографии и попросили придумать предложения к ним: Котёнок играет клубками. Котёнок лежит на траве. Нарисовали схему в тетради (белые – «предметы», красные – «признаки», синие – «действия», чёрные – предлоги). |
Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом. Дети договаривают последний слог, угадывая слово. Дети, выходят на ковер. По очереди ловят мяч и изменяют слово. Дети в тетрадях рисуют схемы слов Тим и Том, анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов). Дети берут символы слов предложения и встают в порядке расположения слов в предложении, по очереди проговаривают его. |
6. Физминутка | Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте) Мебель там приобретём: Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх) И табурет, (приседают) Кровать – на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку) Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул») И стол большой (разводят руки в стороны) И отвезем домой (крутят руль) | Выполняют движения по показу. |
7. Работа с буквой | - Ребята, давайте подарим котятам Тиму и Тому букву, с которой начинаются их имена! Как вы думаете, какая это буква? (буква Т) - Запомните ребята, звуки Т и Ть живут в одной букве. Это буква Т. Игра «Умелые ручки» - Ребята, как вы думаете, как мы можем прописать букву Т? Давайте пропишем ее в воздухе, обведем и сложим из палочек! Работа с кассами - Откройте кассы. Найдите в кассах букву Т. Поставьте ее в щиток. - Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой Т. - Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т? - Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И) - Откройте свои тетради. Сейчас мы нарисуем схемы слогов. - Молодцы, вы справились со всеми испытаниями на нашем пути и победили Злого Волшебника. | Ответы детей.
Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске, складывают из палочек.
|
8.Пальчиковая гимнастика | «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ноги отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Сидя на местах, выполняют движения по показу. |
9.Рефлексия деятельности | - Ребята, вы рады, что мы смогли помочь котятам Тому и Тиму? - А что вам запомнилось больше всего? - Тим и Том благодарят вас и говорят, что без вашей помощи они бы не справились. Котята дарят вам волшебные карточки! На них изображены песенки, и мы сможем их спеть! | Ответы детей Дети получают карточки и уходят в группу. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФФСР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Учитель - логопед МБДОУ "Д/с № 28": Лукманова Я.Ф.
Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»
Лексическая тема «Мебель»
Тип занятия: подгрупповое логопедическое занятие (22 минуты).
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»
- учить детей правильно произносить звуки «т» и «ть», выделять нужный согласный звук в слогах, словах
- учить различать твердые и мягкие согласные звуки
- продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно-ласкательным суффиксом – ик.
- учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова
- закрепить навыки звукового анализа, чтения обратных слогов
- продолжить знакомство с буквой Т
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психологическую базу речи (внимание, память, мышление, воображение)
- способствовать развитию звукобуквенного анализа
- развивать фонематическое восприятие
- развивать зрительное восприятие, память
- развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Словарь: звук, буква, согласный, твердый, мягкий, звонкий.
Оборудование: карта-путешествие, изображение двух теплоходов: большого и маленького, предметные картинки на заданные звуки, зрительные символы-характеристики звуков, схемы слова (начало, середина, конец), схемы слога, фишки, мяч.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент | - Здравствуйте. Ребята, я нашла карту, посмотрите! Вместе с картой была записка: «Здравствуйте, ребята. Тем, кто нашел эту карту, выпало сложное задание. Вам нужно добраться до порта и привезти груз, без которого наши друзья не смогут отправиться в плавание! Мы верим, что у вас все получится, ведь вы очень смелые и отважные». - Ребята, а еще здесь написана загадка! Отгадайте ее и узнаете, кому мы будем помогать! Паровоз без колес… Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел? Он все прибавляет ход- Что же это? (теплоход) - Молодцы. Помогать мы будем теплоходам. А наш груз – это мебель. Нам нужно доставить им мебель. Садитесь на свои места. | Дети входят в кабинет, здороваются и встают полукругом. Логопед находит карту и зачитывает детям письмо. Дети отгадывают загадку. Дети садятся на свои места. |
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики. - Чтобы наши теплоходы поплыли, мы выполним первое задание, поиграем с язычком и пальчиками. - Открываем ротики, как бегемотики (упражнение для языка «Окошко», упражнения для пальчиков «Прогибание кистей рук»). - Улыбнись ты мой дружок, спрячь ты в домик язычок (упражнение для языка «Улыбка», упражнения для пальчиков «В кулачок, из кулачка»). - Фокус вам я покажу, губки дудочкой держу (упражнение для губ «Трубочка», упражнение для пальчиков «Солнечные лучи»). - Язычок свой положи и лопаткой подержи (упражнение для языка «Лопаточка», упражнение для пальчиков «Наклонись не поленись»). - Покажи, мой друг, как кричит индюк: «Бл – бл – бл!» (упражнение для языка «Индюк», упражнение для пальчиков «Коготки»). - Ротик шире открываем, язычок мы поднимаем, парусник мы получаем, в море парусник пускаем! (упражнение для языка «Парус», упражнение для пальчиков «Ножницы»). | Дети, сидя на местах, сопряжено выполняют артикуляционные и пальчиковые упражнения. |
3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | - Ребята, теплоходики очень любят петь. Давайте споем вместе сними: у — а — и; и — а — о. Повторите песенки. - Какие звуки пропели теплоходики? (звуки а,у,и,о) - Какие это звуки? (гласные звуки) - Почему они называются гласные? (потому что их можно пропеть и когда мы их произносим, нам ничего не мешает) - В каком домике живут гласные звуки? (в красном домике) - А еще с какими звуками мы успели подружиться? (со звуками м, мь, п, пь) - Какие это звуки? (согласные звуки) - Почему они называются согласные? (потому что их нельзя пропеть и когда мы их произносим, нам что-то мешает, воздух встречает преграду) - Правильно. Ребята, назовите первый звук в слове теплоход ([т´]), а теперь вспомните, о каком еще звуке мы говорили на прошлом занятии - это старший брат звука [т´], звук [т]. Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [т] и [т´]. | Работа всей подгруппой. Сидя на местах, дети отвечают на вопросы. |
4. Характеристика звука | - Давайте произнесём звук [Т]. - Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) - Да, а воздух проходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (язычок) - Звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом. - А теперь давайте произнесем мягкий звук Ть. - Что происходит с нашими губами? (Они приоткрыты) - Да, а воздух проходит свободно? (нет) - Что ему мешает? (язычок) - Звук [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом. | Работа всей подгруппой. Дети, сидя на местах, уточняют артикуляцию звуков и дают характеристику звуков. |
5. Работа над фонематическим восприятием | Игра: «Запомни и повтори» (развитие фонематического восприятие, четкость артикуляции звуков). - Вот и поплыли наши теплоходы в . Первая остановка – город Повторяльск. Чтобы теплоходики могли продолжать свой путь, вам нужно запомнить и повторить разные слоги: ат – ать ут – ит – от тя – ти та – тэ – тя ту – тэ ат – ать – уть те – тю уть – ить – ать та – то ты – тэ - то - Какие согласные звуки повторялись? (Т и Ть) - Молодцы, вы справились с этим заданием. Игра «Секретные письма» (дифференциация звуков на уровне слога). - Маленький теплоходик везет секретные письма, чтобы ему разрешили плыть дальше, вы должны узнать, что в них. (Логопед предлагает детям открыть конверты, лежащие у них на столах). Что это? Это слоги АТ, УТ, ТЭ, ТО, ТИ, АТь, УТь. Логопед принимает непосредственное участие в этой работе, так как на первоначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями. Работа над развитием дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального дыхания). - Ребята, встаньте рядом со своими стульчиками. Мы поиграем в шарик. Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем. Шарик лопнул – выдыхаем. Наши мышцы расслабляем ( глубоко вдохнуть и на выдохе произносим : « а – а – а»). Игра: «Закрой окошко» (дифференциация звуков на уровне слова). - В следующем городе наступила ночь, а ночью окошки во всех домах закрываются занавесками. На ваших столах тоже окошки и их надо закрыть: синей занавеской нужно закрыть ту часть окошка, в которой находится картинка, в названии которой есть звук [т], а зеленой, если в названии картинки есть звук [ т´].
Игра «Доскажи словечко» с мячом. - В следующем городе теплоходы должны пройти проверку своих грузов, но это секретные грузы. Чтобы узнать, что везут теплоходики, вы должны быть очень внимательными. Я буду говорить начало слова, а вы будете договаривать его только слогом (Та) или слогом (Тя). И лишь только самый внимательный из вас поймет и назовет слово. Слова: Ва(та), Ви(тя), лопа(та), Нас(тя), коф(та), Ка(тя), конфе(та), Кос(тя) , поч(та). Игра «Угадайка» (слоговой анализ слов). - Следующий город Угадайка. Надо определить, куда доставить груз на первый, второй или третий причал. Чтобы определить наши грузы, мы должны разделить слова на слоги. Компьютерное упражнение слайд № 4 (определи количество слогов в слове). Игра «Назови ласково» (продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно – ласкательным суффиксом – ик). - Последняя остановка – город Лиллипутск, в нем живут гномы; в их городе все предметы маленькие, они всегда называют их ласково. Сейчас я буду называть вам предмет, а вы будете мне говорить, как он называется в Лиллипутске: торт – тортик хвост – хвостик зонт – зонтик мост – мостик куст – кустик лист – листик бант – бантик букет – букетик | Дети, сидя на местах, по очереди, повторяют слоговые ряды за логопедом. Логопед произносит утрировано слоги. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Выполняют упражнение, стоя у своих мест. Дети выполняют задание. Стоя на ковре, дети по очереди получают мяч и договаривают слова. Сидя на местах, дети делят слова на слоги. Стоя на ковре, дети по очереди получают мяч и выполняют задание. |
6. Физминутка | - Следующая остановка Отдыхайск. Его жители предлагают вам отдохнуть. Вот ребята вам зарядка! Выполняйте по порядку: Распрямитесь, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи разведите Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись Рук коленями коснулись, Сели – встали, сели – встали! Вы, надеюсь не устали? Надо нам свободней встать И спокойнее дышать. | Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствие с текстом. |
7. Работа с буквой | - Ребята, скажите, чем мы обозначаем звуки? (буквами) - Вспомните правило о звуках/буквах. - Какой буквой мы обозначаем звуки Т и Ть? (буквой Т) - Правильно. Из каких элементов состоит та буква? (из 2 палочек, одна длинная, другая короткая) - На что похожа эта буква? (на трубу) Работа с кассами - Откройте кассы. Найдите в кассах букву Т. Поставьте ее в щиток. - Найдите букву А. Поставьте букву А перед буквой Т. - Какая буква стоит на первом месте? Какая буква стоит перед буквой Т? - Прочитайте, что получилось (аналогично со звуками У, О, И) | Ответы детей. Работа всей подгруппой. Выполняют задание. |
8.Пальчиковая гимнастика | «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ноги отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Сидя на местах, выполняют движения по показу. |
9.Рефлексия деятельности | - Ребята, посмотрите, в какой красивый город привезли свои грузы теплоходики! А вот и мебель, которую мы им доставили! - Скажите, что вам понравилось больше всего? - Им очень понравилось, как вы работали сегодня, и они хотят подарить вам свою фотографию. | Ответы детей Детям раздаются маленькие картинки с изображением теплохода. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...