"АБВГДейка" Кружковая работа по обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова.
Цель кружковой работы: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_microsoft_office_word.docx | 752.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на план кружковой работы
«АБВГДейка»
разработанный Романовой Марией Егоровной
воспитателем МБДОУ Детский сад
№92 общеразвивающего вида «Искорка» г. «Йошкар-Олы».
Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова.
Цель кружковой работы: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.
В плане представлены цели и задачи, формы организации детей, указана методическая литература, на которую опирался автор. Представлены 4 занятия кружка на каждый месяц, указана, тема, цель. В структуре просматривается усложнение материала. Материал преподносится детям с учетом возрастных особенностей детей, учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, принцип посильности, доступности.
План кружка разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО, четко прослеживается интеграция образовательных областей. В плане кружка предусматривается превышение стандарта, а именно обучению дошкольников чтению, развитию связной речи с помощью современных методик и ИКТ.
План кружка выполнен в соответствии с действующими требованиями и имеет педагогическую значимость для дошкольных образовательных учреждений.
Старший воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №67
г. Йошкар-Олы «Колокольчик»
Кружковая работа
в группе «Незабудка»
«АБВГДейка»
Руководитель: воспитатель Романова М.Е.
Цель: подготовка дошкольников к обучению грамоте
Задачи:
- Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
- Развивать звукобуквенный анализ слова.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
- Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
- Учить составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Составлять предложения на заданную тему по опорным словам,
- Учить ориентироваться на странице тетради.
- Развивать мелкую моторику
Известно, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.
В старшей группе необходимо производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, имеющиеся у дошкольников, наличие детально разработанной и апробированной методики обучения, данные о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей позволяют утверждать, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
- ознакомление детей со словом;
- вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения;
- деление предложения на слова и составление из слов (2—4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова;
- членение слов (из 2—3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Время | Тема | Цели и задачи |
|
| Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово». д/и «Назови игрушку» |
|
| Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). д/и «Назови вкусные слова» |
|
| Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. |
|
| Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови слова» |
|
| Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. д/и «Телеграф» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови пару» |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Какой звук заблудился» |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые звуки» |
|
| Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови слова» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. д/и «Живые звуки» д/и «Найди гласный звук» |
|
| Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. д/и «Измени слово» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. д/и «Назови пару» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). д/и «Живые звуки» |
|
| Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука. д/и «Какой звук заблудился?» |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. д/и «Назови слова» |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. д/и «Назови слова со звуком «ч» |
Январь | В стране слов и слогов. | Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. д/и «Раздели слова на части» д/и «Молоточки» |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые слова» д/и «Какой звук заблудился?» |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. д/и «Назови слова» |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. д/и «Назови слова со звуком ш» |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. д/и «Назови слова» |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. д/и «Живые слова» д/и «Какой звук заблудился?» |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. д/и «Найди свой домик» |
|
| Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. д/и «Живые слова» д/и «Назови слова» |
|
| Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. д/и «Живые слова» д/и «Назови слова» |
|
| Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. д/и «Назови слова» |
|
| Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком. д/и «Телеграф» |
|
| Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. д/и «Телеграф» |
Май | Предложение | Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовательность слов в предложении. д/и «Слово-предложение» |
Май | Составь предложение | Упражнять в составлении предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения. д/и «Назови слово» |
Май | Звук, слово, предложение | Учить детей самостоятельно подбирать слова на заданный звук. Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов. Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов). д/и «Назови слово» |
Май | Умники и умницы | Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. д/и «Живые слова» д/и «Молоточки» д/и «Поищи слова» д/и «Какой звук заблудился?» |
Структура занятий
Общая продолжительность – 30 минут
Вводная часть – 5 минут
Основная часть – 20 минут
Заключительная часть – 5 минут
График проведения:
Вторник, среда
Место проведения:
Музыкальный зал
Время проведения – 15.20
Количество детей: 12
Литература
- Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации/Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 224 с.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 1995
- Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. – 64 с.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2007.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.
- Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение , 1981
Диагностика по результативности работы кружка «АБВГДэйка» за 2013 – 2014 учебный год в старшей группе «Незабудка»
Известно, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.
В старшей группе необходимо производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
Знания детей старшей группы по теме кружковой работы «АБВГДэйка» проводились по Программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по следующим параметрам:
1 – образовывать названия детенышей животных
2 – подбирать однокоренные слова
3 – согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе
4 – дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р
5 – различать свистящие, шипящие, сонорные звуки, твердые и мягкие согласные
6 – образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения
Диагностика образовательной области «Развитие речи» по теме кружковой работы «АБВГДэйка» - подготовка дошкольников к обучению грамоте за 2013 – 2014 учебный год
На начало года средний балл составил 2 балла – 67%, на середину года средний балл составил 2,2 балла – 73%. Динамика составила 0,2 балла – 6 %
По результатам диагностики можно сделать вывод, что дети овладели необходимыми знаниями по развитию речи и обучению грамоте: научились правильно называть и употреблять названия детенышей животных, подбирают прилагательные к существительным, называют слова в единственном и множественном числе, правильно употребляют их в своей речи. Образовывают однокоренные слова. Научились называть гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове – в начале слова, середине и конце. Существенно расширился словарный запас дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по подготовке дошкольников к обучению грамоте носит положительный и динамический характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по обучению грамоте детей с ОНР в старшей группе.
Годовое планирование фронтальной логопедической работы по обучению грамоте детей с ОНР в старшей группе....
Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей
Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....
Календарный план работы по обучению грамоте в подготовительной группе
Календарный план работы по обучению грамоте в подготовительной группе по букварю Н. С. Жуковой...
Система работы над обучением грамоте.
Практикум по работе с детьми по обучению грамоте для педагогов и родителей....
Из опыта работы по обучению грамоте детей подготовительной группы
В материале представлен мой опыт по обучению детей грамоте детей подготовительной группы, обозначены требования к знаниям и умениям, которыми должен обладать выпускник детского сада в данной обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...