Кружковая работа " Абвгдейка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кононова Виктория Игоревна

обучение грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11«Колокольчик»

города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 11)

Программа кружка

 «АБВГДЕЙКА»

Руководитель кружка:           Кононова В.И.

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации программы:   1 год

г. Сафоново

2017-2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве.

Актуальность. Сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача воспитателей, учителей и родителей. Десятилетиями накапливались проблемы во всех важнейших сферах жизни детей. Их решение зависит не только от усилий семьи, но и от деятельности многих других социальных институтов, участвующих в процессе социализации, воспитании и образовании детей.  Детство – это процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Перед дошкольником откроются двери школы, он вступит в «Эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Если ребенок, ушедший в школу, в первом классе не справляется с заданием по разделу обучение грамоте, не осознает, что звук произносится, а буква пишется, слова состоят из слогов, из слов можно составить предложения и т.д., то естественно у него возникают трудности. Ребенок уже не хочет учиться в школе. Львиная доля учебных трудностей ребенка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно и родительских упущений. Необходимо помнить, что обучение рассматривается как двусторонний процесс, в котором педагог носитель знаний и опыта и как организатор обучения считается доминирующей фигурой.

«Программа обучения и воспитания» в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому, на основе изучения передовых технологий по проблеме обучения детей грамоте в детском саду, подготовку к обучению грамоте было решено организовать на кружковых занятиях.

Цель: формирование  элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи:

  • Знакомить детей с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • Формировать навык слогослияния;
  • Обучать грамотному, осознанному чтению;
  • Повысить уровень общего речевого развития, путем расширения и активизации словаря;
  • Формировать психологические предпосылки к обучению;
  • Развивать графомоторные навыки;
  • Формировать мотивацию к чтению;
  • Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений специальными символами для обозначения звуков;
  • Научить детей слоговому чтению слов, выделение слогов из слова, постановка ударения в словах, определению ударного слога;
  • Воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность и уверенность;

В основу программы положены материалы И.О. Бадулиной «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму», а также И.Г. Выгодской и Н.В. Берковской.

Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной к школе группе. Количество занятий – 1 раза в неделю. Продолжительность –25- 30 минут. Работа проводится фронтально. 

В программе учтены  принципы: 

  • научность;
  • систематичность;
  • постепенность усложнения;
  • перспективность;
  • доступность.

Этапы работы:

  1. Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
  2. Обучение слогослиянию
  3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трехсложных слов.
  4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
  5. Обучение осмысленному чтению предложений.
  6. Обучение осмысленному чтению текстов.

На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы. Начиная с  третьего этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения: Она включает:

  1. Формирование понимания на уровне слова.

Работа направлена на расширение, обогащение и активизации словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением;

  1. Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.

Работа на этом этапе направлена на понимание грамматических и логико-грамматических отношений в предложно-падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями;

  1. Формирование понимания на уровне текста.

На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста;

Особенности реализации: демонстрационные и наглядные пособия, раздаточный материал, дидактические игры по ознакомлению с буквами и звуками, тетради в крупную клетку;

Ожидаемые результаты. 

Дети должны знать:

  • определение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение текст, гласная, согласная, ударный слог;
  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов;

Дети должны уметь:

  • различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • выделять слова в предложении, определять их место;
  • делить слова на слоги, считать слоги в слове;
  • иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
  • понимать и различать понятия «звук» и «буква»;
  • читать простые по звукобуквенному составу слова;
  • определять место  и последовательность звука в слове;
  • выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • составлять графическую схему предложения;
  • графически обозначать звуки, слоги и слова;

Перспективный план работы кружка «Абвгдейка» для детей 6-7 лет

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

3-4 неделя

1

«как хорошо уметь читать».

Введение в цикл обучения чтению; подвести детей к пониманию, того, что умение читать-важно и необходимо

2.

«Предложение»

Объяснить детям, что речь состоит из предложений

Октябрь

1-4 неделя

3.

«Слова»

Объяснить детям, что предложение состоит из слов.

4.

«Слоги. Ударение»

Объяснить детям, что слова состоят из слогов; познакомить с ударением в словах;

5.

«Повторение пройденного»

Закрепить с детьми полученные сведения о предложение, словах и слогах. Показать роль ударения в словах.

6.

«Гласные и согласные  звуки. Слияние согласного с гласным»

Познакомить детей с слиянием согласного звука с гласным; объяснить детям, что гласный звук образует слог.

Ноябрь

1-4 неделя

7.

8.

9.

10.

«Закрепление пройденного»

«Звук и буква. Гласный звук (а), буква (А

«Гласный звук (о), буква (о)»

«Гласный звук ( у), буква (У)»

Закрепить пройденный на предыдущих занятиях материал.

Объяснить детям разницу звуков вообще и звуков речи, отличие звуков речи и буквы; познакомить с буквой А.

Познакомить детей со звуком (О) и с буквой о

Познакомить детей со звуком (У) и с буквой у

Декабрь

1-4 неделя

11.

12.

13.

14.

«Гласный звук (и), буква И, и Гласный звук (ы), буква Ы»

«Гласный звук (э), буква Э»

«Согласные звуки (н, нь), буквы Н, н»

«Согласные звуки (м, мь), буквы М, м»

Познакомить с гласными буквами И, Ы.

Познакомить с буквой Э

Познакомить с согласной буквой Н; обучение прочтению слияния с буквой Н

(согласный + гласный)

Познакомить детей с новыми согласными звуками и буквами; обучение прочтению слогов и слов с изученными буквами.

Январь

2-4 неделя

15.

16.

«Согласные звуки (р, рь), буквы (Р), р».

«Согласный звук (Й)»

«Гласные звуки ( Е, Ё,Ю, Я)»

Познакомить детей с новыми согласными звуками и буквами; обучение прочтению слогов и слов с изученными буквами.

Познакомить детей с  новой буквой , упражнять в чтении.

Познакомить детей с новыми гласными буква и звуками : Е, Ё, Ю,Я.

Февраль

1-4 неделя

17.

18.

19.

20.

«Закрепление новых гласных звуков: Я, Е, Ё, Ю.»

«Согласные звки (б, бь), буквы (Б), б»

«Согласные звки (п, пь), буквы (П), п»

«Согласные звуки (в, вь), буквы (В), в»

Закрепить знания детей о новых гласных буквах и звуках, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Март

1-4 неделя

21.

22.

23.

24.

«Согласные звуки (ф, фь), буквы (Ф), ф»

«Согласные звуки (г, гь), буквы (Г), г»

«Согласные звуки (к, кь), буквы (К), к»

«Согласные звуки (д, дь), буквы (Д), д»

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Апрель

1-4 неделя

25.

26.

27-

28.

«Согласные звуки (т, ть), буквы (Т), т»

«Согласные звуки (ж), буквы (Ж), Ж»

.

«Согласные звуки (ш), буквы (Ш), ш»

«Согласные звуки (з, зь), буквы (З), з»

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Май

1-4 неделя

29-

30.

«Согласные звуки (с, сь), буквы (С), с»

«Согласные звуки (х, хь), буквы (Х), х»

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Познакомить с новыми согласными буквами и звуками, упражнять детей в чтении.

Диагностика.

Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь.» Е.В. Колесниковой.

Обследуется речь по следующим признакам:

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- развитие графических навыков и моторики;

- развитие звуко-буквенного анализа.

Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:

---- если задание выполнено правильно;

---- если есть одна-две ошибки;

---- если задание не выполнено.

Оценка результатов (баллы-шарики):

    раздел

уровень

развитие звуковой культуры речи

развитие фонематического слуха

развитие графических навыков и моторики

развитие звуко-буквенного анализа

Высокий уровень

9-12

15-18

10-13

9-12

Средний уровень

6-9

12-15

7-10

6-9

Низкий уровень

4-6

10-12

5-7

3-6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бадулина О.И. Готовимся к школе, Подготовка к чтению и письму. Тетрадь №2,., 2015.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 1995.
  3. Выгодская И. Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет. – ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 69 с.
  4. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. – 64 с.
  5. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2007.
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"АБВГДейка" Кружковая работа по обучению грамоте

Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова....

План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...

Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.

Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....

Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей старшей группы.

В программе представлены пояснительная записка, в которой раскрыта актуальность, основные направления, цель и задачи программы кружковой работы "АБВГДейка", а также план реализации кружка ...

Программа кружковой работы «АБВГДейка» для детей подготовительной группы

Программа кружковой работы по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Является продолжением программы "АБВГДейка" для старшей группы. Включает в себя пояснительную записку, основ...

Отчет по кружковой работе "АБВГдейка"

Целью кружковой работы, проводимой нами в старшей группе, было преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций детей через музыку и движение....