Кружковая работа "АБВГДейка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
Протокол от 30.08.2024 г
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
«АБВГДейка»
Подготовительная группа «Фантазеры»
Программа рассчитана на детей 6-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Направленность: Социально - педагогическое
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации:1 год
Уровень программы: ознакомительный, базовый.
Воспитатели: Аскарова Д.А.
Кожеурова Ю.Ю.
Пыть-Ях, 2024
Содержание | Страница | |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Актуальность | 4 |
3. | Цель | 4 |
4. | Задачи | 4 |
5. | Режим организации занятий | 4 |
6. | Принципы и подходы | 5 |
7. | Возрастная характериска развития детей 6-7 лет | 6 |
8. | Возрастная характеристика детей 6-7 лет (речевое развитие) | 7 |
9. | Планируемы результаты | 7 |
10. | Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы | 9 |
11. | Методика выявления уровня речевого развития | 16 |
12. | Список использовани литературы | 25 |
Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щуки
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
В.В. Мамаева
Пояснительная записка.
Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим работа по развитию речи направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Процесс усвоения языковых средств ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и закрепление соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Программа составлена в соответствии с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий 1,2, 3 периодов», Е. Куциной, Н. Сазоновой, Н. Хрушкова «Учимся пересказывать». Также в данной программе включена работа с опорными мнемотаблицами, как средство работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников.
Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте. Разработано календарно - тематическое планирование кружковой деятельности, которое представлено в виде таблицы, где можно четко проследить последовательность и системность работы.
Актуальность выбора кружка «АБВГДейка» определена тем, что у детей подготовительной группы слабо развита связная речь. Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель: создать условия для формирования у детей готовности к обучению грамоте в школе.
Задачи:
- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
- формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;
- развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;
- активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;
- формирование умения работы в коллективе;
- формирование связной речи.
Режим организации занятий
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Продолжительность обучения (общий объём) – 32 занятия.
Группа состоит из 26 детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Содержание кружковой деятельности основано на следующих принципах:
а) Личностно ориентированные принципы:
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача – это развитие будущего школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы:
Принцип целостности содержания образования. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем.
Это ни знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня : это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно-ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет
Программа строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода. Необходимо учитывать, что поступающие в первый класс дети 6 – 7 лет, имея одинаковый возраст, существенно различаются по уровню общего развития.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются. Дети в этом возрасте начинают сознательно управлять своим вниманием и удерживать его на определенных предметах.
Шестилетний ребёнок может многое, но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще нетипична, не характерна для этого возраста. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.
Столь подробное принятие во внимание возрастных особенностей детей 6 – 7 лет, осуществляемое в программе, позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и даже настроения детей, что способствует установлению доверительных отношений между детьми и педагогом. Оказание каждому ребёнку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.
Возрастная характеристика речевого развития детей 6-7 лет
- способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;
- обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
- грамматически правильно строят предложения;
- умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
- свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
- способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
- способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.
Обучающие должны уметь:
▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения;
▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
▫ свободно читать слоги и трѐхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
▫ правильно согласовывать слова в предложении;
▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
▫ ориентироваться на странице книги;
▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
▫ правильно использовать предлоги;
▫ правильно произносить звуки.
Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы.
(1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая - выявление уровня речевого развития)
№ Занятия | Тема нзанятия/ Задачи | Задачи | ||
Развитие лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте. | ||
1 | Осень. | Согласование числительных с существительными | Составление рассказа с опорой на картинку «Осень» | Звук и буква У. Звук и буква А. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.4. ч 1. |
2 | Деревья. | Образование относительных прилагательных. | Составление описательного рассказа о дереве.
| Звуки У-А. Звук И. Буква И. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.6. ч 1. |
3 | Овощи. | Согласование существительных единственного числа с существительными. | Пересказ рассказа «Праздник». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 28.) | Звуки П-Пь. Буква П. Звуки К-Кь . Буква К Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.8 ч 1. |
4 | Фрукты. | Существительные множественного числа в родительном падеже | Составление описательного рассказа о фруктах при помощи мнемотехники. | Звуки Т,Ть . Буква Т Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.10. ч 1. |
5 | Насекомые. | Относительные прилагательные. Предлог НА | Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Про насекомых» | Звуки П-Т-К Звук О Буква О Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.12. ч 1. |
6 | Перелетные птицы. | Согласование числительных с существительными в родительном падеже. | Пересказ рассказа «Что увидел кот». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 17.) | Звуки Х-Хь Буква Х Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.14. ч 1. |
7 | Грибы. Ягоды. | Пересказ рассказа «Пластилиновая мышка». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 2.) | Звук и буква Ы Гласные звуки А, У, И, Ы, О Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.16. ч 1. | |
8 | Домашние животные и их детеныши. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Пересказ рассказа «В гости к гному». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 13.) | Звуки М, Мь Буква М Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.18. ч 1. |
9 | Дикие животные и их детеныши. | Образование притяжательных и сложных прилагательных | Пересказ услышанного рассказа В.В.Бианки «Купание медвежат» | Звук Н, Нь. Буква Н Звуки Н-М Звук и буква Б Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.20. ч 1. |
10 | Одежда. Обувь, головные уборы. | Согласование существительных с количественными числительными. | Пересказ рассказа «Ботинки». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 47.) | Звуки Б-бь. Буква Б. Звуки П-Б. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.22. ч 1. |
11 | Зима. | Предлог ПЕРЕД | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке по образцу воспитателя | Звук и буква С. Звук СЬ. Буква С.Звуки С-Сь. Буква С. Звук и буква З. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.4. ч 2. |
12 | Птицы зимой. | Образование сложных прилагательных | Работа с мнемотаблицей. Разучивание стихотворения «Зимняя прогулка» | Звук Зь. Буква З Звуки З,Зь Буква З Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.6. ч 2. |
13 | Мебель. | Предлоги МЕЖДУ, НА, В, ПОД | Составление рассказа « Как изготавливают мебель» по опорным словам. | Звук Зь. Буква З Звуки З,Зь Буква З Звуки С-З Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.8. ч 2. |
14 | Посуда. | Предлог ИЗ-ПОД | Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Звуки В-Вь. Буква В. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.10. ч 2. |
15 | Новый год. | Предлоги НА, ПОД | Пересказ рассказа «Ёлка» | Повторение изученных ранее звуков и букв |
16 | Животные жарких стран. | Образование притяжательных прилагательных | Пересказ рассказа «Как дуб свинью проучил». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 65.) | Звуки Д,Дь Буква Д Звуки Т-Д Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.12. ч 2. |
17 | Семья. | Образование сравнительной степени прилагательных | Составление рассказа по сюжетной картинке «семья». | Звуки Ть-Дь. Звук Г. Буква Г. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.14. ч 2. |
18 | Инструменты. | Существительные в форме творительного падежа | Пересказ рассказа «Гоша- озорник». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 61.) | Звуки Г,Гь. Буква Г ЗвукиГ-К Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.16. ч 2. |
19 | Морские речные и аквариумные обитатели. | Притяжательные прилагательные | Работа с мнемотаблицей. Разучивание потешки«Водичка, водичка» | Звук Э. Буква Э.
Звук Й. Буква Й Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.18. ч 2. |
20 | День защитников Отечества | Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе. | Составление рассказа « Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. | Повторение изученных ранее букв и звуков. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.20. ч 2. |
21 | Транспорт. | Синонимы, антонимы. | Описание увиденного (по наблюдениям за движением транспорта) | Звуки С-Ш Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.22. ч 2. |
22 | Весна. | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Работа с мнемотаблицей. «Заюшкина избушка» | Звук Ж. Буква Ж Звуки Ж-З Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.4. ч 3. |
23 | 8 марта | Словообразование | Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» | Звуки Ж-Ш Звуки Ш-Ж-С-З Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.6. ч 3. |
24 | Перелетные птицы весной. | Изменение глаголов по временам. | Пересказ рассказа «Друзья». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 24.) | Звук Л. Буква Л. Звук Ль. Буква Л. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.8. ч 3. |
25 | Растения и животные весной. | Согласование существительных с числительными. | Обсуждение литературных текстов А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенние воды». | Звуки Л-Ль Звук Ц. Буква Ц. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.10. ч 3. |
26 | Наша страна. | Образование синонимических рядов. | Обсуждение художественного произведения А. Прокофьев «Родина» | Звуки Ц-С Буква Ю Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.12. ч 3. |
27 | Профессии. | Образование существительных от глаголов. | Пересказ рассказа «Друзья птиц». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 69.) | Звук Р. Буква Р Звук Рь. Буква Р Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.14. ч 3. |
28 | Наш дом. | Предлог ИЗ-ЗА | Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | Звуки Р-Рь. Звуки Р-Л Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.16. ч 3. |
29 | Сад - огород - лес | Предлог ЧЕРЕЗ | Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой» | Звук Ч .Буква Ч. Звуки Ч -Ть. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.18. ч 3. |
30 | Человек. | Возвратные глаголы. | Пересказ рассказа «Фантазёр». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 73.) | Звуки Ф-Фь. Буква Ф. Звуки Ф-В Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.20. ч 3. |
31 | Домашние животные. | Развитие навыков словообразование. | Пересказ рассказа «Семья дома». (Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», стр 79.) | Звук Щ. Буква Щ. Звуки Щ-Ч Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.22. ч 3. |
32 | Лето. | Прилагательные сравнительной степени. | Составление рассказа в будующем времени «Про лето и про меня» | Звуки Щ-Ть Звуки Щ-Ч-Сь-Ть. Гомзяк О. С. «Говорим правильно» с.24. ч 3. |
Методика выявления уровня речевого развития
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы
Словарь
Выявляются умения:
1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова кречевой ситуации;
2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок);
подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;
2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй / искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
3) строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие и
сонорные звуки, твердые и мягкие;
2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
2) составлять описание, повествование или рассуждение;
3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИ
I серия заданий (словарь и грамматика).
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1—2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2) называет два слова (словосочетания);
3) называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно...(писать, открывать дверь).
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
3) подбирает только одно слово.
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у неговеселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный,
обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2—3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята —много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
12. Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2) называет два действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
15. Составь предложение со словом игла.
1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет одно слово.
16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
Показатели:
Высокий уровень – (48 - 40 б.)
Средний уровень – (39 - 24 б.)
Низкий уровень – (23 - 16 и менее б.)
II серия заданий (звуковая культура речи).
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук рь (Тигр, корова, баран, жираф, черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко —шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2) отвечает, нарушая ритм;
3) говорит одно слово.
Показатели:
Высокий уровень – (18 – 15 б.)
Средний уровень – (14 - 10 б.)
Низкий уровень – (9 - 6 и менее б.)
III серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный
рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого;
3) не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).
Показатели:
1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет
заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца),
выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двухструктурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логикиизложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений,
Правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.
4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи ( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
6. Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.
Сводная таблица результатов обследования речевого развития
детей подготовительной к школе группы
№ | Список детей группы | Словарь и грамма тика | зкр | Связная речь | Уровень | Примечания |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. | ||||||
16. | ||||||
17. | ||||||
18. | ||||||
19. | ||||||
20. | ||||||
21. | ||||||
22. | ||||||
23. | ||||||
24. | ||||||
25. | ||||||
26. |
Список использованной литературы
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»:
Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Гомзяк О. С. «Говорим правильно» , - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодалению ОНР у детей» часть 1, - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008.
- Гомзяк О. С. «Говорим правильно» , - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодалению ОНР у детей» часть 2, - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008.
- Гомзяк О. С. «Говорим правильно» , - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодалению ОНР у детей» часть 3, - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008.
- Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», изд. Дом «Литур», 2013.
- Интернет источник: http://ru.i-docx.ru/30pedagogika/106955-1-prekrasna-rech-kogda-ona-kak-rucheek-bezhit-sredi-kamney-chista-netoropliva-gotov-vnimat-potok-voskli.php.
- Интернет источник: http://dou24.ru/1/images/stories/psiholog/kuzina/roditelam/1.pdf
- Интернет источник: https://zdamsam.ru/b42006.html
- Интернет источник: https://infourok.ru/parcialnaya-programma-abvgdeyka-podgotovka-k-shkole-1321206.html
Список детей посещающих кружок:
1 подгруппа.
Аджиев Б. Глыбин В.
Азимов М. Жалилова Э.
АкаевШ. Зяблов Д.
Лубягина М. Костеев Д.
Барсуков Я. Михерская В.
Беднушкина С. Хидиров А.
2 подгруппа.
Пояркин Д. Трегубенко Д.
Рустамова К. Цяпа А.
Рыбачок А. Чехович В.
Симачкова Д. Чехович Д.
Султангирова С. Яхин Д.
Аслонова Ш. Булынин С.
Куприяова Р.
График работы кружка:
Понедельник – 1 подгруппа
15:50-16:20
Четверг – 2 подгруппа
15:50-16:20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...