Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х»
Цель: познакомить детей с согласным звуком [х], буквой Х, х.
Задачи: развивающие:
развивать фонематический слух детей, речь, умение находить место звука в словах; развивать память, внимание, мышление.
Образовательные:
формировать представление о согласном звуке [х], учить делать анализ буквы х, продолжать упражнять в чтении слогов, составлении предложений.
Воспитательные: формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения слушать друг друга, воспитывать у детей самоконтроль за речью, положительную мотивацию к процессу обучения.
Материал демонстрационный: картинки демонстрационные (хомяк, халат, холодильник, хлеб, мухи, мухоморы, подсолнух, петух, девочка с грибами, зайка с больной лапой, заяц вытягивает морковь); буквы; карточки для чтения слогов.
Образовательная среда: Демонстрационные предметные картинки на заданные звук [х]; демонстрационные карточки с буквами «Х», «х».
Предварительная работа: рассматривание азбуки.
Методические приёмы: Анализ звука, анализ буквы, физкультминутка. Чтение слогов, игра «Найди звук [х] », физкультминутка, итог.
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
- Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки. Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА – какой тут первый звук? Назови, что нарисовано рядом с буквами. Скажи, как я : ХХХОМЯК, ХХХАЛАТ, ХХХОЛОДИЛЬНИК, ХХХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] .
Характеристика звука.
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его – за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.
С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?
Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] – согласный звук.
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Знакомство с буквой «Х».
— С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»
— Как вы думаете, какой это звук? [Х] — согласный звук ( произносится глухо, его нельзя произносить громко)
Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец), значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.
Придумайте слова начинающие на букву «Х»
Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.
Анализ буквы Х
Рассмотрим букву «Х»
Х —на ножницы похожа,
но в работе, а не лежа
Х — все ходит, ходит, ходит —
Место что ли не находит.
На что она похожа? Сложи из пальцев букву Х.
— Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.
У вас на столах лежит веревочка нам нужно выложить на листе бумаги букву «Х»
— Молодцы, значит мы с вами сказали, что буква Х — согласный звук, бывает твердым и мягким.
Определение места звука в словах.
- Рассмотри картинки.
Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!)
АААХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?
АХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?
- Что зайка сказал когда поранил лапку? (Ох)
ОООХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?
ОХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?
Игра "Найди звук".
- Ребята Хрюшка-хвастунишка принес с собой слова, вам нужно определить в каком месте стоит звук [Х], в начале, в конце или в середине: хомяк, халат, муха, петух, мухомор, холодильник, хлеб, подсолнух.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Итог:
- Ребята, с каким мы познакомились звуком ?
- Какой это звук?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей разновозрастной группе по обучению грамоте: «Звук [х], буква Х, х»
Цель: познакомить детей с согласным звуком [х], буквой Х, х.
Задачи: развивающие:
развивать фонематический слух детей, речь, умение находить место звука в словах; развивать память, внимание, мышление.
Образовательные:
формировать представление о согласном звуке [х], учить делать анализ буквы х, продолжать упражнять в чтении слогов, составлении предложений.
Воспитательные: формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения слушать друг друга, воспитывать у детей самоконтроль за речью, положительную мотивацию к процессу обучения.
Материал демонстрационный: картинки демонстрационные (хомяк, халат, холодильник, хлеб, мухи, мухоморы, подсолнух, петух, девочка с грибами, зайка с больной лапой, заяц вытягивает морковь); буквы; карточки для чтения слогов.
Образовательная среда: Демонстрационные предметные картинки на заданные звук [х]; демонстрационные карточки с буквами «Х», «х».
Предварительная работа: рассматривание азбуки.
Методические приёмы: Анализ звука, анализ буквы, физкультминутка. Чтение слогов, игра «Найди звук [х] », физкультминутка, итог.
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
- Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки. Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА – какой тут первый звук? Назови, что нарисовано рядом с буквами. Скажи, как я : ХХХОМЯК, ХХХАЛАТ, ХХХОЛОДИЛЬНИК, ХХХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? ( Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] .
Характеристика звука.
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его – за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.
С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?
Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] – согласный звук.
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Знакомство с буквой «Х».
— С какой буквы начинается слово хлеб? «Х»
— Как вы думаете, какой это звук? [Х] — согласный звук ( произносится глухо, его нельзя произносить громко)
Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец), значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.
Придумайте слова начинающие на букву «Х»
Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.
Анализ буквы Х
Рассмотрим букву «Х»
Х —на ножницы похожа,
но в работе, а не лежа
Х — все ходит, ходит, ходит —
Место что ли не находит.
На что она похожа? Сложи из пальцев букву Х.
— Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.
У вас на столах лежит веревочка нам нужно выложить на листе бумаги букву «Х»
— Молодцы, значит мы с вами сказали, что буква Х — согласный звук, бывает твердым и мягким.
Определение места звука в словах.
- Рассмотри картинки.
Как девочка закричала, когда нашла такие большие грибы? (Ах!)
АААХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?
АХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?
- Что зайка сказал когда поранил лапку? (Ох)
ОООХ – скажи так же. Какой звук ты услышал первым?
ОХХХ - скажи так же. Какой звук ты услышал вторым?
Игра "Найди звук".
- Ребята Хрюшка-хвастунишка принес с собой слова, вам нужно определить в каком месте стоит звук [Х], в начале, в конце или в середине: хомяк, халат, муха, петух, мухомор, холодильник, хлеб, подсолнух.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Итог:
- Ребята, с каким мы познакомились звуком ?
- Какой это звук?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию навыков звукопроизношения и обучению грамоте "Звук и буква А"
quot;Материал рекомендован для логопеда при проведении фронтального занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе, связан с лексической темой "С...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук И. Буква И"
Цель: Четкое произнесение звука. Анализ звукового ряда из 3-х гласных. Воспроизведение звуковых рядов из 3-х гласных. Упражнение в употреблении И.п. мн.ч. существительных с окончаниями –и, -а. Р...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по обучению грамоте: ««Звук [Ц], буква Ц»».
Конспект открытого показа для родителей по обученю грамоте детей старшего дошкольного возраста: знакомство со звуком "Ц" и буквой Ц....
Образовательная деятельность в подготовительной группе по обучению грамоте"Звук и буква В"
Дать представление детям о новом звуке,познакомить с буквой, продолжать определять позицию звука,начало слова,середина или конец слова....
Конспект в подготовительной группе по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»
Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематическог...