Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
учебно-методический материал по логопедии на тему
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как гласные - А,О,У,Ы,Э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye.doc | 49.5 КБ |
buklet_glasnye.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
ВАЖНОСТЬ РАБОТЫ С ГЛАСНЫМИ.
Подготовила:
учитель – логопед
Н. А. Князева
МБДОУ «Детский сад №17»
2018 г.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как гласные - А,О,У,Ы,Э и простых согласных Д, Т, Н, Ф, В и др.(т.е.звуков раннего онтогенеза).
Усвоение звуковой стороны речи (по А.Н.Гвоздеву)
а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез—значит индивидуальное развитие организма ребенка): гласные [а], [о], [у], [и];
б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный [ы].
Методика постановки гласных звуков
К группе гласных относятся шесть звуков: У – О – А – Э – И – Ы. Гласные звуки – это своего рода озвученный выдох, получивший в надставной трубке, или резонаторной полости, ту или иную окраску (тембр), в зависимости от формы ротоглоточной полости и направления воздушной струи.
Также в русском языке есть так называемые йотированные гласные: Е – Ё – Ю – Я, каждая из которых представляет собой сочетание гласной и звука j. Полнозвучное произношение гласных обеспечивает выразительность речи, придавая ей красоту и мелодичность. Каждый гласный звук требует определенной внешней и внутриглоточной артикуляции.
Звук «У» образуется при поднятом языке, который отодвигается назад. Ротовая полость сужается, а глоточная полость увеличивается.
Звук «О» – рот приоткрыт, глоточная полость увеличена.
Звук «А» – корень языка отодвигается назад, рот широко открыт, губы принимают овальную форму, глоточная полость маленькая.
Звук «Э» – широкая ротовая полость, глоточная сужается, язык внизу упирается в нижние резцы зубов.
Звук «И» произносится при смещении языка вперед и вверх, при этом образуется небольшая полость между стенкой языка и передней частью неба.
Звук «Ы» – при его произношении язык выдвигается вперед и вверх, при этом рот приоткрывается, а глоточная полость расширяется, звук получается прикрытым.
При произношении каждой гласной полость ротоглотки делится на два взаимосвязанных резонатора: задний – полость глотки и передний – полость рта.
Передняя часть резонатора называется «резонатором высоких тонов» (И, Э), задняя – «резонатором низких тонов»(О, У, Ы). Звук «А» содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов.
Недостатки произношения гласных звуков.
Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки.
Звук И иногда произносится почти как э или е (эгла — игла, пела — пила); звук Ы уподобляется звуку и. Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь — пить, бел — бил, пил — пел, села — сила, дитя — дети, тени — тина.
Для слуховой дифференцировки ы — и: был — бил, пил — пыль, Дима — дым, выл — вил, лыжи — лижи, мыло — мила, мышка — миска, пила — пыль.
Встречается неточное произношение губного гласного О. При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а. Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о, произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо, удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.
Неточное произношение звука У. Для исправления указанного недостатка в произношении гласного У, попросите ребёнка вытянуть вперёд губы произносить звук У, затем пальцами смыкать и размыкать губы. Либо делать в более быстром темпе упражнение «балалайка» пальчиками по губам. Звук можно сразу ввести в слова: утка, Умка, бумага, Буратино и т.д.
Коррекция гласных звуков. При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам.
Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:
А АА ААА АААА | Э ЭЭ ЭЭЭ ЭЭЭЭ | О ОО ООО ОООО | У УУ УУУ УУУУ | И ИИ ИИИ ИИИИ | Ы ЫЫ ЫЫЫ ЫЫЫЫ |
Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходим к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.
АЭ---ЭА АО---ОА АИ---ИА | УА---ЭА ОА---АИ ИУ---ОИ | АОЭ---ЭАО ОУИ---ИОУ ЭИО---УИО | АИУ---АЭИ ЭОА---ОУИ ЭИО---ЭОА |
Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). Дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.
Упражнения для постановки гласных звуков
Представьте, что ваша кисть – раскрывающийся цветок. Произнесите «У – О – А – Э – И – Ы». Если вы когда-нибудь видели, как распускается бутон цветка, то не могли не заметить, что этот процесс не только зрелищный, но и непрерывный. Воссоздайте эту непрерывность. Попробуйте несколько раз с помощью линейки гласных раскрыть воображаемый цветок.
Примечание «Линейка гласных»
Линейка гласных – это последовательность гласных звуков «у-о-а-э-и-ы», (иногда «и-э-а-о-у-ы») для удобства используемая в голосоречевом тренинге как один из видов ритмической организации слоговых комбинаций и звукосочетаний. Этот порядок гласных звуков дает возможность постепенного подъема гортани от «у» до «и» и в связи с этим повышения тона.
Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях
Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка — поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи..., затем и-и-и-..., пи-би-ки-ги.
Если ы произносится как и (рил — рыл, сипал — сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы, потом бабобу-бэбибю и т. п.
Используемые источники:
М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
http://info-nanny.ru/logopedicheskie-uprazhneniya/logopedicheskie-uprazhneniya-na-glasnye-zvuki.html
https://studfiles.net/preview/6312477/page:5/
Предварительный просмотр:
Логопедическое упражнение произнесения звука «И»
1) Артикуляционная гимнастика
Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Звукоподражания
и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).
4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:
Игра «Шофер»
В машине, в машине шофер сидит. |
Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»
1) Артикуляционная гимнастика
Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Моем руки
Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:
Мыли, мыли руки с мылом, |
4) Игра
Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.
Логопедическое упражнение произнесения звука «А»
1) Артикуляционная гимнастика
Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).
2) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
3) Повторяйте звукоподражания
Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).
4) Ладушки
Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:
Ой, ладушки, ладушки |
Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»
1) Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».
2) Игра
Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Вот моя семья
Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:
Загибаем большой палец | - Этот пальчик дедушка, |
Логопедическое упражнение произнесения звука «О»
1) Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».
2) Игра
Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».
В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Звукоподражания
ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).
5) Кошкин дом
Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:
Бом – бом, бом – бом! |
Логопедическое упражнение произнесения звука «У»
1) Артикуляционная гимнастика
Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.
2) Звукоподражания
Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).
3) Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
4) Игра «поезд»
Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:
Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У! |
5)Игра «Эхо»
Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа при работе с гласными звуками
В своей работе использую технологию - развивающие игры. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психиче...
Игровые приемы в работе с гласными звуками
Данный материал (формирование фонематического восприятия) поможет подготовить детей к обучению грамоте. До начала школьного обучения ребенок должен узнавать любой заданный звук в слове и отличат...
Открытое коррекционное занятие «Путешествие в Страну Правильной Речи» Тема: Гласные звуки
Ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения. Одна из частых видов дисграфии- дисграфия на почве нарушений языко...
Альбом № 1 «Дифференциация звуков на материале чистоговорок» (гласные звуки)
Коррекционная работа по обучению произношению состоит из нескольких этапов, дифференциация звуков это один из этапов в системе работы над звукопроизношением. Чист...
Авторская дидактическая игра "Заколдованный лягушонок. Звук [а]". Цикл игр "Гласные звуки. Заколдованные животные".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29466080","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Задачи. Автоматизация звука [а] в словах. ...
Игры с дошкольниками на этапе подготовки к обучению грамоте. Работа над гласными звуками и буквами, которые их обозначают
В данной методической разработке представлена система игр на начальном этапе подготовки к обучению грамоте. Материал может быть полезен учителям-логопедам, работающим в группах компенсирующей направле...
Начальный этап логопедической работы - артикуляция гласных звуков
Начальный этап логопедической работы - артикуляция гласных звуков...