"В царстве гласных звуков"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_puteshestvie_v_tsarstvo_glasnyh_zvukov.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №57»
Конспект итоговой ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе №5
Составила:
Учитель – логопед МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида
с группами для детей с нарушениями речи №57»
Федотова Ксения Эдуардовна
Республика Татарстан
г. Нижнекамск
2016 г.
Тема: «Путешествие в страну гласных звуков»
Образовательная область: Речевое развитие
Направление: Звуковая культура речи
Цель: закрепление понятия «Гласный звук», «Буква»
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
-учить дифференцировать понятия «Звук» и «Буква»;
-учить использовать в речи союз «О»;
-уточнить словарь по темам «Лес», «Дикие животные и их детеныши»;
-закрепить умение строить простые распространенные предложения;
- Коррекционно - развивающие:
-развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
-развивать физиологическое и фонационное дыхание;
-развивать силу голоса;
-развивать зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать умение слушать и адекватно реагировать на речь педагога и товарищей;
-воспитывать умение четко и ясно отвечать на вопросы педагога;
-воспитывать усидчивость во время занятия;
-воспитывать навык творческого подхода к выполнению заданий;
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа: отработка четкого произнесения гласных звуков [У] [А] [О] изолированно, в слогах, словах и в предложениях; Выполнение дидактических упражнений, способствующих различению гласных звуков на слух – «Хлопай, не зевай», «Подари подарок», «Подними фигуру»; Выкладывание букв У,О из счетных палочек, лепка буквы О из пластилина; Обведение контурных и точечных изображений букв У,А,О; Выделение букв У,А,О из наложенных изображений.
Индивидуальная работа:
Руслан: закрепить умение четко произносить гласный звук [А];
Карим: закрепить умение четко произносить гласный звук [У];
Вова: закрепить умение четко произносить гласный звук [О];
Булат: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [У];
Луиза: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [А];
Арина: отработка аккустико – артикуляционной характеристики звука [О];
Захар: закрепить умение выделять в слове гласный звук [А];
Руфиль: закрепить умение выделять в слове гласный звук [У];
Рузиль: закрепить умение выделять в слове гласный звук [О];
Самир: закрепить умение различать буквы А,О,У;
Никита: закрепить умение моделировать буквы А,У,О из счетных палочек и ниток;
Ильнур: закрепление умения выделять первый и второй звуки в звукосочетаниях гласных;
Матвей: закрепление умение использовать в речи простые распространенные предложения;
Богдан: формировать умение использовать в связной речи союз «О»;
Данил: закрепление понятий «Лес», «Дикие животные», «Детеныши диких животных»;
Словарная работа: Звук; Буква; Лес;
Дикие животные: Белка, лиса, медведица.
Детеныши диких животных: Бельчонок, лисенок, медвежонок.
Материалы и оборудование: проектная доска; сюжетная картина «Зимний лес»; индивидуальные зеркала; большие и маленькие красные круги и красные овалы на каждого ребенка; предметные картинки с изображением бельчонка и белки, лисенка и лисы, медвежонка и медведицы; предметных картинки со звуком [У] в ударной позиции: дуб, лук,кукла, сундук; предметные картинки со звуком [А] в ударной позиции: мак, рак, бант; предметные картинки со звуком [О] в ударной позиции: дом, ведро, кошка; девочки – звуковички У,А,О; красные счетные палочки; красные нитки.
Структура занятия
I. Вводная часть занятия (3 мин.)
1.Организационный момент;
2.Подвижная игра «Мы заходим с вами в лес …»;
II.Основная часть занятия (20 мин.)
1.Сообщение темы занятия;
2.Аккустико – артикуляционный образ гласных звуков [У] [А] [О];
3.Дидактическая игра «Самые внимательные»;
4.Дидактическая игра «Помоги зверятам позвать маму»;
5.Дидактическая игра «Сундучок с подарками»;
6.Динамическая пауза «Лес»;
7.Дидактическая игра «О чем мечтают девочки»;
8.Связь звуков и букв. Моделирование букв У,А, О из счетных палочек и ниток.
III. Итоговая часть занятия (2 мин.)
1.Ответы на вопросы по итогам занятия;
Ход занятия
I.Вводная часть занятия
1.Организационный момент
Дошкольники заходят в группу, на проекторе изображение зимнего леса.
Учитель – логопед: Ребята, мы с вами попали в зимний лес. Давайте с вами красиво встанем, поставим руки на пояс, и немного поиграем, что бы не замерзнуть
2.Подвижная игра «Мы заходим с вами в лес …»
Мы заходим с вами в лес, | Дети маршируют на месте |
Сколько тут вокруг чудес! | Удивляются, разводят руки |
Сколько елочек зеленых – | Скрещивают пальцы, показывают елочку |
Столько выполним наклонов, Раз, два, три. | Выполняют три наклона |
Сколько тут вокруг игрушек – Столько сделаем прыжков, Раз, два, три. | Выполняют три прыжка |
Впереди из – за куста, Смотрит хитрая лиса. | «Грозят» указательным пальцем лисе. |
Мы лису обхитрим, На носочках убежим | Бег на месте на носочках |
Все вокруг мы рассмотрели И тихонечко все сели | Садятся на места. |
II. Основная часть занятия
1.Сообщение темы занятия
Учитель – логопед: К нам за помощью обратились три девочки, которые заблудились в лесу.
Посмотрите эту девочку зовут Уля, эта – Аня, а это – Оля. Мы поможем девочка добраться до их дома?
Дети: Да!
2.Аккустико – артикуляционный образ гласных звуков [У] [А] [О]
Посмотри, внимательно какой звук произносит девочка Уля, ее рот похож на маленький круг.
Дети: Звук [У]!
Учитель – логопед: Правильно! Давайте с вами тоже посмотрим в зеркала и произнесем звук [У].Наш рот похож на маленький круг.
Посмотрите, а рот девочки Ани похож на большой круг, какой звук она произносит?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: Правильно! Посмотрите в зеркало и произнесите [А] наш рот похож на большой круг. А какой звук произносит Оля, ее рот похож на овал?
Дети: Звук [О];
Учитель – логопед: Правильно! Давайте тоже посмотрим в зеркала и произнесем звук [О], наш рот похож на овал.
Учитель – логопед: Ребята, а звуки [У], [А], [О] какие?
Дети: Гласные!
Учитель – логопед: а почему они гласные?
Дети: Когда мы произносим звуки [У], [А], [О] во рту нет преград.
Учитель – логопед: Молодцы, ребята!. Верно.
3.Дидактическая игра «Самые внимательные»
На столах у каждого дошкольника лежат по три красные фигуры: большой круг, маленький круг, овал.
Учитель – логопед: Ребята, Уля, Аня и Оля хотят поиграть с вами и проверить какие вы внимательные.
Если вы услышите звук [У] – поднимайте маленький красный круг;
Если вы услышите звук [А] – поднимайте большой красный круг;
Если вы услышите звук [О] – поднимайте большой красный овал;
Учитель – логопед произносит ряд гласных звуков: А,О,У,У,О,А,О,У – дети поднимают соответствующую фигуру.
4.Дидактическая игра «Помоги зверятам позвать маму»
На проектной доске изображения детенышей диких животных – бельчонка, лисенка, медвежонка
Учитель – логопед: Ребята, нам на пути в зимнем лесу встретились детеныши диких животных – бельчонок, лисенок и медвежонок. Они потеряли свою маму.
Кого ищет бельчонок?
Дети: Белку
Учитель – логопед: Верно! Кого ищет лисенок?
Дети: Лису!
Учитель – логопед: Верно! Кого ищет медвежонок?
Дети: Медведицу!
Учитель – логопед: Верно! Давайте послушаем, какие звуки произносят детеныши. Бельчонок произносит: «Ау». Какой звук был первый?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: А какой звук был второй?
Дети: Звук [У]!
Учитель – логопед: Молодцы! Бельчонку мы помогли найти его маму белку. Лисенок произносит «Уа». Какой звук первый?
Дети: Звук [У]!
Учитель – логопед: А какой звук был второй?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: Молодцы! Лисенку мы помогли найти его маму лису. Медвежонок произносит «Оа». Какой звук первый?
Дети: Звук [О]!
Учитель – логопед: А какой звук был второй?
Дети: Звук [А]!
Учитель – логопед: Молодцы. Медвежонок нашел медведицу. Мы помогли диким животным и их детенышам.
5.Дидактическая игра «Сундучок с подарками»
Учитель – логопед: Ребята, девочки на своем пути нашли вот такой сундук с подарками. Давайте посмотри, какие в сундуке подарки и подарим девочкам каждой свой подарок:
Уле – мы будем дарить подарки со звуком [У]
Ане – мы будем дарить подарки со звуком [А]
Оле – мы будем дарить подарки со звуком [О]
Дошкольники «дарят» подарки девочкам, опираясь на ударный звук в словах
Дом – это подарок для Оли;
Дуб – это подарок для Ули;
Мак – это подарок для Ани
Ведро – это подарок для Оли;
Лук – это подарок для Ули;
Рак – это подарок для Ани.
6.Динамическая пауза «Лес»
Учитель – логопед: Молодцы ребята, вы правильно распределили подарки для девочек. Давайте с вами немного отдохнем.
Дети встают
Мы немножко отдохнем | Дети стоят, руки вдоль туловища |
Встанем, глубоко вздохнем | Руки через стороны вверх – вдох, опустить вниз – выдох. |
Дети по лесу гуляли | Маршируют |
За природой наблюдали | Повороты головой вправо - влево |
Вверх на солнце посмотрели | Поднимают голову вверх |
И их лучики согрели | Поднимают руки вверх, разводят пальцы |
7.Дидактическая игра «О чем мечтают девочки»
На проектной доске предметные картинки: кошка, кукла, бант.
Учитель – логопед: В сундуке были не все подарки, которые хотели получить девочки. Давайте посмотрим о чем мечтают девочки. О чем мечтает Уля?
Дети: Уля мечтает о кукле.
Учитель – логопед: О чем мечтает Аня?
Дети: Аня мечтает о банте.
Учитель – логопед: О чем мечтает Оля?
Дети: Оля мечтает о кошке.
Учитель – логопед: Все верно!
8.Связь звуков и букв. Моделирование букв У,А,О из счетных палочек и ниток.
Учитель – логопед: Ребята, посмотрите, мы с вами помогли добраться до царства гласных звуков. А рядом с царством гласных звуков у нас царство букв. Звуки дружат с буквами. А чем отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.
Учитель – логопед: Правильно, посмотрите звук [У] дружит с буквой У. На что похожа буква У?
Дети: буква У похожа на рогатку (на ветку дерева, на уши зайца)
Учитель – логопед: звук [А] дружит с буквой А. На что похожа буква А?
Дети: на крышу дома, на треугольник.
Учитель – логопед: звук [О] дружит с буквой О. На что похожа буква О?
Дети: на очки, на колесо.
Учитель – логопед: Верно. У вас на столах лежат красные палочки и красные нитки. Давайте выложим с вами из палочек буквы У,А, а из ниток. Букву О. Чтобы построить букву А сколько нам нужно палочек?
Дети: Три!
Учитель – логопед: А для буквы У сколько нужно палочек?
Дети: Две!
Учитель – логопед: А букву О мы сделаем из красных ниток.
Дети моделируют буквы из палочек и ниток.
III. Итоговая часть занятия
1.Ответы на вопросы по итогам занятия
Учитель – логопед: Ребята, каким звукам мы сегодня помогли добраться до своего царства?
Дети: Звукам [А] [У] [О].
Учитель – логопед: Ребята, а звуки А,У,О какие?
Дети: Гласные звуки!
Учитель – логопед: С чем дружат звуки?
Дети: Звуки дружат с буквами.
Учитель – логопед: Чем отличаются звуки от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Учитель – логопед: Молодцы отличные помощники!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»
Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [ю], гласная двузначная буква Ю, ю»Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтег...