Тема: «Звук «ж». Буква «Ж»»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Познакомить детей с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа: «От рождения до школы»
Группа: старшая
Тема: «Звук «ж». Буква «Ж»»
Цель: создание благоприятных условий для знакомства со звуком и буквой «Ж», «ж», научить детей правильно произносить звук «Ж» в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
- Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к образовательной деятельности через использование игровых приемов, воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
- Развивающие: развивать связную речь согласно нормам русского языка, развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности, развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
- Образовательные: познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи.
- Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Активизация словаря: буква «Ж», звук «ж», слова с буквой или звуком «Ж», «ж».
Наглядный материал и оборудование:
Оборудование: доска, мел, касса букв, слоговые таблицы.
Демонстрационный материал: иллюстрации по теме занятия, карточки со словами по заданно теме, изображение буквы «Ж».
Раздаточный материал: мячи, палочки.
Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физкультминутка, работа с индивидуальными карточками.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
- Организационный этап:
- Приветствие:
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
- Проверка готовности детей:
Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!
- Мотивация к организованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации: артикуляционная гимнастика:
«Слоник»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну
А потом их отпускаю
И на место возвращаю
«Чашка»
Язык лопаткой положи
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем,
А края к зубам прижмем.
Дыхательное упражнение «Трубач»
«Тру-ру-ру, бу-бу-бу
Подудим в свою трубу.
Чтение слоговой таблицы.
ВА СА МА ЛА ДА
ВО СО МО ЛО ДО
ВУ СУ МУ ЛУ ДУ
ВЫ СЫ МЫ ЛЫ ДЫ
- Основной этап:
1. Сообщение темы занятия. Беседа.
В.: Ребята отгадайте загадку:
Шесть ног без копыт, летит – жужжит,
Упадет, в землю ползет.
Д.: Жук
В.: Как можно назвать маленького жука?
Д.: Маленького жука можно назвать – жучок.
В.: Если увидим несколько жуков, как их назовем? Кто они?
Д.: Нескольких жуков можно назвать – жуки.
В.: Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите?
Д.: Первый звук слышится «Ж».
2. Характеристика звука «Ж»
В.: Когда мы произносим звук «Ж», кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнесите: Ж-Ж-Ж.
Д.: Ж-Ж-Ж
В.: Ребята, гласный или согласный звук «Ж»?
В.: Ребята, как вы думаете, какие отличие гласных звуков от согласных.
Д.: Гласные поются, тянутся и когда мы их произносим, во рту ничего не мешает, а согласные не тянутся, и когда согласный звук проговариваешь, во рту как будто что-то мешает.
В.: Предлагаю, все вместе произнести чистоговорку:
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,
Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.
Д.: Повторяют вместе с воспитателем.
3. Игра «Назови ласково»
В.: Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.
флаг – флажок шаг - шажок
снег – снежок пирог - пирожок
берег – бережок круг - кружок
друг – дружок утюг - утюжок
сапог - сапожок творог – творожок
- Игра «Кто внимательный?»
В.: Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, морж, кошка, журавли, ножницы, машина, еж, снежинка, лыжи, замок, лиса, жук, карандаш.
Д.: отвечают по – одному подняв руку.
- Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
- Продолжение знакомство с буквой «Ж».
Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?
Это буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук Ж - Ж - Ж - Ж.
- На что похожа буква Ж?
В.: У вас на столах лежат наши мячики помощники. Поиграем с ними:
Ходит ёжик вдоль дорожек,
По лесу, по лесу.
И колючками своими
Колется, колется.
А я, ежику, ежу
Ту тропинку покажу.
Где катают мыши,
Маленькие шишки.
Выкладывание буквы из палочек. Печатанье буквы «Ж».
7. Упражнение с разрезной азбукой, составление и преобразование слогов.
В.: Открываем кассу букв, попробуем составить слоги.
Игра «Договори слова»
ле
бро
хо
гля
дру жу
ви
ре
вя
ма
бу
III Заключительный этап:
- Подведение итогов. Рефлексия:
В.: С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?
Д.: Сегодня мы познакомились «Ж», буква «Ж» обозначает звук «ж».
Прочитайте только те слова и слоги, в которых есть буква Ж:
Жа жи лак кот
Жук жар тук мороз
Лужа Жора стук лимон
В.: Ребята, посмотрите перед вами лежат солнышко и тучка, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно. Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.
2. Оценка деятельности воспитанников:
В.: Молодцы ребят! Вы сегодня работали активно, смотрю все себя на занятие чувствовали комфортно, так как выбрали солнышко! Ребята, а что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?
Д.: ответы детей, что больше всего понравилось и что запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...