"В царстве гласных звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Захарова Ксения Эдуардовна

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_puteshestvie_v_tsarstvo_glasnyh_zvukov.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №57»

Конспект итоговой ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе №5

                                              Составила:

                                              Учитель – логопед МАДОУ

                                             «Детский сад комбинированного вида

                                             с группами для детей с нарушениями речи №57»

                                              Федотова Ксения Эдуардовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2016 г.

Тема:  «Путешествие в страну гласных звуков»

Образовательная область: Речевое развитие

Направление: Звуковая культура речи

Цель: закрепление понятия «Гласный звук», «Буква»

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

-учить дифференцировать понятия «Звук» и «Буква»;

-учить использовать в речи союз «О»;

-уточнить словарь по темам «Лес», «Дикие животные и их детеныши»;

-закрепить умение строить простые распространенные предложения;

- Коррекционно - развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;

-развивать физиологическое и фонационное дыхание;

-развивать  силу голоса;

-развивать зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно – воспитательные:

-воспитывать умение слушать и адекватно реагировать на речь  педагога и товарищей;

-воспитывать умение четко и ясно отвечать на вопросы педагога;

-воспитывать  усидчивость во время занятия;

-воспитывать навык творческого подхода к выполнению заданий;

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Предварительная работа: отработка четкого произнесения гласных звуков [У] [А] [О] изолированно, в слогах,  словах и в предложениях; Выполнение дидактических упражнений, способствующих различению гласных звуков на слух – «Хлопай, не зевай», «Подари подарок», «Подними фигуру»; Выкладывание букв У,О из счетных палочек, лепка буквы О из пластилина; Обведение контурных  и точечных изображений букв У,А,О; Выделение букв У,А,О из наложенных изображений.

Индивидуальная работа:

Руслан: закрепить умение четко произносить гласный звук [А];

Карим: закрепить умение четко произносить гласный звук [У];

Вова: закрепить умение четко произносить гласный звук [О];

Булат: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [У];

Луиза: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [А];

Арина: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [О];

Захар: закрепить умение выделять в слове гласный звук [А];

Руфиль: закрепить умение выделять в слове гласный звук [У];

Рузиль: закрепить умение выделять в слове гласный звук [О];

Самир: закрепить умение различать буквы А,О,У;

Никита: закрепить умение моделировать буквы А,У,О из счетных палочек и ниток;

Ильнур: закрепление умения выделять первый и второй звуки в звукосочетаниях гласных;

Матвей: закрепление умение использовать в речи простые распространенные предложения;

Богдан: формировать умение использовать в связной речи союз «О»;

Данил: закрепление  понятий «Лес», «Дикие животные», «Детеныши диких животных»;

Словарная работа: Звук; Буква; Лес;

Дикие животные: Белка, лиса, медведица.

Детеныши диких животных: Бельчонок, лисенок, медвежонок.

Материалы и оборудование: проектная доска; сюжетная картина «Зимний лес»; индивидуальные зеркала; большие и маленькие красные круги и красные овалы на каждого ребенка; предметные картинки с изображением бельчонка и белки, лисенка и лисы, медвежонка и медведицы; предметных картинки со звуком [У] в ударной позиции: дуб, лук,кукла, сундук; предметные картинки со звуком [А] в ударной позиции: мак, рак, бант; предметные картинки со звуком [О] в ударной позиции:  дом, ведро, кошка; девочки – звуковички У,А,О; красные счетные палочки; красные нитки.

Структура занятия

I. Вводная часть занятия (3 мин.)

1.Организационный момент;

2.Подвижная игра  «Мы заходим с вами в лес …»;

II.Основная часть занятия (20 мин.)

1.Сообщение темы занятия;

2.Аккустико – артикуляционный образ гласных звуков [У] [А] [О];

3.Дидактическая игра «Самые внимательные»;

4.Дидактическая игра «Помоги зверятам позвать маму»;

5.Дидактическая игра «Сундучок с подарками»;

6.Динамическая пауза «Лес»;

7.Дидактическая игра «О чем мечтают девочки»;

8.Связь звуков и букв. Моделирование букв У,А, О из счетных палочек и ниток.

III. Итоговая часть занятия (2 мин.)

1.Ответы на вопросы по итогам занятия;

Ход занятия

I.Вводная часть занятия

1.Организационный момент

Дошкольники заходят в группу, на проекторе изображение зимнего леса.

Учитель – логопед: Ребята, мы с вами попали в зимний лес. Давайте с вами красиво встанем, поставим руки на пояс, и немного поиграем, что бы не замерзнуть

2.Подвижная игра «Мы заходим с вами в лес …»

Мы заходим с вами в лес,

Дети маршируют на месте

Сколько тут вокруг чудес!

Удивляются, разводят руки

Сколько елочек зеленых –

Скрещивают пальцы, показывают елочку

Столько выполним наклонов,

Раз, два, три.

Выполняют три наклона

Сколько тут вокруг игрушек –

Столько сделаем прыжков,

Раз, два, три.

Выполняют три прыжка

Впереди из – за куста,

Смотрит хитрая лиса.

«Грозят» указательным пальцем лисе.

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим

Бег на месте на носочках

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели

Садятся на места.

II. Основная часть занятия

1.Сообщение темы занятия

Учитель – логопед: К нам за помощью обратились три девочки, которые заблудились в лесу.

Посмотрите эту девочку зовут Уля, эта – Аня, а это – Оля. Мы поможем девочка добраться до их дома?

Дети: Да!

2.Аккустико – артикуляционный образ гласных звуков [У] [А] [О]

Посмотри, внимательно какой звук произносит девочка Уля, ее рот похож на маленький круг.

Дети: Звук [У]!

Учитель – логопед: Правильно! Давайте с вами тоже посмотрим в зеркала и произнесем звук [У].Наш рот похож на маленький круг.

Посмотрите, а рот девочки Ани похож на большой круг, какой звук она произносит?

Дети: Звук [А]!

Учитель – логопед: Правильно! Посмотрите в зеркало и произнесите [А] наш рот похож на большой круг. А какой звук произносит Оля, ее рот похож на овал?

Дети:  Звук [О];

Учитель – логопед: Правильно! Давайте тоже посмотрим в зеркала и произнесем звук [О], наш рот похож на овал.

Учитель – логопед: Ребята, а звуки [У], [А], [О] какие?

Дети: Гласные!

Учитель – логопед: а почему они гласные?

Дети: Когда мы произносим звуки [У], [А], [О] во рту нет преград.

Учитель – логопед: Молодцы, ребята!. Верно.

3.Дидактическая игра «Самые внимательные»

На столах у каждого дошкольника лежат по три красные фигуры: большой круг, маленький круг, овал.

Учитель – логопед: Ребята, Уля, Аня и Оля хотят поиграть с вами и проверить какие вы внимательные.

Если вы услышите звук [У] – поднимайте маленький красный круг;

Если вы услышите звук [А] – поднимайте большой красный круг;

Если вы услышите звук [О] – поднимайте большой красный овал;

Учитель – логопед произносит ряд гласных звуков: А,О,У,У,О,А,О,У – дети поднимают соответствующую фигуру.

4.Дидактическая игра «Помоги зверятам позвать маму»

На проектной доске изображения детенышей диких животных – бельчонка, лисенка, медвежонка

Учитель – логопед: Ребята, нам на пути в зимнем лесу встретились детеныши диких животных – бельчонок, лисенок и медвежонок. Они потеряли свою маму.

Кого ищет бельчонок?

Дети: Белку

Учитель – логопед: Верно! Кого ищет лисенок?

Дети: Лису!

Учитель – логопед: Верно! Кого ищет медвежонок?

Дети: Медведицу!

Учитель – логопед: Верно! Давайте послушаем, какие звуки произносят детеныши. Бельчонок произносит: «Ау». Какой звук был первый?

Дети: Звук [А]!

Учитель – логопед: А какой звук был второй?

Дети: Звук [У]!

Учитель – логопед: Молодцы! Бельчонку мы помогли найти его маму белку. Лисенок произносит «Уа». Какой звук первый?

Дети: Звук [У]!

Учитель – логопед: А какой звук был второй?

Дети: Звук [А]!

Учитель – логопед: Молодцы! Лисенку мы помогли найти его маму лису. Медвежонок произносит «Оа». Какой звук первый?

Дети: Звук [О]!

Учитель – логопед: А какой звук был второй?

Дети: Звук [А]!

Учитель – логопед: Молодцы. Медвежонок нашел медведицу. Мы помогли диким животным и их детенышам.

5.Дидактическая игра «Сундучок с подарками»

Учитель – логопед: Ребята, девочки на своем пути нашли вот такой сундук с подарками. Давайте посмотри, какие в сундуке подарки и подарим девочкам каждой свой подарок:

Уле – мы будем дарить подарки со звуком [У]

Ане – мы будем дарить подарки со звуком [А]

Оле – мы будем дарить подарки со звуком [О]

Дошкольники «дарят» подарки девочкам, опираясь на ударный звук в словах

Дом – это подарок для Оли;

Дуб – это подарок для Ули;

Мак – это подарок для Ани

Ведро – это подарок для Оли;

Лук – это подарок для Ули;

Рак – это подарок для Ани.

6.Динамическая пауза «Лес»

Учитель – логопед: Молодцы ребята, вы правильно распределили подарки для девочек. Давайте с вами немного отдохнем.

Дети встают

Мы немножко отдохнем

Дети стоят, руки вдоль туловища

Встанем, глубоко вздохнем

Руки через стороны вверх – вдох, опустить вниз – выдох.

Дети по лесу гуляли

Маршируют

За природой наблюдали

Повороты головой вправо - влево

Вверх на солнце посмотрели

Поднимают голову вверх

И их лучики согрели

Поднимают руки вверх, разводят пальцы

7.Дидактическая игра «О чем мечтают девочки»

На проектной доске предметные картинки: кошка, кукла, бант.

Учитель – логопед: В сундуке были не все подарки, которые хотели получить девочки. Давайте посмотрим о чем мечтают девочки. О чем мечтает Уля?

Дети: Уля мечтает о кукле.

Учитель – логопед: О чем мечтает Аня?

Дети: Аня мечтает о банте.

Учитель – логопед: О чем мечтает Оля?

Дети: Оля мечтает о кошке.

Учитель – логопед: Все верно!

8.Связь звуков и букв. Моделирование букв У,А,О из счетных палочек и ниток.

Учитель – логопед: Ребята, посмотрите, мы с вами помогли добраться до царства гласных звуков. А рядом с царством гласных звуков у нас царство букв. Звуки дружат с буквами. А чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.

Учитель – логопед: Правильно, посмотрите звук [У] дружит с буквой У. На что похожа буква У?

Дети: буква У похожа на рогатку (на ветку дерева, на уши зайца)

Учитель – логопед: звук [А] дружит с буквой А. На что похожа буква А?

Дети: на крышу дома, на треугольник.

Учитель – логопед: звук [О] дружит с буквой О. На что похожа буква О?

Дети: на очки, на колесо.

Учитель – логопед: Верно. У вас на столах лежат красные палочки и красные нитки. Давайте выложим с вами из палочек буквы У,А, а из ниток. Букву О. Чтобы построить букву А сколько нам нужно палочек?

Дети: Три!

Учитель – логопед: А для буквы У сколько нужно палочек?

Дети: Две!

Учитель – логопед: А букву О мы сделаем из красных ниток.

Дети моделируют буквы из палочек и ниток.

III. Итоговая часть занятия

1.Ответы на вопросы по итогам занятия

Учитель – логопед: Ребята, каким звукам мы сегодня помогли добраться до своего царства?

Дети: Звукам [А] [У] [О].

Учитель – логопед: Ребята, а звуки А,У,О какие?

Дети: Гласные звуки!

Учитель – логопед: С чем дружат звуки?

Дети: Звуки дружат с буквами.

Учитель – логопед: Чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

Учитель – логопед: Молодцы отличные помощники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»

Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтег...